Урок по окружающему миру на тему Органы чувств (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока окружающего мира

учителя начальных классов МКОУ «Холмовская СОШ»

Сечень Анны Викторовны

  1. 3 класс
  2. Окружающий мир. Тема «Органы чувств».
  3. Этап обучения по данной теме: основной.
  4. Цели: формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.
  5. Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
  6. Используемые методы, приемы, технологии обучения: технология деятельностного метода
  7. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  8. Оборудование и основные источники информации: Учебник: Плешаков «Окружающий мир», Асмолов А. Г. «Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты»
  9. Прогнозируемые результаты:
Предметные: В конце урока ученики

• знают органы чувств;

• умеют различать ,охарактеризовать органы чувств.

• умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,

проводить сравнение, группировку, обобщение. Метапредметные: • умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы. • умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: • умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.







Этап; время;

цель этапа; УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Органиационный момент

1 мин.

Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

- 3дравствуйте, ребята, я рада всех вас видеть на уроке окружающего мира. Сегодня копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.

Включаются в учебную деятельность.

2.Актуализация знаний

7 мин.

Цель: Готовность

мышления и

осознания

потребности к

построению нового

способа действий.

Формируемые УУД:

Познавательные:

общеучебные; логические;

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение работать в парах

1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

- С каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке?

- Для чего же нам надо знать свой организм?

-Какие науки нам помогают изучить наш организм?

-Зачем нам нужно знать, как заботиться о здоровье?

Работа с карточками

Участвуют в диалоге:

Отвечают на вопросы

- Организм человека.

- Чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы.

- Физиология, анатомия, гигиена.

-Чтобы правильно использовать свой организм и, не причиняя ему вред

-Внутренними и наружными.

Дети индивидуально работаю с карточками

4. Постановка учебной задачи (создание

проблемной

ситуации)

5 мин

Цель: Выявление

места и причины

затруднения,

постановка цели

урока.

Формируемые УУД:

Познавательные:

постановка и

формулирование

проблемы; поиск и

выделение

необходимой

информации

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

5. «Открытие»

детьми нового

знания.

17 мин

Цель: Построение

детьми нового способа

действий и

формирование

способности к его выполнению

Формируемые УУД:

Познавательные:

Построение

логической цепи

рассуждений;

самостоятельное

создание способов

решения проблем

поискового характера;

Коммуникативные:

Инициативное

сотрудничество в

поиске и сборе

информации со

сверстниками



1.Ведет диалог

(На доске плакат с изображением человека, но без лица.)

- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного?

-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?

2. Побуждает к осознанию темы и цели урока.

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?

- Можете ли вы сформулировать тему урока?

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

1. Беседа

- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?

- Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Давайте приступим к исследованию.

2. Организация деятельности(объединение в группы)

- Ребята, я вам предлагаю поработать в группах

Задание для групп

1. Подготовить рассказ по плану

*Название органа чувств

*Его значение в жизни человека

* Гигиена органов чувств (как ухаживать)

2. Нарисовать свой орган в тетради на с. 73


Группа 1. Г л а з а - о р г а н з р е н и я. Б е с е д а. - Отгадав загадку, вы узнаете, какая группа выступит первая Брат с братом Через дорогу живут, А друг друга не видят. (Глаза.) Выступление группы 1 Глаза - удивительные органы нашего тела. Благодаря глазам мы видим окружающий мир во всей его красоте. С помощью глаз человек воспринимает луч света и тьму ночи, всевозможные цвета и оттенки. - Почему мы вынуждены моргать? Для чего нужны ресницы и брови? - Ваш организм сам заботится о глазах. Глаза снабжены личными «дворниками» - они называются «слезы». Слезы омывают ваши глаза, когда вы моргаете. Каждое моргание длится 0,3-0,4 секунды, что в целом составляет 30 минут ежедневно, или больше года за целую жизнь. Каждый ваш глаз защищен ресницами. Каждая ресница живет 3-5 месяцев, затем выпадает, а на ее месте вырастает новая. Но, несмотря на все это, за глазами надо ухаживать и беречь зрение. Гимнастика д л я г л а з. 1) Движение зрачков вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. 2) Массаж глазных век подушечками пальцев. 3) Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям вокруг глаз. 4) Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, дремота). Группа 2. У ш и - о р г а н ы с л у х а. Б е с е д а. - О каком органе чувств эта загадка? У зверушки - на макушке, А у нас - ниже глаз. (Уши.) Выступление группы 2 - Окружающий нас мир полон разных звуков: шум ветра, шуршание листьев, журчание ручьев, пение птиц, чарующие звуки музыки, разговор людей. Все это мы слышим ушами. Уши - удивительные органы. Вы только подумайте: у всех людях они выглядят по-разному. А внутри вообще очень сложно устроены. То, что мы называем ушами, - это так называемые наружные уши, или ушные раковины. Они ничего не слышат, они улавливают звук. Посредине ушной раковины есть маленькое отверстие; с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается пластиночкой - барабанной перепонкой, а дальше - ушной улиткой. 1) Как спутниковые тарелки, ваши уши улавливают сигналы и направляют их в центральное отверстие. 2) Барабанная перепонка немного похожа на настоящий барабан. Когда в нее ударяется звук, она дрожит. 3) Дрожащая барабанная перепонка заставляет крошечные ушные косточки издавать звон. 4) Ушная улитка собирает звуки, преобразует их в нервные сигналы, которые идут в мозг. 5) Как плотницкий инструмент «уровень», полукружные каналы полны жидкости, которая переливается по мере поворота вашей головы. Рецепторы в каналах предохраняют вас от потери равновесия. Значит, ухо - это орган слуха и равновесия. - Почему надо беречь уши? Группа 3. О р г а н о б о н я н и я. До этого момента урока лучше не показывать детям мандарин. - Сейчас вы закроете глаза, послушаете звуки за окном. И откроете глаза только тогда, когда я вам разрешу. Учитель чисти апельсин и проходит между рядами и убирает. - Откройте глаза. Что вы почувствовали? - При помощи чего вы почувствовали этот запах? Обоняние - это способность человека чувствовать запахи. Ваше потрясающее обоняние (оно в 10 тыс. раз острее, чем вкус!) располагается на двухсантиметровом участке в верхней части носовых ходов. На этом участке находятся 500 млн крошечных нитевидных выростов - ресничек. Запах зависит от формы молекул, которые витают в воздухе. Попадая на одну ресничку, молекулы пахучего вещества вызывают химическую реакцию, которая превращается в сигнал, идущий к мозгу. Физкультминутка Группа 4. О р г а н в к у с а. Б е с е д а. - Отгадайте з а г а д к у: Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.) Выступление группы 4 - Я думаю каждый из смотрел на свой язкверкале. Вы видили маленькие пупырышки и полосы? Маленькие полоски переполнены почти 8000 рецепторов, соединенных с мозгом нервами. Разные рецепторы чувствуют сладкое, кислое, соленое и горькое. Группа 5. К о ж а - о р г а н о с я з а н и я. - 3акройте глаза, я положу вам что-то в ладошку, а вы попробуете угадать что это. - Кожа, оказывается, может тоже «рассказать» человеку о том, что его окружает. Выступление группы 5 - Вы слышали о чувствительных рецепторах, которые находятся у нас под кожей? Ну а знали, что их не меньше пяти? Каждый из них предназначен для восприятия чего-то определенного. Некоторые из них названы в честь ученых, которые их открыли. Вот эти рецепторы: а) тепловые рецепторы; б) холодовые рецепторы; в) болевые рецепторы; г) рецепторы Мейсснера - прикосновения; д) рецепторы Паччинни - нажатия.

Участвуют в диалоге

- У человека нет лица, ушей, глаз, носа, рта.

- Так некрасиво. Если бы не было глаз, мы бы не видели.

Высказывают свои мнения

Предлагают и согласовывают тему урока

- Изучение органов чувств.

Формулируют конкретную цель

-Познакомиться с органами чувств, научиться их беречь.

- Это люди, которые что-то изучают, исследуют

Исследуют органы чувств в группах

Выполняют задание

Анализируют полученный материал

Выступление детей.

Дети делают выводы по результатам исследований.

Первичное закрепление

6 мин.

Цель: Усвоение нового способа действий

Формируемые УУД:

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: овладение новыми понятиями, умение анализировать

Организует работу по закреплению нового знания

Природоведческий диктант

1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы.(кожа).

2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под один, то под другие зубы. (язык)

3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос) Почему?

4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (ухо) Как называются видимые уши?

5. Орган помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза).

Дети отгадывают органы

7.Самостоятельная работа

3 мин.

Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха

Формируемые УУД:

Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция

Коммуникативные:

учебное

сотрудничество

Работа в тетради стр. 74 №2 (1)

Дети собирают пары,

используя прием классификации

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

Домашнее задание

4 мин

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.

Формируемые УУД:

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка

1.Организует анализ полученного результата урока.

- Какую цель урока мы ставили?

- Достигли мы этой цели?

2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке.

- Ребята, вы хорошо поработали, оцените работу членов своей команды и запишите в табличку.

3. Проводит инструктаж по домашнему заданию:

Стр. 126-127 читать, тетрадь стр. 74 №2(2), №3.

Подобрать интересные факты об одном из органов чувств.

-Иногда можно услышать такое выражение. «Шестое чувство». О каком чувстве идёт речь. Попробуйте узнать. Спросить у родителей или в других источниках информации.

-Спасибо за урок.

Вспоминают поставленную цель урока.

- Познакомиться с органами вкуса, научиться их охранять.

- Достигли.

Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке.

Самостоятельно работают , рассуждают, делают выводы, сравнивают свои предположения с другими мнениями Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание.



Приложение №1

Внутреннее строение человека

Подпиши название органов

Урок по окружающему миру на тему Органы чувств (3 класс)

____________

____________

____________

____________

____________

Приложение №2

Орган чувств ____________________

ЗУрок по окружающему миру на тему Органы чувств (3 класс)адание для групп

1. Подготовить рассказ по плану

*Название органа чувств

*Его значение в жизни человека

* Гигиена органов чувств (как ухаживать)

2. Нарисовать свой орган в тетради на с. 73

Таблица оценки

Имя участника группы

Оценка



Орган чувств ____________________

ЗУрок по окружающему миру на тему Органы чувств (3 класс)адание для групп

1. Подготовить рассказ по плану

*Название органа чувств

*Его значение в жизни человека

* Гигиена органов чувств (как ухаживать)

2. Нарисовать свой орган в тетради на с. 73



Таблица оценки

Имя участника группы

Оценка

Орган чувств ____________________

ЗУрок по окружающему миру на тему Органы чувств (3 класс)адание для групп

1. Подготовить рассказ по плану

*Название органа чувств

*Его значение в жизни человека

* Гигиена органов чувств (как ухаживать)

2. Нарисовать свой орган в тетради на с. 73

Таблица оценки

Имя участника группы

Оценка



Орган чувств ____________________

Задание для групп

1Урок по окружающему миру на тему Органы чувств (3 класс). Подготовить рассказ по плану

*Название органа чувств

*Его значение в жизни человека

* Гигиена органов чувств (как ухаживать)

2. Нарисовать свой орган в тетради на с. 73

Таблица оценки

Имя участника группы

Оценка



Орган чувств ____________________

ЗУрок по окружающему миру на тему Органы чувств (3 класс)адание для групп

1. Подготовить рассказ по плану

*Название органа чувств

*Его значение в жизни человека

* Гигиена органов чувств (как ухаживать)

2. Нарисовать свой орган в тетради на с. 73

Таблица оценки

Имя участника группы

Оценка




© 2010-2022