Программа по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29



Согласовано: Утверждаю:

Заместитель директора Директор МБОУ СОШ№29

по ВВВР ___________М.Б. Светлова

________В. Н. Симаков «_____»___________2015 г.

«____»__________2015г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Развитие познавательных способностей»

для 1Б класса






Возраст обучающихся - 6-7 лет

Срок реализации - 1 год

Количество детей 15 чел.

Количество часов в неделю - 1ч

Количество часов в год - 33 ч

Направленность программы: общеинтеллектуальная

Автор исходной программы: О.А. Холодова

Педагог, реализующий программу: О.Ю. Малахова



















на 2015- 2016 учебный год

г. Сургут

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей» составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

2. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».


Свои способности человек может узнать,

только попытавшись применить их на деле.

Сенека-младший-

римский философ и писатель.


Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет и рассчитан на 4 года. Программа 1 класса включает 33 занятия: 1 занятие в неделю, 33 занятия за учебный год. Продолжительность занятия - 35-45 минут. Достоинствами такой формы занятий являются: достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. Условное название курса: «РПС».

Особенности курса На занятиях по РПС ребенку предлагаются задания неучебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. И если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных заданий вызывает у детей трудности, так как на традиционных уроках они не встречались с заданиями такого типа, то к концу года большинство учащихся самостоятельно справляются с большинством заданий. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «…задание надо было выполнить так потому, что…». Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки. Детям предлагаются задания разной сложности, поэтому любой ребенок, решая логически-поисковые задачи, может почувствовать уверенность в своих силах. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсем. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность. Интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, Что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется. Для проведения занятий по РПС предполагается использование учебно-методического комплекта « Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» О.А. Холодовой, состоящего из:

  • двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради для 1 класса № 1, 2/ О.А. Холодова. - М.: Росткнига, 2011
  • программы и методического руководства для учителя;
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС». - М.: Росткнига, 2011 Все задания, предложенные в рабочих тетрадях, условно можно разбить на несколько направлений: - задания на развитие внимания; - задания на развитие памяти; - задания на совершенствование воображения; - задания на развитие логического мышления. Выполнение заданий на развитие внимания способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи. В результате упражнений на развитие слуховой и зрительной памяти у учащихся увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера. Совершенствованию воображения способствует и работа и ИЗОГРАФАМИ (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и ЧИСЛОГРАФАМИ (предмет изображен с помощью чисел). В процессе выполнения заданий на развитие мышления дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Содержание занятий В 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания первоклассников. Непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения.
Модель занятия в 1 классе такова:

  • «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
  • РАЗМИНКА (3 минуты).
  • ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10-15 минут).
  • ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).
  • ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10-12 минут).
  • КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
  • ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут).

Динамика развития познавательных способностей отслеживается с помощью авторской методики О.А. Холодовой. В таблицы учитель заносит результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 33. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности курса

Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Основные принципы распределения материала:
1) системность - задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали» - через каждые 7 занятий задания повторяются ;
3) принцип «от простого к сложному» - задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Читать и пересказывать текст. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. Контроль и оценка планируемых результатов В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов- приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.


Учебно-тематический план


Название раздела

Количество часов

1

Выявление уровня развития детей

2 ч

2

Развитие концентрации внимания

5 ч

3

Тренировка внимания

5 ч

4

Тренировка слуховой памяти

4 ч

5

Тренировка зрительной памяти

4 ч

6

Обучение поиску закономерностей

5 ч

7

Совершенствование воображения

4 ч

8

Развитие логического мышления

4 ч

Итого

33 ч

Учебно-тематический план


Номер урока

Тема

Кол-во часов

Практические работы

Контрольные работы

(тест)

1, 33

Выявление уровня развития детей

2 ч

2, 9, 16, 23, 30

Развитие концентрации внимания

5 ч

3, 10, 17, 24, 31

Тренировка внимания

5 ч

4, 11, 18, 25

Тренировка слуховой памяти

4 ч

5, 12, 19, 26

Тренировка зрительной памяти

4 ч

6, 13, 20, 27, 32

Обучение поиску закономерностей

5 ч

7, 14, 21, 28

Совершенствование воображения

4 ч

8, 15, 22, 29

Развитие логического мышления

4 ч




Прохождение программы по курсу «РПС» , 1 класс

за 2015-2016 учебный год


Четверти

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Класс 1

План

факт

план

факт

План

факт

план

факт

план

факт









33



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

  • Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). Методическое пособие 1 класс / О.А.Холодова. - М.: Росткнига, 2008

  • Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) : Рабочие тетради в 2-х частях / О.А.Холодова. - М.: Издательство РОСТ, 2011




Реализация в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса:

1 четверть 2015-2016 учебного года

предмет

Сентябрь

Кол-во часов

Из них

План

факт

Контр. Работ

Практических работ

план

факт

план

Факт

РПС








предмет

Октябрь

Кол-во часов

Из них

План

факт

Контр. Работ

Практических работ

план

факт

план

Факт

РПС








предмет

1 четверть

Кол-во часов

Из них

План

факт

Контр. Работ

Практических работ

план

факт

план

Факт

РПС







2 четверть 2015-2016 учебного года

предмет

Ноябрь

Кол-во часов

Из них

План

факт

Контр. Работ

Практических работ

план

факт

План

Факт

РПС








предмет

Декабрь

Кол-во часов

Из них

План

факт

Контр. работ

Практических работ

план

факт

План

Факт

РПС








предмет

2 четверть

Кол-во часов

Из них

План

факт

Контр. работ

Практических работ

план

факт

План

Факт

РПС







3 четверть 2015-2016 учебного года

предмет

Январь

Кол-во часов

Из них

План

факт

Контр. работ

Практических работ

план

факт

План

Факт

РПС








предмет

Февраль

Кол-во часов

Из них

План

факт

Контр. работ

Практических работ

план

факт

План

Факт

РПС









предмет

Март

Кол-во часов

Из них

План

факт

Контр. работ

Практических работ

план

факт

План

Факт

РПС








предмет

3 четверть

Кол-во часов

Из них

План

факт

Контр. работ

Практических работ

план

факт

План

Факт

РПС








4 четверть 2015-2016 учебного года

предмет

Апрель

Кол-во часов

Из них

План

факт

Контр. работ

Практических работ

план

факт

План

Факт

РПС








предмет

Май

Кол-во часов

Из них

План

факт

Контр. работ

Практических работ

план

факт

План

Факт

РПС








предмет

4 четверть

Кол-во часов

Из них

План

факт

Контр. работ

Практических работ

план

факт

план

Факт

РПС









предмет

2015-2016 учебный год

Кол-во часов

Из них

План

факт

Контр. работ

Практических работ

план

факт

план

Факт

РПС

33













КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (33 ч)


№ п

/

п

Тема раздела,

тема занятия

Количество часов

Дата урока

Изучаемые вопросы

(основные понятия и термины)

развиваемые способности



Формы и методы работы


Оборудование

По плану

По факту

По плану

По факту

1

Вводное занятие.

Выявление уровня развития детей

1




Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Диагностическая работа.

Графический диктант.

Штриховка.

-карточки из приложения № 1;

-диагностическая таблица № 1;

-секундомер.

2

Развитие концентрации внимания

1




Развитие концентрации внимания.

Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Кенгуру».

Штриховка


3

Тренировка внимания

1




Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Кот»

-карточки с цифрами

от 1 до 9

4

Тренировка слуховой памяти

1




Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Парусная яхта»


5

Тренировка зрительной памяти

1




Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Самолет»

-карточки из приложения

№ 2

6

Обучение поиску закономерностей

1




Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Жираф»


7

Совершенствование воображения

1




Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу

(в парах)

-рисунок 1 (на доске);

-счетные палочки

8

Развитие логического мышления

1




Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Носорог»


9

Развитие концентрации внимания

1




Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Собака»


10

Тренировка внимания

1




Тренировка внимания. Развитие мышления.

Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Верблюд»


11

Тренировка слуховой памяти

1




Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Ящерица»


12

Тренировка зрительной памяти

1




Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант «Лошадь»

-карточки из приложения № 3

13

Обучение поиску закономерностей

1




Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Человек»


14

Совершенствование воображения

1




Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу

(в парах)

-счетные палочки

15

Развитие логического мышления

1




Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Олень»


16

Развитие концентрации внимания

1




Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Рыба»


17

Тренировка внимания

1




Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант «Баран»


18

Тренировка слуховой памяти

1




Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Курица»


19

Тренировка зрительной памяти

1




Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Пеликан»

-карточки из приложения

№ 4

20

Обучение поиску закономерностей

1




Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Осел»


21

Совершенствование воображения

1




Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу (в парах)

-счетные палочки

22

Развитие логического мышления

1




Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Журавль»


23

Развитие концентрации внимания

1




Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант «Робот»


24


Тренировка внимания

1




Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант «Девочка»


25

Тренировка слуховой памяти

1




Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Гусь»


26

Тренировка зрительной памяти

1




Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Заяц»

-карточки из приложения

№ 5

27

Обучение поиску закономерностей

1




Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Слон»


28


Совершенствование воображения

1




Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу

(в парах)

-счетные палочки

29

Развитие логического мышления

1




Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Петух»


30

Развитие концентрации внимания

1




Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант «Подснежник»


31

Тренировка внимания

1




Тренировка внимания. Развитие мышления.

Рубрика «Это интересно!»

Графический диктант «Ракета»

-карточки из приложения

№ 6

32

Поиск закономерностей

1




Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Рак»


33

Выявление уровня развития познавательных процессов

1




Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

Диагностическая работа

-секундомер;

-карточки из приложения

№ 7




© 2010-2022