Доклад по теме: «Реализация индивидуального подхода в образовании»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Доклад по теме: «Реализация индивидуального подхода в образовании».

Работая с детьми с ОВЗ понимаешь, что необходимость индивидуального подхода при их обучении и воспитании очень велика.

Принципы специального образования, которые определяют характер и особенности организации коррекционно - образовательного процесса детей с ОВЗ.

Принципы эти таковы:

Принцип педагогического оптимизма.

Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающим право каждого человека независимо от его особенностей и органических возможностей жизнедеятельности , быть включенным в образовательный процесс. При этом под обучением понимается не столько усвоение знаний по общеобразовательным предметам, сколько способность к освоению доступных ребенку социально и личностно значимых навыков, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде.

Принцип ранней педагогической помощи.

Современное спец. образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно - педагогической помощи .

Принцип коррекционно - компенсирующей направленности образования.

Этот принцип предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Коррекционно - компенсирующая направленность обеспечивается современной системой специальных технических средств, особой организацией образовательного процесса.

Принцип социально - адаптирующей направленности образования.

Социально -адаптирующая направленность специального образования позволяет сформировать социальные компетенции и психологическую подготовленность к жизни в социокультурной среде, в которой недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсировались бы , позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни..

Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.

Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни, находясь в языковой среде и активно взаимодействуя с предметами и социальным окружением, обладает всеми необходимыми условиями для развития речи и мышления, освоения коммуникативных умений. Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей с ограниченными возможностями , поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно - педагогической помощи.

Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании .

Чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной, направляемой педагогом.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Принцип направлен на создание благоприятных условий обучения , учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка ( тип ВНД, характер, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности ЗУНов, работоспособность, уровень развития эмоционально - волевой сферы), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития. Реализуя принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учебные программы специального образования предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп, обучающихся внутри класса или группы.

Реализация этих принципов для детей с ОВЗ является определяющей и неотъемлемой частью их процесса обучения. О том, как эти принципы реализуются, мне и хотелось бы немного сегодня рассказать.

Особое внимание мне хотелось бы уделить последним трем принципам.

Начну я с принципа дифференцированного и индивидуального подхода. В нашей школе данный принцип реализуется через введение системы разделения учащихся по способности усвоения программного материала. Все учащиеся условно делятся на три уровня:

1 уровень - дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить программу коррекционной школы 8 вида в полном объеме;

2уровень - дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить программу коррекционной школы 8 вида в полном объеме только по отдельным предметам;

3 уровень - дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить программу коррекционной школы 8 вида не в полном объеме;

Таблица данных по распределению учащихся по уровням:

Класс

Уровень

Всего

I

II

III

1

1

1

1

3

Согласно этим уровням проводится и оценка индивидуальных образовательных достижений.

Дифференцированный подход к учащимся реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Без реализации индивидуального подхода немыслимо обучение в коррекционной школе. Так, например, при плохом усвоении материала одному ученику можно предложить дополнительные занятия, а другому дать возможность больше отдыхать. Анализируя ошибки учащихся, допускаемые ими в письменных работах, нужно уметь отделить ошибки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, от ошибок, обусловленными последствиями болезни. При определении размера домашних заданий и при повторении учебного материала необходимо знать особенности памяти умственно отсталых детей. Чтобы подготовиться к занятиям, возможно доходчивее объяснить новый учебный материал, подобрать наиболее подходящие наглядные пособия к уроку, следует учесть особенности восприятия умственно отсталых детей.

Более подробно хотелось бы остановиться на принципе деятельностного подхода в обучении и воспитании. Как уже говорилось выше, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной, направляемой педагогом.

Деятельностный подход реализуется в зависимости от возраста обучаемых. В начальной школе ведущей для умственно отсталых детей является игровая деятельность ( в общем дети ориентированы на дошкольные виды деятельности). ( Пример: Юля Ф., Алик А, - обязательное введение игрового момента в любое занятие). Бывают и такие дети, у которых мотивационный компонент не сформирован. Тогда ищут ту опору, чем можно заинтересовать ребенка, используя мотивацию поощрения или соревнования. Зачастую именно эти 2 вида мотивации только и могут подтолкнуть ребенка к деятельности.

Очень огромное внимание уделяется развитию мелкой моторики, т.к. дети, пришедшие в нашу школу, характеризуются низким уровнем ее развития. Им трудно координировать движение пальцев рук, манипулировать мелкими предметами, уметь производить точные движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, застегивание молний и т.д.). Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками , мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными.Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам с нормой развития. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Для развития мелкой моторики имеются различные пособия . Пальчиковые игры являются неотъемлемой частью любого урока.

*Изготовление бус;

  • Собирание пирамидок, матрешек, мозаики;

  • Работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков и т.д.;

  • Лепка;

  • Аппликация;

  • Обведение лекал с последующей их штриховой;

  • Работа с трафаретами;

  • Работа с крупой;

  • Работа с нитками, шнурками;

  • Работа со счетными палочками;

  • Работа с прищепками, со скрепками; с макаронными изделиями;

  • С су- джоком;

  • Работа со шнуровками и т.д. Таким образом, педагог, зная особенности каждого ребенка, руководит отбором адекватного содержания коррекционно - педагогического воздействия и средств компенсаторного развития непосредственно для него. Иначе говоря, педагог определяет индивидуальную образовательную траекторию ребенка, составляя или модифицируя для него программы обучения.

Работая с такими детьми, искренне радуешься их успехам и осознаешь, что хоть и семимильными шагами, но их развитие все же возможно. Если же сравнивать их успехи с успехами в обучении детей с нормой интеллекта, то любой учитель общеобразовательной школы назвал бы таких детей необучаемыми.

3

© 2010-2022