- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Малахова О.Ю. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора Директор МБОУ СОШ№29
по ВВВР ___________М.Б. Светлова
________В. Н. Симаков «_____»___________2015 г.
«____»__________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Развитие познавательных способностей»
для 1Б класса
Возраст обучающихся - 6-7 лет
Срок реализации - 1 год
Количество детей 15 чел.
Количество часов в неделю - 1ч
Количество часов в год - 33 ч
Направленность программы: общеинтеллектуальная
Автор исходной программы: О.А. Холодова
Педагог, реализующий программу: О.Ю. Малахова
на 2015- 2016 учебный год
г. Сургут
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
2. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
Свои способности человек может узнать,
только попытавшись применить их на деле.
Сенека-младший-
римский философ и писатель.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет и рассчитан на 4 года. Программа 1 класса включает 33 занятия: 1 занятие в неделю, 33 занятия за учебный год. Продолжительность занятия - 35-45 минут. Достоинствами такой формы занятий являются: достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. Условное название курса: «РПС».
Особенности курса На занятиях по РПС ребенку предлагаются задания неучебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. И если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных заданий вызывает у детей трудности, так как на традиционных уроках они не встречались с заданиями такого типа, то к концу года большинство учащихся самостоятельно справляются с большинством заданий. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «…задание надо было выполнить так потому, что…». Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки. Детям предлагаются задания разной сложности, поэтому любой ребенок, решая логически-поисковые задачи, может почувствовать уверенность в своих силах. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсем. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность. Интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, Что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется. Для проведения занятий по РПС предполагается использование учебно-методического комплекта « Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» О.А. Холодовой, состоящего из:
- двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
- программы и методического руководства для учителя;
Содержание занятий В 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания первоклассников. Непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения.
Модель занятия в 1 классе такова:
- «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
- РАЗМИНКА (3 минуты).
- ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10-15 минут).
- ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).
- ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10-12 минут).
- КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
- ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут).
Динамика развития познавательных способностей отслеживается с помощью авторской методики О.А. Холодовой. В таблицы учитель заносит результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 33. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности курса
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Основные принципы распределения материала:
1) системность - задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали» - через каждые 7 занятий задания повторяются ;
3) принцип «от простого к сложному» - задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Читать и пересказывать текст. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. Контроль и оценка планируемых результатов В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Учебно-тематический план
№
Название раздела
Количество часов
1
Выявление уровня развития детей
2 ч
2
Развитие концентрации внимания
5 ч
3
Тренировка внимания
5 ч
4
Тренировка слуховой памяти
4 ч
5
Тренировка зрительной памяти
4 ч
6
Обучение поиску закономерностей
5 ч
7
Совершенствование воображения
4 ч
8
Развитие логического мышления
4 ч
Итого
33 ч
Учебно-тематический план
Номер урока
Тема
Кол-во часов
Практические работы
Контрольные работы
(тест)
1, 33
Выявление уровня развития детей
2 ч
2, 9, 16, 23, 30
Развитие концентрации внимания
5 ч
3, 10, 17, 24, 31
Тренировка внимания
5 ч
4, 11, 18, 25
Тренировка слуховой памяти
4 ч
5, 12, 19, 26
Тренировка зрительной памяти
4 ч
6, 13, 20, 27, 32
Обучение поиску закономерностей
5 ч
7, 14, 21, 28
Совершенствование воображения
4 ч
8, 15, 22, 29
Развитие логического мышления
4 ч
Прохождение программы по курсу «РПС» , 1 класс
за 2015-2016 учебный год
Четверти
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный год
Класс 1
План
факт
план
факт
План
факт
план
факт
план
факт
33
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
-
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). Методическое пособие 1 класс / О.А.Холодова. - М.: Росткнига, 2008
-
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) : Рабочие тетради в 2-х частях / О.А.Холодова. - М.: Издательство РОСТ, 2011
Реализация в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса:
1 четверть 2015-2016 учебного года
предмет
Сентябрь
Кол-во часов
Из них
План
факт
Контр. Работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
РПС
предмет
Октябрь
Кол-во часов
Из них
План
факт
Контр. Работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
РПС
предмет
1 четверть
Кол-во часов
Из них
План
факт
Контр. Работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
РПС
2 четверть 2015-2016 учебного года
предмет
Ноябрь
Кол-во часов
Из них
План
факт
Контр. Работ
Практических работ
план
факт
План
Факт
РПС
предмет
Декабрь
Кол-во часов
Из них
План
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
План
Факт
РПС
предмет
2 четверть
Кол-во часов
Из них
План
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
План
Факт
РПС
3 четверть 2015-2016 учебного года
предмет
Январь
Кол-во часов
Из них
План
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
План
Факт
РПС
предмет
Февраль
Кол-во часов
Из них
План
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
План
Факт
РПС
предмет
Март
Кол-во часов
Из них
План
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
План
Факт
РПС
предмет
3 четверть
Кол-во часов
Из них
План
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
План
Факт
РПС
4 четверть 2015-2016 учебного года
предмет
Апрель
Кол-во часов
Из них
План
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
План
Факт
РПС
предмет
Май
Кол-во часов
Из них
План
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
План
Факт
РПС
предмет
4 четверть
Кол-во часов
Из них
План
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
РПС
предмет
2015-2016 учебный год
Кол-во часов
Из них
План
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
РПС
33
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (33 ч)
№ п
/
п
Тема раздела,
тема занятия
Количество часов
Дата урока
Изучаемые вопросы
(основные понятия и термины)
развиваемые способности
Формы и методы работы
Оборудование
По плану
По факту
По плану
По факту
1
Вводное занятие.
Выявление уровня развития детей
1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Диагностическая работа.
Графический диктант.
Штриховка.
-карточки из приложения № 1;
-диагностическая таблица № 1;
-секундомер.
2
Развитие концентрации внимания
1
Развитие концентрации внимания.
Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Кенгуру».
Штриховка
3
Тренировка внимания
1
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Кот»
-карточки с цифрами
от 1 до 9
4
Тренировка слуховой памяти
1
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Парусная яхта»
5
Тренировка зрительной памяти
1
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Самолет»
-карточки из приложения
№ 2
6
Обучение поиску закономерностей
1
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Жираф»
7
Совершенствование воображения
1
Совершенствование воображения.
Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу
(в парах)
-рисунок 1 (на доске);
-счетные палочки
8
Развитие логического мышления
1
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Носорог»
9
Развитие концентрации внимания
1
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Собака»
10
Тренировка внимания
1
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Верблюд»
11
Тренировка слуховой памяти
1
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Ящерица»
12
Тренировка зрительной памяти
1
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант «Лошадь»
-карточки из приложения № 3
13
Обучение поиску закономерностей
1
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Человек»
14
Совершенствование воображения
1
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу
(в парах)
-счетные палочки
15
Развитие логического мышления
1
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Олень»
16
Развитие концентрации внимания
1
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Рыба»
17
Тренировка внимания
1
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Графический диктант «Баран»
18
Тренировка слуховой памяти
1
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Курица»
19
Тренировка зрительной памяти
1
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Пеликан»
-карточки из приложения
№ 4
20
Обучение поиску закономерностей
1
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант «Осел»
21
Совершенствование воображения
1
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу (в парах)
-счетные палочки
22
Развитие логического мышления
1
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Журавль»
23
Развитие концентрации внимания
1
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графический диктант «Робот»
24
Тренировка внимания
1
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант «Девочка»
25
Тренировка слуховой памяти
1
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Гусь»
26
Тренировка зрительной памяти
1
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Заяц»
-карточки из приложения
№ 5
27
Обучение поиску закономерностей
1
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Слон»
28
Совершенствование воображения
1
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу
(в парах)
-счетные палочки
29
Развитие логического мышления
1
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант «Петух»
30
Развитие концентрации внимания
1
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графический диктант «Подснежник»
31
Тренировка внимания
1
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Рубрика «Это интересно!»
Графический диктант «Ракета»
-карточки из приложения
№ 6
32
Поиск закономерностей
1
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант «Рак»
33
Выявление уровня развития познавательных процессов
1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года
Диагностическая работа
-секундомер;
-карточки из приложения
№ 7