Конспект урока природоведения на тему «Жизнь леса»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Жизнь леса»

Конспект урока природоведения в 4 классе. Учитель начальных классов 2-ой категории Сулиган Светлана Романовна

Цели: сформировать представления о лесе как природном сообществе; развивать познавательную активность умение использовать в работе ранее полученные знания; определять основные виды растений и животных леса; характеризовать основные цепи питания; рассказывать о значении леса; знать: наиболее распространённые виды растений и животных леса своего региона; основные проблемы леса, возникающие с деятельностью человека; способы охраны леса и правила поведения в лесу.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь часть 1 «Окружающий мир», тетрадь «Окружающий мир» проверь себя часть 1, плакаты растений и грибов, животных; таблицы «Хвойный лес» и «Смешанный лес»; музыкальный фрагмент - «Голоса птиц « (диск), тест «Земля-кормилица».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность. (1-2 минуты).

- Доброе утро! Добрый день! Доброго здоровья! - говорим мы и искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, радости, счастья и здоровья. Вам желаю сегодня на уроке хорошо поработать, многое узнать и запомнить.

Начинается урок,

Он пойдет вам, дети, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.



  1. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

Цель: повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. (4-5 минут).

- Начинаем, урок с теста ответьте на вопросы:

Тест «Земля-кормилица».

  1. Самый ценный вид почв в России:

а) подзолистая; б) чернозёмная; в) болотная; г) тундровая.



  1. Чернозёмные почвы преобладают:

а) в тундре; б) в лесной зоне; в) в степях; г) в пустынях.



  1. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка; б) перегноя; в) глины; г) солей.



  1. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуется:

а) вода; б) камни; в) воздух; г) соли.



  1. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

а) песок; б) перегной; в) глина; г) ил.



  1. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать опасных насекомых;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.



  1. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода.

б) вода, воздух, песок, глина, перегной.

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.



  1. Один сантиметр почвы в природе образуется за…

а) 100-150 лет; б) 5 - 10 лет; в) 250 - 300 лет; г) 1 - 2 года.

А сейчас закройте глазки, мы отправляемся с вами в волшебный мир… (сопровождается записью голосов птиц)

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины

Встречает грудь так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, стряхая капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Привет тебе, приют покоя и свободы,

Родного севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и всё в тебе живое,

И сколько у тебя загадок и чудес!

В. Рождественский

Догадались вы, послушав стихотворение: куда мы отправимся сегодня на уроке?

Сегодня мы с вами отправимся в лес и посмотрим на жизнь его обитателей.

Таблица «Лес».

Что вы уже знаете о лесе? Какие бывают леса? (хвойные, смешанные, широколиственные.)

Какие леса растут в нашей республике? (хвойные, смешанные.)

Посмотрите, в каком лесу мы с вами оказались. Что можно увидеть, находясь в лесу? (деревья, кустарники, травы.)

Лес только растительный мир? (нет, там есть животные и насекомые.)

Легко ли найти в лесу животных? (нет, это не всегда удаётся сделать сразу.)

Почему? (Потому что они прячутся, их меньше).

Таблица «Животные».



  1. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений, 4-5 мин.

Чем для животных является лес? (Домом. Здесь они живут, добывают пищу, размножаются.)

Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (нет, они живут семьёй сообща.)

Сегодня на уроке мы поговорим о взаимосвязи растений и животных, попытаемся доказать, что лес - природное сообщество.

Тема: «Жизнь леса»

Учащиеся записывают тему в тетради, учитель на доске.

Откройте учебник на страницах 176 - 177. Какие деревья изобразил художник? Какие кустарники?

За три года мы много узнали о деревьях и кустарниках нашей страны. Но название «бересклет» встретилось нам впервые. Что это за кустарник? Найдите его на рисунке.

  1. Открытие нового знания

Цель: изучение новых знаний и способы действий. (15 -20 мин.)

Способы: диалог

Весной в лесу цветы бересклета трудно спутать с другими. Они имеют по четыре плоских, коричневых или зеленоватых лепестка, расположенных крестом. Цветки кажется вылепленными из воска. Запах у бересклета не приятный для человека, но привлекателен для насекомых-опылителей. Осенью бересклет легко узнать по плодам, похожим на разноцветные серьги. В серёжках сочетаются и розовые, и чёрные, и оранжевые цвета. На плодах бересклета можно увидеть чёрные пятнышки. Это семена, окружённые сочной оранжевой мякотью. Каждое семя погружено в свой кусочек мякоти и похоже на глазок с чёрным зрачком. Осенью листья этого кустарника переливаются множеством ярких оттенков: Розовым, красным, пурпурным. Ветви кустарника покрыты множеством крохотных бугорков, похожих на маленькие бородавочки. Через них растение дышит. Таких бородавчатых ветвей не встретишь у других кустарников. По этому признаку дано полное название кустарника - бересклет бородавчатый. Это растение ядовито для человека, но его ягодами с удовольствием лакомятся птицы. Некоторые виды бересклета занесены в Красную книгу. Какие растения вы видите с кустом бересклета? (Грибы)

Таблица «Грибы».

Каково значение грибов в жизни леса? Прочитайте статью «Нужны ли грибы лесу?» на странице 179 учебника.

Как связаны деревья и грибы? Какой гриб считается лучшим помощником растений? (Мухомор). Для чего ещё нужны грибы лесу?

Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они вырабатывать не могут, - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнёрами, приносящими друг другу пользу.

Какие съедобные грибы вам известны? Как надо собирать грибы?

Таблица «Лесные этажи»

Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные. Самым светлым будет «чердак», находящийся в кронах высоких деревьев. Здесь наверху листья всегда смотрят на солнце верхней стороной. Свежая зелень привлекает насекомых. Под самой крышей леса живут сотни гусениц - будущих бабочек, много майских жуков. На этой пронизанной солнцем и ветром высоте многие певчие птицы растят птенцов, белки прячут среди листвы гнёзда.

Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники. Как по научному называют лесные «этажи»? Прочитайте об этом на станице 178 учебника.

Сколько ярусов образуют деревья? Почему два яруса? (Верхний ярус состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев, ниже располагаются теневыносливые деревья.) На каких два яруса делятся кустарники? (Кустарники и кустарнички). Что располагается на нижних «этажах» леса? (Травы и грибы, мхи и лишайники.)

Животные в лесу расселяются «поэтажно». Одни поднимаются на «чердак», другие спускаются в «подвал», то есть под землю.

Физкультминутка

Сегодня мы погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста, будьте внимательны. Если я называю дерево, вы поднимаете глаза и руки вверх, если животное - разворачиваясь, смотрите по сторонам, если грибы - садитесь, смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки: если услышите название животного, которое в лесу встречается, замираете, закрываете глаза: кукушка, липа, заяц, подберёзовик, лось, крокодил, моховик, белка, сосна, ковыль, волнушка.

Молодцы, все справились с заданием. Садитесь.

Рассмотрите животных на страницах 176 - 177. Назовите животных, которые обитают на деревьях? Кто ведёт наземную жизнь? Кого можно обнаружить в почве?

Как эти животные приспособились к жизни на своём «этаже»: как они передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов? С некоторыми из изображённых животных вы уже знакомились на уроках. О незнакомцах вам сейчас расскажут.

Подготовленные дети делают мини-доклады.

Представьте, что маленький жучок, размером чуть больше булавочной головки, способен уничтожить целые леса. Этот жучок называется большой лесной садовник и относится к семейству короедов. Его изображение вы можете увидеть под номером 9. Это один из самых страшных врагов леса. Чаще всего его жертвами становятся сосны. Весной жучки вылезают из своих убежищ и разлетаются по всему лесу. Выбрав подходящее дерево, короеды прогрызают кору, а под ней длинный коридор, ведущий к центру дерева. В этом коридоре откладываются яйца. Если лето теплое, то жучкам надо всего полтора месяца, чтобы из яйца превратиться во взрослое насекомое.

Личинки, вылупившиеся из яиц, проголодавшись, прогрызают по обе стороны «материнского коридора» горизонтальные проходы. После того, как личинка превратится в куколку, а затем - в жука, взрослое насекомое просверливает туннель, ведущий на свободу. Короеды - очень опасные насекомые. В каждом лесу можно встретить сухие, но ещё не срубленные деревья. Под корой таких деревьев можно увидеть узоры, прогрызенные короедами. С этими жуками борются лесники. Их уничтожают с помощью специальных ловушек. Неоценимую помощь в борьбе с короедами оказывают птицы.

Несколько тысяч лет назад человек научился из паутинок гусеницы шелкопряда делать шёлковые нити. Но для производства ткани используются только определённые бабочки, живущие на тутовых деревьях. Называются они тутовыми шелкопрядами. Их разводят специально. Другие бабочки тоже ткут коконы, но паутинки их не используются, бабочек не только не разводят, а всячески уничтожают, потому что многие из них - опасные вредители. К вредителям относятся дубовый шелкопряд, который повреждает дуб, непарный шелкопряд, у которого самка намного больше самца, походный шелкопряд, получивший название за передвижения гусениц в поисках пищи, и кольчатый шелкопряд, откладывающий яички кольцами вокруг веток.

Внимательно посмотрите на рисунок в учебнике. Как вы думаете: бабочка, и гусеница, какого именно шелкопряда изображена на рисунке? Почему вы так решили? (Это дубовый шелкопряд, т.к. он нарисован на дубе.)

Кого вы можете увидеть в «подвале» лесного дома? Мокрицы, сороконожки, клещи, вилохвостки перерабатывают отходы и питаются мёртвой листвой. Им помогают бактерии и грибы, ленточные и кольчатые черви. Все вместе они превращают горы листьев в плодородную почву. Прочитайте на странице 180 - рассказ «О лесной подстилке и микроорганизмах».

Какой зверёк изображён под № 18?

Ласка - лесной зверёк длиной 13 - 26 см, массой от 60 до 250 гр. У него удлиненное, гибкое тело, короткие уши и лапы. Зимой у ласки мех белого цвета, а летом - двухцветный: голова и спина, бока и ноги буровато-коричневые, горло, грудь и брюхо белые. Передвигается ласка прыжками. Изгибая спину, как змейка, она забирается в кучи хвороста или завалы камней. Легко проникает в норы мышей и забирается на деревья и кусты. Этот хищник уничтожает большое количество грызунов.

  1. Первичное закрепление. (4 -5 мин)

Цель: закрепление знаний в виде индивидуальной работы с комментированием.

Приведите примеры лесных животных нашего края, которые обитают на деревьях, на земле, в почве. Запишите их названия в вашей рабочей тетради № 1 на странице 57 задание 6.

Приведите примеры растительноядных животных леса. (Лось, заяц, олень.)

Приведите примеры насекомоядных птиц. (Воробей, дятел, поползень.)

Какие вам известны хищные звери леса? (Волк, лиса, сова.)

Зверей и птиц, которые питаются другими зверями и птицами, называют хищниками. А есть ли хищники среди насекомых? Хищными насекомыми являются муравьи.

Чем питаются медведи? (Ягодами, грибами, мёдом, мясом других животных, яйцами птиц, рыбой.) Что ест кабан? (Растительную пищу, яйца птиц, птенцов, рыбу, мелких зверей.)Какие это звери? (Всеядные.) Каким животным легче найти пищу? (Всеядным.)

Составьте цепи питания в смешанном лесу. Запишите в рабочих тетрадях № 1 на стр. 58 задание 8.

  1. Обобщение и систематизация учебного материала (4-5 мин)

- Почему лес называют природным сообществом?

- Какие ярусы есть в лесу? Почему растения нижних ярусов могут жить в тени деревьев?

- Как разные животные леса поделили между собой лесные «этажи»?

- Какую роль в жизни леса играют грибы?

- Что такое лесная подстилка?

- Какое значение для леса она имеет?



  1. Рефлексия. (2 -3 мин)

Цель: самооценка результатов деятельности

Вопросы:

- Что нового узнали на уроке? (Узнали о жизни леса, что его обитатели тесно связаны между собой.)

Чему научились сегодня на уроке? (Научились распознавать лесные «этажи», на каждом «этаже» живут свои растения и животные.)

Достигли ли мы целей, которые поставили перед собой? Что помогло нам достигнуть их?

Итог урока

- Сегодня на уроке мы провели прекрасную совместную работу.

Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса - растения, животные, грибы, микроорганизмы - тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.) Прочитайте вывод на стр. 181

- Встаньте, представьте себя маленьким деревцем. Поднимите руки-веточки вверх и протяните их к солнышку так высоко, насколько этот урок для вас был интересным, познавательным и насколько он вам понравился.

Д/Задание: читать учебник стр. 175 - 181, рабочая тетрадь № 1 стр. 56 - 57, тетрадь Проверим себя стр. 44 задание 1, стр. 45 задание 2.















© 2010-2022