- Преподавателю
- Начальные классы
- Куприн слон 1 урок
Куприн слон 1 урок
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Филиппова О.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
А. И. Куприн «Слон»
(учебник, с. 25-40; рабочая тетрадь, с. 57)
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с произведением
А. И. Куприна;
научатся читать вслух бегло, осо-
знанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте
Метапредметные:
познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; составляют план работы по решению учебной задачи урока;
коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят диалог
в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы
Личностные:
оценивают поступки героев произведения и свои собственные
под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
I. Организация начала урока Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. - Проверим готовность к уроку. - Доброе утро, солнце! (Поднимают руки, затем опускают.) - Доброе утро, небо! (Поднимают руки, затем опускают.) - Доброе утро всем нам! (Разводят руки в стороны, затем опускают.)
Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)
Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
- Закончите предложения:
Меня удивило в сказке…
Мне бы хотелось …
- Кто подготовил творческий пересказ от лица Евсейки?
Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознания читаемого текста.
- Прочитайте скороговорку выразительно:
Слон сломал случайно стенку.
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны
Загадка:
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит …(слон)
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе. Читают на оценку.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке
Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают в соответ-ствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Групповая работа
- Ребята, а что вы знаете о слонах?
- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ МЫ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ВСПОМНИЛИ ОБ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ? (Будем читать о слонах)
Пользуясь шифром , прочитайте запись
5
А
Б
В
Г
Д
Е
4
Ж
З
И
Й
К
Л
3
М
Н
О
П
Р
С
2
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
1
Ш
Щ
Ь
Э
Ю
Я
1
2
3
4
5
6
1.5; 6,4; 6,5; 5,4; 6,3; 1,5; 2,3; 5,5; 5,3
3,4; 3,5; 1,5; 2,3; 3,3; 3,5; 3,4; 6,2
5,4; 2,2; 4,3; 5,3; 3,4; 2,3.
Александр Иванович Куприн
- Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова:
Мы познакомимся с….
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы будем уметь…
Мы сможем поразмышлять…
- Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
- Как вы думаете, о чем это произведение?
- Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
А. И. Куприна
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев
Принимают
и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора
Рассказывает о писателе, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой книг (см. ресурсный материал)
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию
V. Работа над содержанием текста.
Первичное чтение произведения
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.
- Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
- Понравилось вам произведение?
- Выразите свое мнение о произведении одним словом.
- Докажите, что это рассказ.
- Что вам особенно понравилось в этой истории?
- Какова основная мысль произведения?
- Чему учит это произведение?
- От чьего лица ведется рассказ?
- Назовите героев произведения.
- Давно ли болеет девочка?
- Что посоветовал доктор родителям девочки?
- Что приснилось однажды Наде?
- О каком желании она рассказала матери?
- Какого слона принес ей папа?
- Куда отправился отец девочки в поисках живого слона?
- Как отреагировал хозяин зверинца на странную просьбу папы девочки?
- Какие еще вопросы по содержанию можно было задать?
- Обрадовалась ли девочка, когда увидела игрушку, купленную папой?
- Чем болела девочка?
Прослушивают текст.
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению при работе в паре. Учитывают мнение со- седа по парте.
Осуществляют контроль
по результату
VI. Повторное чтение и анализ произведения.
1. Работа с тол-ковым словарем.
2. Выборочное чтение по ролям
3. Работа в РТ с.57
Проводит словарную работу.
- Объясните значение слов и выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
- Найдите выделенные слова в словарях. (Пуд, вершок.)
- Давайте вспомним, каких размеров был слон и сколько он весил? (Высота 3 аршина, длина 4 аршина и весил 112 пудов.)
Аршин - старая русская единица измерения длины - 0,71 м.
Пуд - устаревшая единица измерения массы русской системы мер - 16,3804815 кг.
Организует повторное, выборочное чтение по ролям и обсуждение содержания произведения.
- Найдите и прочитайте диалог Надиного папы и хозяина зверинца по ролям (с. 30- 32 до слов: «Я сам хозяин этого дома»).
- Назовите действующих лиц. (Автор, папа, хозяин зверинца.)
Организует дискуссию, выслушивает мнения обучающихся, подводит итог.
- Что побуждает двух взрослых людей исполнить просьбу шестилетней девочки?
(Речь идет о здоровье и даже о жизни девочки. Девочка очень больна, и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него у самого дочь - ровесница больной
девочки.)
- Почему взрослые выбирают самого большого слона: ведь есть два маленьких?
(Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он принесет девочке больше радости и улыбок.)
- Желание Нади увидеть живого слона - это каприз или мечта? Докажите свое мнение по тексту. (Если бы требование привести слона было бы капризом, а не мечтой, слон бы очень быстро наскучил девочке.)
- Какие чувства вы испытывали к главной героине по ходу чтения текста?
- Как вы думаете, почему девочка поправилась? (Надя выздоравливает не просто потому, что исполнилось ее страстное желание. Слон оказался большим и умным другом, которого ей так не хватало: сила очень яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности помогает Наде выздороветь.)
- О чем же этот рассказ? (О силе родительской любви: родители стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, и о том, что мечта - самое лучшее лекарство.)
Организует работу с тетрадями на печатной основе. Задает вопросы.
- В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события? Обоснуйте свое мнение. Найдите подтверждение в тексте.
- Подумайте, какие еще вопросы по содержанию произведения можно было бы задать. Запишите их в рабочую тетрадь
Работают с толковым словарем.
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
Выполняют задания
в рабочих тетрадях.
Отвечают на вопросы
Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся.
Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответст-эталону. Формулируют свое мнение
и позицию.
Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализациивия заданному
VII. Домашнее задание
Объясняет домашнее задание.
• Подготовить сообщение о слонах из энциклопедии о животных.
• Подготовить выразительное чтение по ролям: разговор отца девочки и хозяина зверинца.
• Подготовить краткий пересказ истории
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Осознают, принимают, сохраняют учебные
задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия
Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организуют подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу
по вопросам:
- Что особенно заинтересовало вас во время урока?
- Что нового узнали на уроке?
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности
- С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
- Понравилось ли вам произведение?
- Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
- Какова главная мысль рассказа?
- Какие краски вы бы взяли, чтобы передать настроение рассказа?
- Совпало ли мнение автора и читателя?
- Доверительные, искренние отношения между папой и дочкой; умение видеть в ребенке личность и уважать ее.
- Теплые, светлые, яркие.
- Да, в рассказе присутствует атмосфера добра, человеческой теплоты, искренности. Куприн
в детстве мечтал о теплых и светлых отношениях, которых у него не было
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ О А. И. КУПРИНЕ А. И. Куприн родился 7 сентября 1870 года. Большую часть детства он провел в сиротском пансионе. Это не помешало Куприну вырасти человеком добрым и отзывчивым. В своей жизни он испытал и испробовал много нового и интересного. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а позднее - на самолете. Носился в бурю по морю с рыбаками и спускался в скафандре водолаза на дно. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Всегда его зоркий взгляд светился добротой, любовью, талантом. Творчество Куприна проникнуто любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Писатель создал много рассказов. Среди них «Белый пудель», «Сапсан», «Чудесный доктор» и другие.