Куприн слон 1 урок

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А. И. Куприн «Слон»
(учебник, с. 25-40; рабочая тетрадь, с. 57)

Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. И. Куприна, его произведением «Слон»; способствовать формированию читательской компетенции, умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащению словарного запаса через работу с толковым словарем; развитию умения определять жанр произведения; содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
А. И. Куприна;

научатся читать вслух бегло, осо-

знанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; составляют план работы по решению учебной задачи урока;

коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят диалог
в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы

Личностные:

оценивают поступки героев произведения и свои собственные

под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. - Проверим готовность к уроку. - Доброе утро, солнце! (Поднимают руки, затем опускают.) - Доброе утро, небо! (Поднимают руки, затем опускают.) - Доброе утро всем нам! (Разводят руки в стороны, затем опускают.)

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Закончите предложения:

Меня удивило в сказке…

Мне бы хотелось …

- Кто подготовил творческий пересказ от лица Евсейки?

Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознания читаемого текста.

- Прочитайте скороговорку выразительно:

Слон сломал случайно стенку.

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны

Загадка:

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит …(слон)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе. Читают на оценку.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают в соответ-ствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Групповая работа



- Ребята, а что вы знаете о слонах?

- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ МЫ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ВСПОМНИЛИ ОБ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ? (Будем читать о слонах)

Пользуясь шифром , прочитайте запись

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ь

Э

Ю

Я

1

2

3

4

5

6

1.5; 6,4; 6,5; 5,4; 6,3; 1,5; 2,3; 5,5; 5,3

3,4; 3,5; 1,5; 2,3; 3,3; 3,5; 3,4; 6,2

5,4; 2,2; 4,3; 5,3; 3,4; 2,3.

Александр Иванович Куприн

- Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с….

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

- Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

- Как вы думаете, о чем это произведение?

- Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
А. И. Куприна

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о писателе, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой книг (см. ресурсный материал)

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Работа над содержанием текста.

Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

- Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

- Понравилось вам произведение?

- Выразите свое мнение о произведении одним словом.

- Докажите, что это рассказ.

- Что вам особенно понравилось в этой истории?

- Какова основная мысль произведения?

- Чему учит это произведение?

- От чьего лица ведется рассказ?

- Назовите героев произведения.

- Давно ли болеет девочка?

- Что посоветовал доктор родителям девочки?

- Что приснилось однажды Наде?

- О каком желании она рассказала матери?

- Какого слона принес ей папа?

- Куда отправился отец девочки в поисках живого слона?

- Как отреагировал хозяин зверинца на странную просьбу папы девочки?

- Какие еще вопросы по содержанию можно было задать?

- Обрадовалась ли девочка, когда увидела игрушку, купленную папой?

- Чем болела девочка?

Прослушивают текст.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению при работе в паре. Учитывают мнение со- седа по парте.
Осуществляют контроль
по результату

VI. Повторное чтение и анализ произведения.

1. Работа с тол-ковым словарем.

2. Выборочное чтение по ролям





3. Работа в РТ с.57

Проводит словарную работу.

- Объясните значение слов и выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

- Найдите выделенные слова в словарях. (Пуд, вершок.)

- Давайте вспомним, каких размеров был слон и сколько он весил? (Высота 3 аршина, длина 4 аршина и весил 112 пудов.)

Аршин - старая русская единица измерения длины - 0,71 м.

Пуд - устаревшая единица измерения массы русской системы мер - 16,3804815 кг.

Организует повторное, выборочное чтение по ролям и обсуждение содержания произведения.

- Найдите и прочитайте диалог Надиного папы и хозяина зверинца по ролям (с. 30- 32 до слов: «Я сам хозяин этого дома»).

- Назовите действующих лиц. (Автор, папа, хозяин зверинца.)

Организует дискуссию, выслушивает мнения обучающихся, подводит итог.

- Что побуждает двух взрослых людей исполнить просьбу шестилетней девочки?

(Речь идет о здоровье и даже о жизни девочки. Девочка очень больна, и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него у самого дочь - ровесница больной

девочки.)

- Почему взрослые выбирают самого большого слона: ведь есть два маленьких?

(Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он принесет девочке больше радости и улыбок.)

- Желание Нади увидеть живого слона - это каприз или мечта? Докажите свое мнение по тексту. (Если бы требование привести слона было бы капризом, а не мечтой, слон бы очень быстро наскучил девочке.)

- Какие чувства вы испытывали к главной героине по ходу чтения текста?

- Как вы думаете, почему девочка поправилась? (Надя выздоравливает не просто потому, что исполнилось ее страстное желание. Слон оказался большим и умным другом, которого ей так не хватало: сила очень яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности помогает Наде выздороветь.)

- О чем же этот рассказ? (О силе родительской любви: родители стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, и о том, что мечта - самое лучшее лекарство.)

Организует работу с тетрадями на печатной основе. Задает вопросы.

- В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события? Обоснуйте свое мнение. Найдите подтверждение в тексте.

- Подумайте, какие еще вопросы по содержанию произведения можно было бы задать. Запишите их в рабочую тетрадь

Работают с толковым словарем.


Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.



Выполняют задания

в рабочих тетрадях.

Отвечают на вопросы

Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответст-эталону. Формулируют свое мнение

и позицию.

Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализациивия заданному

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

• Подготовить сообщение о слонах из энциклопедии о животных.

• Подготовить выразительное чтение по ролям: разговор отца девочки и хозяина зверинца.

• Подготовить краткий пересказ истории

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные

задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организуют подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу

по вопросам:

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

- С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

- Понравилось ли вам произведение?

- Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

- Какова главная мысль рассказа?

- Какие краски вы бы взяли, чтобы передать настроение рассказа?

- Совпало ли мнение автора и читателя?

- Доверительные, искренние отношения между папой и дочкой; умение видеть в ребенке личность и уважать ее.

- Теплые, светлые, яркие.

- Да, в рассказе присутствует атмосфера добра, человеческой теплоты, искренности. Куприн
в детстве мечтал о теплых и светлых отношениях, которых у него не было


Ресурсный материал к уроку

РАССКАЗ О А. И. КУПРИНЕ А. И. Куприн родился 7 сентября 1870 года. Большую часть детства он провел в сиротском пансионе. Это не помешало Куприну вырасти человеком добрым и отзывчивым. В своей жизни он испытал и испробовал много нового и интересного. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а позднее - на самолете. Носился в бурю по морю с рыбаками и спускался в скафандре водолаза на дно. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Всегда его зоркий взгляд светился добротой, любовью, талантом. Творчество Куприна проникнуто любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Писатель создал много рассказов. Среди них «Белый пудель», «Сапсан», «Чудесный доктор» и другие.



© 2010-2022