- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ
Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шпанова О.П. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема урока: «Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ,щ.» Цель: Познакомить учащихся с согласным глухим мягким звуком [щ'], с буквами Щ,щ, обозначающими звук [щ']. Задачи:
- Закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения пар слов.
- Продолжить формирование навыка чтения целыми словами.
- Развивать речь, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения.
- Воспитывать культуру учебного труда, умение работать в паре, группе.
- Учебник Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков «Азбука», Москва, Академкнига/Учебник,2012.
- Интерактивная доска.
- Файл «INK» - Звук [щ'], буквы Щ,щ.
- Раздаточный материал - фишки (квадраты, круги для обозначения звуков).
Ход урока:
- Организационный момент
- Сообщение темы урока
- Постановка учебной задачи.
- Составление плана работы.
- Дать характеристику звука.
- Соотнести звук с буквами.
- Чтение слов с новой буквой.
- Гласный ? согласный
- Глухой ? звонкий
- Твёрдый ? мягкий
- Непарный ? парный
-А что у меня не так и почему? (в 1 слове третий звук [к] глухой, ударный второй звук [у]; во 2 слове первый звук [л'] мягкий) -Какой общий звук в этих словах? ([щ']) -На каком месте он стоит? (в слове ЩУКА на первом месте, в слове ЛЕЩ - на последнем) YI.Знакомство с обозначением звука [щ'] буквами Щ, щ. -Согласный глухой мягкий звук [щ'] обозначают буквой «ща» (карточку перевернуть на доске) -На что похожа буква «ща»? (варианты детей) (слайд 7) На расчёску Буква Щ поможет нам Щ похожа. Чистить зубы по утрам. [1] Три зубца всего. Ну что же? [1] -Выполнили второй пункт плана? Переходим к третьему.
Физминутка (танец «Маленьких утят») YII. Чтение слогов (работа по учебнику - с.103) -Чтобы правильно читать слова с новой буквой, посмотрим, а с какими гласными дружит буква «ща». -Прочитаем слоги.( чтение слогов по цепочке) -Чем похожи слоги в каждом столбике? (есть буква Щ) -Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (в 1 столбике даны слоги, которые начинаются с гласного; во 2 столбике слоги начинаются со звука [щ']) -Какие гласные не образуют слоги с буквой Щ? (ответы детей) YIII. Слушание «Сказки про шипящие» -Хотите узнать, почему? -Тогда слушайте «Сказку про шипящие» Жили - были на свете шипящие Ж,Ш,Ч,Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят , что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие - с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ![1] -Какие слоги выделены в учебнике?( ча,ща) -Так почему выделены слоги ЧА, ЩА?( ответы детей) IX. Чтение слогов и слов (работа по учебнику с.103 - 104) -Читаем по цепочке. Щучьи …… зубы, плавники. Овощной …..сок, салат, суп. (Изменения. Для детей с ФФНР даются специальные карточки (задание 3), где прописаны цепочки слогов с букой Щ. Содержание карточки: ЩА-ЩО-УЩ-ЩЕ-ЩИ; ОЩ-ЩУ-ЕЩ-ЩЁ-АЩ; ЩЕК-ЩУК-ЩЕП-ЛЕЩ. Форма контроля: Какое слово спряталось в ваших слогах? Подчеркните его. Содержание карточки можно вынести на специальные маленькие маркерные доски, тогда проверить можно будет быстрее.) X. Чтение загадок (работа по учебнику с.104) а) самостоятельная работа -Посмотрите на условное обозначение в учебнике. -С чем мы будем работать? (с загадками) -А что мы называем загадкой? (выражение, нуждающееся в разгадке) -Вы работаете в парах: читаете друг другу по одной загадке и отгадываете её. б) проверка самостоятельной работы - Поднимите руку те, кто считает, что его сосед может правильно и выразительно прочитать загадку всему классу.( читают два человека, отгадку записываем на доску или вывешиваем карточку с напечатанными словами: лук, тыква) в) анализ слов -Проанализируем каждое слово-отгадку по плану. План (слайд 8)
- Сколько в слове гласных?
- Сколько слогов?
- Назовите ударный слог.
Физминутка (танец «Стирка» под ритмичную музыку) XI. Игра «Наборщик» на развитие речи, внимания (слайды 10, 11, 12, 13) Если взять большое слово,
товарищиВынуть буквы раз и два, А потом сложить их снова- Выйдут новые слова. -Прочитайте слово. Кто такие товарищи? (люди, близкие по общим интересам, по видам деятельности) -Вы сейчас тоже будете товарищами в своей группе: 1 колонка - 1 группа, 2 колонка - 2 группа, 3 колонка - 3 группа. -Составляете и записываете слова-предметы в своих группах. -Какие правила работы в группе вы знаете?( ответы учащихся) Слышать собеседника. Высказывать своё мнение. Приходить к согласию. (Изменения. Для детей с ФФНР даётся специальное задание № 4: Измени слова так, чтобы в них появился звук [щ']. «Увеличилось» слово или стало меньше. Работу выполни по образцу устно: рука-ручища, нога - …, кот - …, дом - …, нос - …. ) а) самостоятельная работа в группах (Изменения.Учитель с детьми ФФНР выполняет задание № 4, которое можно вынести на интерактивную доску так, чтобы вместо слов появлялись картинки с изображениями заданных объектов.) б) проверка самостоятельной работы -Проверяем. -Сколько всего букв в этом слове? (8 букв) -Есть ли у вас слова, в которых 7 букв? 6 букв? 5 букв? 4 буквы? 3 буквы? 2 буквы? (товар, роща, вор, рот, щи) -Смотрим в остальных группах, если у вас есть это слово, то вычёркиваем его. - Есть ли у вас не вычеркнутые слова? (Изменения. Дети, которые работали отдельно, включаются в проверку работы остальных учащихся. При этом они должны будут хлопнуть в ладоши, если услышат звук [щ'] в полученных словах у ребят (задание 5). Инструкция: Хлопнуть в ладоши, если услышите звук [щ']. Детей с ФФНР можно объединить в одну группу и назвать её, например, «Группа поддержки звука [щ'].) XII. Домашнее задание ( по желанию детей) -Если у вас есть желание дома поиграть, то можно с мамой (папой), с братом (сестрой) найти игру «Волшебные превращения слов» в учебнике на с.105. - А кто желает, может подобрать загадку с любым из слов на розовой или голубой полоске. XIII. Итог урока (слайд 14) Сегодня на уроке Я повторил …. Я узнал (познакомился) … Было интересно …. Было трудно …. Как я оценю себя … Кого я ещё могу оценить … XIY. Рефлексия (слайд 15) -Подумайте и покажите, на какую ступеньку знаний вы сегодня поднялись? (показ цвета при помощи сигнальных кругов)
Литература:
- Занимательное азбуковедение/ Сост. В.В.Волина. - М.: Просвещение. 1991.