- Преподавателю
- Начальные классы
- Оценивание метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Оценивание метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Прилукина С.Н. |
Дата | 15.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Оценка умения выстраивать монологическое высказывание о себе в ходе выступления перед сверстниками
Описание элемента модуля оценивания метапредметного результата«Умение выстраивать монологическую контекстную речь».
Актуальность
Достижение и оценка метапредметногорезультата происходит в параллели 5 классов. Актуальность данного результата для учащихся этой возрастной группы обусловлена тем, что именно в это время дети вступают в период младшего подросткового возраста и для них становится важным умение успешно выстраивать коммуникацию со сверстниками. На первый план выходит совершенствование у учащихся навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и адекватного отношения к своим успехам и неудачам. Ребенок, не умеющий самопрезентовать себя, испытывает трудности в установке дружеских отношений, в налаживании контактов с другими подростками. Умение рассказать о себе в ходе спонтанного монологического высказывания поможет ребенку вызвать интерес к себе со стороны сверстников, быстрее найти свое место в коллективе. К этому моменту у детей уже сформировано умение выстраивать спонтанное монологическое высказывание, содержащее оценку поступков и качеств других людей, в том числе сверстников.
Конкретизированный результат:умение выстраивать монологическое высказывание о себе в ходе выступления перед сверстниками.
Объект оценивания
Объект оценивания - это процесс спонтанного монологического высказывания о себе в ходе выступления перед одноклассниками в течение 1 минуты.
Техническое задание учащимся
Тебе необходимо в течение 1 минуты выступить перед одноклассниками с рассказом о себе.Что рассказать о себе, ты решаешь сам. Твоя задача - выступить так, чтобы вызвать интерес к своей личности со стороны слушателей. Перед выступлением тебе дается 2 минуты, чтобы обдумать то, о чем ты будешь говорить. Если после выступления ребята захотят задать тебе вопросы, постарайся на них ответить. В начале выступления поприветствуй слушателей и назови себя.
Критерии
Критерии
Параметры
Показатели
1. Соответствие заданной теме «Рассказ о себе».
Выступление полностью соответствует теме.
5
Выступление частично соответствует теме (1-2 фразы не относятся к рассказу о себе).
3
Более 2 фраз не соответствуют теме.
1
Выступление не соответствует теме.
0
2. Соответствие заданному времени.
Длительность выступления соответствует заданному времени (отклонение не более 15 секунд)
5
Длительность выступления частично соответствует заданному времени (отклонение не более 30 секунд).
3
Длительность выступления не соответствует заданному времени (отклонение более 30 секунд).
1
Учащийся не смог выступить
0
3. Качество речи
Учащийся говорит без заминок. Отсутствуют неоправданные длительные паузы
5
1 длительная пауза
3
2 длительные паузы
1
Более 2 длительных пауз
0
4. Взаимодействие со слушателями
В течение всего выступления смотрит на слушателей.
5
Большую часть выступления смотрит на слушателей. Изредка отводит взгляд.
3
Меньшую часть выступления смотрит на слушателей. Часто отводит взгляд.
1
Во время выступления не смотрит на слушателей
0
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся
в ходе процедуры оценивания, равняется 20.
Процедура оценивания
Процедура оценивания проводится в 1 четверти учебного года в течение одного занятия (45 минут) в рамках метапредметного курса по выбору «Тропинка к своему Я». В условиях другой образовательной организации этой процедуре может быть посвящен один из классных часов в 1 четверти. Для проведения процедуры приглашаются 4 педагога: педагог-психолог, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классный руководитель. При отсутствии в школе психолога, можно пригласить в качестве четвертого эксперта заместителя директора по воспитательной работе или любого педагога, работающего в этом классе. Педагоги встречаются до проведения занятия, знакомятся с процедурой оценивания, с критериями оценки, с протоколами, которые они будут заполнять во время процедуры оценивания. В назначенное время учащиеся рассаживаются за парты в классе произвольным образом. Эксперты занимают самые дальние места по отношению к предполагаемому месту выступления учащихся. Педагог- психолог проводит с детьми разъяснительную работу: беседует о важности для подростков умения самопрезентовать себя, сообщает о предстоящей процедуре оценивания умения выстраивать монологическое высказывание о себе в ходе выступления перед одноклассниками, представляет экспертов, знакомит с критериями оценки, настраивает учащихся на позитивное отношение к выступающим, озвучивает техническое задание и по истечении 2-3 минут приглашает по очереди ребят выступить перед одноклассниками. Порядок выступлений произвольный: по желанию учащихся.Если в школе нет психолога, педагоги, участвующие в процедуре оценивания, заранее определяют, кто из них будет проводить разъяснительную работу с учащимися.
Учащиеся по очереди выступают. После каждого выступления педагог-психолог благодарит выступавшего и приглашает следующего ученика. Во время выступления эксперты оценивают выступление по разработанным критериям, заполняют протоколы. Один из экспертов засекает время на секундомере и после каждого выступления сообщает, сколько времени потратил на него участник. В течение всей процедуры эксперты не комментируют выступления учащихся, не озвучивают полученные результаты. Педагог-психолог (или заменяющий его педагог) не участвует в заполнении протоколов, так как на него возложена роль модератора всего мероприятия, и он должен вовремя координировать действия учащихся.
По окончании последнего выступления педагог-психолог (или заменяющий его педагог) проводит рефлексивную беседу с учащимися: какие трудности они испытывали в ходе выступления, было ли им интересно слушать выступающих, чем полезно для них было проведенное мероприятие. Благодарит ребят за работу и сообщает, что на следующем занятии каждый из них получит оценочный лист с общей оценкой экспертов. Этот лист ребята положат в свое портфолио.
После этого дети уходят, а эксперты остаются для подведения итогов. Данные из трех протоколов обобщаются в ходе совместного обсуждения и заносятся в оценочные листы учащихся. Педагог-психолог (или заменяющий его педагог) принимает активное участие в обсуждении, заполняет сводную ведомость в с результатами по классу в целом. Педагог - психолог (или классный руководитель)собирает оценочные листы, чтобы потом раздать их учащимся, анализирует результаты по сводной ведомости, использует полученные данные для подготовки следующего занятия с учащимися. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе забирает протоколы и копию сводной ведомости, которые вкладывает в папку по мониторингу метапредметных результатов.