- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая учебная программа по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» для 1-4 кл
Рабочая учебная программа по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» для 1-4 кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коздерко Т.Б. |
Дата | 20.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
МО учителей _________________________
и научно-методическим Советом школы
Протокол №_____ от __________
Зам. дир. по УВР
______________ С.В.Цымбалова
Утверждено:
Пр. ОУ №___от________
Директор МБОУ СОШ № 2
________Л.Г. Пархоменко
Рабочая учебная программа
по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
(наименование учебного предмета)
для 1-4 класса
Срок реализации программы 2013-2014учебный год
Составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
(указание примерной программы общего образования)
ФИО учителя Мишина Т.А.
Квалификационная категория первая
г. Красный Сулин
2013г
Оглавление:
-
Пояснительная записка______________________________________2
-
Содержание программы_____________________________________5
• разделы программы;
• планируемые результаты;
• система оценки планируемых результатов
-
Календарно - тематическое планирование:______________________9
• тематическое планирование;
• поурочное планирование
-
Материально - техническое обеспечение________________________13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Фантазия» (оригами) составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
-
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
-
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригами:
-
развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
-
знакомит с основными геометрическими понятиями;
-
улучшает способность следовать устным инструкциям;
-
расширяет коммуникативные способности;
-
воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
-
воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику, природоведение. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового. Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
-
конечный результат уроков - поделки оригами;
-
объект исследования - например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
-
средство организации урока - например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
-
элемент мероприятий - например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа «Фантазия» (оригами) является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы:
-
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
-
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
-
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
-
обучение различным приемам работы с бумагой.
-
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
-
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
-
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
-
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
-
воспитание интереса к искусству оригами.
-
расширение коммуникативных способностей детей.
-
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
●Закон Российской Федерации «об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г.
●Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
●Примерное региональное положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
●приказ Минобразования Ростовской области от 14.07.2011г. №6104;
●основная образовательная программа школы;
●Устав МБОУ СОШ №2;
●Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализуемых школой;
●авторская программа «Художественное творчество» Т.Н.Просняковой.
Программа «Фантазия» адресована учащимся 2-х классов. В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на 37 часов в год, 1 час в неделю, включая осенние и весенние каникулы. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Введение
Диагностика обученности учащихся; правила техники безопасности
Осенние композиции
Составление композиций из природного материала и бумаги
Базовые формы
«Треугольник», «Воздушный змей, «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт», «Рыба», «Дверь»
Изготовление композиций
Изготовление открыток к праздникам, оформление выставочных работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-
устойчивого интереса к новым способам познания;
-
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
-
планировать свои действия;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-
адекватно воспринимать оценку учителя;
-
различать способ и результат действия;
-
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
-
проявлять познавательную инициативу;
-
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
-
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
-
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться, приходить к общему решению;
-
соблюдать корректность в высказываниях;
-
задавать вопросы по существу;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
-
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-
владеть монологической и диалогической формой речи.
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
-
анализировать объекты, выделять главное;
-
осуществлять синтез (целое из частей);
-
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
-
подводить под понятие;
-
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны
знать
уметь
что такое оригами
подбирать бумагу нужного цвета
историю возникновения оригами
выполнять разметку листа бумаги
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов
пользоваться чертежными инструментами, ножницами
название, приемы складывания модулей
собирать игрушки - «оригамушки»
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы
составлять композицию из готовых поделок
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку
анализировать образец, анализировать свою работу
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
•Составление альбома лучших работ.
•Проведение выставок работ учащихся
- в классе
- в школе
- в библиотеке
•Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Дата
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
Введение
1.
Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся
1
1
2
2
Беседа по охране труда
1
-
1
Осенние композиции
-
2
2
Базовые формы
26
1
Базовая форма «Треугольник»
-
1
1
2.
Базовая форма «Воздушный змей»
-
2
2
3.
Базовая форма «Двойной треугольник»
1
2
3
4.
Базовая форма «Двойной квадрат»
1
9
10
5.
Базовая форма «Конверт»
-
6
6
6.
Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»
1
2
3
7.
Базовая форма «Дверь»
-
1
1
Изготовление композиций
7
1.
Поздравительная открытка к празднику 8 марта
-
3
3
2.
Итоговое занятие
1
1
2
3.
Оформление выставочных работ
-
1
1
ИТОГО:
6
31
37
П
оурочное планирование
2 класс (37 часов)
№
Тема урока
Вид урока
Колич. часов
Виды деятельности обучащихся
Дата
Введение - 2 часа
1
Вводное занятие
объяснение нового материала
1
Цели и задачи второго года обучения. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
4.09
6.09
2
Беседа по охране труда
объяснение нового материала
1
Повторение правил техники безопасности
11.09
13.09
18.09
20.09
Осенние композиции - 2 часа
3-4
Композиция на лугу
практическое занятие
2
Заготовка деталей композиции
Оформление композиций.
25.09
27.09
2.10
4.10
Базовые формы - 26 часов
5-6
Складывание «гармошкой»
комбинированный
2
Заготовка деталей композиции
Оформление композиций.
9.10
11.10
7-8
Композиция «Последний листок»
практическое занятие
2
Заготовка деталей композиции
Оформление композиций
16,23.10
18,25.10
9
Теория
объяснение нового материала
1
Складывание по диагонали
30.10
1.11
10
Бабочка
практическое занятие
1
Складывание по образцу
6.11
8.11
11
Летучая мышь
практическое занятие
1
13.11
15.11
12
Золотая рыбка.
Композиция «Аквариум»
Конкурс работ
1
Заготовка деталей ; оформление композиции
20.11
22.11
13
Голубь
практическое занятие
1
Складывание по образцу
27.11
29.11
14
Пароход
практическое занятие
1
4.12
6.12
15
Рыбка
Комбинированный
1
11.12
13.12
16
Петушок
практическое занятие
1
18.12
20.12
17
Журавлик
практическое занятие
1
25.12
27.12
18
Сова
1
15.01
17.01
19
Совиное семейство
Конкурс работ
1
22.01
24.01
20
Ворон
1
29.01
31.01
21
Итоговое занятие
Конкурс работ
1
5.02
7.02
22
Конструируем из модулей (теория)
ознакомление с новым материалом
1
Заготовка модуля по образцу
12.02
14.02
23-24
Клоуны
практическое занятие
2
Самостоятельная работа учащихся по заготовке модулей для клоуна и звезды с «секретом»
Сборка моделей
19,26.02
21,28.02
25-27
Звезда с «секретом»
практическое занятие
3
5,12,19.03
7,14,21.03
28-29
Изготовление цветов
ознакомление с новым материалом,практическое занятие
2
Работа с бумагой, складывание по образцу
26.03,2.04
28.03,4.04
30
Составление букета
Конкурс работ
1
Оформление букета
9.04
11.04
Изготовление композиций - 7 часов
31
Колпак
ознакомление с новым материалом
1
Работа по образцу
16.04
18.04
32-33
Превращения одной шапочки
Конкурс работ
2
Изменение формы шапочки
23,30.04
25.04
34
Аппликация «Яблочко
практическое занятие
1
Заготовка деталей, составление аппликации
7.05
35-36
Итоговое занятие (по выбору учащихся)
Конкурс работ
2
Самостоятельная работа учащихся
14,21.05
16,23.05
37
Оформление выставочных работ
1
28.05
30.05
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование:
-
Компьютер
-
Проектор
-
Пособие для учителя: «Оригами детям» Т.Н. Проснякова
-
Презентации: «Свойства бумаги», «Правила работы с бумагой»
-
Папки трудового обучения
Список литературы:
-
Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество» stranamasterov.ru
-
Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
-
Художественная творческая деятельность. Оригами. Авторы-составители И.А.Рыбакова, О.А.Дюрлюкова Волгоград, 2012
-
Цветы и вазы оригами. С.Афонькин, Е. Афонькина, 2002
Интернет ресурсы: stranamasterov.ru encyclopedia.ru/ nachalka.ru/
16