Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ.Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ.Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ.Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ.Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ.Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ.Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ.Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ.Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ.Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ.Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ.Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ.Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ.Урок обучения в 1 классе Буквы Щ, щ.Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема урока: «Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ,щ.» Цель: Познакомить учащихся с согласным глухим мягким звуком [щ'], с буквами Щ,щ, обозначающими звук [щ']. Задачи:

  1. Закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения пар слов.
  2. Продолжить формирование навыка чтения целыми словами.
  3. Развивать речь, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения.
  4. Воспитывать культуру учебного труда, умение работать в паре, группе.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: чтение текста учебника по мере работы с новым материалом (слоги, слова, тексты); групповая и парная работа; самостоятельная работа с индивидуальной помощью тем, кто в этом нуждается. Планируемые результаты: Личностные УУД: освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика-партнёра по коммуникации и учителя. Познавательные УУД: понимает значение речи в жизни каждого человека и общества; осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение). Предметные УУД: дифференцировать глухой мягкий звук [щ'] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать и отгадывать загадки. Оборудование:
  1. Учебник Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков «Азбука», Москва, Академкнига/Учебник,2012.
  2. Интерактивная доска.
  3. Файл «INK» - Звук [щ'], буквы Щ,щ.
  4. Раздаточный материал - фишки (квадраты, круги для обозначения звуков).



Ход урока:

  1. Организационный момент
-Настроенье, каково? -Во! -Все такого мнения? -Все без исключения! -Может вы устали? -Мы с собой таких не брали! -Может ляжем, отдохнём? -Лучше мы урок начнём!
  1. Сообщение темы урока
а) игра «Доскажи словечко» -Как у нашей дочки розовые ….. (щёчки) -Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал …. (щенок) -Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит ….. (плащ) -У рыбака не дрогнет ручка, ведь ему попалась ….. (щучка) б) выведение темы урока - Какой звук чаще всего повторяется в словах? ([щ']) -Сформулируйте тему урока. (Звук [щ'], буквы Щ, щ.) (слайд 1)
  1. Постановка учебной задачи.
-Какой будет ваша учебная задача? (ответы учащихся)
  1. Составление плана работы.
-Составим план работы на уроке. (ответы учащихся) План работы (слайд 2)
  1. Дать характеристику звука.
  2. Соотнести звук с буквами.
  3. Чтение слов с новой буквой.
Y. Звуковой анализ слов. а) характеристика звука [щ'] -Как паровоз выпускает пар? (щ-щ-щ) (Изменения. Дети с ФФНР выходят к доске для проведения игры «Дворник» (задание 1) (имитируют движения метлой, произнося при этом звук [щ'].) -Произнесите ещё раз этот звук и дадим его характеристику, пользуясь планом на доске. План (слайд 3)
  1. Гласный ? согласный
  2. Глухой ? звонкий
  3. Твёрдый ? мягкий
  4. Непарный ? парный
(На доску вывешивается карточка со звуком ') -Откройте учебник на с.103, проверим себя, правильно ли мы дали характеристику звука. -Так, какой это звук? (согласный глухой мягкий непарный) -Первый пункт плана мы выполнили. Переходим ко второму. б) анализ слов ЩУКА, ЛЕЩ. Щука в море уплывала, Щука букву Щ украла. Щуку надо нам поймать, Чтобы букву Щ забрать. (на доску перевёрнутую карточку с буквам Щ, щ) - Щука, к какому отряду животных относится? (к отряду - рыбы) (слайд 4) -Знаете ли вы ещё рыб, в названии которых встречается звук [щ']? (варианты детей) Под кувшинками в тиши, Где не очень мелко, Ходят важные лещи Шириной с тарелку. (слайд 5) -Ребята, сидящие ближе к окну, поднимите руку. Вы составляете схему слова ЩУКА. -А сидящие дальше от окна, составите схему слова ЛЕЩ. (Работа с раздаточным материалом, 2 человека у доски) (слайд 6) (Изменения. Детям с ФФНР даётся право выбора слова для выкладывания схемы из раздаточного материала (задание 2).) б1) самостоятельная работа б2) проверка самостоятельной работы -Проверяем, что у нас получилось. -Я тоже составила схемы данных слов. Посмотрите, так ли у вас? На доске:



-А что у меня не так и почему? (в 1 слове третий звук [к] глухой, ударный второй звук [у]; во 2 слове первый звук [л'] мягкий) -Какой общий звук в этих словах? ([щ']) -На каком месте он стоит? (в слове ЩУКА на первом месте, в слове ЛЕЩ - на последнем) YI.Знакомство с обозначением звука [щ'] буквами Щ, щ. -Согласный глухой мягкий звук [щ'] обозначают буквой «ща» (карточку перевернуть на доске) -На что похожа буква «ща»? (варианты детей) (слайд 7) На расчёску Буква Щ поможет нам Щ похожа. Чистить зубы по утрам. [1] Три зубца всего. Ну что же? [1] -Выполнили второй пункт плана? Переходим к третьему.

Физминутка (танец «Маленьких утят») YII. Чтение слогов (работа по учебнику - с.103) -Чтобы правильно читать слова с новой буквой, посмотрим, а с какими гласными дружит буква «ща». -Прочитаем слоги.( чтение слогов по цепочке) -Чем похожи слоги в каждом столбике? (есть буква Щ) -Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (в 1 столбике даны слоги, которые начинаются с гласного; во 2 столбике слоги начинаются со звука [щ']) -Какие гласные не образуют слоги с буквой Щ? (ответы детей) YIII. Слушание «Сказки про шипящие» -Хотите узнать, почему? -Тогда слушайте «Сказку про шипящие» Жили - были на свете шипящие Ж,Ш,Ч,Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят , что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие - с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ![1] -Какие слоги выделены в учебнике?( ча,ща) -Так почему выделены слоги ЧА, ЩА?( ответы детей) IX. Чтение слогов и слов (работа по учебнику с.103 - 104) -Читаем по цепочке. Щучьи …… зубы, плавники. Овощной …..сок, салат, суп. (Изменения. Для детей с ФФНР даются специальные карточки (задание 3), где прописаны цепочки слогов с букой Щ. Содержание карточки: ЩА-ЩО-УЩ-ЩЕ-ЩИ; ОЩ-ЩУ-ЕЩ-ЩЁ-АЩ; ЩЕК-ЩУК-ЩЕП-ЛЕЩ. Форма контроля: Какое слово спряталось в ваших слогах? Подчеркните его. Содержание карточки можно вынести на специальные маленькие маркерные доски, тогда проверить можно будет быстрее.) X. Чтение загадок (работа по учебнику с.104) а) самостоятельная работа -Посмотрите на условное обозначение в учебнике. -С чем мы будем работать? (с загадками) -А что мы называем загадкой? (выражение, нуждающееся в разгадке) -Вы работаете в парах: читаете друг другу по одной загадке и отгадываете её. б) проверка самостоятельной работы - Поднимите руку те, кто считает, что его сосед может правильно и выразительно прочитать загадку всему классу.( читают два человека, отгадку записываем на доску или вывешиваем карточку с напечатанными словами: лук, тыква) в) анализ слов -Проанализируем каждое слово-отгадку по плану. План (слайд 8)

  1. Сколько в слове гласных?
  2. Сколько слогов?
  3. Назовите ударный слог.
г) работа по развитию речи - составление предложений -Составьте предложение с любым словом-отгадкой. (варианты детей) Например, На грядке вырос лук. -Составим схему этого предложения. (слайд 9) -Посмотрите на третий пункт плана. Поупражнялись мы в чтении слов с новой буквой?

Физминутка (танец «Стирка» под ритмичную музыку) XI. Игра «Наборщик» на развитие речи, внимания (слайды 10, 11, 12, 13) Если взять большое слово,

товарищиВынуть буквы раз и два, А потом сложить их снова- Выйдут новые слова. -Прочитайте слово. Кто такие товарищи? (люди, близкие по общим интересам, по видам деятельности) -Вы сейчас тоже будете товарищами в своей группе: 1 колонка - 1 группа, 2 колонка - 2 группа, 3 колонка - 3 группа. -Составляете и записываете слова-предметы в своих группах. -Какие правила работы в группе вы знаете?( ответы учащихся) Слышать собеседника. Высказывать своё мнение. Приходить к согласию. (Изменения. Для детей с ФФНР даётся специальное задание № 4: Измени слова так, чтобы в них появился звук [щ']. «Увеличилось» слово или стало меньше. Работу выполни по образцу устно: рука-ручища, нога - …, кот - …, дом - …, нос - …. ) а) самостоятельная работа в группах (Изменения.Учитель с детьми ФФНР выполняет задание № 4, которое можно вынести на интерактивную доску так, чтобы вместо слов появлялись картинки с изображениями заданных объектов.) б) проверка самостоятельной работы -Проверяем. -Сколько всего букв в этом слове? (8 букв) -Есть ли у вас слова, в которых 7 букв? 6 букв? 5 букв? 4 буквы? 3 буквы? 2 буквы? (товар, роща, вор, рот, щи) -Смотрим в остальных группах, если у вас есть это слово, то вычёркиваем его. - Есть ли у вас не вычеркнутые слова? (Изменения. Дети, которые работали отдельно, включаются в проверку работы остальных учащихся. При этом они должны будут хлопнуть в ладоши, если услышат звук [щ'] в полученных словах у ребят (задание 5). Инструкция: Хлопнуть в ладоши, если услышите звук [щ']. Детей с ФФНР можно объединить в одну группу и назвать её, например, «Группа поддержки звука [щ'].) XII. Домашнее задание ( по желанию детей) -Если у вас есть желание дома поиграть, то можно с мамой (папой), с братом (сестрой) найти игру «Волшебные превращения слов» в учебнике на с.105. - А кто желает, может подобрать загадку с любым из слов на розовой или голубой полоске. XIII. Итог урока (слайд 14) Сегодня на уроке Я повторил …. Я узнал (познакомился) … Было интересно …. Было трудно …. Как я оценю себя … Кого я ещё могу оценить … XIY. Рефлексия (слайд 15) -Подумайте и покажите, на какую ступеньку знаний вы сегодня поднялись? (показ цвета при помощи сигнальных кругов)

Литература:

  1. Занимательное азбуковедение/ Сост. В.В.Волина. - М.: Просвещение. 1991.



© 2010-2022