- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру на тему Органы чувств (3 класс)
Урок по окружающему миру на тему Органы чувств (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сечень А.В. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План - конспект урока окружающего мира
учителя начальных классов МКОУ «Холмовская СОШ»
Сечень Анны Викторовны
- 3 класс
- Окружающий мир. Тема «Органы чувств».
- Этап обучения по данной теме: основной.
- Цели: формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.
- Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
- Используемые методы, приемы, технологии обучения: технология деятельностного метода
- Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
- Оборудование и основные источники информации: Учебник: Плешаков «Окружающий мир», Асмолов А. Г. «Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты»
- Прогнозируемые результаты:
• знают органы чувств;
• умеют различать ,охарактеризовать органы чувств.
• умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
проводить сравнение, группировку, обобщение. Метапредметные: • умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы. • умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: • умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
Этап; время;
цель этапа; УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Органиационный момент
1 мин.
Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение
Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
- 3дравствуйте, ребята, я рада всех вас видеть на уроке окружающего мира. Сегодня копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.
Включаются в учебную деятельность.
2.Актуализация знаний
7 мин.
Цель: Готовность
мышления и
осознания
потребности к
построению нового
способа действий.
Формируемые УУД:
Познавательные:
общеучебные; логические;
Коммуникативные:
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение работать в парах
1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)
- С каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке?
- Для чего же нам надо знать свой организм?
-Какие науки нам помогают изучить наш организм?
-Зачем нам нужно знать, как заботиться о здоровье?
Работа с карточками
Участвуют в диалоге:
Отвечают на вопросы
- Организм человека.
- Чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы.
- Физиология, анатомия, гигиена.
-Чтобы правильно использовать свой организм и, не причиняя ему вред
-Внутренними и наружными.
Дети индивидуально работаю с карточками
4. Постановка учебной задачи (создание
проблемной
ситуации)
5 мин
Цель: Выявление
места и причины
затруднения,
постановка цели
урока.
Формируемые УУД:
Познавательные:
постановка и
формулирование
проблемы; поиск и
выделение
необходимой
информации
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
5. «Открытие»
детьми нового
знания.
17 мин
Цель: Построение
детьми нового способа
действий и
формирование
способности к его выполнению
Формируемые УУД:
Познавательные:
Построение
логической цепи
рассуждений;
самостоятельное
создание способов
решения проблем
поискового характера;
Коммуникативные:
Инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации со
сверстниками
1.Ведет диалог
(На доске плакат с изображением человека, но без лица.)
- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного?
-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?
2. Побуждает к осознанию темы и цели урока.
- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?
- Можете ли вы сформулировать тему урока?
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
1. Беседа
- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?
- Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Давайте приступим к исследованию.
2. Организация деятельности(объединение в группы)
- Ребята, я вам предлагаю поработать в группах
Задание для групп
1. Подготовить рассказ по плану
*Название органа чувств
*Его значение в жизни человека
* Гигиена органов чувств (как ухаживать)
2. Нарисовать свой орган в тетради на с. 73
Группа 1. Г л а з а - о р г а н з р е н и я. Б е с е д а. - Отгадав загадку, вы узнаете, какая группа выступит первая Брат с братом Через дорогу живут, А друг друга не видят. (Глаза.) Выступление группы 1 Глаза - удивительные органы нашего тела. Благодаря глазам мы видим окружающий мир во всей его красоте. С помощью глаз человек воспринимает луч света и тьму ночи, всевозможные цвета и оттенки. - Почему мы вынуждены моргать? Для чего нужны ресницы и брови? - Ваш организм сам заботится о глазах. Глаза снабжены личными «дворниками» - они называются «слезы». Слезы омывают ваши глаза, когда вы моргаете. Каждое моргание длится 0,3-0,4 секунды, что в целом составляет 30 минут ежедневно, или больше года за целую жизнь. Каждый ваш глаз защищен ресницами. Каждая ресница живет 3-5 месяцев, затем выпадает, а на ее месте вырастает новая. Но, несмотря на все это, за глазами надо ухаживать и беречь зрение. Гимнастика д л я г л а з. 1) Движение зрачков вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. 2) Массаж глазных век подушечками пальцев. 3) Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям вокруг глаз. 4) Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, дремота). Группа 2. У ш и - о р г а н ы с л у х а. Б е с е д а. - О каком органе чувств эта загадка? У зверушки - на макушке, А у нас - ниже глаз. (Уши.) Выступление группы 2 - Окружающий нас мир полон разных звуков: шум ветра, шуршание листьев, журчание ручьев, пение птиц, чарующие звуки музыки, разговор людей. Все это мы слышим ушами. Уши - удивительные органы. Вы только подумайте: у всех людях они выглядят по-разному. А внутри вообще очень сложно устроены. То, что мы называем ушами, - это так называемые наружные уши, или ушные раковины. Они ничего не слышат, они улавливают звук. Посредине ушной раковины есть маленькое отверстие; с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается пластиночкой - барабанной перепонкой, а дальше - ушной улиткой. 1) Как спутниковые тарелки, ваши уши улавливают сигналы и направляют их в центральное отверстие. 2) Барабанная перепонка немного похожа на настоящий барабан. Когда в нее ударяется звук, она дрожит. 3) Дрожащая барабанная перепонка заставляет крошечные ушные косточки издавать звон. 4) Ушная улитка собирает звуки, преобразует их в нервные сигналы, которые идут в мозг. 5) Как плотницкий инструмент «уровень», полукружные каналы полны жидкости, которая переливается по мере поворота вашей головы. Рецепторы в каналах предохраняют вас от потери равновесия. Значит, ухо - это орган слуха и равновесия. - Почему надо беречь уши? Группа 3. О р г а н о б о н я н и я. До этого момента урока лучше не показывать детям мандарин. - Сейчас вы закроете глаза, послушаете звуки за окном. И откроете глаза только тогда, когда я вам разрешу. Учитель чисти апельсин и проходит между рядами и убирает. - Откройте глаза. Что вы почувствовали? - При помощи чего вы почувствовали этот запах? Обоняние - это способность человека чувствовать запахи. Ваше потрясающее обоняние (оно в 10 тыс. раз острее, чем вкус!) располагается на двухсантиметровом участке в верхней части носовых ходов. На этом участке находятся 500 млн крошечных нитевидных выростов - ресничек. Запах зависит от формы молекул, которые витают в воздухе. Попадая на одну ресничку, молекулы пахучего вещества вызывают химическую реакцию, которая превращается в сигнал, идущий к мозгу. Физкультминутка Группа 4. О р г а н в к у с а. Б е с е д а. - Отгадайте з а г а д к у: Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.) Выступление группы 4 - Я думаю каждый из смотрел на свой язкверкале. Вы видили маленькие пупырышки и полосы? Маленькие полоски переполнены почти 8000 рецепторов, соединенных с мозгом нервами. Разные рецепторы чувствуют сладкое, кислое, соленое и горькое. Группа 5. К о ж а - о р г а н о с я з а н и я. - 3акройте глаза, я положу вам что-то в ладошку, а вы попробуете угадать что это. - Кожа, оказывается, может тоже «рассказать» человеку о том, что его окружает. Выступление группы 5 - Вы слышали о чувствительных рецепторах, которые находятся у нас под кожей? Ну а знали, что их не меньше пяти? Каждый из них предназначен для восприятия чего-то определенного. Некоторые из них названы в честь ученых, которые их открыли. Вот эти рецепторы: а) тепловые рецепторы; б) холодовые рецепторы; в) болевые рецепторы; г) рецепторы Мейсснера - прикосновения; д) рецепторы Паччинни - нажатия.
Участвуют в диалоге
- У человека нет лица, ушей, глаз, носа, рта.
- Так некрасиво. Если бы не было глаз, мы бы не видели.
Высказывают свои мнения
Предлагают и согласовывают тему урока
- Изучение органов чувств.
Формулируют конкретную цель
-Познакомиться с органами чувств, научиться их беречь.
- Это люди, которые что-то изучают, исследуют
Исследуют органы чувств в группах
Выполняют задание
Анализируют полученный материал
Выступление детей.
Дети делают выводы по результатам исследований.
Первичное закрепление
6 мин.
Цель: Усвоение нового способа действий
Формируемые УУД:
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
Регулятивные: овладение новыми понятиями, умение анализировать
Организует работу по закреплению нового знания
Природоведческий диктант
1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы.(кожа).
2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под один, то под другие зубы. (язык)
3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос) Почему?
4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (ухо) Как называются видимые уши?
5. Орган помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза).
Дети отгадывают органы
7.Самостоятельная работа
3 мин.
Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха
Формируемые УУД:
Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция
Коммуникативные:
учебное
сотрудничество
Работа в тетради стр. 74 №2 (1)
Дети собирают пары,
используя прием классификации
8.Рефлексия деятельности (итог урока)
Домашнее задание
4 мин
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.
Формируемые УУД:
Познавательные:
умение структурировать знания
Коммуникативные:
аргументировать свои высказывания
Регулятивные:
саморегуляция; самооценка
1.Организует анализ полученного результата урока.
- Какую цель урока мы ставили?
- Достигли мы этой цели?
2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке.
- Ребята, вы хорошо поработали, оцените работу членов своей команды и запишите в табличку.
3. Проводит инструктаж по домашнему заданию:
Стр. 126-127 читать, тетрадь стр. 74 №2(2), №3.
Подобрать интересные факты об одном из органов чувств.
-Иногда можно услышать такое выражение. «Шестое чувство». О каком чувстве идёт речь. Попробуйте узнать. Спросить у родителей или в других источниках информации.
-Спасибо за урок.
Вспоминают поставленную цель урока.
- Познакомиться с органами вкуса, научиться их охранять.
- Достигли.
Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке.
Самостоятельно работают , рассуждают, делают выводы, сравнивают свои предположения с другими мнениями Оценивают свою работу на уроке.
Записывают домашнее задание.
Приложение №1
Внутреннее строение человека
Подпиши название органов
____________
____________
____________
____________
____________
Приложение №2
Орган чувств ____________________
Задание для групп
1. Подготовить рассказ по плану
*Название органа чувств
*Его значение в жизни человека
* Гигиена органов чувств (как ухаживать)
2. Нарисовать свой орган в тетради на с. 73
Таблица оценки
Имя участника группы
Оценка
Орган чувств ____________________
Задание для групп
1. Подготовить рассказ по плану
*Название органа чувств
*Его значение в жизни человека
* Гигиена органов чувств (как ухаживать)
2. Нарисовать свой орган в тетради на с. 73
Таблица оценки
Имя участника группы
Оценка
Орган чувств ____________________
Задание для групп
1. Подготовить рассказ по плану
*Название органа чувств
*Его значение в жизни человека
* Гигиена органов чувств (как ухаживать)
2. Нарисовать свой орган в тетради на с. 73
Таблица оценки
Имя участника группы
Оценка
Орган чувств ____________________
Задание для групп
1. Подготовить рассказ по плану
*Название органа чувств
*Его значение в жизни человека
* Гигиена органов чувств (как ухаживать)
2. Нарисовать свой орган в тетради на с. 73
Таблица оценки
Имя участника группы
Оценка
Орган чувств ____________________
Задание для групп
1. Подготовить рассказ по плану
*Название органа чувств
*Его значение в жизни человека
* Гигиена органов чувств (как ухаживать)
2. Нарисовать свой орган в тетради на с. 73
Таблица оценки
Имя участника группы
Оценка