Программа по русскому языку 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ИМЕНИ Ю.А.ГАГАРИНА

Рассмотрено Утверждаю

и рекомендовано к утверждению Директор школы

на заседании методического совета ___________ В.Н.Шестакова

Протокол № ___ от ___________ Приказ от__________ №____










Рабочая программа

для 3 классов


по русскому языку на 2015/2016 учебный год
















Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку адресована учащимся 3 классов МАОУ СОШ №5 имени Ю. А. Гагарина г. Тамбова. Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык в 2-х частях / Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. / Издательский дом «Федоров», 2013г, требований ФГОС общего образования для начальной школы (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. №373 «Об утверждении введения в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования»),Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. ,Приказ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования , на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, УМК Н. В. Занкова В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Курс отличает практическая направленность на пользование системой языка, что возможно при реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода в обучении. Реализация программы помогает достичь двух целей: социокультурной и когнитивно-познавательной. Социокультурная цель предполагает формирование коммуникативной компетентности учащихся, развитие речи школьников во всех ее формах и функциях и навыков грамотной, безошибочной речи как показателя общей культуры человека. Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.

Общая характеристика учебного предмета, курса.


В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык - универсальное средство общения (кодовая система), речь - функция языка, его индивидуальное воплощение в конкретной практике. Это представление соответствует и ожиданиям новой информационной эпохи, которая требует от человека коммуникативной грамотности (владение средствами обмена информацией и ее накопления) как необходимой его характеристики в ХХI веке. Такое понимание языка соответствует и требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Система языка проявляет себя в речевой деятельности, которая невозможна для человека без знания законов языка. Задача, таким образом, состоит не только в том, чтобы дать знания о языковых средствах, надо создать условия для повседневного приобретения опыта пользования ими во внешней (устной, письменной) и внутренней речи, оттачивания своей индивидуальной, отличной от других манеры. Курс характеризует его практическая направленность на пользование системой языка, что, в свою очередь, возможно только при реализации системно-деятельностногои индивидуального подхода в обучении.


В Федеральном базисном учебном плане предмет «Русский язык» отнесён к предметной области «Филология». Программа предусматривает изучение русского языка в 1 классе в объеме 165 ч (5 ч в неделю), из них 110 ч - на обучение письму, 55 ч - на курс русского языка; количество часов на чтение в 1 классе составляет 132 ч (4 ч в неделю), из них 88 ч - на обучение чтению, 44 ч - на курс «Литературное чтение», во 2, 3 и 4 классах по170 часов (5 часов в неделю), всего на изучение курса отводится 675часов, что соответствует авторской программе. Программа рассчитана на 33 учебных недели в 1 классе и на 34 учебных недели во 2-4 классах.

Рабочая программа создана на основе авторской программы Н.В.Нечаевой «Русский язык». Изменений в программу не внесено. Курс реализуется в рамках УМК « Система общего развития Л.В. Занкова» по программе Н. В. Нечаевой (2011), утвержденной МО РФ. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика построения учебного процесса и возрастные особенности младших школьников.

Цели и задачи

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует конгнитивно - познавательную и социокультурную цели:

Цели:

  • конгнитивно - познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке как составляющей целостной научной картины мира и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • социокультурная цель - изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

Задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Основные технологии обучения:

  • технология дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися; различающимися по уровню обучаемости, повышение познавательного интереса;

  • технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей;

  • информационного-коммуникационые технологии;

  • игровые технологии;

  • здоровьесберегающие технологи

Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, проекты. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). На уроках ознакомления с новым материалом и закрепления пройденного практикуется использование ЭОР. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Типология ключевых компетенций

Формирование ключевых компетенций Учебно-познавательные Способность к самостоятельной деятельности в учебном процессе. Организация целеполагания. планирования, анализа, рефлексии. Информационные Умение работать с разными источниками информации.
Коммуникативные Умение работать в парах, группах, вести дискуссии, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Ценностно-смысловые Умение формулировать собственные учебные цели. Общекультурные Знать духовно-нравственные основы жизни человека и особенности национальных культур. Личное самосовершенствование Усовершенствование приобретенных умений и навыков, работа над проектами.

Содержательные линии учебного предмета, курса.

Содержание программы.

3 класс (175 часов) I. Что нужно для общения (12 ч) Лексическое и грамматическое значение слова. Текст. Признаки текста, типы текста. Состав слова. Однокоренные слова. Многозначность слов. Средства устного и письменного общения. Средства создания речевой ситуации в устной и письменной речи. Чередование: позиционное и историческое. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Оформление диалога. Правописание З, С, на конце приставок. Обобщение знаний по теме: «Что нужно для общения в устной и письменной форме». Контрольный диктант.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • различия между определениями «лексическое» и «грамматическое» значение;
  • признаки и типы текста;
  • состав слова;
  • средства устного и письменного общения;
  • виды предложений по цели высказывания и по интонации;
  • оформление диалога на письме;

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать лексическое и грамматическое значение слов;

  • составлять текст на заданную тему;

  • разбирать слова по составу, проводить звукобуквенный анализ;

  • пользоваться толковым словарем;

  • различать многозначные слова и омонимы;

  • различать типы текстов;

  • находить главные члены предложения

  • оформлять диалог на письме;

  • различать предложения по цели высказывания и по интонации;

  • выполнять контрольную работу, применяя полученные знания;

  • анализировать собственные ошибки.


Секреты появления слов в русском языке (36 ч).
Заимствованные слова (4 ч). Тема, план текста. Составление текста. Правописание сочетаний -ОЛО-, -ОРО-, -ЕРЕ-.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • признаки и типы текста;
  • части текста;
  • средства устного и письменного общения;
  • виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Учащиеся должны уметь:

  • определять тему текста;

  • составлять план;

  • составлять предложения на заданную тему;

Основа слова (2 ч)

Состав слова. Способы словообразования. Основа слова. Составление текста описания.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • состав слова;

  • способы словообразования;

  • основу слова;

  • типы текста.

Учащиеся должны уметь:

  • разбирать слова по составу;

  • пользоваться словарем;

  • составлять предложения на заданную тему.

Какую работу выполняет в основе слова суффикс (11 ч)

Суффикс как словообразовательная морфема. Суффиксы имен существительных. Уменьшительно-ласкательные суффиксы и их правописание. Суффиксы -омонимы. Значение суффиксов. Формообразование и словообразование. Способы образования слов. Состав слова. Обращение. Устаревшие слова. Текст -описание. Составление текста -описания. Стилистические ошибки. Паронимы.

Контрольное списывание.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • состав слова;

  • алгоритм разбора слов по составу;

  • уменьшительно- ласкательные суффиксы и их правописание;

  • суффиксы -омонимы;

  • значение суффиксов;

  • формообразование, словообразование;

  • обращение;

  • типы текста;

  • слова паронимы.

Учащиеся должны уметь:

  • писать уменьшительно - ласкательные суффиксы;

  • писать слова с изученными орфограммами;

  • проводить разбор слова по составу;

  • различать формообразование и словообразование;

  • находить в тексе обращение и выделять его в устной и письменной речи;

  • составлять предложения на заданную тему;

  • определять тип текста;

  • списывать с доски текст;

  • анализировать собственные ошибки.


Какую роль выполняет в основе слова приставка (8 ч).

Предложение. Члены предложения и части речи. Предлоги и приставки. Время глагола. Выделение обращения в устной и письменной речи. Правописание гласных и согласных в приставках. Текст - описание и текст - рассуждение. Правописание приставок и предлогов. Характеристика героя.

Обучающее изложение.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • члены предложения;

  • части речи;

  • предлоги и приставки;

  • время глагола;

  • обращение в устной и письменной речи;

  • правописание гласных и согласных в приставках;

  • типы текстов;

  • правописание приставок и предлогов.

Учащиеся должны уметь:

  • находить главные и второстепенные члены предложения;

  • устанавливать связь слов в предложении;

  • определять время глагола;

  • различать приставки и предлоги;

  • оформлять на письме диалог и обращение в тексте;

  • писать слова с изученными приставками;

  • составлять характеристику героя;

  • устанавливать последовательность предложений в тексте;

  • анализировать собственные ошибки.

Сложные слова (11 ч).

Способы словообразования. Правописание соединительных гласных в сложных предложениях. Правописание сложных слов. Лексическое значение сложных слов. Сложение без соединительной гласной. Текст- рассуждение. Стили языка. Обобщение темы: «Состав слова. Словообразование».

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • способы словообразования;

  • правописание соединительных гласных в сложных предложениях;

  • правописание сложных слов;

  • лексическое значение сложных слов;

  • сложение без соединительной гласной;

  • текст- рассуждение;

  • стили языка.

Учащиеся должны уметь:

  • писать сложные слова с соединительными гласными и без них;

  • выполнять контрольную работу;

  • анализировать собственные ошибки;

  • определять стили текста.

Как из слов образуются предложения (32 ч)

Средства связи слов в предложении (2 ч)

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Логическое ударение и смысл высказывания.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

  • логическое ударение и смысл высказывания.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять словосочетания в предложении;

  • выделять логическое ударение и смысл высказывания.

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы (16 ч.)

Служебные части речи. Признаки текста и типы текста. Роль предлогов и приставок. Предлог как часть речи. Правописание предлогов с существительными и местоимениями. Обращение. Знаки препинания при обращении. Союз как часть речи. Соединительные и противительные союзы. Различение союзов «а» и «но». Составление текста о союзах. Текст. Стиль, тип, тема, микро - тема. Текст - рассуждение. Частица как часть речи. Правописание частиц. Предложения утвердительные и отрицательные. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Проверочная работа по теме: «Служебные слова. Состав слова».

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Логическое ударение и смысл высказывания.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • служебные части речи;

  • признаки текста и типы текста;

  • роль предлогов и приставок;

  • предлог как часть речи;

  • правописание предлогов с существительными и местоимениями;

  • обращение, знаки препинания при обращении;

  • союз как часть речи;

  • соединительные и противительные союзы;

  • различение союзов «а» и «но»;

  • составление текста о союзах;

  • текст, стиль, тип, тема, микро - тема;

  • текст - рассуждение;

  • частица как часть речи;

  • правописание частиц;

  • предложения утвердительные и отрицательные;

  • правописание частицы НЕ с глаголами;

  • изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

  • логическое ударение и смысл высказывания.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять предложения на заданную тему;

  • различать предлоги приставки;

  • составлять словосочетания;

  • выполнять контрольную работу;

  • анализировать собственные ошибки;

  • употреблять предлоги с существительными;

  • правильно использовать предлоги в речи;

  • выделять союзы в предложении;

  • устанавливать последовательность предложений в тексте;

  • правильно оформлять на письме предложения;

  • анализировать собственные ошибки;

  • составлять предложения на заданную тему;

  • применять правила написания частиц (НЕ с глаголами);

  • применять полученные знания по изученным темам.

Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода. Неопределенная форма (14 ч.)

Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола (число, время, род). Вид глагола. Глаголы прошедшего времени. Понятие формообразующего суффикса. Разбор глаголов по составу. Анализ текста: стиль, признаки, тема, микро - тема. Лексико-грамматические признаки глагола. Неопределенная форма глагола и его грамматические признаки. -ТЬ, -ЧЬ в неопределенной форме. Будущее время глагола: простое и сложное.

Обобщение знаний по теме: «Текст. Типы текста.»

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • глагол как часть речи;

  • грамматические признаки глагола (число, время, род);

  • вид глагола;

  • глаголы прошедшего времени;

  • понятие формообразующего суффикса;

  • разбор глаголов по составу;

  • анализ текста: стиль, признаки, тема, микро - тема;

  • лексико-грамматические признаки глагола;

  • неопределенная форма глагола и его грамматические признаки;

  • -ТЬ, -ЧЬ в неопределенной форме;

  • будущее время глагола: простое и сложное.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять глаголы в речи;

  • определять число, время, род глагола;

  • выполнять контрольную работу;

  • анализировать собственные ошибки;

  • различать будущее время глагола: простое и сложное;

  • строить работу над проектами.

Как из слов образуются предложения.

Грамматические признаки имени существительного (12 ч)

Грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные). Изменение имен существительных по вопросам. Значение предметности как обобщающее грамматическое значение имени существительного. Начальная форма имени существительного. Орфограммы в окончаниях существительных. Имена существительные, имеющие форму только ед. ч./мн. ч. Синонимы. Антонимы. Многозначность слов. Род, число имени существительного. Соотношение рода и окончания у имен существительных.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные);

  • изменение имен существительных по вопросам;

  • значение предметности как обобщающее грамматическое значение имени существительного;

  • начальная форма имени существительного;

  • орфограммы в окончаниях существительных;

  • имена существительные, имеющие форму только ед. ч./мн. ч.;

  • синонимы, антонимы;

  • многозначность слов;

  • род, число имени существительного;

  • соотношение рода и окончания у имен существительных.

Учащиеся должны уметь:

  • определять род и число имени существительного;

  • изменять существительные по вопросам;

  • определять лексическое значение слова с помощью словаря;

  • устанавливать последовательность предложений в тексте;

  • правильно оформлять на письме предложения;

  • анализировать собственные ошибки;

  • соотносить род с окончанием имени существительного;

  • выполнять контрольную работу, применяя полученные знания;

  • анализировать собственные ошибки.

Правописание Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных (5 ч.)

Роль Ь в словах. Правописание Ь после шипящих на конце имени существительных. Имена существительные с шипящими в конце слова.

Обучающее изложение.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • роль Ь в словах;

  • правописание Ь после шипящих на конце имени существительных;

  • имена существительные с шипящими в конце слова.

Учащиеся должны уметь:

  • писать имена существительные с шипящими на конце слова;

  • устанавливать последовательность предложений в тексте;

  • правильно оформлять на письме предложения.

Словосочетание (6 ч.)

Словосочетание. Главное и зависимое слово. Грамматические признаки имени прилагательного. Связь слов в словосочетании. Лексическая работа :стиль, крылатые выражения. Редактирование текста. Работа с текстом: сжатый текст, стиль, микро- тема.

Контрольное списывание.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • словосочетание;

  • главное и зависимое слово;

  • грамматические признаки имени прилагательного;

  • связь слов в словосочетании;

  • лексическая работа :стиль, крылатые выражения;

  • редактирование текста;

  • работа с текстом: сжатый текст, стиль, микро- тема.

Учащиеся должны уметь:

  • в словосочетаниях определять главное и зависимое слова;

  • графически обозначать связь слов в словосочетании;

  • выполнять устный и письменный разбор словосочетаний;

  • редактировать текст;

  • списывать с доски текст;

  • анализировать свои ошибки.

Правописание гласных Ы,И, после Ц (4 ч.)

Написание И, Ы. Разбор словосочетаний после шипящих и Ц. Изменение существительного по падежам. Стиль текста.

Тест.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • написание И, Ы;

  • разбор словосочетаний после шипящих и Ц;

  • изменение существительного по падежам;

  • стиль текста.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно писать И, Ы после Ц;

  • выполнять задания на заданную тему;

  • определять стили текста.

Изменение имен существительных по падежам (10 ч.)

Склонение имен существительных. Падежи имен существительных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имени существительного. Составление сжатого текста. Предлог как указатель падежа. Склонение существительных во множественном числе. Литературная миниатюра, смысл которой можно выразить пословицей.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • склонение имен существительных;

  • падежи имен существительных;

  • правописание безударных гласных в падежных окончаниях имени существительного;

  • составление сжатого текста;

  • предлог как указатель падежа;

  • склонение существительных во множественном числе;

  • литературная миниатюра, смысл которой можно выразить пословицей.

Учащиеся должны уметь:

  • определять падежи и склонения имен существителных4

  • выполнять контрольную работу, применяя полученные знания;

  • анализировать свои ошибки;

  • определять падежи существительного по вопросу;

  • составлять предложения на заданную тему;

  • определять падеж по предлогу;

  • определять склонение имен существительных во множественном числе;

  • определять литературную миниатюру.

Второстепенный член предложения - дополнение (6 ч.)

Второстепенные члены предложения, их роль. Дополнение. Различение существительных в форме И. п. и В. п. Определение падежей имен существительных. Окончания и предлоги существительных в Д.п. Работа с текстом. Орфографическая работа.

Контрольное изложение.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • второстепенные члены предложения, их роль;

  • дополнение;

  • различение существительных в форме И. п. и В. п.;

  • определение падежей имен существительных;

  • окончания и предлоги существительных в Д.п;

  • работа с текстом;

  • Падежи и их вопросы;

  • орфографическая работа.

Учащиеся должны уметь:

  • делить существительные на три склонения;

  • определять склонение имени существительного;

  • писать безударные падежные окончания существительных1-го,2-го , 3-го, склонения;

  • выполнять контрольную работу, применяя полученные знания;

  • анализировать свои ошибки;

  • различать существительных 1 и 2-го скл., 1 и 3-го скл.;

  • составлять предложения на заданную тему.

Склонение имен существительных в форме единственного числа (9 ч.)

Понятие «склонение». Три склонения имен существительных. Определение склонения существительного. Составление алгоритма. Окончания существительных различных типов склонения. Первое склонение имен существительных. Буква Е,И в окончаниях имен существительных. Второе склонение имен существительных. Третье склонение имен существительных. Абзац. Микро-тема. Стиль и типы текста.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • понятие «склонение»;

  • три склонения имен существительных;

  • определение склонения существительного;

  • составление алгоритма;

  • окончания существительных различных типов склонения;

  • первое склонение имен существительных;

  • буква Е,И в окончаниях имен существительных;

  • второе склонение имен существительных;

  • третье склонение имен существительных;

  • абзац, микро-тема;

  • стиль и типы текста.

Учащиеся должны уметь:

  • делить существительные на три склонения;

  • определять склонение имени существительного;

  • писать падежные окончания существительных разных типов склонения;

  • выполнять контрольную работу, применяя полученные знания;

  • анализировать собственные ошибки;

Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа (6 ч.)

Буква безударного гласного в окончании имени существительного. Правописание безударных окончаний существительного 1-го и 3-го склонений. Безударные окончания имени существительного 1-го и 2-го склонений в П.п. Правописание безударных окончаний имени существительных. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п., П.п. Правописание окончаний существительных 1,2, 3 склонения.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • буква безударного гласного в окончании имени существительного;

  • правописание безударных окончаний существительного 1-го и 3-го склонений;

  • падежи и их вопросы;

  • безударные окончания имени существительного 1-го и 2-го склонений в П.п.;

  • правописание безударных окончаний имени существительных;

  • правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п., П.п. ;

  • правописание окончаний существительных 1,2, 3 склонения.

Учащиеся должны уметь:

  • различать существительные 1-го и 3-го склонения;

  • различать существительные 1-го и 2-го склонения;

  • различать существительные 1-го ,2-го, 3-го склонения;

  • составлять предложения на заданную тему4

О,Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц (6 ч.)

Правописание гласных после шипящих согласных и Ц. Правописание О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц. Значение суффиксов. Буква согласного в суффиксах -ек-, -ик-;

Контрольное списывание.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • правописание гласных после шипящих согласных и Ц;

  • правописание О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц;

  • значение суффиксов;

  • буква согласного в суффиксах -ек-, -ик-;

  • выполнять контрольную работу, применяя полученные знания;

  • анализировать свои ошибки.

Учащиеся должны уметь:

  • писать О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц;

  • писать суффиксы -ек-, -ик-;

  • списывать текст с доски;

  • анализировать собственные ошибки.

Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа (7 ч.)

Склонение имен существительных во множественном числе. Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа. Правописание безударных окончаний имен существительных в форме мн. числа.

Р. П. имен существительных множественного числа. Грамматические признаки и лексическая сочетаемость слов.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • склонение имен существительных во множественном числе;

  • падежные окончания имен существительных в форме множественного числа;

  • правописание безударных окончаний имен существительных в форме мн. числа.;

  • Р. П. имен существительных множественного числа;

  • грамматические признаки и лексическая сочетаемость слов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять грамматические признаки существительных множественного числа;

  • определять падежи в любом типе склонения;

  • различать существительные Р.п.;

  • выполнять контрольную работу, применяя полученные знания;

  • анализировать собственные ошибки.

Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения - определение (8 ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Второстепенный член предложения - определение. Зависимость грамматических признаков имени прилагательного и существительного. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Склонение имен прилагательных. Правописание безударных окончаний прилагательных. Развитие речи: многозначность слова, лексическая сочетаемость.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • имя прилагательное как часть речи;

  • второстепенный член предложения - определение;

  • зависимость грамматических признаков имени прилагательного и существительного;

  • согласование имени прилагательного с именем существительным;

  • склонение имен прилагательных;

  • правописание безударных окончаний прилагательных;

  • многозначность слова, лексическая сочетаемость.

Учащиеся должны уметь:

  • определять грамматические признаки имени существительного и имени прилагательного;

  • определять прилагательное в предложение как член предложения (определение);

  • разбирать предложение по членам предложения;

  • устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять его на письме;

  • анализировать собственные ошибки;

  • согласовывать имя существительное с именем прилагательным;

  • склонять прилагательные;

  • составлять предложения на заданную тему.

Однородные члены предложения (8 ч.)

Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Знаки препинания при однородных членах предложения и при обращении. Союзная и бессоюзная связь при однородных членах. Смысловые группы однородных членов. Соединительные и противительные союзы. Знаки препинания при однородных членах, связанных союзом «да».

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • однородные члены предложения и знаки препинания при них;

  • знаки препинания при однородных членах предложения и при обращении;

  • союзная и бессоюзная связь при однородных членах;

  • смысловые группы однородных членов;

  • соединительные и противительные союзы;

  • знаки препинания при однородных членах, связанных союзом «да».

Учащиеся должны уметь:

  • находить в предложении однородные члены;

  • расставлять знаки препинания при однородных членах и при обращении;

  • распознавать предложения с однородными членами;

  • писать текст под диктовку;

  • анализировать собственные ошибки.

Как из предложений образуется текст (8 ч.)

Языковые средства оформления текста. Художественный и научный стили. План текста. Сочинение - рассуждение. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омоформы. Связанный текст . Признаки связанного текста.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • языковые средства оформления текста;

  • художественный и научный стили;

  • план текста;

  • синонимы, антонимы, паронимы, омоформы;

  • признаки связанного текста ;

  • признаки связанного текста.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять главное, высказывать свое мнение;

  • определять стили текста;

  • составлять предложения на заданную тему;

  • различать синонимы, антонимы;

  • редактировать предложения;

  • определять прямое и переносное значение слова;

  • выполнять контрольную работу;

анализировать собственные ошибки.


Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы Н.В.Нечаевой, С.Г.Яковлевой. Русский язык. 3класс Издательство: «Учебная литература». Издательский дом: «Федоров» 2013г.

Содержание учебного предмета представлено в авторской рабочей программе Н.В. Нечаевой (Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова: сборникпрограмм: в 2ч. 2-е изд., испр./ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012.- стр. 66-68, 93-102) zankov.ru/umk/programms/article=4489/

Обоснованием выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой школьного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания учащихся в области русского языка.

Рабочая программа по предмету для 3 классов в соответствии с учебным планом рассчитана на 5 час в неделю (175 часов в год).

Программа предусматривает многоуровневую систему контроля знаний:

  • Самоконтроль - при введении нового материала;

  • Взаимоконтроль - в процессе закрепления нового материала;

  • Текущий контроль - в виде устного опроса и самостоятельных работ;

  • Рубежный контроль - при проведении проверочных работ;

  • Итоговый контроль - комплексная тестовая работа.




Содержательные линии учебного предмета, курса.

Содержание программы.

3 класс (175 часов) I. Что нужно для общения (12 ч) Лексическое и грамматическое значение слова. Текст. Признаки текста, типы текста. Состав слова. Однокоренные слова. Многозначность слов. Средства устного и письменного общения. Средства создания речевой ситуации в устной и письменной речи. Чередование: позиционное и историческое. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Оформление диалога. Правописание З, С, на конце приставок. Обобщение знаний по теме: «Что нужно для общения в устной и письменной форме». Контрольный диктант.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • различия между определениями «лексическое» и «грамматическое» значение;
  • признаки и типы текста;
  • состав слова;
  • средства устного и письменного общения;
  • виды предложений по цели высказывания и по интонации;
  • оформление диалога на письме;

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать лексическое и грамматическое значение слов;

  • составлять текст на заданную тему;

  • разбирать слова по составу, проводить звукобуквенный анализ;

  • пользоваться толковым словарем;

  • различать многозначные слова и омонимы;

  • различать типы текстов;

  • находить главные члены предложения

  • оформлять диалог на письме;

  • различать предложения по цели высказывания и по интонации;

  • выполнять контрольную работу, применяя полученные знания;

  • анализировать собственные ошибки.


Секреты появления слов в русском языке (36 ч).
Заимствованные слова (4 ч). Тема, план текста. Составление текста. Правописание сочетаний -ОЛО-, -ОРО-, -ЕРЕ-.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • признаки и типы текста;
  • части текста;
  • средства устного и письменного общения;
  • виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Учащиеся должны уметь:

  • определять тему текста;

  • составлять план;

  • составлять предложения на заданную тему;

Основа слова (2 ч)

Состав слова. Способы словообразования. Основа слова. Составление текста описания.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • состав слова;

  • способы словообразования;

  • основу слова;

  • типы текста.

Учащиеся должны уметь:

  • разбирать слова по составу;

  • пользоваться словарем;

  • составлять предложения на заданную тему.

Какую работу выполняет в основе слова суффикс (11 ч)

Суффикс как словообразовательная морфема. Суффиксы имен существительных. Уменьшительно-ласкательные суффиксы и их правописание. Суффиксы -омонимы. Значение суффиксов. Формообразование и словообразование. Способы образования слов. Состав слова. Обращение. Устаревшие слова. Текст -описание. Составление текста -описания. Стилистические ошибки. Паронимы.

Контрольное списывание.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • состав слова;

  • алгоритм разбора слов по составу;

  • уменьшительно- ласкательные суффиксы и их правописание;

  • суффиксы -омонимы;

  • значение суффиксов;

  • формообразование, словообразование;

  • обращение;

  • типы текста;

  • слова паронимы.

Учащиеся должны уметь:

  • писать уменьшительно - ласкательные суффиксы;

  • писать слова с изученными орфограммами;

  • проводить разбор слова по составу;

  • различать формообразование и словообразование;

  • находить в тексе обращение и выделять его в устной и письменной речи;

  • составлять предложения на заданную тему;

  • определять тип текста;

  • списывать с доски текст;

  • анализировать собственные ошибки.


Какую роль выполняет в основе слова приставка (8 ч).

Предложение. Члены предложения и части речи. Предлоги и приставки. Время глагола. Выделение обращения в устной и письменной речи. Правописание гласных и согласных в приставках. Текст - описание и текст - рассуждение. Правописание приставок и предлогов. Характеристика героя.

Обучающее изложение.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • члены предложения;

  • части речи;

  • предлоги и приставки;

  • время глагола;

  • обращение в устной и письменной речи;

  • правописание гласных и согласных в приставках;

  • типы текстов;

  • правописание приставок и предлогов.

Учащиеся должны уметь:

  • находить главные и второстепенные члены предложения;

  • устанавливать связь слов в предложении;

  • определять время глагола;

  • различать приставки и предлоги;

  • оформлять на письме диалог и обращение в тексте;

  • писать слова с изученными приставками;

  • составлять характеристику героя;

  • устанавливать последовательность предложений в тексте;

  • анализировать собственные ошибки.

Сложные слова (11 ч).

Способы словообразования. Правописание соединительных гласных в сложных предложениях. Правописание сложных слов. Лексическое значение сложных слов. Сложение без соединительной гласной. Текст- рассуждение. Стили языка. Обобщение темы: «Состав слова. Словообразование».

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • способы словообразования;

  • правописание соединительных гласных в сложных предложениях;

  • правописание сложных слов;

  • лексическое значение сложных слов;

  • сложение без соединительной гласной;

  • текст- рассуждение;

  • стили языка.

Учащиеся должны уметь:

  • писать сложные слова с соединительными гласными и без них;

  • выполнять контрольную работу;

  • анализировать собственные ошибки;

  • определять стили текста.

Как из слов образуются предложения (32 ч)

Средства связи слов в предложении (2 ч)

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Логическое ударение и смысл высказывания.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

  • логическое ударение и смысл высказывания.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять словосочетания в предложении;

  • выделять логическое ударение и смысл высказывания.

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы (16 ч.)

Служебные части речи. Признаки текста и типы текста. Роль предлогов и приставок. Предлог как часть речи. Правописание предлогов с существительными и местоимениями. Обращение. Знаки препинания при обращении. Союз как часть речи. Соединительные и противительные союзы. Различение союзов «а» и «но». Составление текста о союзах. Текст. Стиль, тип, тема, микро - тема. Текст - рассуждение. Частица как часть речи. Правописание частиц. Предложения утвердительные и отрицательные. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Проверочная работа по теме: «Служебные слова. Состав слова».

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Логическое ударение и смысл высказывания.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • служебные части речи;

  • признаки текста и типы текста;

  • роль предлогов и приставок;

  • предлог как часть речи;

  • правописание предлогов с существительными и местоимениями;

  • обращение, знаки препинания при обращении;

  • союз как часть речи;

  • соединительные и противительные союзы;

  • различение союзов «а» и «но»;

  • составление текста о союзах;

  • текст, стиль, тип, тема, микро - тема;

  • текст - рассуждение;

  • частица как часть речи;

  • правописание частиц;

  • предложения утвердительные и отрицательные;

  • правописание частицы НЕ с глаголами;

  • изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;

  • логическое ударение и смысл высказывания.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять предложения на заданную тему;

  • различать предлоги приставки;

  • составлять словосочетания;

  • выполнять контрольную работу;

  • анализировать собственные ошибки;

  • употреблять предлоги с существительными;

  • правильно использовать предлоги в речи;

  • выделять союзы в предложении;

  • устанавливать последовательность предложений в тексте;

  • правильно оформлять на письме предложения;

  • анализировать собственные ошибки;

  • составлять предложения на заданную тему;

  • применять правила написания частиц (НЕ с глаголами);

  • применять полученные знания по изученным темам.

Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода. Неопределенная форма (14 ч.)

Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола (число, время, род). Вид глагола. Глаголы прошедшего времени. Понятие формообразующего суффикса. Разбор глаголов по составу. Анализ текста: стиль, признаки, тема, микро - тема. Лексико-грамматические признаки глагола. Неопределенная форма глагола и его грамматические признаки. -ТЬ, -ЧЬ в неопределенной форме. Будущее время глагола: простое и сложное.

Обобщение знаний по теме: «Текст. Типы текста.»

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • глагол как часть речи;

  • грамматические признаки глагола (число, время, род);

  • вид глагола;

  • глаголы прошедшего времени;

  • понятие формообразующего суффикса;

  • разбор глаголов по составу;

  • анализ текста: стиль, признаки, тема, микро - тема;

  • лексико-грамматические признаки глагола;

  • неопределенная форма глагола и его грамматические признаки;

  • -ТЬ, -ЧЬ в неопределенной форме;

  • будущее время глагола: простое и сложное.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять глаголы в речи;

  • определять число, время, род глагола;

  • выполнять контрольную работу;

  • анализировать собственные ошибки;

  • различать будущее время глагола: простое и сложное;

  • строить работу над проектами.

Как из слов образуются предложения.

Грамматические признаки имени существительного (12 ч)

Грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные). Изменение имен существительных по вопросам. Значение предметности как обобщающее грамматическое значение имени существительного. Начальная форма имени существительного. Орфограммы в окончаниях существительных. Имена существительные, имеющие форму только ед. ч./мн. ч. Синонимы. Антонимы. Многозначность слов. Род, число имени существительного. Соотношение рода и окончания у имен существительных.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные);

  • изменение имен существительных по вопросам;

  • значение предметности как обобщающее грамматическое значение имени существительного;

  • начальная форма имени существительного;

  • орфограммы в окончаниях существительных;

  • имена существительные, имеющие форму только ед. ч./мн. ч.;

  • синонимы, антонимы;

  • многозначность слов;

  • род, число имени существительного;

  • соотношение рода и окончания у имен существительных.

Учащиеся должны уметь:

  • определять род и число имени существительного;

  • изменять существительные по вопросам;

  • определять лексическое значение слова с помощью словаря;

  • устанавливать последовательность предложений в тексте;

  • правильно оформлять на письме предложения;

  • анализировать собственные ошибки;

  • соотносить род с окончанием имени существительного;

  • выполнять контрольную работу, применяя полученные знания;

  • анализировать собственные ошибки.

Правописание Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных (5 ч.)

Роль Ь в словах. Правописание Ь после шипящих на конце имени существительных. Имена существительные с шипящими в конце слова.

Обучающее изложение.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • роль Ь в словах;

  • правописание Ь после шипящих на конце имени существительных;

  • имена существительные с шипящими в конце слова.

Учащиеся должны уметь:

  • писать имена существительные с шипящими на конце слова;

  • устанавливать последовательность предложений в тексте;

  • правильно оформлять на письме предложения.

Словосочетание (6 ч.)

Словосочетание. Главное и зависимое слово. Грамматические признаки имени прилагательного. Связь слов в словосочетании. Лексическая работа :стиль, крылатые выражения. Редактирование текста. Работа с текстом: сжатый текст, стиль, микро- тема.

Контрольное списывание.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • словосочетание;

  • главное и зависимое слово;

  • грамматические признаки имени прилагательного;

  • связь слов в словосочетании;

  • лексическая работа :стиль, крылатые выражения;

  • редактирование текста;

  • работа с текстом: сжатый текст, стиль, микро- тема.

Учащиеся должны уметь:

  • в словосочетаниях определять главное и зависимое слова;

  • графически обозначать связь слов в словосочетании;

  • выполнять устный и письменный разбор словосочетаний;

  • редактировать текст;

  • списывать с доски текст;

  • анализировать свои ошибки.

Правописание гласных Ы,И, после Ц (4 ч.)

Написание И, Ы. Разбор словосочетаний после шипящих и Ц. Изменение существительного по падежам. Стиль текста.

Тест.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • написание И, Ы;

  • разбор словосочетаний после шипящих и Ц;

  • изменение существительного по падежам;

  • стиль текста.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно писать И, Ы после Ц;

  • выполнять задания на заданную тему;

  • определять стили текста.

Изменение имен существительных по падежам (10 ч.)

Склонение имен существительных. Падежи имен существительных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имени существительного. Составление сжатого текста. Предлог как указатель падежа. Склонение существительных во множественном числе. Литературная миниатюра, смысл которой можно выразить пословицей.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • склонение имен существительных;

  • падежи имен существительных;

  • правописание безударных гласных в падежных окончаниях имени существительного;

  • составление сжатого текста;

  • предлог как указатель падежа;

  • склонение существительных во множественном числе;

  • литературная миниатюра, смысл которой можно выразить пословицей.

Учащиеся должны уметь:

  • определять падежи и склонения имен существителных4

  • выполнять контрольную работу, применяя полученные знания;

  • анализировать свои ошибки;

  • определять падежи существительного по вопросу;

  • составлять предложения на заданную тему;

  • определять падеж по предлогу;

  • определять склонение имен существительных во множественном числе;

  • определять литературную миниатюру.

Второстепенный член предложения - дополнение (6 ч.)

Второстепенные члены предложения, их роль. Дополнение. Различение существительных в форме И. п. и В. п. Определение падежей имен существительных. Окончания и предлоги существительных в Д.п. Работа с текстом. Орфографическая работа.

Контрольное изложение.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • второстепенные члены предложения, их роль;

  • дополнение;

  • различение существительных в форме И. п. и В. п.;

  • определение падежей имен существительных;

  • окончания и предлоги существительных в Д.п;

  • работа с текстом;

  • Падежи и их вопросы;

  • орфографическая работа.

Учащиеся должны уметь:

  • делить существительные на три склонения;

  • определять склонение имени существительного;

  • писать безударные падежные окончания существительных1-го,2-го , 3-го, склонения;

  • выполнять контрольную работу, применяя полученные знания;

  • анализировать свои ошибки;

  • различать существительных 1 и 2-го скл., 1 и 3-го скл.;

  • составлять предложения на заданную тему.

Склонение имен существительных в форме единственного числа (9 ч.)

Понятие «склонение». Три склонения имен существительных. Определение склонения существительного. Составление алгоритма. Окончания существительных различных типов склонения. Первое склонение имен существительных. Буква Е,И в окончаниях имен существительных. Второе склонение имен существительных. Третье склонение имен существительных. Абзац. Микро-тема. Стиль и типы текста.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • понятие «склонение»;

  • три склонения имен существительных;

  • определение склонения существительного;

  • составление алгоритма;

  • окончания существительных различных типов склонения;

  • первое склонение имен существительных;

  • буква Е,И в окончаниях имен существительных;

  • второе склонение имен существительных;

  • третье склонение имен существительных;

  • абзац, микро-тема;

  • стиль и типы текста.

Учащиеся должны уметь:

  • делить существительные на три склонения;

  • определять склонение имени существительного;

  • писать падежные окончания существительных разных типов склонения;

  • выполнять контрольную работу, применяя полученные знания;

  • анализировать собственные ошибки;

Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа (6 ч.)

Буква безударного гласного в окончании имени существительного. Правописание безударных окончаний существительного 1-го и 3-го склонений. Безударные окончания имени существительного 1-го и 2-го склонений в П.п. Правописание безударных окончаний имени существительных. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п., П.п. Правописание окончаний существительных 1,2, 3 склонения.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • буква безударного гласного в окончании имени существительного;

  • правописание безударных окончаний существительного 1-го и 3-го склонений;

  • падежи и их вопросы;

  • безударные окончания имени существительного 1-го и 2-го склонений в П.п.;

  • правописание безударных окончаний имени существительных;

  • правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п., П.п. ;

  • правописание окончаний существительных 1,2, 3 склонения.

Учащиеся должны уметь:

  • различать существительные 1-го и 3-го склонения;

  • различать существительные 1-го и 2-го склонения;

  • различать существительные 1-го ,2-го, 3-го склонения;

  • составлять предложения на заданную тему4

О,Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц (6 ч.)

Правописание гласных после шипящих согласных и Ц. Правописание О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц. Значение суффиксов. Буква согласного в суффиксах -ек-, -ик-;

Контрольное списывание.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • правописание гласных после шипящих согласных и Ц;

  • правописание О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц;

  • значение суффиксов;

  • буква согласного в суффиксах -ек-, -ик-;

  • выполнять контрольную работу, применяя полученные знания;

  • анализировать свои ошибки.

Учащиеся должны уметь:

  • писать О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц;

  • писать суффиксы -ек-, -ик-;

  • списывать текст с доски;

  • анализировать собственные ошибки.

Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа (7 ч.)

Склонение имен существительных во множественном числе. Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа. Правописание безударных окончаний имен существительных в форме мн. числа.

Р. П. имен существительных множественного числа. Грамматические признаки и лексическая сочетаемость слов.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • склонение имен существительных во множественном числе;

  • падежные окончания имен существительных в форме множественного числа;

  • правописание безударных окончаний имен существительных в форме мн. числа.;

  • Р. П. имен существительных множественного числа;

  • грамматические признаки и лексическая сочетаемость слов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять грамматические признаки существительных множественного числа;

  • определять падежи в любом типе склонения;

  • различать существительные Р.п.;

  • выполнять контрольную работу, применяя полученные знания;

  • анализировать собственные ошибки.

Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения - определение (8 ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Второстепенный член предложения - определение. Зависимость грамматических признаков имени прилагательного и существительного. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Склонение имен прилагательных. Правописание безударных окончаний прилагательных. Развитие речи: многозначность слова, лексическая сочетаемость.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • имя прилагательное как часть речи;

  • второстепенный член предложения - определение;

  • зависимость грамматических признаков имени прилагательного и существительного;

  • согласование имени прилагательного с именем существительным;

  • склонение имен прилагательных;

  • правописание безударных окончаний прилагательных;

  • многозначность слова, лексическая сочетаемость.

Учащиеся должны уметь:

  • определять грамматические признаки имени существительного и имени прилагательного;

  • определять прилагательное в предложение как член предложения (определение);

  • разбирать предложение по членам предложения;

  • устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять его на письме;

  • анализировать собственные ошибки;

  • согласовывать имя существительное с именем прилагательным;

  • склонять прилагательные;

  • составлять предложения на заданную тему.

Однородные члены предложения (8 ч.)

Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Знаки препинания при однородных членах предложения и при обращении. Союзная и бессоюзная связь при однородных членах. Смысловые группы однородных членов. Соединительные и противительные союзы. Знаки препинания при однородных членах, связанных союзом «да».

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • однородные члены предложения и знаки препинания при них;

  • знаки препинания при однородных членах предложения и при обращении;

  • союзная и бессоюзная связь при однородных членах;

  • смысловые группы однородных членов;

  • соединительные и противительные союзы;

  • знаки препинания при однородных членах, связанных союзом «да».

Учащиеся должны уметь:

  • находить в предложении однородные члены;

  • расставлять знаки препинания при однородных членах и при обращении;

  • распознавать предложения с однородными членами;

  • писать текст под диктовку;

  • анализировать собственные ошибки.

Как из предложений образуется текст (8 ч.)

Языковые средства оформления текста. Художественный и научный стили. План текста. Сочинение - рассуждение. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омоформы. Связанный текст . Признаки связанного текста.

Учащиеся должны знать /понимать/:

  • языковые средства оформления текста;

  • художественный и научный стили;

  • план текста;

  • синонимы, антонимы, паронимы, омоформы;

  • признаки связанного текста ;

  • признаки связанного текста.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять главное, высказывать свое мнение;

  • определять стили текста;

  • составлять предложения на заданную тему;

  • различать синонимы, антонимы;

  • редактировать предложения;

  • определять прямое и переносное значение слова;

  • выполнять контрольную работу;

анализировать собственные ошибки.

Описание места учебного предмета в учебном плане


В Федеральном базисном учебном плане предмет «Русский язык» отнесён к предметной области «Филология». Программа предусматривает изучение русского языка 2, 3 и 4 классах по175 часов (5 часов в неделю), всего на изучение курса отводится 680 часов, что соответствует авторской программе. Программа рассчитана на 34 учебных недели в 1 классе и на 35 учебных недель во 2-4 классах.

Рабочая программа создана на основе авторской программы Н. В. Нечаевой «Русский язык». Изменений в программу не внесено. Курс реализуется в рамках УМК « Система общего развития Л.В. Занкова» по программе Н. В. Нечаевой (2011), утвержденной МО РФ. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика построения учебного процесса и возрастные особенности младших школьников.

Рабочая программа по предмету для 3 классов в соответствии с учебным планом рассчитана на 5 час в неделю (175 часов в год).

Тематическое планирование.

Раздел

учебного курса


Количество часов

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля


Раздел 1. Что нужно для общения

12
Контрольный диктант по теме «Что нужно для общения» Раздел2.Секреты появления слов в русском языке Заимствованные слова (4 ч).

Основа слова (2 ч) Какую работу выполняет в основе слова суффикс (11 ч)

Какую роль выполняет в основе слова приставка (8 ч).

Сложные слова (11 ч).

36 Контрольное списывание №1 Контрольная работа за 1 четверть Раздел 3. Как из слов образуются предложения

Средства связи слов в предложении (2 ч) Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы (16 ч.)

Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода. Неопределенная форма (14 ч.)

32 Проверочная работа на тему «Служебные слова. Состав слова». Контрольная работа за 2 четверть Контрольная работа за 1 полугодие

Раздел 4. Как из слов образуются предложения.

Грамматические признаки имени существительного





12 Контрольный диктант по теме «Грамматические признаки имени существительного»

Раздел 5. Правописание Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных

5 Контрольное списывание №2

Раздел 6. Словосочетание

6 Контрольный диктант по теме «Изменение имен существительных по падежам»

Раздел 7. Правописание гласных Ы,И после Ц

4 Контрольная работа за 3 четверть

Раздел 8. Изменение имен существительных по падежам

10 Контрольное списывание №3

Раздел 9. Второстепенный член предложения - дополнение

6

Раздел 10. Склонение имен существительных в форме единственного числа

9 Тестовая работа по теме «Склонение имён существительных»

Раздел 11. Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа

6

Раздел 12. О,Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц

6

Раздел 13. Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа

7 Контрольный диктант по теме «Изменение имен существительных по падежам»

Раздел 14. Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения - определение

8

Раздел 15. Однородные члены предложения

8 Контрольная работа за 4 четверть

Раздел 16. Как из предложений образуется текст

8 Итоговая контрольная работа

ИТОГО

175 14 работ







Требования к уровню подготовки обучающихся.

Планируемые результаты

Личностные

У учащихся будут сформированы:

    • ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
    • интерес к познанию русского языка;
    • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
    • предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
    • осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
    • развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
    • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
    • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
    • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
    • понимание чувств одноклассников, учителей;
    нахождение изученных орфограмм;
  • понимание успеха -не успеха в своей учебной деятельности;

  • составлять рассказы, сопоставлять содержание своего рассказа с рассказами одноклассников;

  • проявление национальной гордости на основе представлений многообразия русского языка при составлении предложений, текстов;

  • позитивное отношение к устной и письменной речи;

  • умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), проговаривать последовательность действий на уроке;

  • умение подробно пересказывать текст, составлять устный рассказ по картине;

  • умение писать под диктовку;

  • нахождение изученных орфограмм;

  • ставить пунктуационные знаки конца предложения, при обращении, диалоге, однородных членах;

  • устойчивый познавательный интерес к предмету;

  • адекватная оценка, умение организовывать свое рабочее время.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению;

    • понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

    • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

    • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

    • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    • сопереживания другим людям;

    • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    • осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

    чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с
  • восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;

  • осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;

  • познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;

  • осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;

  • понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми)

Предметные

У учащихся будут сформированы:

  • осознание взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;
  • интонации, темп речи, тембр и сила голоса, жесты, мимика в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • умение выражать собственное мнение, обосновывать его;
  • владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
  • умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
  • умение применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
  • умение определять последовательность.
Учащиеся научатся:
  • различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);

  • интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;

  • использовать при письме все способы пунктуационного обозначения предложений;

  • группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям (при указании и без указания количества групп);

  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: предложение - члены предложения - главные члены предложения, второстепенные члены - подлежащее);

  • пользоваться речевым этикетом в ежедневных ситуациях общения;

  • использовать средства устного общения в соответствии с речевой ситуацией;

  • оценивать адекватность своей речи (устной и письменной) речевой ситуации (жизненной и учебной);

  • выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу услышанного, увиденного, прочитанного;

  • - писать слова с изученными орфограммами: правописание безударных окончаний имен существительных, правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц, мягкого знака после шипящих на конце имен существительных, соединительных гласных о, е в сложных словах, слов с непроизносимыми согласными в корне, приставок с гласными о, а; и, ы после ц; суффиксы -ик, ек; раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями, частицы не с глаголами; а также правописание слов с непроверяемыми написаниями;

  • списывать текст с доски и учебника, писать диктанты;

  • запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты,

  • выполнять основные гигиенические требования при письме, адекватно оценивать и организовывать свое рабочее время.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

  • определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в не пунктированном тексте, озаглавливать тексты;

  • составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3-5 предложений);

  • различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова- действия предметов;

  • различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);

  • находить родственные слова в группе предложенных слов.

Метапредметные

Регулятивные:

Учащиеся научатся на доступном уровне:

    • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
    • контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
    • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
    • вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
    определять цель учебной деятельности с одноклассниками и учителем;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебнике, формулировать и удерживать учебную задачу;

  • формулировать собственные учебные цели;

Учащиеся получат возможность научиться:

    • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
    • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом.
    понимать цель выполняемых действий, оценивать правильность выполнения задания;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение, текст);

  • использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение, оценивание) на языковом материале.

Учащиеся получат возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск
    • информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
    • записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
    • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
    • строить сообщения в устной и письменной форме;
    • находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
    • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
    строить логическое рассуждение, как связь простых суждений об объекте (явлении).
  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

  • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

    • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
    • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • учитывать другое мнение и позицию;
    • договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
    • контролировать действия партнера;
    адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

  • находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

  • обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям (при указании и без указания количества групп);

  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: предложение - члены предложения - главные члены предложения, второстепенные члены - подлежащее);

  • пользоваться речевым этикетом в ежедневных ситуациях общения;

  • использовать средства устного общения в соответствии с речевой ситуацией;

  • оценивать адекватность своей речи (устной и письменной) речевой ситуации (жизненной и учебной);

  • выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу услышанного, увиденного, прочитанного;

  • пользоваться словарями, справочниками, учебной и дополнительной литературой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • распознавать предложения с однородными членами;

  • производить разбор предложения в пределах программного материала;

  • различать изученные части речи, производить их разбор в пределах программного материала;

  • изменять имена существительные по падежам;

  • производить разбор слова по составу;

  • писать слова с изученными орфограммами: правописание безударных окончаний имен существительных, правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц, мягкого знака после шипящих на конце имен существительных, соединительных гласных о, е в сложных словах, слов с непроизносимыми согласными в корне, приставок с гласными о, а; и, ы после ц; суффиксы -ик, ек; раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями, частицы не с глаголами; а также правописание слов с непроверяемыми написаниями;

  • списывать текст с доски и учебника, писать диктанты;

    • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации используя, в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    • допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
    • оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
    использовать речь для планирования своей деятельности;

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года
Личностные результаты: интерес к русскому языку при определении отличительных признаков единиц речи (слово, текст, предложение),нахождение изученных орфограмм, понимание успеха в своей учебной деятельности. Составлять рассказы, сопоставлять содержание своего рассказа с рассказами одноклассников. Проявление национальной гордости на основе представлений многообразия русского языка при составлении предложений, текстов. Адекватно оценивать о организовывать свое рабочее время.
Метапредметные результаты: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действий в учебном материале; проговаривать вслух последовательность производимых действий; осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из его частей; проводить сравнение и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку); принимать участие в работе парами и группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату принимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Предметные результаты. Ребенок научится оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; составлять текст из набора предложений и по заданной теме; разбивать на части; составлять план по тексту; озаглавливать текст; разбирать слова по составу, проводить звукобуквенный анализ; пользоваться толковым словарем, различать многозначные слова и омонимы; различать типы текстов; работать со средствами устной и письменной речи. Находить главные и второстепенные предложении. Различать предложения по цели высказывания и по интонации; оформлять диалог на письме; выполнять контрольные работы и адекватно анализировать собственные ошибки, ошибки других; определять тему текста, составлять план; составлять предложения на заданную тему. Различать формообразования и словообразования; различать приставки и предлоги, составлять словосочетания; и определять падежи, склонения. Различать предложения и слова; определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца; находить границы предложения; писать тексты под диктовку, а также составлять по ним планы; находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте; озаглавливать их; умению сочинять записку, поздравительную открытку доставлять текст по его началу, по его концу; - находить случаи расхождения смысловых значений; произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике);владеть разными видами речевой деятельности, владеть способами совместной деятельности в группе.



Контроль предметных результатов

Формы и средства контроля: Текущий контроль - самостоятельные работы (15 - 20 минут на уроке) Тематический контроль - контрольные работы по итогам прохождения тем и разделов программы Итоговый контроль - контрольные и тестовые работы по итогам полугодий и года обучения Контроль и оценка результатов обучения проводится в соответствии с требованиями методического письма № 1561\14-15 от 19.11.98 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ: диктантов, словарных диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.



Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект Работа по данному курсу обеспечивается УМК.

  • Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

  • Н.В. Нечаева, Воскресенская. Тетради по русскому языку для 3 класса. В 4 частях/ Под ред. Н.В.Нечаевой. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2014г.

Литература для учителя:

  • Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 3-4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 3 класс
  • Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова: сборник программ: в 2ч. 2-е изд., испр./ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
  • Контрольные и проверочные работы. 1-е полугодие. Система Л.В.Занкова»/ Сост. С.Г.Яковлева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  • Контрольные и проверочные работы. 2-е полугодие. Система Л.В.Занкова»/ Сост. С.Г.Яковлева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

Информационные ресурсы:

planetaznaniy.astrel.ru/ nachalka.com/ ychilka.ucoz.ru

Таблицы и наглядные пособия: Таблицы по русскому языку. Специфическое сопровождение (оборудование):

  • алфавит;
  • таблицы:

«Словарные слова»

  1. Непроверяемые гласные

  2. Непроверяемые гласные

  3. Непроверяемые гласные

  4. Непроверяемые согласные

  5. Двойные согласные

  6. Проверь себя

  7. Проверь себя

  8. Проверь себя

«Русский язык, 3класс»

  1. Части речи

  2. Склонение имен прилагательных

  3. Однокоренные слова и формы слова

  4. Разбор по составу

  5. Правописание приставок

  6. Безударные гласные в корне

  7. Однородные члены предложения
  8. Связь слов в предложении

  9. Правописание приставок

  10. Безударные гласные в корне

  11. Однородные члены предложения
  12. Связь слов в предложении



Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.Учебно-методический комплект по русскому языку для 3 класса (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

2.Примерная программа начального общего образования по русскому языку

Печатные пособия

1.Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку

2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)

3.Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари

4.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)

Технические средства обучения

1.Классная доска с набором приспособлений для постеров и картинок

2.Диапроектор

3.Мультимедийный проектор (по возможности)

4.Экспозиционный экран (по возможности)

5.Компьютер (по возможности)

Экранно -звуковые пособия

1.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

2.Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности)

3.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности) .

  • интерактивная доска;
  • компьютер






















© 2010-2022