Разработка урока по русскому языку на тему Склонение имён существительных (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе.

Тема урока: « Склонение имён существительных»

МБОУ СОШ .Эрзин

учитель русского языка и

литературы Ондар Галина Ончаевна.

Цели.

Обучающие:

  • Обобщить полученные ранее знания по теме «Склонение имён существительных».

  • Формировать умения и навыки склонения имён существительных.

  • Развивать умения находить имена существительные в тексте.

Развивающие:

  • Развивать речь, орфографическую зоркость, память.

  • Развивать учебно-организационные навыки ( ставить перед собой цели, разбивать их на задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность.

  • Развивать мыслительные операции (анализ, группировка по признакам)

Воспитывающие:

  • Поддерживать интерес к русскому языку.

  • Воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь.

  • Развивать умение работать в коллективе (в группах), согласуя свои действия и мнения.

Задачи:

  1. Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.

  2. Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

  3. Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,

формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.

Тип урока - урок закрепления знаний.

Основные методы -объяснительно-иллюстрированный, наглядный ,самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, работа в парах,в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения - учебник, презентация.

Оборудование:

таблица «Три склонения существительных», карточки со словами,

карточки с заданиями, ноутбук, учебник, тетрадь

Источники информации:

-программа дисциплины;

-технологическая карта урока;

-литература для учителя;

-учебники;

-интернет-сайты

Ход урока.

1.Организация начала урока. (Создание эмоционального настроя).

Учитель.

Друг на друга посмотрели,

Повернулись, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

-Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка. - Пожелаем друг другу успехов в учении. Мы умные, мы дружные, Мы -внимательные, мы- старательные!

-Сейчас у нас урок русского языка. Кто мне скажет , какую тему мы изучали на прошлом уроке?

2. Обобщение и систематизация знаний:

Д. Мы изучали тему « Склонение имён существительных».

У. -Что такое имя существительное ?

Д.- Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто или что?

У. Назовите постоянные признаки имени существительного.

Д.- Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

У. Назовите, пожалуйста.

Д- Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

У. Назовите , пожалуйста.

У.- Какими бывают имена существительные.

Д.- Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода…

У.- Сколько типа склонения имён существительных?

Д.- В русском языке есть 3 типа имён существительных…

3 . Работа в парах. Перед вами магнитные дощечки. Определите склонение записанных слов.

У.- Сколько падежей в русском языке?

Д.- В русском языке 6 падежей .

У.- Назовите.

У. Вспомните имена существительные единственного числа в форме Р.п с предлогами. Составьте словосочетания с именами существительными в форме Р. п. с предлогами.

(Дети составляют свои словосочетания)

Стоит ( у чего?) у дома, у школы,…

Растёт ( около чего?) около дома, около школы,…

Лежит (возле чего?) возле дома, возле школы,...

Бегает (вокруг чего?) вокруг дерева, вокруг школы,…

Пришёл (из чего?) из дома , из школы,…

Приехал (с чего?) с почты , со стадиона,…

Отошёл (от чего?) от дома , от почты,…

Получил (от кого?) от отца, от учителя,…

Пришёл (без чего?) без пенала, без ручки,…

Сделал (до чего?) до обеда, до уроков,…

(после чего?) после обеда, после работы,…

(для кого?) для брата, для сестры,…

4 . А теперь, отдохнём. Физминутка:

Вот мы руки развели

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились

Выпрямились, поклонились-2 раза

Ниже дети не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

5.Работа на доске.

У. Запишите сегодняшнее число. Назовите букву которую мы будем писать на минутке чистописания. Какая это буква?

Д. Это буква Д. Д-согласный ,звонкий , парный [д-т].

6 .Синтаксический разбор предложения. В выделенных словах укажи падеж существительных.

Весной мы сажали( В.П) морковку, капусту и картошку. Морковка и картошка растут ( у чего?) Р. п у дома, а капуста растёт у речки, потому что её нужно очень много (чего?) Р.п. воды. Я всё лето караулила капусту (от кого?) Р.п от курицы.

Д. - 1- ое предложение простое, распространённое. 2-ое предложение сложное, 3-е предложение распространённое, состоит из 3-х предложений простое, распространённое.

Дети находят главные члены предложения и указывают падеж существительных. Именительный - имя предмета - начальная форма наименования. Родительный буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.д.). Дательный - от слова «дать», так как наиболее типичное его значение - обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку и т.д.). Творительный - связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так Михаилом Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется.

7 .Давайте, отвлечёмся, отдохнём, вспомним скороговорки .

Дети читают скороговорки.

8 .Игра «Найди слова»

Столб, полк, удочка, дорога, коса, зубр, мель, олень.

У птицы это крыло, у человека -

У собаки морда, у человека-

У льва пасть, у человека-

У подводной лодки перископ, у человека---

У машины мотор, у человека-

9 .Склонение имён существительных по падежам

И.п. кто? Что? Стол, озеро, мама ,книга, мышь.

Р.п. кого? Чего? Стола, озера, мамы, книги, мыши.

Д.п. кому? Чему? Столу, озеру, маме, книге, мыши.

10. Работа по ноутбуку:

Распределить существительные в соответствии с их значением:

Краснота бегство ливень нежность

Прыжок смелость туман мороз

обход отдых белизна весна

Явления действительности: …, …

Признак как предмет: …, …

Действие как предмет: …, …

11. Рефлексия.

Учитель.

-Оцените результаты своего труда на уроке.

-Кто хочет показать их? Прокомментируйте.(ладошка одного цвета)

-А сейчас покажем результаты труда всего класса.

-(на доске появляется круг из ладошек: красные-все получилось, зеленые -нужно еще постараться, синие -предстоит много трудиться.) - С каким настроением заканчиваем урок?

12.Подведение итогов урока:

-Что нового вы узнали?


© 2010-2022