Урок букваря на тему Звук [й]. Буква Й й

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок букваря на тему Звук [й]. Буква Й й

Тема

«Буква Й»


Цель изучения темы Научить: - выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й] - принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий; - делить слова на слоги, определять количество слогов в словах, выделять ударный слог при произнесении слова и определять на слух ударный слог в словах, выделять и называть звуки в слове, различать гласные и согласные звуки; - научить писать элементы букв. Формировать: - навыки чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами; -развивать фонематический слух, логическое мышление, работать над культурой речи учащихся по теме; - умение рассуждать о роли знаний в жизни человека, приводить примеры.

Термины и понятия Учебная книга, учебник, прописи, обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац, условные знаки, элементы букв, рабочая строка, линии рабочей строки, звуки, буквы, пословица, ударение, схема предложения, схема слова

Информационно образовательная среда

Ресурсы:

  • Давлетбаева Р.Г., Азнабаева Ф.Ф. 1 класс. Учебник для 1 класса ОУ Республики Башкортостан с родным языком обучения.

  • Прописи. 1 класс. В4 ч. Ч.1.,

Межпредметные связи:

Математика

Темы: Учебник математики. Пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа).

Окружающий мир

Темы: Что мы знаем о народах России? Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Создание комфортной психологической ситуации Посмотрите какое прекрасное утро. Солнышко светит, улыбается. Давайте улыбнёмся друг другу, поприветствуем. Давайте потянемся к солнышку, возьмём у него сил для работы. Игра «Вот так!» Как живете, мои детки? Как идете, мои детки? Как стоите, мои детки? Как едете, мои детки? Как молчите, мои детки? Как сидите, мои детки? Как вы спали, мои детки? После каждого вопроса дети изображают разные движения пальцами, руками, ногами, головой и т.д. соответственно содержанию игры
Вот так! Вот так!

Создание ситуации успеха

1) Работа над текстом В. Сухомлинского «Блестящие ботинки»

Что сделала маленькая девочка?

Почистила ботинки

Кто там стоял?

Почему девочка дальше?

Игра «Угадай слово»

Стоял мальчик

Пошла дальше, потому что мальчик не чистил ботинки сам

Что мы ели, угадай?

- Кара...

-вай.

Что нам пели?

- Баю-...

-бай.

Что за месяц?

- Месяц ...

май

Что в стакане, угадай?

- Сладкий ...

чай.

Какой звук слышится во всех угаданных словах?

Звук [й'].

Чем сегодня будем заниматься?

Выход к проблеме урока

1) Игра «Где звук?».

Иод, шайба, йогурт, линейка, сильный, хоккей

В начале слова - хлопаем,

в середине - топаем, в кон-

це - поднимаем руки.

2) Артикуляция и характеристика звука

Проследить за положением губ, языка и зубов

Какой это звук?

На модели звуков показываем, что звук (й) всегда мягкий

Вывод: Звук [й'] согласный,

звонкий, всегда мягкий.

физминутка

Разминка Игра «Летит - не летит»

Летит - летит орел

Летит-летит козел

Летит -летит синица (горчица, штора, ворона, корона, скворец, дворец, кувшин, пингвин, дракон

машут руками

не машут

Разрешение проблемы урока

I 1) Знакомство с буквой Йй.

Ну-ка, лайки, лайте дружно,

Букву Й запомнить нужно,

Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Ты ей шапку подари -

Станет краткой буква И.

А. Шибаев

2) Чтение с доски.

рай мой лей май вой пей лай рой вей дай пой сей

3) Лепка из пластилина буквы Й

Дети слушают стихотворение и смотрят на печатную букву й.

Слушание стихотворения про букву й.

Запомнить, чем отличается эта буква.

Особенности данной буквы проговаривают вслух.

Дети читают вместе с учителем и отгадывают секрет этих слов. (Отличаются одной буквой).

Проработка содержания темы

1) Работа парами по сюжетной картине «В саду».(Составление текста)

Что нарисовано на картине?

Что выращивает Лейла в саду? Что она делает? Чем поливает цветы? А что ещё есть в саду?

2) Слушание стихотворения о букве Й.

Кто-то из ребят рассказывает у доски. На картине нарисован летний сад. Там Лейла выращивает цветы. Каждый день она поливает цветы лейкой. В саду стоит улей.

Дети слушают и отгадывают, о какой букве идёт речь.

3) Чтение слов в столбиках.

Группова работа

1) Соотнесение слов с подходящими рисунками.

Какой?

2) Усвоение синтаксических конструкций: мой улей, моя майка, моё яблоко; один район, одна лейка, одно море.

3) Составление предложений по данной форме

Слушание и заучивание наизусть стихотворения «Акбай» К. Ильясова.

Чтение слов по буквенной модели..

Повторение мягких и твёрдых согласных звуков.

при помощи учителя по слогам читают слова в столбиках.

умный ученик, милый ребёнок, алый парус, ночной город

Мой: банан, апельсин, помидор. Моя: тройка. Моё: яблоко, окно, ведро. Мои: чулки, носки, туфли.

Она испекла пирог с маком. Из муки пекут хлеб и т. д.

У дедушки улей. В нём пчёлы. Они собирают мёд со цветов. Я люблю мёд.

рой, рай, май, лай и т. д.

мал - мял, мел - мёл

Работа в «Букварной тетради»

Строчная буква й.

Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Сверху вниз пишем прямую. Не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Линию продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Внизу опускаем прямую. Не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Над буквой слева направо пишем полуовальную линию, выгибая вниз.
Прописная буква И.
Начинаем выше середины нерабочей строки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись дополнительной линейки. Опускаем прямую. Не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Плавную линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь
вправо. Вниз опускаем прямую. Не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Над буквой слева направо пишем полуовальную линию, выгибая ее вниз.

Дети садятся правильно и выполняют письменные задания

Формирование каллиграфически правильного письма.

Запоминание графического начертания буквы й.

Выполнение правильных соединений при письме с данной буквой.

Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

  1. Найдите разницу:
    Мой лимон! Мой лимон!

2) Так, да не так.

Рама умный. Наум нырнули. Мама умный. Алла ныр-чил. Они умный. Налимы ширнул-

В первом случае сообщается, что лимон принадлежит мне, а во втором советуют вымыть водой лимон. Исправляют ошибки: Рома умный. Наум нырнул. Мама умная. Алла нырнула. Они умные. Налимы нырнули. 3) Шарада.


С Ч летаю над волною,

чайка йС Л" не дам волкам покою,

лайка С М рубашка-безрукавка,

майка С 3 скачу в лесу по травке,

зайка С Г меня крепи к детали

гайка Из железа или стали.


4) Распредели в два столбика буквы: а, и, й, л, м, н, р, ы,э

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…



© 2010-2022