- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Знаменская Е.Л. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
РАССМОТРЕНО на ШМО
Протокол № __ от _______ г
Руководитель ШМО
________/Хлебинская О.В. /
СОГЛАСОВАНО
_____________________г
Зам. директора по УВР
____________ / Пензова Т.В../
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №____ от __________г
Директор
____________ / Низовцев О.И/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет «Литературное чтение»
(учебный предмет, элективный курс, факультативный курс, внеурочная деятельность)
4 «Е» класс
(класс)
Знаменская Елена Львовна
(учитель)
2015 - 2016
(учебный год)
г. Ангарск
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
- Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения.
- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Ангарска (утверждена приказом № 183.1-ОД от 31.08.2015
- Положение «О рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» Приказ № 130-ОД от 10.06.2015
- За основу рабочей программы взята авторская программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Чиндиловой «Литературное чтение» (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна.-М.: Баласс, 2011.- 416с. (Образовательная система «Школа 2100-«).
Программа позволяет успешно осваивать курс «Литературное чтение» учащимся данного класса, имеющим разный уровень подготовки.
Рабочая программа соответствует:
- учебному плану МБОУ «СОШ №4» г. Ангарска на 2015/2016 учебный год (на изучение данного предмета отводится 4 часа в неделю);
- годовому календарному графику МБОУ «СОШ №4» г. Ангарска на 2015/2016 учебный год (34 учебные недели ).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией Р.Н. Бунеева:
- Учебник:4 класс Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. «В океане света» (2 части). - М.: Баласс, 2013.
- Тетрадь:4 класс Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света». - М.: Баласс, 2013.
Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации программы: В письме от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников», размещенном на официальном сайте Минобрнауки России вслед за утвержденным ФПУ, Министерство разъясняет: 1. «... организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях» , то есть с 2014 по 2019 год. 2. Основная образовательная программа МБОУ «СОШ №4» предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, поэтому «учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа». Напротив, если ученикам не дать возможности завершить изучение предмета, то это является нарушением инструкций из Минобразования и прав учащихся. 3. «Для сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы нецелесообразно приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии». 4. «... при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (п. 4 ч. 3. ст. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации»)».
Контроль планируемых результатов В содержание рабочей программы включена система учета и контроля планируемых (предметных и метапредметных) результатов. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие основные формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
- Текущий: проверочная работа, творческие работы учащихся.
- Итоговый контроль в формах: проверка техники чтения, проверочные работы.
- Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические комплексные работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.
Практическая часть
Вид контроля
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
Проверочные работы
3
1
2
1
7
Обучающие сочинения
3
2
1
1
7
Проверка техники чтения
1
1
1
1
4
Практикум
1
1
1
3
Комплексная работа
1
1
Итого
7
5
5
5
22
Назначение предмета «Литературное чтение» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Исходя из этого, цель программы обучения:
- формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Задачи программы обучения: 1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; 3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей; 4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями
Требования к результатам обучения учащихся к концу 4 класса
4 класс
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно,
вырази тельно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
• самостоятельно находить ключевые слова;
• самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
• вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;
• формулировать основную мысль текста;
• составлять простой и сложный план текста;
• писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой
• аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
• понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
• иметь собственные читательские
приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других
• самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою;
собственное отношние к герою);
• относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
• относить
произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым
признакам;
• видеть языковые средства, использо- ванные автором
-
Общая характеристика учебного предмета
-
Описание места учебного предмета в учебном плане
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-
пользоваться словарями, справочниками;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения;
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- самостоятельно находить ключевые слова;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
- формулировать основную мысль текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
- аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
- относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его про- изведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
- видеть языковые средства, использованные автором.
-
Основное содержание учебного предмета
Основное содержание авторской программы полностью отражено в данной рабочей программе.
Тематическое планирование
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
Развитие речи
Итоговый и тематический контроль
Вводный урок
1
Раздел 1. Любимые книги.
8
Сочинение о любимом писателе.
Проверочная работа № 1.
Раздел 2. У истоков русской литературы.
20
Сочинение в стиле нравоучительной статьи.
Сочинение на тему «Какие мудрые мысли я нашёл в книгах писателей XVIII века.
Проверка техники чтения
Проверочная работа № 2.
Проверочная работа № 3.
Раздел 3. Х1Х век. Путешествие продолжается …
45
Устное сочинение-обработка народной
сказки (подражание В.И. Далю).
Сочинение в форме путевого очерка.
Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»).
Проверочная работа № 4.
Практикум «Учусь читать художественную прозу».
Проверка техники чтения
Проверочная работа № 5.
Раздел 4. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями.
62
Создание собственных миниатюр.
Проверочная работа № 6
Комплексная работа
Практикум «Учусь читать лирический текст».
Проверочная работа № 7.
Проверка техники чтения
Итого
136
6
13
-
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Учебная литература для учащихся
№
Автор
Название пособия
Вид пособия,год издания
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева,
Литературное чтение «В океане света» в 2-х частях
Учебное пособие для 4-го класса. - М.: «Баласс», 2013
Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова
«В океане света»: рабочая тетрадь по чтению к учебнику для 4 класса. Рабочая тетрадь. - М.: «Баласс», 2013.
Учебно - методическая литература для учителя
№
Автор, год издания
Название пособия
Вид пособия
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева,
Литературное чтение «В океане света» в 2-х частях
Учебное пособие для4-го класса. - М.: «Баласс», 2013
Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова
«В океане света»: рабочая тетрадь по чтению к учебнику для 4 класса Рабочая тетрадь. - М.: «Баласс», 2013 г
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
«Литературное чтение» («В океане света»).
Методические рекомендации для учителя М .:«Баласс»,
Образовательная программа
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
Б унеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3-4 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Пособие для учителя
Дополнительная литература: 1. Внеклассное чтение. 3-4 классы. Учим играя (задания, тесты, игры, викторины) / авт.-сост. И. В. Блинова. - Волгоград : Учитель, 2008. 2. Кабанова, М. Н. Большая энциклопедия начальной школы : в 2 кн. / М. Н. Кабанова [и др.]. - М. : Олма Медиа Групп, 2009. 3. Литературное чтение. 1-4 классы : формирование читательской компетенции : уроки - исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. 4. Литературное чтение. 4 класс : поурочные планы по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой / авт.-сост. Л. И. Рудченко. - Волгоград : Учитель, 2011. 5. Литературное чтение. 4 класс : тестовые задания на основе единого текста / авт.-сост. Л. И. Рудченко. - Волгоград : Учитель, 2011 6. Мишакина, Т. Л. Тренажер по развитию речи в начальной школе / Т. Л. Мишакина, В. Г. Ермолаева. - М. : Ювента, 2008. 8. Чтение. 1-4 классы : тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сост. Н. В. Лободина. - Волгоград : Учитель, 2011. 9. Шестакова, Н. А. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение». 3-4 классы / Н. А. Шестакова, Т. В. Кулюкина. - М. : Баласс, 2010. 10. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский. - М., 1971. 11. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Перечень информационного обеспечения образовательного процесса
Цифровые образовательные ресурсы
-
Единая коллекция ЦОР, school-collection.edu.ru/
-
Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия.nachalka.school-club.ru/uroki/?p=rG&i=1
Интернет-ресурсы
-
Официальный сайт образовательной системы «Школа 2100» school2100.ru/
- Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.)
- Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.)
- «Общий текст» (www. text. net. ru.)
- Олимпиада для младших школьников: литературное чтение (условия проведения
- Дважды пять: детская библиотека. (Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) ten2x5.narod.ru/biblio.htm
- Большая детская библиотека. (Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) kid.ru/index3.php3
- Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников)
- Газета «1 сентября». festival.1september.ru
- Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. uroki.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». nachalka.info/about/193
-
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). nsc.1september.ru/urok
Перечень учебно-лабораторного и учебно-практического оборудования
1.Таблицы «Портреты писателей». ( цифровой форме).
2.Словари : толковый словарь, словарь фразеологизмов . 3.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме).
Технические средства обучения:
АРМ учителя
-
Календарно-тематическое планирование