- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок «Виды развивающих упражнений на уроках чтения»
Открытый урок «Виды развивающих упражнений на уроках чтения»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Власов И.М. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытое занятие Власова Игоря Михайловича, учителя начальных классов
МОУ СОШ № 4 г.Оленегорска Мурманской области
вид занятия - МАСТЕР-КЛАСС
тема «Виды развивающих упражнений на уроках чтения»
Цель - показать учителям начальной школы и педагогам-предметникам виды работ по развитию речи, логического мышления, творческого воображения, эвристического мышления и т.д. на уроках литературного чтения
Ход занятия:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги и наши гости. Сегодня мы вам предлагаем занятие с названием «Виды развивающих упражнений на уроках чтения». Такие задания нужны для развития речи учеников, их логического и эвристического мышления, творческого воображения и т.д.
- Перед началом занятия мы вам раздали краткое описание этих заданий, а на уроке мы попробуем показать - как эти упражнения проводятся с детьми.
- Занятие мы проведем в виде соревнования между тремя командами-рядами. Выигравший ряд получит волшебный мешочек.
На доске - таблица "Соревнование"
1. В начале урока чтения можно проводить зарядку для голоса и интонации.
Цель - выработка дикции.
На доске - схемы движения голоса,
разбитая скороговорка
/к доске - ученик собирает скороговорку/
- упражнение «Маляр» - берем любой звук /и/
- упражнение «Этажи» - любой звук /ы/
- упражнение "С горки, на горку" - любой звук /а/
Соревнование по рядам
- скороговорка /разные эмоции/ -
1р., - весело
2р., - грустно
3р. - со злостью, сердито
От топота копыт пыль по полю летит.
2. Ежедневно перед занятиями учителем или учениками подбирается так называемый "Вопрос /проблема/ дня", на уроке чтения разбирается.
Цель - общее развитие.
На доске - вопрос дня
"Вопрос дня" сегодня - Что может случиться 30 февраля?
Соревнование - "Кто быстрее"/ответы детей - "Я думаю..., потому что..."/
3. На уроках чтения учимся давать определение понятиям.
Цель- развитие речи и логики.
Определение понятия состоит из двух частей - родового определения /общего/ и видового /конкретного/.
На доске - понятия
Соревнование по рядам
Дай опред. 1р. - аптека /дом, в котором готовят и продают лекарства/
2р. - ножницы /инструмент, с помощью которого разрезают
на части/
3р. - кроссовки /обувь для занятия спортом/
4. "Свяжи слова в предложение"
Цель - развитие речи и логики.
Учителем дается набор слов, детям предлагается связать сначала два слова в предложение, потом три, четыре и т.д.
На доске - набор слов
Слова: сказка, ведро, гусь, настроение
Соревнование - "Кто быстрее"
Задание - придумай вопросительное предложение
5. «Реши проблему»
Цель - развитие эвристического мышления
Грабители похитили все часы. Как можно следить за ходом времени?
Соревнование по рядам
6. "Чтение стиха под музыку"
Цель - развитие артистизма
Музыка подбирается под стихотворение учителем или самим учеником дома.
Заранее - подбор соответствующей музыки
Стихотворение "Ночевала тучка золотая..."
Соревнование - "У кого меньше баллов"
Пауза отдыха /музыка продолжается/
Волшебный сон
Наши руки отдыхают
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают...Засыпают...
Напряженье улетело...
И расслаблено все тело.
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы.
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке,
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Нам понятно, что такое -
Состояние покоя!
Потянулись
На уроках чтения целесообразно брать развивающие игры.
1. Игра "Защити свой ответ"
Цель - развитие речи и логики.
К доске 3 ученика с трех рядов. Учитель загадывает имя существительное, ученики называют вслух имена прилагательные нужного рода, подводя их к имени существительному.
На доске - перевернутая карточка со словом,
пустые прямоугольники
имя существительное - клей - мужской род
Соревнование по рядам
2. Игра "Ответь невпопад".
Цель - развитие речи и логики.
Учитель задает вопрос, а ученики должны ответить невпопад.
Соревнование по рядам
Вопросы: 1р. - Какой сейчас идет урок?
2р. - Сколько у нас в классе детей?
3р. - Какое сейчас время года?
3. Игра "Усовершенствуй"
Цель - развитие речи, логики и воображения.
На доске - слово и изображение
Учитель дает задание - усовершенствовать линейку.
Соревнование - по рядам
4. Игра "Составление классом сказки".
Цель - развитие речи, логики, коллективизма.
Чем интересно упражнение - каждый ученик не только должен придумать предложение, но оно должно быть продолжением предыдущего.
Учитель дает начало сказки - Мальчик шел по улице и нашел ключ.
Соревнование по рядам
5. "Если бы у меня была волшебная палочка" - пожелания гостям.
Цель- развитие речи и воображения, воспитание
Дети говорят пожелания гостям урока.
Соревнование по рядам
Итог:
1. - Мы показали только самую малую долю работы, какую можно брать на уроках чтения для общего развития детей. Надеемся, что вы что-то взяли для себя.
2. - Подведение итогов. /вместе с детьми считаем баллы/
Примечание - если у рядов одинаковое количество баллов - составьте предложение по схеме М_________ п__________н__________м__________.
Дополнительное время:
«Хорошо-плохо» /драка, мороз, голод/
«Назови последствие» /Девочка уронила карандаш на пол.
Из окна выбросили пустую бутылку.
На улице нечаянно кто-то разлил варенье./