Рабочая программа по Азбукедля национальной школы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа по Азбуке для национальной школы.

Программа учебного предмета «Азбука» 1 класс.

Пояснительная записка. Рабочая программа по «Азбуке» (обучение грамоте) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Программы Минобразования России «Начальное общее образование», «Программы для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения» в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Программа по «Азбуке» построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентировано на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка. «Азбука» - первый учебник по русскому языку для тувинских учащихся, по которому они учатся читать. Он отличается по своему назначению и по специфике от других учебников русского языка, а также от «Ужуглела» родного языка. Учебник состоит из двух частей.

  1. обучение грамоте (букварная часть) (с.3-103) 2-послебукварная, повторение и закрепление пройденного. (с. 104-119)
В первом полугодии 1 класса тувинские учащиеся изучают грамоту на родном языке, а по русскому языку проводятся разговорные уроки (так называемый предварительный устный курс). На уроках устного курса наряду с развитием русской речи учащихся проводится работа по подготовке к чтению и письму, поэтому в «Азбуке» отсутствует специальная добукварная часть. Однако учителя не успевают в течение второго полугодия 1 класс помочь учащимся овладеть механизмами слогового и позиционного чтения. Это означает: 1) осознание учащимися букво-звуковых соответствий в слове; 2) увеличение поля чтения от слога до целого слова; 3) постепенное нарастание скорости чтения; 4) понимание смысла прочитываемых слов, предложений; 5) формирование навыков правильного письма. Цель букварной части - последовательное обучение грамоте, навыкам беглого и осмысленного чтения и письма на русском языке. Необходима постоянная работа по выявлению звуко - буквенных соотношений (слуховые диктанты), совмещению звуковой и буквенной оболочек слова в сознании ребёнка. В данной части обязательна пропедевтика курса грамматики и первоначальное формирование орфографической зоркости. Изучаемые учащимися звуки и буквы русского языка распределены в «Азбуке» по четырём этапам букварного периода: 1 этап: Ознакомление детей с гласными а, у, ы, о; с согласными м, р, н, л, ш, п, т, к, с; с однобуквенными слогами а, о, у, также со слогами типа ма, ра, та, там, тут, мама, папа. Эти звуки и типы слов не представляют больших трудностей, так как они имеются и в родном языке учащихся, по своему звучанию одинаковые или близкие соответствующим русским звукам. 2 этап: Ознакомление детей с гласными и,э; с согласными й, х, ч, з, ж, со стечением согласных ст, сп,ск, кт, кр, см, сл, чт в начале слова. 3 этап: Ознакомление детей с гласными я, е, ё, ю; с согласными б, д, в,ф, г со стечением из двух и трёх согласных пл, фл,вст,вк,кр,др,шк,гл в начале слова. 4 этап: Чтение слов с буквой ь обозначающей мягкость предшествующего согласного звука и с разделительным ь и ъ, а также также ознакомление детей со звуками ц, щ, отсутствующими в родном языке учащихся.
Послебукварный курс отводится лексико-грамматической работе. Её целью является развитие речи учащихся. Большое внимание обращается на выработку умений и навыков каллиграфии. Знакомясь со звуками, словами, синтаксическими структурами русского языка, дети в процессе изучения овладевают видами речевой деятельности ( говорение, слушание, чтение, письмо). Курс послебукварного обучения построен на коммуникативно-познавательной основе.
Цель курса: - формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме; - развитие их интеллектуальных способностей; -создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения; -воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального поликультурного состава российского общества.
Основные задачи. - отработка правильного произношения русских звуков, слогов и слов, работать над артикуляцией; - обогащение словарного запаса; - формирование глубоких и прочных навыков сознательного, правильного, выразительного, плавного и беглого чтения; - помочь учащимся постепенного нарастания скорости чтения, понимания смысла прочитываемых слов и предложений; - обучение основам письма по-русски, формирование навыков и умений правильного письма; - активизация внимания и развития мыслительной деятельности учащихся; - развитие и совершенствование навыков и умений устной речи учащихся, умение составлять связный рассказ и предложения с помощью сюжетной картинки; - воспитание у школьников дисциплинированности, коллективизма, взаимопомощи, расширению кругозора, привитию интереса к русскому языку, желания говорить и писать по-русски. - воспитание у детей любовь к родному краю, труду, уважение к людям труда. Учебник по обучению грамоте предусматривает комплексное обучение устной речи, чтению и письму.

Программа рассчитана на ____ учебных часов

Рабочая программа рассчитана на ___ часов.

Количество часов в неделю - ____.

Количество часов 3 четверти - ___ ч.

Количество часов 4 четверти - ___ ч.

Используется учебно - методический комплект:

1. Бартан Ф.М. Методические указания к учебнику «Азбука» для тувинской школы. Кызыл. ТГУ

2. Бартан Ф.М. Ооржак Х.Б. Азбука. Кызыл

3. Ооржак Х.Б.Пропись 1,2 к «Азбуке» для 1 класса начальной тувинской школы. Кызыл

Планируемые результаты освоения учебной программы по «Азбуке» в 1 классе.


К концу учебного года

Личностные

У учащихся будут сформированы:

- осознание языка как основного средства человеческого общения и как явление национальной культуры;

- положительная мотивация и интерес к изучении русского языка.

-осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам;

-отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;

Учащиеся получат возможность для формирования:

-потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя;

- эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей;

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-различать способ и результат действия;

-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Учащиеся получат возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-осуществлять итоговый и пошаговой контроль по результату.

Познавательные

Учащиеся научатся:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-строить речево высказывание в устной и письменной форме;

-основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

-устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- владеть диалоговой формой речи;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- контролировать действия партнёра;

- задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащиеся получат возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений подходов к решению проблемы; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

Учащиеся научатся по восприятию речи на слух и её пониманию:

-Ответить на вопросы по прослушанному, пересказать текст (2-4 предложения) с помощью вопросов;

- членить высказывание из 2-4 предложений (7-8 слов) на предложения, различать на слух и понимать интонацию повествовательного, вопросительного, восклицательного предложения;

-членить предложения на слова, слова - на слоги, различать русские звуки и звукосочетания, трудные для детей - тувинцев;

-понимать утвердительные и отрицательные предложения, предложения с однородными членами, с обращением;

-воспринимать и понимать эмоциональную окраску высказывания (радость, одобрение, осуждение и т. д.)

По говорению

- ответить на вопрос, задать вопрос, побуждать друг друга к действию комментировать действия свои и товарищей, строя предложения из 2-4 слов с употреблением форм и конструкций;

Монологическая речь:

- составить рассказ по теме или дать описание картинки из 3-5 предложений по вопросам учителя или по коллективно составленным вопросам.

Диалогическая речь

-правильно проговорить диалог - образец состоящий из 2-4 реплик, строить вторую реплику диалога, реагируя на вопрос или побуждение, строить первую реплику диалога в форме вопроса или побуждения по усвоенным образцам, вносить изменения в диалог в связи с изменением ситуации (менять имя собеседника, просить другой предмет, предлагать другие действия и т. д. ) - умения и навыки аудирования: восприятие речи на слух и понимание основного содержания; - знание основных единиц фонетического строя русского языка: -пользоваться обращениями, утверждением и отрицанием, формулами приветствия(здравствуй (-те) до свидания, доброе утро ,добрый день) и вежливости (пожалуйста, спасибо, извините).

По чтению - правильно читать; -читать вслух небольших лёгких текстов; -соблюдать при чтении паузы на границах предложения, понижать голос в конце повествовательного предложения, учиться читать вопросительные и восклицательные предложения; -участвовать в тихом хоровом чтении, регулировать громкость голоса при чтении; - темп чтения к концу года - не менее 25 слов в минуты; - отвечать на вопросы словами текста, задавать вопросы к прочитанному, участвовать в выборочном чтении.

По письму - правильно писать строчные и заглавные буквы; - соблюдать гигиенические навыки письма (правильная осанка при письме, положение тетради, ритмичность письма); - правильно списывать по следам звукового анализа и без предварительного анализа знакомых слов простой слоговой структуры, словосочетаний и коротких предложений, данных в рукописном или печатном виде. Овладеть навыками списывания с заданием (вставить в слово пропущенную букву или в предложение пропущенное знакомое слово; дописать слово в знакомом предложении и др.). -писать на слух. Объём диктанта к концу года - 10 слов. -сличать написанное с образцом. Обнаруживать и исправлять свои ошибки на перестановку, пропуск или замену букв; - знать правила правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, оформление предложения/
По овладению звуковым строем русского языка. - различать гласные и согласные, звуки и буквы, деление на слоги, произношение и ударение; - различать на слух и правильно произносить звуки и сочетание звуков, отсутствующих в родном языке; - умения читать вслух и про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения и текст в целом;
Учащиеся получат возможность научиться: - производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный); - применить полученные знания и навыки в условиях учебного и повседневного общения: ввести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы в пределах усвоенной лексики, пересказывать текст, составлять предложения по картинкам; - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.










Примерная оценка планирования результатов в конце года.

Планируемые результаты за год: Знания: - знание основных единиц фонетического строя русского языка; - знать правила правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, оформление предложения. -Знать формы всех письменных изученных букв;

-Знать гигиенические правила письма;

-Знать способы действия при списывании;

-знать о гласных и согласных, о звонких и глухих, о мягкости и твёрдости согласных: -знать способы чтения. Умения: - правильно читать; -соблюдать при чтении паузы на границах предложения, понижать голос в конце повествовательного предложения, учиться читать вопросительные и восклицательные предложения; -участвовать в тихом хоровом чтении, регулировать громкость голоса при чтении; - темп чтения к концу года - не менее 25 слов в минуты; - отвечать на вопросы словами текста, задавать вопросы к прочитанному, участвовать в выборочном чтении.; - соблюдать гигиенические навыки письма (правильная осанка при письме, положение тетради, ритмичность письма); - правильно списывать. -писать на слух. Объём диктанта к концу года - 10 слов. -сличать написанное с образцом. Обнаруживать и исправлять свои ошибки на перестановку, пропуск или замену букв; - правильно писать строчные и заглавные буквы;.

- осознание языка как основного средства человеческого общения и как явление национальной культуры;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-ответить на вопросы по прослушанному, пересказать текст (2-4 предложения) с помощью вопросов;

- членить высказывание из 2-4 предложений (7-8 слов) на предложения, различать на слух и понимать интонацию повествовательного, вопросительного, восклицательного предложения;

-членить предложения на слова, слова - на слоги, различать русские звуки и звукосочетания, трудные для детей - тувинцев;

- ответить на вопрос, задать вопрос, побуждать друг друга к действию комментировать действия свои и товарищей, строя предложения из 2-4 слов с употреблением форм и конструкций; - умения и навыки аудирования: восприятие речи на слух и понимание основного содержания; чтении; - темп чтения к концу года - не менее 25 слов в минуты; - отвечать на вопросы словами текста, задавать вопросы к прочитанному, участвовать в выборочном чтении. - правильно писать строчные и заглавные буквы;


ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые//мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие. Умения, характеризующие достижение этого результата: • различать гласные и согласные звуки; • различать твердые и мягкие согласные; • различать звонкие и глухие согласные; • характеризовать заданный звук; • группировать звуки по заданному основанию.
Примеры заданий для 1 этапа: (гласные а, у, ы,о; согласные м,р,н,л,ш,п,т,к,с ) Умение: различать гласные и согласные звуки. Задания базового уровня 1) Подчеркни гласные: А О С Ы Н М У Р 2) Подчеркни согласные: А М Н С Ы Р Л 3) Прочитáй словá. Подчеркнú бýквы, обознáчающие соглáсные звýки. Сам, экран, сын, стол. 4)Напиши прописными буквами: Аа, Лл, Мм, Оо, Сс, Нн 5) Отметь  ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука.  наша, мала, упал, собака;  утка, рука, папа, топор;  мыло, купала, Лора; лампа;  полка, Шура, сумка, утка Задания повышенного уровня

  1. Подчеркни гласные:
А О С Ы Н М У Р
  1. Подчеркни согласные:
А М Н С Ы Р Л
  1. Выпиши из ряда слов все слова, начинающиеся с гласного звука.
Лора, она, сын, Эмма, комната, стакан, утка, это. 4) Отметь  ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука.  наша, мала, упал, собака;  утка, рука, папа, топор;  мыло, купала, Лора; лампа;  полка, Шура, сумка, утка
  1. Спиши предложение и отметь красным карандашом - все гласные, а синим - согласные.
У Амыра шар.
Примеры заданий для 2 этапа: Умение: различать твёрдые и мягкие согласные. Задания базового уровня
  1. Подчеркни всегда мягкие согласные.
з й х ч ж
  1. Подчеркни всегда твёрдую согласную.
з й х ч ж
  1. Отметь в словах мягкие согласные зелёным карандашом.
мишка санки сарай
Задания повышенного уровня
  1. Подчеркни всегда твёрдую согласную.
з й х ч ж
2) Спиши предложение и отметь зелёным карандашом мягкие согласные. У Зины санки. 3)Укажи слово, в котором первый звук мягкий. Мара Мира
Примеры заданий для 3 этапа: Умение: различать звонкие и глухие согласные. Задание базового уровня
1) Раздели согласные на 2 группы. Р Н Т М П Ч З Ж
звонкие глухие:
  1. Спиши предложение и подчеркни только звонкие согласные.
Я вытираю доску. Задание повышенного уровня. 1) « Отметь  слова, в которых все согласные звуки звонкие мыл,  лампа,  тут

2)Спиши предложение и подчеркни только глухие согласные.

Папа работает в школе. Примеры заданий для 4 этапа: Умение: характеризовать заданный звук. Задание базового уровня Выбери правильное утверждение о звуковом составе слова яма.

а)3 звук гласный

б)3 звук согласный

Задание повышенного уровня

Выбери правильное утверждение о звуковом составе слова

Люда

а) 1 звук твёрдый согласный

б) 1 звук мягкий согласный

Результаты оценивания

Каждое верное задание базового уровня с 1 по 4 оценивается в 1 балл, задания повышенного уровня - в 2 балла.

Ключи к заданиям 1 этапа.

заданий

Правильные ответы

Балл

Базовый

уровень

Балл повышенный

уровень

№1

а о ы у

1

2

м н с р л

1

№3

С м к р н с н с т л

1

№4

прописные буквы

1

№5

3 ряд

2

№1

а о ы у

1

№2

м н с р л

1

№3

она,Эмма,утка,это

2

№4

3

2

№5

Гласные-у, а, ы, а, а

Согласные-м, р, ш, р

2

7-8 баллов - оценка «5» - повышенный.

5-6 баллов - оценка «4» - повышенный.

4-3 балла - оценка «3» - базовый.

Ниже 3 - оценка «2» - не усвоил тему.

Ключи к заданиям 2 этапа.

заданий

Правильные ответы

Балл

Базовый

уровень

Балл повышенный

уровень

№1

й ч

2

2

ж

2

№3

м к й

2

№1

ж

3

№2

з к

3

№3

Мира

3

8-9 баллов - оценка «5» - повышенный.

7-6 баллов - оценка «4» - повышенный.

5-4 балла - оценка «3» - базовый.

Ниже 3 - оценка «2» - не усвоил тему.

Ключи к заданиям 3 этапа.

заданий

Правильные ответы

Балл

Базовый

уровень

Балл повышенный

уровень

№1

Звонкие: р н м з ж

Глухие: т п ч

2

2

в р д

2

№1

мыл

3

№2

П п т т ш к

3

5-6 баллов - оценка «5» - повышенный.

4 балла - оценка «4» - повышенный.

3 балла - оценка «3» - базовый.

Ниже 3 - оценка «2» - не усвоил тему.

Ключи к заданиям 4 этапа.

заданий

Правильные ответы

Балл

Базовый

уровень

Балл повышенный

уровень

№1

А

2

2

б

2

2 балла - оценка «5» - повышенный.

1 балл - оценка «3» - базовый.

0 - оценка «2» - не усвоил тему.


© 2010-2022