Рабочая учебная программа по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» для 1-4 кл

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2



Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

МО учителей _________________________

и научно-методическим Советом школы

Протокол №_____ от __________

Зам. дир. по УВР

______________ С.В.Цымбалова

Утверждено:

Пр. ОУ №___от________

Директор МБОУ СОШ № 2

________Л.Г. Пархоменко


Рабочая учебная программа

по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»

(наименование учебного предмета)

для 1-4 класса



Срок реализации программы 2013-2014учебный год

Составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.

(указание примерной программы общего образования)

ФИО учителя Мишина Т.А.

Квалификационная категория первая




г. Красный Сулин

2013г






Оглавление:

  1. Пояснительная записка______________________________________2

  2. Содержание программы_____________________________________5

• разделы программы;

• планируемые результаты;

• система оценки планируемых результатов

  1. Календарно - тематическое планирование:______________________9

• тематическое планирование;

• поурочное планирование

  1. Материально - техническое обеспечение________________________13











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Фантазия» (оригами) составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

Оригами:

  • развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;

  • знакомит с основными геометрическими понятиями;

  • улучшает способность следовать устным инструкциям;

  • расширяет коммуникативные способности;

  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;

  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.

Оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику, природоведение. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового. Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:

  • конечный результат уроков - поделки оригами;

  • объект исследования - например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;

  • средство организации урока - например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;

  • элемент мероприятий - например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Программа «Фантазия» (оригами) является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.

Цель программы:

  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы:
Обучающие

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  • обучение различным приемам работы с бумагой.

  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к искусству оригами.

  • расширение коммуникативных способностей детей.

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

●Закон Российской Федерации «об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г.

●Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

●Примерное региональное положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

●приказ Минобразования Ростовской области от 14.07.2011г. №6104;

●основная образовательная программа школы;

●Устав МБОУ СОШ №2;

●Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализуемых школой;

●авторская программа «Художественное творчество» Т.Н.Просняковой.

Программа «Фантазия» адресована учащимся 2-х классов. В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на 37 часов в год, 1 час в неделю, включая осенние и весенние каникулы. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

Введение

Диагностика обученности учащихся; правила техники безопасности

Осенние композиции

Составление композиций из природного материала и бумаги

Базовые формы

«Треугольник», «Воздушный змей, «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт», «Рыба», «Дверь»

Изготовление композиций

Изготовление открыток к праздникам, оформление выставочных работ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • владеть монологической и диалогической формой речи.

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

  • подводить под понятие;

  • устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Предметные результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

К концу обучения обучающиеся должны

знать

уметь

что такое оригами

подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения оригами

выполнять разметку листа бумаги

основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

пользоваться чертежными инструментами, ножницами

название, приемы складывания модулей

собирать игрушки - «оригамушки»

необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы

составлять композицию из готовых поделок

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

анализировать образец, анализировать свою работу

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

•Составление альбома лучших работ.

•Проведение выставок работ учащихся

- в классе

- в школе

- в библиотеке

•Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

Введение

1.

Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся

1

1

2

2

Беседа по охране труда

1

-

1

Осенние композиции

-

2

2

Базовые формы

26

1

Базовая форма «Треугольник»

-

1

1

2.

Базовая форма «Воздушный змей»

-

2

2

3.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

2

3

4.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

9

10

5.

Базовая форма «Конверт»

-

6

6

6.

Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»

1

2

3

7.

Базовая форма «Дверь»

-

1

1

Изготовление композиций

7

1.

Поздравительная открытка к празднику 8 марта

-

3

3

2.

Итоговое занятие

1

1

2

3.

Оформление выставочных работ

-

1

1

ИТОГО:

6

31

37

П


оурочное планирование

2 класс (37 часов)


Тема урока

Вид урока

Колич. часов

Виды деятельности обучащихся

Дата

Введение - 2 часа

1

Вводное занятие

объяснение нового материала

1

Цели и задачи второго года обучения. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

4.09

6.09

2

Беседа по охране труда

объяснение нового материала

1

Повторение правил техники безопасности

11.09

13.09

18.09

20.09

Осенние композиции - 2 часа

3-4

Композиция на лугу

практическое занятие

2

Заготовка деталей композиции

Оформление композиций.

25.09

27.09

2.10

4.10

Базовые формы - 26 часов

5-6

Складывание «гармошкой»

комбинированный

2

Заготовка деталей композиции

Оформление композиций.

9.10

11.10

7-8

Композиция «Последний листок»

практическое занятие

2

Заготовка деталей композиции

Оформление композиций

16,23.10

18,25.10

9

Теория

объяснение нового материала

1

Складывание по диагонали

30.10

1.11

10

Бабочка

практическое занятие

1

Складывание по образцу

6.11

8.11

11

Летучая мышь

практическое занятие

1

13.11

15.11

12

Золотая рыбка.

Композиция «Аквариум»

Конкурс работ

1

Заготовка деталей ; оформление композиции

20.11

22.11

13

Голубь

практическое занятие

1

Складывание по образцу

27.11

29.11

14

Пароход

практическое занятие

1

4.12

6.12

15

Рыбка

Комбинированный

1

11.12

13.12

16

Петушок

практическое занятие

1

18.12

20.12

17

Журавлик

практическое занятие

1

25.12

27.12

18

Сова

1

15.01

17.01

19

Совиное семейство

Конкурс работ

1

22.01

24.01

20

Ворон

1

29.01

31.01

21

Итоговое занятие

Конкурс работ

1

5.02

7.02

22

Конструируем из модулей (теория)

ознакомление с новым материалом

1

Заготовка модуля по образцу

12.02

14.02

23-24

Клоуны

практическое занятие

2

Самостоятельная работа учащихся по заготовке модулей для клоуна и звезды с «секретом»

Сборка моделей

19,26.02

21,28.02

25-27

Звезда с «секретом»

практическое занятие

3

5,12,19.03

7,14,21.03

28-29

Изготовление цветов

ознакомление с новым материалом,практическое занятие

2

Работа с бумагой, складывание по образцу

26.03,2.04

28.03,4.04

30

Составление букета

Конкурс работ

1

Оформление букета

9.04

11.04

Изготовление композиций - 7 часов

31

Колпак

ознакомление с новым материалом

1

Работа по образцу

16.04

18.04

32-33

Превращения одной шапочки

Конкурс работ

2

Изменение формы шапочки

23,30.04

25.04

34

Аппликация «Яблочко

практическое занятие

1

Заготовка деталей, составление аппликации

7.05

35-36

Итоговое занятие (по выбору учащихся)

Конкурс работ

2

Самостоятельная работа учащихся

14,21.05

16,23.05

37

Оформление выставочных работ

1

28.05

30.05

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оборудование:

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Пособие для учителя: «Оригами детям» Т.Н. Проснякова

  4. Презентации: «Свойства бумаги», «Правила работы с бумагой»

  5. Папки трудового обучения


Список литературы:

  1. Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество» stranamasterov.ru

  2. Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)

  3. Художественная творческая деятельность. Оригами. Авторы-составители И.А.Рыбакова, О.А.Дюрлюкова Волгоград, 2012

  4. Цветы и вазы оригами. С.Афонькин, Е. Афонькина, 2002


Интернет ресурсы: stranamasterov.ru encyclopedia.ru/ nachalka.ru/


16


© 2010-2022