Урок обучения грамоте на тему «Буквы Ч, Щ и звуки, ими обозначаемые»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Класс: 1 а

Дата 04.02.2014

Проект урока обучения грамоте (УМК Эльконин-Давыдов)

Тема урока: Буквы Ч, Щ и звуки, ими обозначаемые.

Тип урока: урок постановки учебной задачи Цели: Л. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; М/П.Р.принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

М/П.П. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

устанавливать аналоги М/П.К.формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнёра; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

ПР. Уметь

различать гласные и согласные звуки; типы согласных звуков (звонкие, глухие, твёрдые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости,

уметь правильно называть буквы русского алфавита и понимать их основные звуковые значения (зачем нужна каждая буква русского алфавита)

владеть способами обозначения на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, звука [Й], гласных звуков (в том числе после шипящих и ц)

определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого слога)

построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав;

читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, отвечать на вопросы по содержанию

строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога


Этап урока

Деятельность учителя

Основные виды учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты

Оценка результатов деятельности ученика

Примечание

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.




2 мин 1. У нас в гостях учителя, повернитесь к ним, поздоровайтесь. Мы приветствуем гостей Дорогих учителей! Всех знакомых, незнакомых И серьёзных, и весёлых. Пригласил Вас первый класс Не судите строго нас! 2. -А теперь повернитесь ко мне. Тихонечко присядут девочки, мальчики. Как уютно в нашем классе Ни печали, ни тревог, Садитесь поудобнее Начинается урок. -Покажите смайликом своё настроение в начале урока (рисуют на экранах)
Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,









Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
М/П.П. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
М/П.К формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнёра; Л. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

ПР. Уметь

различать гласные и согласные звуки; типы согласных звуков (звонкие, глухие, твёрдые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости,



ПР.строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргуметировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога
Л. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

ПР.построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав;

определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого слога)
М/П.П. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
М/П.К формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнёра; М/П.Р.принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;


ПР.строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргуметировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога

определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого слога) построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав;




М/П.Р.принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи







М/П.П. проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;




М/П.К.допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;





М/П.Р.принимать и сохранять учебную задачу;

М/П.П.основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

устанавливать аналоги
М/П.К формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнёра;
Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи



2. Актуализация знаний

и фиксация затруднений в деятельности



5мин











1 капля 1. Пословица -Прочитайте глазками Знания собираются по капле. -Теперь прочитаем вслух вместе. -Что это записано у меня на слайде? (пословица) слайд 2 -Объясните смысл. -Давайте мы сегодня хорошо поработаем и соберём наши капельки. -Первое задание. -У вас на партах лежат листочки. Посмотрите. -Урок обучения грамоте на тему «Буквы Ч, Щ и звуки, ими обозначаемые» Кто догадался, какое задание надо выполнить? (соединить звук с его графическим изображением) (работа в паре) слайд3
[а] [р,]
[к] [ч,]
,] [ж]
,] [у]


-Оцените себя по шкале успешности. -С всеми звуками справились? -Давайте проверим, что у вас получилось (сверяем с образцом на экране) -Вывод: -на какие две группы можно разделить все звуки? -на какие группы делятся гласные? -согласные? Формирование навыка смыслового чтения












Отображение смыслоразличительных качеств звуков в звуковой модели

Соотносить звуки соответствующим схемам.

Различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять особенности гласных, согласных звуков. Определять звук по его характеристике

Характеризовать звук



3. Постановка учебной задачи


7 мин





2 капля


- С какими звуками встретились впервые? -Уже можно догадаться о теме нашего урока? ИГРА «МОЛЧАНКА» слайд 4 -Назовите одним словом: 5 9 4 2 7 3 11 (числа) -Составим звуковую модель этого слова. (один человек у доски) Урок обучения грамоте на тему «Буквы Ч, Щ и звуки, ими обозначаемые»

-Обозначим знакомые звуки буквами. -Просигнальте ответ_____________ - Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить работу? - Ты выполнил всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? -Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. -Расскажите, как мы работаем с новой буквой? Слайд 5

  • Какие звуки обозначает?
  • Название буквы
  • Как пишется печатная буква
  • Чтение:
  • слогов,
  • слов,
  • предложений с изученной буквой
-Мы сейчас планировали свою деятельность.


Самостоятельное построение звуковой модели слова.

Моделировать звуковой состав слова

Выделение слогов в слове.

Выделение гласных и согласных.

Характеризовать звук

Оценивать правильность предложенной характеристики звука

Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твёрдости или мягкости предшествующего согласного

Определение ударного слога в слове, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Отображение смыслоразличительных качеств звуков в звуковой модели слова






4. Открытие нового (построение проекта)


12 мин






























3 капля

- Что можете рассказать о новом звуке? (Согласный глухой, мягкий.)

- Есть ли у него пара по твёрдости-мягкости? (Непарный.)

-Подберите слова с новым звуком.

- Кто знает, какой буквой на письме обозначается этот звук?

- Найдите букву на ленте букв.

-На что похожа буква Ч?

-Где можем проверить свои предположения? (в учебнике)

-Откройте букварь на стр. 26

-Зачем нужны две буквы Ч?

-С какой буквой мы ещё должны познакомиться? (щ)

-Как вы думаете, почему эти буквы поместили вместе?

-Глядя на схему на стр. 26, скажите, что общего у этих букв?

-Посмотрите на вторую иллюстрацию.

-Что это изображено? (щит)

-Расскажите по звуковой модели о каждом звуке?

- Что можете рассказать о новом звуке? (Согласный глухой, мягкий.)

- Есть ли у него пара по твёрдости-мягкости? (Непарный.)

-Подберите слова с новым звуком.

-Какой буквой на письме обозначается этот звук?

- Найдите букву на ленте букв.

-Найдите в учебнике эту букву.

-Зачем нужны две буквы щ?

-Следующее задание для вас. Посмотрите на листочки).

Справитесь?

-Кто догадался, что нужно сделать? (найти на листочках среди букв изученные и раскрасить.

-Какой цвет карандаша выберете? Докажите.

-Оцените себя по шкале успешности.

-Сколько букв ч нашли, сколько букв щ.

ФИЗМИНУТКА

-ИГРА «ОРЛИНЫЙ ВЗГЛЯД» (нахождение новой буквы в стихотворном тексте) слайд 6


Щука щи всю ночь варила,

И щавель в них положила,

Наварила вкусных щей -

Начала сзывать гостей. (4 щ, 2 ч)

- Посмотрите на наш план.

-Что мы уже выполнили?

-Что дальше? (чтение слогов)


Определение и обоснование местоположения каждой изученной буквы в «ленте букв» в соответствии с её функциями (работами) в данном слове

















Выделение и определение последовательности звуков в слове с ориентацией на заданную модель (посредством последовательного интонирования каждого звука в слове)

Выделение слогов в слове.

Выделение гласных и согласных.

Определение ударного слога в слове, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. Отображение смыслоразличительных качеств звуков в звуковой модели слова


Определение и обоснование местоположения каждой изученной буквы в «ленте букв» в соответствии с её функциями (работами) в данном слове










5. Первичное закрепление

8 мин


4 капля




5 капля
















6 капля 1. Чтение слогов -Буквы отправляются в гости (чтение слогов стр. 26 Букваря) -Научились читать слоги с новыми буквами? -Похвалите себя. 2. Чтение слов. -Прочитайте первый столбик слов «про себя» -Какое слово лишнее? Почему? -Прочитайте 2 столбик. -Прочитайте вслух слово, в котором букв больше, чем звуков. (помощь) -Найдите в этом слове другое слово. (мощь) -Какое слово лишнее? Почему? -Прочитайте третий столбик. -Какое лишнее и почему? -Все ли слова понятны? -Научились читать слова с изученными буквами? -Похвалите себя. 3. Чтение стихотворения Работа с текстом-шуткой «Корабль Д. Хармса(c. 27). 1.Прогнозирование содержания текста по иллюстрации и заглавию. -О чём будем читать? -Как поняли? -Кого видите на картинке? 2) Самостоятельное чтение текста и подтверждение своих предположений - Действительно ли вы прочитали про кораблик? -Кто плыл на этом кораблике? 3) Перечитывание текста. 4) Работа с текстом после чтения -Откуда плывёт кораблик? -Сколько моряков на корабле? -Опишите моряков? -Кого боятся эти моряки? -С каким настроением надо читать это стихотворение? Почему? -Предлагаю вам сыграть в игру «Озвучивание немого кино» -Я вам показываю, а вы мне ищите нужную строчку в тексте и озвучиваете.

Формирование способа послогового чтения слов с ориентацией на гласную букву

Читать слоги с изменением буквы гласного.

Формирование навыка смыслового чтения





Сопоставление звукового и буквенного состава слова

Группировать слова по заданному принципу.

Контролировать правильность объединения слов в группу.



Определение ударного слога в слове, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.


Соотносить тексты и заголовки

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением.




Формирование способа послогового чтения слов с ориентацией на гласную букву


Формирование навыка смыслового чтения







6. Итог урока (рефлексия)

-Сформулируйте ещё раз тему нашего урока.

- Чему научились на уроке?

- Все ли пункты плана выполнили? Слайд 7

- Кто или что вам помогало справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

-У вас на парте лежат капельки вашего нового знания.

  • Если вам на уроке было легко, интересно и вы со всем справились возьмите каплю синего цвета

  • Зелёную - если иногда вы испытывали трудности и сомнения, но на уроке вам было интересно и вы со всем справились

  • Красную - вам было не очень интересно на уроке и вы не со всеми заданиями справились

-Спасибо за работу.

-Покажите смайликом своё настроение в конце урока.


Л.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
М/П.К.формулировать собственное мнение и позицию;




© 2010-2022