- Преподавателю
- Начальные классы
- Педагогический проект на тему: «Система работы с текстом на уроках окружающего мира»
Педагогический проект на тему: «Система работы с текстом на уроках окружающего мира»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сергеева И.С. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Слайд 1 Доброе утро уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется педагогический проект на тему:
Слайд 2 «Система работы с текстом на уроках окружающего мира».
Слайд 3 В современном мире текст мы можем увидеть во всех сферах жизни: в художественной литературе, в прессе, в деловых бумагах. В связи с этим необходимо, чтобы ребенок научился воспринимать и анализировать текст, создавать собственное высказывание. Актуальность данной темы нашего проекта отражается в требования ФГОС. Главная проблема состоит в том, что обучающиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать; неумение самостоятельно анализировать описанную ситуацию; отсутствие навыка целостного анализа информации. Выявленные проблемы и трудности, возникающие у школьников при работе с текстом, обусловлены целым рядом причин.
Слайд 4 Суть данных причин сводится к следующему: учащиеся не умеют понять прочитанное. Для разрешения сложившейся ситуации необходимо: во-первых, научить школьников работать с текстом, во-вторых - заинтересовать их в изучении информации, что, в итоге, и должно обеспечить «грамотность чтения».
Слайд 5 Текст - это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения. Преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит присвоение текста. Как видим, работа с информацией неизбежно требует от учащихся владения определёнными навыками, что, в свою очередь, позволяет им последовательно выполнять все указанные операции с текстом.
Слайд 6 Цель: систематизировать работу по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира. В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Слайд 7 Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые, с одной стороны, отражают государственный заказ общему образованию, с другой стороны, определяют его содержание. Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» Анализ федерального государственного образовательного стандарта позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью: в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
Слайд 8 У выпускников будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Умение работать с текстом складывается из трех составляющих: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.
Слайд 9 В таблице отражено, какие требования предъявляет стандарт выпускнику начальной школы в развитии умения чтения. Это не весь перечень требований, лишь небольшая часть. Это те требования, на которые мы обращаем внимание при работе с текстом на уроках окружающего мира.
поиск информации и понимание прочитанного преобразование и интерпретация информации оценка информации Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
- пересказывать
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
- сопоставлять различные точки зрения.
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Таким образом, новый ФГОС, в отличие от стандарта первого поколения, обеспечивает развитие у выпускников осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Слайд 11 На слайдах представлены материалы, используемые для отработки навыка работы с текстом на уроках окружающего мира во 2 классе. На уроке окружающего мира по теме «Группы животных» мы вместе с детьми преобразовали текст в схему. Данная схема является опорой для дальнейших уроков (Птичьи секреты, Шестиногие и восьминогие, Как разные животные готовятся к зиме).
Слайд 12 Формирование и отработка данного навыка происходит на разнообразном по форме и содержанию материалу. Для формирования читательской компетенции необходимо использовать задания развивающего характера. На уроке окружающего мира по теме «Как разные животные готовятся к зиме» детям был дан текст из энциклопедии. Весь класс был разделен на группы по 4 человека. Учащимся необходимо было: познакомится с данным материалом; сравнить экстерьер животного в разные времена года (зимой и летом). Результат своей работы дети представляли в виде доклада о том, как же именно это животное готовится зиме. (По данному тексту: - у животного происходит линька, т.е смена цвета шерсти, а так же образуется подшерсток, для того, что бы пережить морозы и не стать легкой добычей для хищников). Данный вид работы был организован на уроке во время проведения собственного мини-исследования.
Слайд 13 Кроме этого на стадии «осмысления» можно использовать прием «инсерт» - это прием маркировки текста - интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления. Чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, т. к. это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. В процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам.
Слайд 14
- При работе с текстом в данном приеме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы. Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:
- Знак «галочка» (V) - отметьте в тексте уже известную вам информацию;
- Знак «плюс» (+) - отметьте новую информацию;
- Знак «минус» (-) - отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
- Знак «вопрос» (?) - отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.
- Знак «восклицательный знак» (!) - отмечается то, что вызвало интерес и желание узнать об этом больше.
При чтении удобно заполнять таблицу:
Слайд 15 При первых попытках внедрить данный прием мы работали с детьми совместно и над текстом и над заполнением таблицы. Заполнение таблицы (шаг 2)
- Уже знал «V». Узнал новое «+». Думал иначе «-». Не понял. Есть вопрос.
Слайд 16 На примере одного из заданий, с которым дети работали на уроке окружающего мира, хотелось бы продемонстрировать, как реализуются требования стандарта в развитии навыка «грамотного чтения». поиск информации и понимание прочитанного преобразование и интерпретация информации оценка информации
Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- упорядочивать информацию по заданному основанию;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;
Учащимся на примере белки необходимо было рассмотреть, как животные приспосабливаются к окружающей среде.
Слайд 17 Далее используя как пример описание белки, детям нужно было описать любое животное вашей местности. Для ответа им в помощь был дан следующий план, но упущен один очень важный пункт. Учащиеся должны были дополнить план соответствующим пунктом и только тогда переходить к составлению описания животного.
Слайд 18 В ходе комплексной работы по формированию умения работать с текстом ученик получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
Слайд 19
Благодарю за внимание!