Классный час на тему: Талант и труд

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему: Талант и труд

Методика проведения: лекция учителя с рассказами учащихся.

Воспитательные задачи:

Расширить у учащихся круг представлений о работе выдающихся учёных как о напряжённом и постоянном труде.
Связать воедино два понятия - «Талант» и «Труд», разъяснить учащимся понятие о таланте как составном элементе труда.
Стимулировать самооценку учащихся и процесс их самовоспитания.

Подготовительный этап:

Поручить учащимся подобрать материалы о том, как работали выдающиеся люди.
Заготовить плакат с высказыванием талантливой личности.
Побрать материал психологического характера о способностях человека
За несколько дней до классного часа, используя соответствующую учебную ситуацию, объявить, что ближайший разговор о жизни будет посвящён теме способностей человека и роли труда в их развитии.

Содержательный материал классного часа.

Вступительная часть.

Краткое слово учителя о том, что из особенностей личности, которыми обладает человек, наиболее удивительным явлением кажутся нам способности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой либо деятельности, о том, что способности бывают различной степени развитости. Различают просто способных людей, людей очень способных и исключительно способных. Исключительно способных называют талантливыми. Талант всегда притягателен. Быть талантливым - значит переживать высочайшие минуты счастья, потому что талант помогает достигать наивысших результатов в творческой деятельности.

Но способности не даны человеку в готовом виде от рождения. И они не развиваются сами по себе, без усилий самого человека. Только активная, напряжённая деятельность может развить обычные способности до уровня таланта.

Основная (содержательная) часть.

Рассказ учащегося об истории становления таланта величайшего оратора Древней Греции Демосфена.

С детства чахлый и болезненный, с неясным выговором и коротким дыханием, юноша Демосфен поставил перед собой задачу стать оратором. Требования к оратору того времени были суровыми: оратор должен был иметь величественный вид, громкий, но не крикливый голос, виртуозно владеть мимикой и жестом. Демосфен обучался красноречию у знаменитых риторов того времени. Первое его выступление, однако было осмеяно народом. Демосфен начал работать над собой. Он устроил себе комнату в подземелье для занятий: учился актёрской игре; укреплял голос; неясный шепелявый выговор одолевал тем, что, вкладывая в рот камешки, читал на память стихи; запоминая речи, которые ему приходилось слышать, он затем восстанавливал ход мыслей, выражал ход мыслей, выражал те же мысли иными речевыми оборотами. Труд Демосфена увенчался успехом - он завоевал славу лучшего оратора.

Слово учителя:

связь труда и таланта. Зависимость таланта от количества труда давно замечена. Великий изобретатель Эдисон говорил, что гений - это один процент вдохновения, а девяносто девять - потения. Если рассмотреть жизнь и деятельность великих мыслителей, то в этом легко убедиться.

Первый ученик :Рассказ учащегося об Эдисоне, который до пятидесяти лет ежедневно работал в среднем по 19,5 часов, а при создании аккумулятора провёл 10 000 опытов.

Рассказ второго ученика: О детских годах А. Эйнштейна, о том, как утешал своего племянника дядя Якоб, говоря, что не из каждого же, мол, получается профессор, о том, как упорно трудился в юности Альберт и как, уже будучи великим учёным, продолжал усиленно работать.

Рассказ третьего ученика: О мужестве И.Е. Репина: как уже в преклонном возрасте от постоянного напряжения у него начала сохнуть рука, как Репин научился работать левой рукой приспособив палитру на шее при помощи особых ремней.

Слово учителя:

«Талант - это колоссальное трудолюбие. Талант - дитя настойчивого и громадного труда. И в этом можно убедиться не только на примере великих людей, но и на примере несостоявшихся талантов. К сожалению, в мире были и такие люди. Их способности гибли, не имея возможности развиться потому, что отсутствовал великий труд в жизни этих потенциально великих людей. В детстве почти все они имели задатки «вундеркиндов». Вундеркиндом называют ребёнка, который с раннего возраста проявляет большие успехи в какой-либо деятельности: музыкальной, технической, литературной, спортивной. Вундеркиндом, например, был Моцарт: с трёх лет началась его композиторская деятельность.

Вундеркинды подрастают, и то, что удивляло в них, когда они были детьми, перестаёт удивлять, когда они становятся взрослыми. Если огромным трудом эти дети успевали развить свою одарённость, то многие из них становились талантливыми людьми».

Рассказ учащегося : об Ольге Скороходовой - слепоглухонемой, авторе книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», сегодня - научном работнике, о том, как, благодаря неимоверным усилиям, О. Скороходова максимально развила свои способности, как достигла высшего уровня образования, как отвоевывала, как отвоевала в борьбе со своим недугом часть за частью окружающий мир.

Чтение стихов О. Скороходовой «Думают иные», «Письмо».

Учитель: Сейчас мы послушаем рассказы о пословицах, что они означают.(Выступление заранее подготовленных учеников)

За пояс заткнуть

Выражение это имеет не одно, а несколько возможных объяснений. Его нередко связывают с привычкой многих ремесленников, мастеровых (да и просто крестьян) засовывать за пояс не нужный в данный момент инструмент: топор, молоток и т. п. или варежки. В таком случае «за пояс заткнуть» значит: поступить с кем-нибудь так же бесцеремонно, по-хозяйски, как с этими предметами поступают мастеровые, ремесленные люди; например, шутя с кем-либо расправиться. Есть и еще одна догадка, может быть, наиболее близкая: с «затыканием (рук) за пояс» противника были связаны многие решительные приемы русской народной борьбы; известно, что существует даже особый вид спорта: «борьба на поясах». Можно предположить, что выражение, означающее «одержать полную победу», «доказать свое бесспорное преимущество», могло родиться именно тут, среди борцов.

За семью печатями

То, что запечатано, сохраняется в неприкосновенности, в тайне. Если на тайник наложена одна печать, значит секрет его в руках одного человека. А что, если он сам нарушит тайну? Чтобы этого не случилось, люди издавна опечатывали важные документы, двери сокровищниц не одной печатью, а несколькими. В этом случае тайна могла быть нарушена лишь при условии, что все владельцы печатей окажутся нечестными, вступят в сговор друг с другом; а это тем невероятней, чем печатей больше. Число «7» в древности считалось волшебным во многих культурах, что отразилось в пословицах многих народов. И в данном случае считалось, что если на тайник будут наложены именно семь печатей, то в дело вмешаются божественные силы и тайна будет непременно сохранена. Выражение пришло из Новозаветного рассказа о книге, запечатанной семью печатями. Взломать их, раскрыть книгу и прочитать записи смог лишь Иисус Христос. Сейчас так говорят о чем-то совершенно недоступном пониманию.

Зарыть талант в землю

Выражение возникло из евангельской притчи о том, как некий человек, уезжая, поручил рабам охранять свое имение; одному рабу он дал пять талантов, другому - два, третьему - один. (Талант - античная денежно-расчетная единица.) Рабы, получившие пять и два таланта, «употребили их в дело», то есть отдали взаймы под проценты, а получивший один талант зарыл его в землю. Когда уезжавший хозяин вернулся, он потребовал у рабов отчета. Отдававшие деньги в рост вернули ему вместо полученных ими пяти талантов - десять, вместо двух - четыре. И господин похвалил их. Но получивший один талант сказал, что он зарыл его в землю. И хозяин ответил ему: «Лукавый раб и ленивый. Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, - и я получил бы его с прибылью» (Матф., 25, 15-30). Слово «талант» (греч. talanton) первоначально употреблялось в значении: весы, вес, затем количество денег определенного веса и, наконец, стало синонимом выдающихся способностей в какой-либо области. Выражение «зарыть талант в землю» употребляется в значении: не заботиться о развитии таланта, дать ему заглохнуть.



Заключительная часть.

Учитель говорит о том, что не из чистого любопытства обратились они сегодня к вопросу «Талант и труд», что с этим вопросом сталкивается каждый учащийся. И от того, как решит этот вопрос для себя каждый отдельный человек зависит его судьба. Учитель обращает внимание детей на то, что у каждого человека имеется предрасположение к какому-то виду деятельности. Но узнать об этом можно, лишь включившись в эту деятельность, которую надо осуществлять в полную меру сил.

- Каждый из нас, - говорит учитель, - обязан сегодня поставить перед собой вопрос таким образом: «Достаточно ли я делаю для того, чтобы развить свои способности?»

© 2010-2022