Окружающий мир, 3 класс. «Русская трапеза»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республиканский физико-математический лицей-интернат

Учитель Чувилкина Елена Юрьевна

Высшая квалификационная категория

Класс: 3

Тема урока: "Русская трапеза" (Окружающий мир)

Тип урока: ОНЗ

Оборудование:

  • компьютер;

  • экран;

  • пословицы о хлебе (Приложение 1);

  • вопросы к тексту в учебнике (Приложение 2);

  • тексты "Бортничество", "Собирательство" (Приложение3);

  • рабочие тетради;

  • презентация «Русская трапеза».

Цели урока:

  • познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни;

  • воспитывать интерес к истории, уважение к традициям;

  • формировать УУД.





Ход урока:

П/П

Этапы урока

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности.

  • На уроках окружающего мира мы с вами много говорили об истории нашей страны от самых древних времён.

  • А надо ли нам изучать историю? (ответы детей)

  • Можете ли вы продолжить эту работу?

  • Кто хочет ещё узнать что-то интересное о наших предках?

- самоопределение (Л);

-смыслообразование (Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно - познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

2

Актуализация опорных знаний.

Учитель:

- Расскажите, что вы узнали о жизни славян. (ответы детей)

- А какие жанры устного народного творчества вам известны? (ответы детей)

- А кто является героями былин? (ответы детей)

Рассказчик (выходят богатыри):

- Выезжали в поле чистое три богатыря: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Смотрели на юг, глядели на восток…

Богатырь -1:

- Не видать ли где врагов земли русской? Не пора ли собирать силы богатырские и вставать на защиту родной страны?

Учитель:

- А какие люди смогут защитить свою Родину? (ответы детей)

- А откуда же силушки недюженной набраться?

Богатырь -2:

- Друг мой, Микула Селянинович, сказывал, что силушку свою взял от каши гречневой. А не пора ли и нам трапезничать? И вас, люди добрые, милости просим.

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, обобщение (П);

- структурирование знаний (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- волевая саморегуляция (Р)

3

Определение темы и целей урока.

Учитель:

- Куда же нас зовут богатыри, что предлагают? (трапезничать)

- А что обозначает слово трапезничать? (ответы детей)

- От какого слова образовалось слово трапезничать? (трапеза)

- Попробуйте объяснить его значение. (Пища, еда, угощение, блюдо)

- Правильно. «Трапеза» в переводе с греческого языка - кушанье.

- Определите тему сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? (ответы детей)

- Сегодня мы познакомимся с блюдами славян, с национальными блюдами русской кухни, поговорим о традициях русского народа: а славяне отличались смелостью, трудолюбием и гостеприимством: всякий путешественник для них был священным: встречали его с ласкою, угощали с радостью.

- учебно - познавательный интерес (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, обобщение (П);

- эмпатия (Л);

- волевая саморегуляция (Р);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- постановка познавательной цели (П);

- планирование, прогнозирование (Р)

4

Изучение новой темы.

Богатырь - 1:

- А может быть вы знаете блюда русской кухни? (ответы детей)

Богатырь - 2:

- А без чего не обходилась ни одна трапеза? Ни одна трапеза наших предков не обходилась без хлеба. Это была главная пища славян.

Богатырь - 3:

- А что вы знаете о хлебе? (ответы детей)

«Знатоки» - 1:

- Хлеба были разные. На Руси с древних времён хлеб пекли из кислого - заквашенного- теста. Закваской служили дрожжи, квасная или пивная гуща, годился даже кусочек старого теста. А как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли в основном чёрный хлеб.

«Знатоки» - 2:

-Но там, где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Самым лучшим считался кирпичатый - хлеб, выпеченный из хорошо просеянной пшеничной муки. Если хлеб пекли из плохо просеянного зерна, с семенными плёнками и остатками колосьев, его называли мякинным.

«Знатоки» - 3:

- Отсюда и пошла поговорка: «На мякине не проведёшь». Как вы понимаете её значение? (Не получится выдать мякину за белый кирпичатый хлеб.)

«Знатоки» - 4:

- Хлеб имел причудливую форму: от буханки с коровьими рожками до бубликов с дырками. Пекли хлеб в печах - «ватрах». Отсюда и любимые булочки нарекли ватрушками.

Учитель:

- А сейчас послушайте отрывок и сказки и узнайте героя, исполнявшего эту песенку:

«Я по коробу скребён,

По сусеку метён
На сметане мешён,

На окошке стужён.

- Конечно, это Колобок! А почему мы сегодня вспомнили об этом сказочном герое? Что из себя представляют колобки? (ответы детей)

«Знатоки» - 4:

- Колобки - небольшие круглые хлебцы или толстые лепёшки. Их пекли обычно из остатков муки от пирогов и хлебов.

«Знатоки» - 5:

- Древним славянским блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а позднее под блины стали петь да плясать - зиму провожать. Кто знает, как называется праздник, на который обязательно пекут блины? (Масленица)

Учитель:

- Хлеб в старину ставили на самое почётное место. О важности хлеба говорят десятки пословиц, созданных нашими предками.

- самоопределение (Л);

- нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

5

Работа в группах:

- У вас на столах лежат лежат листочки с пословицами, разделёнными на части. Соберите и прочтите эти пословицы.

(Проверка: каждая группа читает по одной составленной пословице. Группы оценивают работу друг друга при помощи фишек красного и зелёного цвета.) (Приложение 1)

- Какие ещё пословицы о хлебе вам известны? (ответы детей)

- смысловое чтение, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- волевая саморегуляция (Р);

- подведение под понятие (П);

- самостоятельный учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- выведение следствий (П);

- планирование учебногосотрудничества (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- разрешение конфликтов (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

6

Работа в группах:

Учитель:

- Поговорка гласит: «Хлеб да вода - крестьянская еда». А чем же ещё питались славяне в древности? Об этом вы узнаете из текста в учебнике на стр. 56-57. Каждая группа после работы со статьёй в учебнике должна будет ответить на один вопрос (вопросы раздаются группам)

(Приложение 2)

(Проверка: каждая группа читает свой вопрос и отвечает на него. Группы оценивают работу друг друга при помощи фишек красного и зелёного цвета.)

- смысловое чтение, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- волевая саморегуляция (Р);

- подведение под понятие (П);

- самостоятельный учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- выведение следствий (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- разрешение конфликтов (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

7

Работа в группах:

Учитель:

- Вы узнали, что на столе у славян были блюда с грибами и ягодами. А откуда брали эти продукты питания? (ответы детей)

- Как называется такой вид деятельности, об этом вы узнаете из статьи, лежащей на вашем столе. Изучите её и подготовьте ответ на вопрос: чем щедро делилась природа с нашими предками? (Приложение 3)

(Проверка: каждая группа по очереди отвечает на вопрос. Группы оценивают работу друг друга при помощи фишек красного и зелёного цвета. )

- смысловое чтение, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- волевая саморегуляция (Р);

- подведение под понятие (П);

- самостоятельный учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- выведение следствий (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- разрешение конфликтов (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

8

Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

Учитель:

- А вспомните, что помогло Микуле Селяниновичу обрести силушку недюженную? (каша гречневая)

- А что наши предки считали «кашей»? Об этом вы узнаете в рубрике «Этот удивительный мир...», стр.57 в учебнике. (читает один ученик)

- Вот откуда пошло это высказывание: «С ними каши не сваришь».

- Из особого злака, похожего на пшеницу, варили кашу под названием полба. В какой сказке упоминается такая каша? («Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина)

- волевая саморегуляция (Р);

- выведение следствий (П);

- смысловое чтение, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи (П);

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

9

Просмотр рубрики «Картинная галерея», чтение статьи.

- Как вы понимаете слова «хлебосольный дом»? (ответы детей)

- волевая саморегуляция (Р);

- выведение следствий (П);

- смысловое чтение, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи (П);

10

Игра «Накроем на стол» (Приложение 4).

Учитель:

- У каждой группы на столе лежит конверт с названиями блюд и заданием. В игре победит та группа, которая быстрее и правильнее выполнит задание: «накрыть» на стол.

(Проверка: каждая группа читает задание и перечисляет названия используемых блюд. Другие группы оценивают выполненную работу. Побеждает группа, которая быстрее и правильнее выполнит задание.)

- волевая саморегуляция (Р);

- подведение под понятие (П);

- самостоятельный учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- выведение следствий (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- разрешение конфликтов (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

11

Рефлексия учебной деятельности:

- Чему учились на уроке?

- Оцените свою работу на уроке? (фишки красного и зелёного цвета)

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

эмпатия (Л);

адекватное понимание ричин успеха/неуспеха в учебной деятельности (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

формулирование и аргументация своего мнения (К)









Приложение 1.

Не в пору обед...

Не горшок угодник...

Красен обед пирогами, река берегами...

… а стряпуха.

… а беседа - умами.

… коли хлеба нет.

Приложение 2.

Вопросы:

1. От чего зависело богатство обеденного стола?

2. Что являлось основной пищей крестьян?

3. Почему летом и осенью обед был богаче?

4. Чем довольствовались в зимнее время?

5.Найдите в словаре и объясните названия встретившихся блюд.

6.Команда «Знатоков» и богатырей работает в печатной тетради, стр.16, № 34.

Приложение 3.

БОРТНИЧЕСТВО.

Лесное пчеловодство славян называлось бортничество. Борть - это дупло большого дерева, в котором жили дикие пчёлы. Бортничество было делом нелёгким. Оно требовало от людей большого труда, времени и смелости. Ранней весной бортнику приходилось искать в лесу деревья с пчелиными гнёздами.

Подъём к борти требовал особых навыков и немалой ловкости. Специальное приспособление для лазания к бортям состояло из длинной верёвки, к концам которой с одной стороны привязывалась дощечка-сиденье, с другой - грузило. С помощью грузила верёвку перебрасывали через одну из крепких ветвей дерева. Сев на дощечку-сиденье, бортник подтягивал конец верёвки, поднимая себя вверх.

Сахара в то время люди не знали, и все сладкие кушанья готовились на меду. Каждую осень бортник выбирал из дупла мёд, оставляя часть его пчёлам на зиму.

СОБИРАТЕЛЬСТВО.

Собирательство - это сбор диких ягод и трав. Занимались этим в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали они молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда не раз выручала наших предков, заменяя им хлеб. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостаток муки, ели свежей, квасили, варили, сушили.

Собирали в весеннем лесу и щавель, и дикую капусту, и дикий лук. Не проходили и мимо лопуха. Весною же, в пору сокодвижения, заготовляли берёзовый сок. Светлую густоватую влагу собирали в кадушки, и она, засахариваясь до будущей весны, давала людям бодрость и силу.

За красавицей весной приходило лето. Взяв кузовки, отправлялись славянки с детьми за земляникой, малиной, ежевикой. Брусника, голубика, черника, морошка - вот неполный перечень лесных даров. Осенью на болотах собирали клюкву. Для откорма свиней запасали жёлуди. Сырые жёлуди для человека опасны. Если их вымочить и обжарить, то они становятся съедобными. В голодные годы из них делали желудёвую муку.

Растения помогали славянам избавиться от недугов. Лечебные растения назывались одолень - травой, потому что они помогали одолеть, побеждать болезнь.

Приложение 3.

каша, драчёна, расстегай, ботвинья, окрошка, фрикадельки, котлеты, торт, шоколадное печенье, чипсы, дзыкка, картофджын, къабускаджын, насджын, мамалыга

Задания:

  1. Найдите блюда, которые можно было бы встретить на русском столе лет 200 назад.

  2. Найдите блюда, которые можно встретить на осетинском столе.

  3. Найдите блюда, которые можно встретить на современном столе.



© 2010-2022