- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час «Самый первый космонавт» (1 - 2 класс)
Классный час «Самый первый космонавт» (1 - 2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тумко Н.В. |
Дата | 18.02.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Классный час (1 - 2 класс)
Учитель: Тумко Наталья Владимировна, учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП № 2 г. Вятские Поляны Кировской области.
Тема: Самый первый космонавт.
Задачи: 1. Познакомить детей с биографией Ю. А. Гагарина.
2. Развивать кругозор учащихся, коммуникативные навыки, познавательные процессы.
3. Воспитывать гордость за людей, добившихся высоких результатов в жизни; продолжить работу над становлением духовно-нравственных качеств учащихся. Оборудование: кабинет оформлен звёздами, сделанными руками детей, на стендах информация и рисунки детей о космосе. Карточки с зашифрованной темой (по количеству учащихся), наборы геометрических фигур (для работы в группах), задания на листах (для работы в парах), разрезная азбука. Словарь Ожегова С. И. (или выписка из него для каждого ученика). Плакат с изображением звёздного неба, красные и жёлтые звёзды из самоклеящейся бумаги. Аудиозапись Д. Шостаковича «Родина слышит, Родина знает». Видеозапись о взлёте ракеты «Восток», радиозапись о первом полёте человека в космос. Для сценки: костюмы военных, звукозапись гула самолёта, планшет, карта, портфели для детей.
Ход занятия:
- Организационный момент.
(Каждый ребёнок выполняет задание самостоятельно.)
Задание №1
-
т
р
о
й
м
и
н
б
д
к
я
с
у
о
в
а
Самый первый
У: Назовите тему нашего занятия? (1 слайд, щелчок) Д: Самый первый космонавт. У: Молодцы. Сформулируйте цель, выбрав нужные опорные слова (познакомиться, узнать, повторить, упражняться). Д: Познакомимся с первым космонавтом и узнаем о том, как он полетел в космос. III. Знакомство с новым материалом. У: Всё верно. Кто был первым космонавтом? Что вы можете рассказать об этом событии?
(Дети сообщают факты, которые им известны.) У: Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Смоленской области. (2 слайд). В этом году исполняется 80 лет со дня рождения этого космонавта.(3 слайд) Его отец, Алексей Иванович Гагарин, и мать, Анна Тимофеевна Матвеева, были обычными сельскими тружениками. Детство мальчика пришлось на тот период жизни нашей страны, когда в деревне появилось первое радио, где жители узнавали о победах людей на трудовых фронтах, о героях-летчиках Чкалове, Белякове, экипаже Михаила Громова и др. И многие дети того времени, в том числе и Юра, мечтали о том дне, когда вырастут и смогут повторить подвиги любимых героев. 1 ученик: (4 слайд) Поступив в школу, Юра всегда тянулся к знаниям и хорошо учился. В семье Гагариных по вечерам любили читать книги. У мальчика была хорошая память. Послушав два раза стихотворение, он начинал выразительно его рассказывать. 2 ученик: В школе Юрий Гагарин очень часто выступал в различных конкурсах, художественной самодеятельности. Однажды вместе с друзьями соорудил театр теней. Ребята вырезали из картона фигурки всех действующих лиц, прикрепляли их к тоненьким палочкам, учились водить за натянутым полотном. Первой постановкой театра стала "Сказка о попе и его работнике Балде", где Юра исполнял роль Балды. (5 слайд) 3 ученик: Юрий постоянно чем-то увлекался. Один раз он нашел вместе с другом старый фотоаппарат, который не работал. Мальчишки разобрали его, почистили детали и снова собрали находку. То-то было радости, когда фотоаппарат заработал! В тот день фотографировали всех, кто попадался на пути, а на следующий выпустили интересную стенгазету в школе со своими фотографиями. Все детские снимки Юрия Гагарина были сделаны этим фотоаппаратом. 4 ученик: Будущий космонавт даже учился играть на трубе! Мать Ю. Гагарина вспоминала: "Первым не выдержал отец и выгнал сына из дома". Юра, прихватив трубу, спрятался за домом. Коровы, которые привыкли, что по утрам пастух их созывает дудочкой, стали проситься в поле. Рассмеявшись, отец пошел за Юрою и сказал: «Нечего скотину нервировать. Ладно, возвращайся в дом, потерпим». У: (6 слайд) В 1941 году началась война, когда Юре шёл восьмой год. Отголоски сражений докатились и до места, где жила семья Гагариных. Один случай, произошедший в этот год, Юра помнил всю жизнь. Возможно, он и определил будущее мальчика.
(Родители и ученики разыгрывают сценку из жизни Ю. А. Гагарина)
/Слышен нарастающий гул мотора, летит самолёт. Выбегают три мальчика./ 1 мальчик: Юрка, смотри, как низко летит самолёт! Юра: Он приземлился!
/Появляются два лётчика./ 1 лётчик: Здравствуйте, ребята! Скажите, как называется эта деревня? Юра: Клушино. 2 лётчик: Сейчас идёт война, а почему вы с портфелями ходите? 3 мальчик: Мы из школы идём. Юра: Пока школа работает, каждый день ходим на уроки. 1 лётчик: Молодцы! Надо учиться! Нас не сломить!! /Расстёгивает куртку, дети видят на груди орден./ Юра: А как ваша фамилия? 1 лётчик: Ларцев. Юра: Товарищ Ларцев! Скажите, пожалуйста, за что вы получили эту медаль? 1 лётчик: Это Орден Боевого Красного знамени. Я получил его за сражение в Испании. /Лётчик улыбается, когда видит удивление в глазах мальчишек./ Ну, говори, кем хочешь стать, когда вырастешь? Юра: Буду лётчиком, дядя! (Лётчик смеётся и подаёт мальчику планшет. Школьники рассматривают карту./ 2 лётчик: Всё, ребята, нам пора идти. До свидания! Дети (хором): До свидания! /Лётчики уходят, мальчишки убегают. Юра несколько раз повторяет фамилию лётчика./ У: Потом наступили тяжелые времена. В село вошли немцы. Угнали в Германию старших детей Гагариных - Валентина и Зою. Отец, подвергаясь большой опасности, передавал частям Красной Армии места минирования. Младшие же дети, Юра и маленький Борис, вместе с другими старались, как могли, вредить гитлеровцам: разбрасывали по дорогам гвозди, битые бутылки, прокалывали шины у машин, в выхлопные трубы заталкивали камни. Вскоре село было освобождено, снова открылась школа. 5 ученик: Юрий Гагарин старался учиться хорошо. Он понимал, что преподавателю трудно обучать сразу четыре класса без учебников и пособий. Вместе со взрослыми дети села убирали мусор на улицах, высаживали новые деревья вместо тех, которые были сломаны взрывами. Ученики школы разыскивали могилы погибших бойцов, украшали их цветами, устанавливали памятные доски. У: Нужно было привыкать к мирному времени, и Юрий стал задумываться, где ему продолжить обучение после школы. (7 слайд) В 1949 году он с отличием заканчивает 6 класс, едет в Москву и поступает в ремесленное училище.(8 слайд) А в 1955 году поступает в аэроклуб и вскоре совершает свой первый полет на Як - 18. Затем продолжает учиться в 1-м Чкаловском военно-авиационном училище. (9 слайд) Кроме любимого дела Юрий Алексеевич уделял внимание и своей семье, в которой росли две замечательные дочки - Елена и Галина. 6 ученик: В это время люди активно начинают завоёвывать космос. (10 слайд) Запущен первый спутник, в космическое пространство летят собаки Белка и Стрелка. Гагарин начинает подготовку к полёту. (11 слайд) В этот же год строится и ракета «Восток», на которой первый космонавт отправится к звёздам. У: Ребята, хотите поучаствовать в строительстве ракеты? Разделитесь на команды, постройте ракету из геометрических фигур и выложите её название из разрезной азбуки. (11 слайд, щелчок) (Дети работают в группах. Звучит песня Д. Шостаковича «Родина слышит, Родина знает».) У: Кто из вас знает, когда Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос? (Ответы детей.) 7 ученик: (12 слайд)12 апреля 1961 года в половине шестого утра Юрия разбудил врач. Ему помогли надеть скафандр. Что это такое? (Дети работают со словарями, выясняют значение слова «скафандр»). (13 слайд) Когда сопровождающие подошли к ракете, космонавт попрощался со всеми, в том числе и с главным конструктором ракеты «Восток» С. Королёвым. У: (14 слайд) Двигатели ракеты были включены в 9 часов 07 минут. 12 апреля 1961 года все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили о полёте человека в космос! (14 слайд, щелчок) (Дети слушают радиозапись о первом полёте человека в космос.) У: Ребята, что вы почувствовали, когда слушали это сообщение? (Дети делятся впечатлениями.) Юрий Алексеевич очень волновался, но верил, что полет завершится успешно. (Показ видеозаписи о взлёте ракеты.) У: (15 слайд) Люди всей планеты были восхищены подвигом Гагарина! Целых 108 минут находился он в космосе, сделав один виток вокруг Земли. (16 слайд) В 10 часов 55 минут "Восток" благополучно опустился на поле у деревни Смеловки на Саратовской земле. С тех пор место приземления стали называть гагаринским полем. (17 слайд) В первом же интервью после приземления Юрий Алексеевич сказал: "Я хочу посвятить свою жизнь, свою работу, свои мысли и чувства новой науке, занимающейся завоеванием космического пространства. Мне хочется побывать на Венере, увидеть Марс, полететь на Луну". У: Ребята, как вы думаете, легко ли стать космонавтом? Каким должен быть человек, чтобы полететь в космос? А что берут космонавты в дорогу? (Ответы детей.) У: Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери космонавта в путь». Перед вами карточки, на которых нужно сложить в пакет те вещи, которые космонавты берут с собой. (Дети работают в парах по карточке № 2 - приложение.) У: Проверим задание. Что берут космонавты в путь? У: Молодцы. После первого полёта в космос Юрий Гагарин окончил академию имени Жуковского. (18 слайд) Он много работал над собой, совершал испытательные полёты на истребителях. И в 1968 году на таком самолёте МИГ - 15 при непонятных обстоятельствах погибли два летчика-испытателя Юрий Гагарин и Владимир Серёгин. (19 слайд) На месте гибели истребителя близ владимирской деревеньки Новоселово стоит памятный обелиск. 8 ученик: (20 слайд)
Сказал «поехали» Гагарин.
Автор: неизвестен Сказал «поехали» Гагарин, Ракета в космос понеслась. Вот это был рисковый парень! С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий, Прогресса, мира и труда, Надежд, желаний и событий, Теперь все это - навсегда.
Наступят дни, когда пространство Кто хочет, сможет бороздить! Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй! Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним, Что кто-то первым полетел... Майор Гагарин, парень скромный, Открыть эпоху он сумел. ІV. Итог, рефлексия. У: Юрий Гагарин известен во всём мире. Он был замечательным человеком, много работал над собой, добивался поставленных целей. Скажите, что названо его именем в нашем городе, стране? (Ответы детей.) Молодцы! Наше занятие подходит к концу. Как оно называлось? Какую цель вы ставили перед собой? Добились ли её? Что вы узнали про первого космонавта? Какой момент его жизни вам особенно запомнился? Кто-нибудь из вас захотел полететь в космос? На доске изображено звёздное небо. Если для вас занятие было познавательным и интересным, прикрепите к нему жёлтую звезду. Если вы испытывали затруднения - красную. (Дети прикрепляют звёзды.) У: Кого вы сегодня хотели бы поблагодарить? Чьи ответы вам очень понравились? Спасибо всем за работу. Занятие окончено.
Источники
-
iplayer.fm/q/сообщение+тасс+о+первом+полёте+в+космос/
Радио СССР - Сообщение о первом полёте человека в космос (12 апреля 1961)
-
videoscope.cc/63654-pervyj-poljot-cheloveka-v-kosmos.html
"Первый полёт человека в космос" (видеозапись)
-
razumniki.ru/stihi_12_aprel_den_kosmonavtiki.html
Стихотворение « Сказал «поехали» Гагарин»
-
festival.1september.ru/articles/582824/
-
toget.ru/news_pics/502/502780_Pitanie_sovetskih_kosmonavtov.jpg
-
vt-inform.ru/upload/iblock/ac9/xldg%20h%20plqzd%20s55.radikal.ru.jpg
-
iknowit.ru/image_base/2009/pimg_439_1149.jpg
-
ruprice.net/board_photo/mini/1326198424.jpg
-
tvcenter.ru/images/useful4.jpg
-
kchetverg.ru/wp-content/uploads/2012/02/0519-3t.jpg
-
img01.chitalnya.ru/upload/263/5520856366492808.jpg
Приложение
Карточка № 2
«Собери космонавта в путь» Задание: Обведите ниточки, ведущие в пакет.
Набор космонавта