- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад по теме: «Реализация индивидуального подхода в образовании»
Доклад по теме: «Реализация индивидуального подхода в образовании»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Дуброва Н.А. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Доклад по теме: «Реализация индивидуального подхода в образовании».
Работая с детьми с ОВЗ понимаешь, что необходимость индивидуального подхода при их обучении и воспитании очень велика.
Принципы специального образования, которые определяют характер и особенности организации коррекционно - образовательного процесса детей с ОВЗ.
Принципы эти таковы:
Принцип педагогического оптимизма.
Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающим право каждого человека независимо от его особенностей и органических возможностей жизнедеятельности , быть включенным в образовательный процесс. При этом под обучением понимается не столько усвоение знаний по общеобразовательным предметам, сколько способность к освоению доступных ребенку социально и личностно значимых навыков, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде.
Принцип ранней педагогической помощи.
Современное спец. образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно - педагогической помощи .
Принцип коррекционно - компенсирующей направленности образования.
Этот принцип предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Коррекционно - компенсирующая направленность обеспечивается современной системой специальных технических средств, особой организацией образовательного процесса.
Принцип социально - адаптирующей направленности образования.
Социально -адаптирующая направленность специального образования позволяет сформировать социальные компетенции и психологическую подготовленность к жизни в социокультурной среде, в которой недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсировались бы , позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни..
Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.
Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни, находясь в языковой среде и активно взаимодействуя с предметами и социальным окружением, обладает всеми необходимыми условиями для развития речи и мышления, освоения коммуникативных умений. Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей с ограниченными возможностями , поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно - педагогической помощи.
Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании .
Чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной, направляемой педагогом.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Принцип направлен на создание благоприятных условий обучения , учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка ( тип ВНД, характер, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности ЗУНов, работоспособность, уровень развития эмоционально - волевой сферы), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития. Реализуя принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учебные программы специального образования предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп, обучающихся внутри класса или группы.
Реализация этих принципов для детей с ОВЗ является определяющей и неотъемлемой частью их процесса обучения. О том, как эти принципы реализуются, мне и хотелось бы немного сегодня рассказать.
Особое внимание мне хотелось бы уделить последним трем принципам.
Начну я с принципа дифференцированного и индивидуального подхода. В нашей школе данный принцип реализуется через введение системы разделения учащихся по способности усвоения программного материала. Все учащиеся условно делятся на три уровня:
1 уровень - дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить программу коррекционной школы 8 вида в полном объеме;
2уровень - дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить программу коррекционной школы 8 вида в полном объеме только по отдельным предметам;
3 уровень - дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить программу коррекционной школы 8 вида не в полном объеме;
Таблица данных по распределению учащихся по уровням:
Класс
Уровень
Всего
I
II
III
1
1
1
1
3
Согласно этим уровням проводится и оценка индивидуальных образовательных достижений.
Дифференцированный подход к учащимся реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Без реализации индивидуального подхода немыслимо обучение в коррекционной школе. Так, например, при плохом усвоении материала одному ученику можно предложить дополнительные занятия, а другому дать возможность больше отдыхать. Анализируя ошибки учащихся, допускаемые ими в письменных работах, нужно уметь отделить ошибки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, от ошибок, обусловленными последствиями болезни. При определении размера домашних заданий и при повторении учебного материала необходимо знать особенности памяти умственно отсталых детей. Чтобы подготовиться к занятиям, возможно доходчивее объяснить новый учебный материал, подобрать наиболее подходящие наглядные пособия к уроку, следует учесть особенности восприятия умственно отсталых детей.
Более подробно хотелось бы остановиться на принципе деятельностного подхода в обучении и воспитании. Как уже говорилось выше, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной, направляемой педагогом.
Деятельностный подход реализуется в зависимости от возраста обучаемых. В начальной школе ведущей для умственно отсталых детей является игровая деятельность ( в общем дети ориентированы на дошкольные виды деятельности). ( Пример: Юля Ф., Алик А, - обязательное введение игрового момента в любое занятие). Бывают и такие дети, у которых мотивационный компонент не сформирован. Тогда ищут ту опору, чем можно заинтересовать ребенка, используя мотивацию поощрения или соревнования. Зачастую именно эти 2 вида мотивации только и могут подтолкнуть ребенка к деятельности.
Очень огромное внимание уделяется развитию мелкой моторики, т.к. дети, пришедшие в нашу школу, характеризуются низким уровнем ее развития. Им трудно координировать движение пальцев рук, манипулировать мелкими предметами, уметь производить точные движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, застегивание молний и т.д.). Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками , мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными.Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам с нормой развития. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Для развития мелкой моторики имеются различные пособия . Пальчиковые игры являются неотъемлемой частью любого урока.
*Изготовление бус;
-
Собирание пирамидок, матрешек, мозаики;
-
Работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков и т.д.;
-
Лепка;
-
Аппликация;
-
Обведение лекал с последующей их штриховой;
-
Работа с трафаретами;
-
Работа с крупой;
-
Работа с нитками, шнурками;
-
Работа со счетными палочками;
-
Работа с прищепками, со скрепками; с макаронными изделиями;
-
С су- джоком;
-
Работа со шнуровками и т.д. Таким образом, педагог, зная особенности каждого ребенка, руководит отбором адекватного содержания коррекционно - педагогического воздействия и средств компенсаторного развития непосредственно для него. Иначе говоря, педагог определяет индивидуальную образовательную траекторию ребенка, составляя или модифицируя для него программы обучения.
Работая с такими детьми, искренне радуешься их успехам и осознаешь, что хоть и семимильными шагами, но их развитие все же возможно. Если же сравнивать их успехи с успехами в обучении детей с нормой интеллекта, то любой учитель общеобразовательной школы назвал бы таких детей необучаемыми.
3