Урок математики по теме «Увеличить на… Уменьшить на…»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



БОУ ШМР «СОШ № 1 им. адмирала А.М. Калинина»








Урок математики в 1 классе

по теме «Увеличить на…

Уменьшить на…»



















Учитель В. В. Воронина


2012-2013 уч год







Цель: познакомить с понятиями « уменьшить на…» , «увеличить на…»;

Планируемые результаты:

1.Предметные: Систематизировать понятия «увеличить на…», «уменьшить на..»

на основе практических заданий.

2. Метапредметные:

- Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности; формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями.

- Регулятивные: Умение определять и формулировать тему и цель урока с помощью

учителя;

Работать по инструкции ; высказывать своё предположение ; вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Познавательные: пересчитывать предметы ; выражать результат натуральным числом; находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

- Коммуникативные: умение формулировать свои мысли в устной форме; слушать и

понимать речь других ; управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, наборы кружков и квадратов,

разрезные цифры, смайлики, таблички с формулировками темы, цели и задач урока,

карточки с названиями частей задачи, конверты с треугольниками для работы в парах, набор демонстрационных геометрических фигур, волшебные линеечки для

самооценки, сигналы «Светофор» , карточки- подарки с заданиями для детей, перфо

карты.








Ход урока:


  1. Организационный момент:

(звучит музыка «Волшебная шкатулка») Слайд 1)

Сегодня у нас необычный урок: мы отправимся в гости к героям разных сказок.Они

будут помогать нам работать, хотят посмотреть, чему вы научились на уроках математики и чем будете заниматься сегодня на уроке.

А с каким настроением нужно приходить в гости? А какое настроение сейчас у вас?

Покажите смайлик, состветствующий вашему настроению. Надеюсь, что ваше хорошее настроение герои поддержат , и оно сохранится до конца урока.


  1. Математическая разминка:

Ребята, мы идём по Сказочной улице, где в своих домиках живут герои сказок.

а) Отгадав загадку, узнаете, кто нас ждёт первым.

Не артист, а голосист,

Не ездок, а шпоры у ног.

Кто это? (Петушок)

Ответьте на вопрос и узнаете № его домика: Чему равна сумма чисел 4х и 4х?

( № 8 ) Слайд 2 )

Назовите состав числа 8 на домике Петушка, соединяя линией красные числа с

соответствующим чёрным числом. 8- это…

Ответим на вопросы Петушка:

- Рассмотрите ряд чисел на хвосте Петушка: 36, 69, 99, 9, 29, 19

- Какое число лишнее? (9 ) Почему? Что общего у всех чисел?

- Назовите числа в порядке возрастания; ( 9, 19, 29, 36, 69, 99 )

- Назовите соседей чисел 39, 69, 99;

- Что ещё знаете о числе 99? ( самое большое двузначное число)

б ) Спасибо Петушку за вопросы, которые помогли нам повторить нам знания о числах. Отправимся к другой героине. Отгадайте загадку:

Появилась девочка

В чашечке цветка,

А была та девочка

Чуть больше ноготка. ( Дюймовочка)

Назовите самое большое однозначное число и узнаете № дома Дюймовочки. ( № 9)

Слайд 3

Слайд 4)

Лужайка у дома героини пестрит волшебными цветами.

Дюймовочка предлагает найти и соединить линиями выражения с равными значениями. ( Дети соединяют с объяснением )

13 + 1

24 - 1 1 + 9 Слайд 4)

9 - 6 8 - 5

2 + 8 0 + 23

14 - 0

Спасибо , Дюймовочка, хорошо мы отдохнули на твоей волшебной лужайке.

Отправимся к следующему герою:

Отгадайте загадку:

в) Толстяк живёт на крыше,

Летает он всех выше. ( Карлсон)

Узнаете № дома, если назовёте число, которым можно закрыть окошечко в выражении … - 4 = 6 ( № 10 ) Слайд 5)

Сладкоежка предлагает вам задачу на смекалку: Слайд 6)

- « На тарелке лежит 4 яблока. Как их разделить между 4мя друзьями, чтобы каждый

получил по одному одно осталось бы на тарелке?»

Карлсон доволен, что вы такие сообразительные. Вы - Молодцы!

Итог по математической разминке:

Самооценка: оцените свою работу на волшебной линеечке. Кто поставил себе высо

кий уровень? Почему? Средний? Почему? А кто поставил низкий уровень? Почему?


  1. Физминутка:

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнём и снова в путь.

По дорожке мы пойдём

И зарядку проведём.

Раз- присели, два- привстали,

Руки кверху все подняли,

А потом пустились вскач,

Будто мой упругий мяч.

Раз- два- потянулись,

3,4 повернулись,

5, 6- оглянулись

И друг другу улыбнулись.

4. Формирование регулятивных УУД. Целеполагание:

А сейчас нас ждёт в гости другая героиня. Отгадайте загадку:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса! Как зовут её?... ( Лиса) Скажите, какое число стоит

между 14 и 16 и узнаете № её домика. (№ 15) Слайд 7)

Недавно Лиса открыла мастерскую по ремонту обуви и охотно стала делиться с нами

своими заботами и планами. Послушайте частичку её рассказа и постарайтесь запом

нить математические понятия, которые в нём встретятся:

Я к сумме, что на личном счёте,

Прибавлю выручку дневную.

Останется доход сравнить,

С тем, что хотела получить.

Чтоб рост доходов увеличить,

Придётся на рекламу вычесть.

Из капитала своего.

Никак нельзя доход уменьшить-

Реклама стоит ведь того.

- Какие знакомые математические понятия услышали в рассказе Лисы? А какие

новые математические понятия услышали? ( « увеличить», «уменьшить»)

Значит, какая будет тема нашего урока? ( « Увеличить на…», «Уменьшить на…» )

( Открываю табличку) Слайд 8)

А какая будет цель урока? ( Знакомство с понятиями «Увеличить на…», «Уменьшить на…» ) (Открываю табличку) Слайд 9)

А, чтобы этой цели достичь , мы должны решить на уроке 3 учебные задачи:


  1. Различать и объяснять понятия « увеличить на…», «уменьшить на …» и

научиться читать математические выражения с использованием этих понятий.


  1. Применять знания о понятиях «увеличить на…», «уменьшить на…» в практи-

ческих заданиях.


  1. Конструировать треугольник из 4х меньших треугольников и преобразовывать

его в 5- угольник путём увеличения используемых фигур.


( открываю таблички )

Скажем спасибо Лисе за помощь в определении темы и цели урока.

5. Работа по теме:

Приступим к решению 1й задачи. А для этого отправимся в гости к очень любозна-

тельному герою, который хотел бы поделиться с нами новыми знаниями.

Отгадайте загадку: Что за странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой? (Буратино)

Назовите число, которое состоит из 2х десятков и узнаете № домика этого героя.

(№ 20) Слайд 10)

Он уже приготовил к работе фигурки и у нас они готовы.( на доске и на местах)

- Сколько синих кружков в ряду? (4 )

- Поставьте в ряд столько же синих кружков. Сколько поставили ?

- А во 2й ряд нам надо поставить на 3 красных кружка больше?

-Как это сделать? ( поставить столько же да ещё 3 )

- Как это записать выражением? (на доске составляю 4+3=7 )

- Прочитайте выражение по- разному;

- Сколько кружков во 2м ряду?

- Кружков во 2 ряду по сравнению с первым рядом больше или меньше?

- Значит, мы количество красных кружков увеличили на 3.

- Прочитайте составленное выражение по- новому, используя понятие «увеличить».

( читают 3е детей и хором)

Поставим в ряд 5 красных квадратиков.

- Во 2й ряд следует поставить синих квадратиков на 1 меньше, чем красных.

- Как это сделать? ( поставить столько же, но без 1)

- Как это записать выражением? ( на доске составляю 5-1=4)

- Сколько синих квадратиков во 2м ряду? Их по сравнению с красными больше или меньше?

- Значит, мы количество синих квадратиков уменьшили на 1.

- Прочитайте составленное выражение по- новому, используя понятие «уменьшить».

( читают 3е и хором)

Итак, скажите, каким действием можно увеличить число на несколько единиц?

А каким действием можно уменьшить число на несколько единиц?

А сейчас обратимся к нашей жизни, в которой тоже живут понятия «увеличить»,

«уменьшить». Дополните мои высказывания понятием «увеличивается» или «умень-

шается» . Доскажи словечко!

- С наступлением весны продолжительность дня …

- А продолжительность ночи …

- При жизни человека его возраст …

- Когда мы читаем книгу, количество непрочитанных страниц с каждым днём …

- А количество прочитанных страниц …

- Количество грамот в ваших портфолио в течение года …

- Количество материалов в ваших папках по технологии с каждой неделей …

Сами приведите примеры с увеличением и уменьшением…

Молодцы!

Мы сейчас решали задачу «…

Кто понял, каким действием можно «увеличить на…», «уменьшить на…»?

Прочитайте по- новому : 5- 3= 2

Самооценка: оцените себя, как вы это поняли на волшебной линеечке.

Кто поставил высокий уровень? Средний? Низкий? Почему? Эту задачу мы решили.

6. Закрепление новых знаний:

Наша следующая задача … Для её решения отправимся в гости к новому герою.

Отгадайте загадку:

В гору бегом,

А с горы кувырком… (Зайчик)

Узнаем № его дома, ответив на вопрос: Какое число состоит из 2х десятков и 5 единиц? (№ 25) Слайд 11

Зайчик выполняет домашнее задание, сам справиться не может- поможем ему.

Сначала посмотрим ,как живут новые понятия «увеличить на…», «уменьшить на…»

в задачах:

а) Работа над задачей №6- стр . 54 в учебнике:

-Чтение задачи по частям. (Выставляю таблички : Задача. Условие. Вопрос )

- О чём задача?

- Сколько песен спето в 1м отделении? Известно ли, сколько песен спето во 2м отде-

лении? А что сказано про песни, спетые во 2м отделении ? Как это вы понимаете:

на 2 меньше? Какое будет решение задачи?

Запись решения задачи в рабочей тетради. Скажите полный ответ задачи.

- Вычитая 2 из 7, что вы сделали с числом 7? Повторите.

Прочитайте выражение к задаче по- новому.

б) Работа над задачей №1- стр. 23 в печатной тетради:

- Чтение задачи по частям. (выставляю таблички: Условие. Вопрос.)

- О чём эта задача? Какие и какие книги были у Зайца в библиотеке?

- Сколько книг было о жизни лисиц? Известно ли, сколько книг было о жизни вол-

ков? А что сказано про книги о жизни волков? Как вы понимаете: на 3 больше?

Какое будет решение задачи? ( Выставляю табличку Решение )

Запись решения задачи в тетради . Скажите полный ответ задачи.

- Прибавляя к 5 3, что вы сделали с числом 5? Повторите.

Прочитайте выражение по- новому.

Устал Зайка и хочет отдохнуть, отдохнём и мы.

Физминутка: По тропинке Зайка шёл,

На поляне гриб нашёл.

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

Зайка охает, устал

От того, что приседал.

Зайка сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперёд прогнулся

И до пола дотянулся.

И направо, и налево

Повернулся - вот и славно!

Зайка выполнил разминку

И уселся на тропинку.

Физминутка для глаз.

в) Работа по заполнению таблиц: стр. 24 №6

- Какие числа записаны в верхнем ряду таблиц? (однозначные)

- Что нужно сделать с каждым числом 1й таблицы? 2й таблицы? Каким действием

будете увеличивать на 3? А каким действием будете уменьшать на 3?

- Где будете записывать результаты увеличения и уменьшения?

1 в. - 1ю таблицу , 2 в. - 2ю таблицу;

Заполнение таблицы.

Проверка: сверьте заполнение таблицы по слайду.У кого нет ошибок?

б) Заполнение перфокарт:

Выбрать перфокарту: Б - базовый уровень, П- повышенный уровень.

Кто заполнит перфокарту, потренируйтесь в чтении выражений на ней по-новому…

Проверка:

- Самое маленькое значение? (1)( Самое большое значение? (30)

Кто не допустил ошибок в выполнении заданий?

Молодцы! Помогли Зайчику выполнить домашнее задание.

Самооценка: оцените себя по волшебной линеечке. Кто поставил высокий уровень?
Средний? Низкий? Почему?
Эту задачу мы решили.

7. Конструирование из геометрических фигур:

Отправляемся в гости к другому герою. Отгадаем загадку:

Всё умеет делать сам,

Строит, чертит, составляет,

Всех работать заставляет.

Хороши его поделки!

Молодец наш … ( Самоделкин) Узнаем № его дома, если сумеем 30 уменьшить на 2. ( № 28) Слайд 12

Самоделкин приготовил нам интересное задание:

На доске 4 одинаковых треугольника. Какие фигуры в ряду? Сколько треугольни-

ков?

Будем работать в парах, соблюдая правила работы в парах. Приготовимся оценивать

за работу в парах не только себя, но и соседа по парте. Не забывайте сигналить све-

тофором о работе пары.

1я часть задания:

Из 4х треугольников составить один большой треугольник.

Работа в парах.

Проверка: Какую фигуру составляли? Что знаете о треугольнике?

Кто получил такой треугольник? Молодцы!

2я часть задания: Сколько мы использовали треугольников, чтобы построить боль-

шой треугольник? ( 4 )

- Увеличьте количество используемых треугольников на 2 и достройте составленный

треугольник до 5- угольника. Используйте фигуры зелёного конверта.

Работа в парах.

Проверка: Какую фигуру составили? Что знаем о 5- угольнике? На сколько приш-

лось увеличить число треугольников, чтобы составить 5- угольник? Что это значит?

Сколько треугольников потребовалось? У кого такой 5- угольник получился?

( на доске )

Итог: Какую задачу мы сейчас решали? Кто научился конструировать 5-угольник

из треугольника путём увеличения используемых треугольников?

Самооценка: Оцените свою работу в паре. А сейчас оцените работу в паре своего соседа по парте. Молодцы! Самоделкин остался доволен вашей работой.

Эту задачу мы решили.

8.Итог урока:

Пришло время попрощаться со сказкой .( Звучит музыка «Волшебная шкатулка» )

До свидания, сказка!

Мы прошли по Сказочной улице, побывали в гостях у сказочных героев.

Мы с вами решили 3 учебные задачи. Какая была тема урока? Какая была цель урока?

Как вы считаете цели мы достигли?

Закончите предложения по слайду… Слайд 13

Я узнал…

Я повторил…

Я запомнил…

Я удивился…

А теперь посмотрите на волшебную линеечку и оцените свою работу на уроке

карточкой. Если работали хорошо и всё поняли, поднимите … карточку,

если не всё получилось и не всё поняли, поднимите … карточку,а если не

поняли многое и многое не получилось, поднимите … карточку.

Почему вы подняли именно эту карточку?

Оцените мою работу, как я помогала вам достичь поставленной цели. (карточкой)

Почему?

Какое у вас настроение в конце урока? Покажите смайлик.

Я вам желаю, чтобы количество радостных событий, удачных достижений у вас

увеличивалось с каждым днём, а количество неудач и грустных событий уменьша-

лось.

А наши герои приготовили вам подарки, но не сладкие, а умные. Это карточки с

интересными заданиями от сказочных героев- их на досуге вы выполните дома.

Спасибо всем за работу!

А нашим уважаемым гостям мы подарим добрые пожелания.

Урок окончен!

© 2010-2022