- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема урока: Слово в толковом словаре и тексте
Тема урока: Слово в толковом словаре и тексте
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ионина В.А. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учите русский - годы кряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом.
(С. Абдулла) Цели и задачи урока:
- Учить определять значения незнакомых слов.
- Учить устанавливать значения слов с помощью контекста и толкового словаря.
-
Продолжить знакомство с толковым словариком учебника и
с основными приёмами поиска нужных слов в словаре.
- Развивать речь учащихся, умение использовать полученные сведения о языке в активной речи, обогащать словарный запас.
- Формировать орфографическую зоркость во время взаимопроверки при работе в парах.
- Воспитывать интерес к родному языку.
- Продолжить формировать чувство взаимопомощи, умение корректно выражать свои замечания товарищу.
- Учебник «Русский язык. 2 класс. 2 часть»
- Учебник «Окружающий мир. 2 класс. 2 часть»
- Раздаточный материал (карточки для учащихся).
- Словарь непроверяемых написаний (у учащихся)
- Толковые словари.
- Мультимедийный проектор.
План урока:
- Орг. момент.
- Словарная работа.
- Актуализация знаний.
- Сообщение темы и постановка целей.
- Работа над распознаванием лексического значения слов.
- Тандем. Работа в парах.
- Домашнее задание.
- Рефлексия. Итог урока.
Прочитайте новое слово для запоминания. (русский) Назовите орфограмму в этом слове. Русский - удвоенная согласная С. Нам часто приходится записывать это слово, но до сих пор мы не задумывались, как эта орфограмма появилась в слове. Попробуем объяснить её появление. Обратимся к истокам слова. (Подготовленный ученик объясняет появление слова) Слово «русский» тесно связано со словом «Русь». Существует несколько версий о происхождении этого слова. Ряд учёных считают, что у него скандинавские истоки (от финского «Руотси»). Слово было заимствовано восточными славянами. Другие предполагают местное происхождение от названия восточнославянского племени на реке Рось. На славянском языке «Русь» - светлое место. Учите русский - годы кряду. С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда - в нём самом.
(С. Абдулла)
Выделите в этом слове корень и суффикс. Корень РУС и суффикс СК. Откройте наши словари непроверяемых и труднопроверяемых написаний. Запишите слово, отметьте орфограмму, проверьте друг у друга. Запомните написание.
- Актуализация знаний.
- Знаете ли вы, что обозначает каждое слово? Обсудите в парах. Найдите слово, которое объединяет все остальные общей темой. - Значение каких из этих слов вы можете объяснить? - Какие слова вам не понятны? Как узнать лексическое значение слова? (Варианты ответов детей) - Какое слово объединяет все остальные общей темой? Предположите, чему мы будем сегодня учиться на уроке?
- Сообщение темы и постановка целей урока.
5. Работа над распознаванием лексического значения слов. Стр. 24 в учебнике. Рубрика «Давай подумаем». Слайд 7.
Прочитайте текст. Попробуйте определить значение выделенных слов. В музее искусств открылась новая экспозиция. К юбилею известного художника представлена коллекция эскизов его картин. - Значение какого слова из ранее предложенных вам стало более понятно из текста? Замените его словом-синонимом. Экспозиция - выставка. Какой вывод можно сделать? - Значит, если слово встречается в каком-либо предложении, тексте, то нам становится более понятно его лексическое значение. Значение какого слова будем узнавать в словаре? (эскиз) - Какой словарь нам необходим? Стр. 24. рубрика «Тайны языка». Слайд 8.
Вы видите на слайде разные издания толковых словарей Владимира Ивановича Даля, его портрет, а также портрет Сергея Ивановича Ожегова, автора толкового словаря. Слайд 9. Словарная статья.
- Вспомните, как располагаются слова в словаре? (В алфавитном порядке). Выполним упражнение № 1, стр. 25. 1 колонка - коллекция стр. 147 Коллекция - (из латинского языка) - упорядоченное (систематизированное) собрание каких-либо предметов. Коллекция марок, коллекция насекомых. 2 колонка - экспозиция стр. 154 Экспозиция - (из латинского языка) - размещение каких-нибудь предметов, выставляемых для обозрения. Музейная экспозиция. 3 колонка - экспонат стр. 154 Экспонат - (из латинского языка) - предмет, выставленный на выставке, в музее. Музейный экспонат. Слайд 10.
- Что ещё, кроме лексического значения, можно узнать из толкового словаря? (Из какого языка пришли к нам эти слова и пример употребления слова в речи.) - Из какого языка пришли к нам все эти слова? (из латинского) Предлагаю вам рассмотреть репродукции картин, которые являются экспонатами коллекции музея. Сначала обратимся к тексту упр-я № 2. Прочитайте текст. Узнали ли вы из этого текста, что такое галерея? Давайте уточним значение этого слова в словаре. Слайд 11.
Галерея - (из французского языка) - 1. Длинный узкий крытый проход, соединяющий две части здания. Стеклянная галерея. 2. Музей, помещение для выставки картин. Картинная галерея. - Какое из двух значений имеет слово «галерея» в этом тексте? (Музей, помещение для выставки картин.) - На каких уроках мы с вами уже знакомились с картинной галереей? (На уроках окружающего мира). - Вам заранее было предложено положить закладки на тех страницах учебника ОМ, где представлены репродукции картин из собрания музея. (Стр.12, 25, 54 - 55) Задание по колонкам выдаётся на карточках. - 1 колонка. Рассмотрите репродукцию на стр. 12. Прочитайте название картины Я. Матейко. (Портрет Николая Коперника). Понятно ли вам значение слова «портрет». Обсудите вместе. - 2 колонка. Рассмотрите репродукцию на стр. 25. Прочитайте первое предложение предложенного текста. Понятно ли вам значение слова «натюрморт». Обсудите вместе. - 3 колонка. Рассмотрите репродукцию на стр. 54 - 55. Найдите слово, которым можно назвать все эти картины. Понятно ли вам значение этого слова «пейзаж»? Обсудите вместе. - Где можем уточнить лексическое значение этих слов? (В толковом словаре) Найдите в словарике лексическое значение каждого из данных слов. Слайд 13.
6. Тандем. Работа в парах. - Выполните задание к упражнению № 2. - Просьба, чтобы в парах были разные слова, договоритесь друг с другом. Запишите слово, которое истолковываете в единственном числе. Записывая словарную статью, проговаривайте «про себя» орфографически. - Проверьте себя сами, затем проверьте товарища. Давайте ещё раз проверим наши знания о новых словах. Вам будут предложены несколько слайдов. Ответьте на вопрос: - К какому виду изобразительного искусства относятся репродукции этих картин. Слайды 14 - 17. 7. Домашнее задание. Варианты. - Запишите лексическое значение двух других слов из толкового словаря (имена существительные). Слайд 18.
8. Рефлексия, итог урока. - Вернёмся к началу нашего урока. - Как можно объяснить значение непонятных для нас слов? (спросить у взрослых, прочитать текст, узнать в толковом словаре) - Кто из вас сегодня познакомился с новыми словами? Какие слова для вас были раньше незнакомы и непонятны? Если вы хотите больше узнать об истории и экспонатах Третьяковской галереи, возьмите в библиотеке книги по этой теме и прочитайте их. Потом поделимся впечатлениями. Слайд 18. - Большое спасибо всем за работу, Надеюсь, что я смогла заинтересовать вас тайнами языка.