Государственное областное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида № 7,
Разработки занятий
«Наши полезные привычки»
2 класс
(методическое пособие)
Учитель начальных классов:
Кононова Татьяна Николаевна.
Великий Новгород
СОДЕРЖАНИЕ
-
Введение
Разработки уроков 2 класс
Список литературы
Выводы
ВВЕДЕНИЕ Важно дать учащимся правильную установку, представление о том, что «хорошо», а что «плохо», и задолго до того, как возникнет опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с табаком, алкоголем и психоактивными веществами, необходимо сформировать у него устойчивое негативное отношение к употреблению этих веществ. Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Она может:
- прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
- влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
- осуществлять совместную работу с семьёй ребенка для контроля над ситуацией;
- привлекать специалистов - медиков, психологов, педагогов и др.
Занятия предназначены для учащихся 2 классов, которые формируют определенные психологические установки, призванные помочь ребенку узнать себя, а в будущем сформировать на основе полученных знаний те умения и навыки, которые будут способствовать получению здоровых установок ответственного поведения; а также за счет часов родительских собраний, так как работа с родителями - одно из основных направлений данной программы. Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Задачи: - предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем;
- помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю;
- научить детей понимать и контролировать свои эмоциональные состояния, стремиться к пониманию окружающих и критически относиться к собственному поведению;
- формировать умения сотрудничать и взаимодействовать;
- учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
Мною были разработаны и проведены следующие занятия: 2 класса
- Я - неповторимый человек. Вкусы и увлечения.
- О чем говорят выразительные движения.
- Учусь понимать людей.
- Опасные и безопасные ситуации.
- Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
- Реклама табака и алкоголя.
Мы не можем, оберегая детей от невзгод жизни, поместить их под стеклянный купол. Но мы можем и должны помочь сформировать у детей здоровые установки и ответственное поведение. РАЗРАБОТКИ УРОКОВ 2 КЛАСС
Урок
Я - неповторимый человек. Вкусы и увлечения
Тема: Уникальность индивида Цель: показать детям уникальность каждого ученика; показать разнообразие вкусов и увлечений учеников класса. Оборудование: рабочие тетради учащихся, камушки и ракушки, лупа, цветные карандаши. Подготовка помещения к началу урока: стулья расставляются по кругу, для каждой группы готовится отдельное рабочее место.
Ход урока.
- Организационный этап.
Все дети садятся за парты. Учитель обращает внимание детей на тему урока, записанную на доске: Я - неповторимый человек. Вкусы и увлечения. - Прочитайте тему нашего урока. О чем сегодня мы будем с вами говорить? - Займите места в нашем круге. (Все дети пересаживаются в круг - Ребята, скажите, в какой стране мы живем? Как принято здороваться в нашей стране? Поздоровайтесь друг с другом. (Дети практически выполняют ритуал приветствия.) - Представьте себе, что вы сейчас жители необычной страны. А в каждой стране свои обычаи приветствия друг друга. Поздоровайтесь: спинами, коленками, лбами, носами, щечками. - Поздоровались, молодцы. А теперь поприветствуйте друг друга: У тебя носик, у меня носик. У тебя щечки, у меня щечки. У тебя ушки, у меня ушки. Ты мой друг и я твой друг. Мы любим друг друга. - Наблюдение за предметами: дети рассматривают, принесенные ими, камушки и ракушки.
Задание: разложить их по величине и доказать, что предметы похожи, но у них есть различия (особые приметы). - Что заметили? - В природе одинаковые предметы встречаются очень редко. Задание: сложить камешки в одну кучку. Что получилось? (Горка.) Учитель: Разные камни дополняют друг друга, образуя целое. Задание: в группах встать по росту (по цвету волос, глаз). «Мозговой штурм»: подумать и рассказать о преимуществах высокого и маленького роста. Вывод: человек может развивать в себе некоторые качества в результате систематических занятий. Например, занятия спортом развивают силу и ловкость. Задание: сравнить рисунки линий на ладонях, на пальцах. У людей не бывает двух абсолютно одинаковых линий. О чем это говорит? (Об уникальности каждого человека.) Вывод: каждый человек уникален. Его уникальность - это ценность. Поэтому мы все должны быть внимательными друг к другу и заботиться друг о друге и о себе. - Что значит заботиться о себе? (питаться, ухаживать и т.д.) Вывод: все мы имеем общие схожие признаки, но каждый из нас отличается от других людей. Все мы неповторимые. Благодаря своей неповторимости каждый ученик дополняет класс. Словарь Неповторимость человека - это сочетание его способностей и черт характера. Твои вкусы - это то, что тебе нравиться. Твои увлечения - это то, чем ты любишь заниматься.
- Вкусы и увлечения. (Все дети садятся за парты индивидуально)
- Каждый человек еще уникален тем, что имеет разные вкусы и увлечения. А что такое вкус? увлечения? Вывод: у каждого человека разные вкусы и увлечения. Полезные увлечения укрепляют здоровье. - «Алло, мы ищем таланты!»
Каждый ученик рассказывает или показывает свои таланты.
Урок
О чем говорят выразительные движения
Тема: Общение Цель: познакомить детей с выразительными движениями как невербальными средствами общения. Словарь: общение, общение без слов, выразительные движения.
Оборудование: обруч, рабочие тетради.
Ход урока.
- Организационный этап.
Все дети садятся за парты. Учитель обращает внимание детей на тему урока, записанную на доске: Общение
О чем говорят выразительные движения Прочитайте тему нашего урока. О чем сегодня мы будем с вами говорить? Продолжите фразу: Общение - это… Займите места в нашем круге. (Все дети пересаживаются в круг.)
- Приветствие
а) приветствие друг друга; Поздоровайтесь друг с другом: руками, плечом, спиной, придумать свой способ. Поздоровались, молодцы. А теперь поприветствуйте друг друга: У тебя ручки, у меня ручки. У тебя плечи, у меня плечи. У тебя спинка, у меня спинка. У тебя пальчики, у меня пальчики. Ты мой друг и я твой друг. Мы любим друг друга. б) игра «Встаньте те, кто…» Учитель говорит фразу: «Встаньте те, кто любит заниматься спортом». Дети встают. Затем каждому предлагается по очереди войти в обруч и показать с помощью движений, каким видом спорта он любит заниматься, а все дети отгадывают. любит заниматься спортом; у кого есть любимая игрушка; любит помогать маме или папе. - Как вы догадались? - Что помогло вам догадаться? (Движения, позы, жесты, мимика) - Общение без слов (выразительные движения). Работа за партами
1) Беседа по вопросам: Что помогает людям общаться? (Речь) С помощью чего можно общаться? (С помощью слов.) А может ли человек общаться без слов? Как? Что значит общаться без слов? В народе есть такое выражение «Написано на лице», как вы его понимаете? Посмотрите внимательно на рисунки лиц. На каком рисунке лицо изображает радость? (гнев, злость, страдание, боль?). Вывод: наблюдая не только за животными, но и за людьми, мы видим их выразительные движения (позы, жесты, мимику). Это позволяет нам понять человека без слов.
- Игра «Угадай сказку».
Задание командам: подготовить и показать сказку без слов с помощью мимики, жестов, поз. А другие группы должны постараться ее отгадать. - Итог и оценка занятия: Все дети садятся на стулья по кругу. Учитель предлагает каждому сказать, что сегодня на уроке ему понравилось.
Закончить предложение: На уроке я узнал(а)…
Урок
Учусь понимать людей
Тема: Общение Цель: показать детям, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов сообщения. Оборудование: рабочие тетради учащихся, цветные карандаши. Подготовка помещения к началу урока: стулья расставляются по кругу, для каждой группы готовится отдельное рабочее место.
Ход урока.
- Организационный этап. Повторение
Все дети садятся за парты. Учитель обращает внимание детей на тему урока, записанную на доске: Общение
Учусь понимать людей Прочитайте тему нашего урока. О чем сегодня мы будем с вами говорить? Что такое общение? Как можно общаться? (Со словами и без слов, с помощью жестов, мимики, поз). (Словарь, с.8) Раскрасьте «пушистика», у которого такое же настроение, как и у тебя (с. 15). Займите места в нашем круге. (Все дети пересаживаются в круг.)
Поздоровайтесь друг с другом: руками, плечом, спиной, придумать свой способ. Поздоровались, молодцы. А теперь поприветствуйте друг друга: У тебя ручки, у меня ручки. У тебя плечи, у меня плечи. У тебя спинка, у меня спинка. У тебя пальчики, у меня пальчики. Ты мой друг и я твой друг. Мы любим друг друга. Детям нужно выполнить задание: походить как маленький ребенок; походить как старый человек; улыбнуться как кот на солнышке; посидеть как пчела на цветке; посидеть как наездник на лошади; попрыгать как кузнечик; попрыгать как обезьяна; нахмуриться как осенняя туча; нахмуриться как рассерженная мама; в) игра-сказка; Для каждой группы учитель читает сказку, а дети изображают ее героев с помощью мимики, жестов, интонации. г) игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем …» По считалке выбирается один игрок, который выходит за дверь. В это время все дети решают, что они будут делать (участники выполняют разные движения одной ситуации). Затем приглашается игрок, который должен будет угадать, что делают дети. Затем выбирается новый ведущий и игра продолжается. Вывод: несоответствие слов и выразительных движений путает собеседника, создает трудности в общении, заставляет усомниться в правдивости сказанного. Все дети садятся на стулья по кругу. Учитель предлагает каждому сказать, что сегодня на уроке ему понравилось.
Закончить предложение: На уроке я узнал(а
Закрасить «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.
Игра-сказка
1) «Воробьиная семья» «Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помогал отцу, и этим всегда хвастался перед своими друзьями. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с тем, кто не соглашался с ним, воробышек ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду, но воробышек не прилетал. Родители стали волноваться, не съели не крошки. Папа-воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, что с ее любимым сыночком что-то случилось. А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробушек наконец-то прилетел к родителям. И в воробьиной семье был серьезный разговор... (дети чирикают, интонациями передавая чувства мамы, папы, сына). Воробышку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется. Сын рассказал родителям, как ему хотелось доказать всем, какой он взрослый. Воробышек объяснял, что очень хотел бы, чтобы его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек попросил прощения, и родители его простили. Они накормили сына вкусной едой и, погладив по перышкам, ласково объяснили, что очень любят его, и для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу». 2) «Три поросенка» (последняя часть сказки) 3) «Расскажи стихи без слов» Ждет гостей сегодня кошка И волнуется немножко: «Что ж так долго не идут?» Ну а гости тут как тут. Друг за дружкой по дорожке Все спешат поздравить кошку. Белка в тележке Везет орешки. Кудрявый барашек С букетом ромашек. А кот Тимофей Принес двух мышей. Всем подаркам кошка рада, С одного не сводит взгляда. Догадайтесь поскорей, Чей подарок всех милей? (Е. Ефимовский)
Урок
Опасные и безопасные ситуации
Тема: Принятие решений Цель: обсудить с детьми возможные опасные и безопасные ситуации Словарь: опасность Оборудование: рабочие тетради учащихся, цветные карандаши. Подготовка помещения к началу урока: стулья расставляются по кругу, для каждой группы готовится отдельное рабочее место.
Ход урока.
- Организационный этап. Приветствие
Все дети приглашаются занять места в круге. Ребята, скажите, как вы обычно приветствуете взрослого человека? (Здравствуйте.) А как поздороваетесь со своим товарищем? (Привет.) Почему именно так? Сейчас каждый из вас поприветствует друг друга этими словами: один говорит всем: «Здравствуйте», следующий - «Привет» и т.д. А теперь представьте себе, что вы гусеница. Обнимите руками впереди стоящего человека. Сейчас мы узнаем, какая из гусениц самая проворная. По моему сигналу обе гусеницы начинают двигаться, огибают преграду и стараются первыми занять свое место. Приготовились, начали! - Работа по теме занятия
а) Сообщение темы и цели занятия. Все дети садятся за парты. Учитель обращает внимание детей на тему урока, записанную на доске: Опасные и безопасные ситуации. Принятие решений Прочитайте тему нашего урока. О чем сегодня мы будем с вами говорить? Как вы понимаете, что такое опасные ситуации? безопасные ситуации? Давайте подумаем, что обозначает слово опасность. б) Работа с пословицами. Ребята, прочитайте первую (вторую) пословицу. Как вы ее понимаете? «Опасение - половина спасения»
«Берегись бед, пока их нет» Подумайте и скажите, где вы себя чувствуете в безопасности? Почему? (Ответы детей.) в) Выполнение задания Предлагаю детям вспомнить какую-то опасную ситуацию из личного опыта или опыта других людей и описать ее по вопросам задания. Желающие рассказывают всем об этой ситуации. Я записываю на доске ответы детей под заголовками: «Опасные места» и «Люди, которые мне помогли». г) Выполнение задания Посмотрите на рисунки людей. Кто они могут быть? (Ответы детей.) Закрасьте рисунок того человека, который помог тебе в опасной ситуации. Если этого человека здесь нет, то сам нарисуй его в свободном прямоугольнике. Проверка выполнения задания: - Кого вы закрасили? нарисовали? Вывод: Дети могут научиться узнавать опасные ситуации и стараться их избежать. Для этого им нужно знать шаги принятия решений.
- Ознакомление учащихся с шагами принятия решений
После прочтения учащимися каждого шага, на доске выполняется следующая запись: - Остановись
- Подумай.
- Выбери.
- Похвали себя.
- игра «Угадай командира»
Все дети встают в круг. По считалке выбирается игрок, который будет угадывать командира. Он выходит из помещения. Все участники договариваются, кто из них будет командиром. Задача командира незаметно для угадывающего показывать различные движения, а задача детей - их точно повторять. Угадывающий игрок приглашается в круг. Дети начинают выполнять движения вслед за командиром, а он старается его отыскать. - Подведение итогов занятия
Все дети вновь садятся на стулья по кругу. Учитель предлагает каждому сказать, что сегодня на уроке ему понравилось. Закончить предложение: На уроке я узнал(а)… Закрасить «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя. Урок
Учусь принимать решения в опасных ситуациях
Тема: Принятие решений Цель: способствовать рациональному принятию решений детьми. Задачи: поговорить о разных вариантах решения проблемных ситуаций и их последствиях; обсудить опасные для здоровья ситуации. Оборудование: рабочие тетради учащихся, цветные карандаши. Подготовка помещения к началу урока: стулья расставляются по кругу, для каждой группы готовится отдельное рабочее место.
Ход урока.
- Организационный этап. Приветствие
а) Дети садятся за парты и в рабочей тетради закрашивают «пушистика» в соответствии со своим настроением. б) Игра-приветствие. Все дети приглашаются занять места в круге. Сегодня мы будем приветствовать друг друга по-разному и при этом учиться считать. Вы должны приветствовать друг друга способом, какой я укажу, и при этом сосчитать сколько раз вы поздоровались. Тот, кто сумеет поздороваться большее количество раз, тот и победитель. Поздоровайтесь: коленями, спинами, левой пяткой, правым боком, лбами, правым указательным пальцем. - Энергизатор «Домики»
А сейчас мы с вами поиграем в вашу любимую в игру «Домики». Давайте распределимся на группы: 1 стена, 2 стена, крыша. Два участника образуют «Домик», взявшись за руки (соединив ладони) и подняв их над головой - «крыша». Третий участник встаёт внутри «домика» - это «житель». По команде «Меняются домики!» - «домики» распадаются, ищут себе новую пару и вновь строят «домик». По команде: «Меняются жители!» - «жители» меняются домиками, т.е. быстро перебегают в освободившийся «домик». По команде: «Землетрясение!» - меняются местами и ролями все. Ведущим становится тот, кто остался без пары. - Работа по теме занятия
а) Сообщение темы и цели занятия. Все дети садятся за парты. Учитель обращает внимание детей на тему урока, записанную на доске: Учусь принимать решения в опасных ситуациях Прочитайте тему нашего урока. О чем сегодня мы будем с вами говорить? Народная мудрость гласит: «Семь раз отмерь, один отрежь». Объясните, как вы понимаете эту поговорку. Вспомните случай из жизни нашего класса, к которому можно применить эту поговорку. б) Повторение Шагов принятия решений (стр. 19) - Остановись.
- Подумай.
- Выбери.
- Похвали себя.
Вывод: иногда, совершив поступок, люди сожалеют о том, что не подумали о возможных последствиях этого поступка. Некоторые поступки влияют на здоровье человека всю жизнь. А что для человека главное? (Здоровье.) в) Работа в тетради Задание: раскрасить рисунок, иллюстрирующий поговорку. 4. Подведение итогов занятия Все дети вновь садятся на стулья по кругу. Учитель предлагает каждому сказать, что сегодня на уроке ему понравилось. Закончить предложение: На уроке я узнал(а)… Закрасить «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя. Урок
Реклама табака и алкоголя
Тема: Информация Цель: познакомить учащихся с рекламными приемами. Задачи: обсудить цель рекламы; описать рекламные приемы; поговорить о рекламе сигарет и алкоголя. Словарь: потребитель, прием, рекламный прием. Оборудование: рабочие тетради учащихся, цветные карандаши. Подготовка помещения к началу урока: стулья расставляются по кругу, для каждой группы готовится отдельное рабочее место.
Ход урока.
- Организационный этап. Приветствие
а) Дети садятся за парты и в рабочей тетради закрашивают «пушистика» в соответствии со своим настроением. б) Игра-приветствие. Все дети встают в круг Скажите, когда люди приветствуют друг друга, что они говорят? (Здравствуйте.) А как поздороваетесь со своим товарищем? (Привет.) Сейчас каждый из вас поприветствует друг друга этими словами: один говорит всем: «Здравствуйте», следующий - «Привет» и т.д. У нас получилось две группы: «Здравствуйте» и «Привет». Одна группа встает во внутренний круг, а другая - во внешний. Во время приветствия ребята из группы «Здравствуйте» остаются стоять на месте, а ребята из группы «Привет» движутся по кругу, приветствуя одноклассников. Ты мой друг. Я твой друг. Как ты тут? Ты пришел. Хорошо. - Игра «Веселый счет»
Поприветствовав друг друга, дети остаются в парах, поворачиваются друг к другу спиной. Они по очереди называют любое однозначное число и прыгают вместе столько раз, сколько получиться, если сложить вместе оба названных числа. И продолжают игру дальше по кругу. - Работа по теме занятия
а) Сообщение темы и цели занятия. Все дети садятся за парты. Учитель обращает внимание детей на тему урока, записанную на доске: Информация
Реклама табака и алкоголя Прочитайте тему нашего урока. О чем сегодня мы будем с вами говорить? Как вы понимаете, что такое реклама? (Реклама - это информации о предлагаемых товарах и услугах.) Где вы видели рекламу? Что она предлагала (рекламировала)? Как вы думаете, для кого делается реклама? (Для людей.)
- Вывод: Люди, продающие товары, часто используют различную рекламу. Они хотят привлечь внимание покупателей к своим товарам или услугам. Как вы думаете, вся ли реклама правдива? (Нет. Реклама преувеличивает хорошие свойства товара, а скрывает плохие.)
Для чего продавцы рекламируют хорошие свойства товара, а плохие скрывают? (Чтобы быстрее продать товар и получить прибыль.) - Беседа о рекламе табака и алкоголя.
Что необходимо человеку, чтобы жить? (Еда, вода, воздух…) Употребление табака и алкоголя так же нужны человеку? (Нет. Без них человек может обойтись.) Для того чтобы люди привыкали к ним, табачные и алкогольные компании тратят очень большие средства на рекламу. - Подведение итогов занятия
Все дети вновь садятся на стулья по кругу. Учитель предлагает каждому сказать, что сегодня на уроке ему понравилось. Закончить предложение: На уроке я узнал(а)… Закрасить «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
еОбухова, Л.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. - М.: ВАКО, 2004. - 240 с.
-
Сборник методических материалов / Профилактика табакокурения у учащихся образовательных учреждений / Автторы-составители Н.Г. Одинец, Т.П. Аксютич и др. - Иркутск, 2008. - 120 с.
-
Сборник методических материалов Лучшая педагогическая разработка по профилактике социально-негативных явлений в рамках работы школьного наркопоста. - выпуск 2. - Иркутск, 2010. - 196 с.
-
Слободян, Н.И. Формирование эффективного взаимодействия в системе школа-семья / Авторы-составители Н.И. Слободян, Н.Т. Голубева, О.В. Жукова. - Иркутск, 2008. - 102 с.
-
Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. - Изд. 3-е, улуч. и доп. / Пособие для учителя. - М., 2000. - 94 с.
ВЫВОДЫ Достижение цели осуществлялось через решение задач: учить детей лучше понимать себя; критически относиться к собственному поведению; стремиться понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними; учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. Реализация поставленных задач выполнялась через систематическую работу с учащимися на занятиях, на классных часах, через работу с родителями. Я считаю необходимым продолжать в начальных классах работу по этой программе.