Кружок по русскому языку Уроки речевого творчества

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кружок "Уроки речевого творчества" (2 класс)

Пояснительная записка. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в младших классах. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. Полноценное речевое развитие младших школьников является важнейшим направлением процесса обучения русскому языку и носит культурологическое направление.

Искусство говорить - это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову - это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать.

Какой вклад должен внести учитель начальных классов?

От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

Актуальность.

Кружок "Уроки речевого творчества" необходим в начальной школе, так как слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека.

Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учиться. Вот поэтому такой кружок актуален в начальной школе.

Основные цели кружка

- углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
. - развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений
- развитие активного, самостоятельного творческого мышления и формирование процессов мыслительной деятельности
- обучение навыкам культуры речи и речевого общения.
- развитие у детей эмоциональной выразительной речи.
- развивать артистические данные
- расширять кругозор детей, развивать воображение, память

Задачи кружка "Уроки речевого творчества"

I. Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.

II. Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.

III. Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.

IV. Разбудить творческое воображение учащихся. На кружке должно быть как можно меньше всякого рода запретов - больше свободы, фантазии.

Способы усвоения знаний на кружке.

Способ не репродуктивный, а преимущественно эвристический, исследовательский.

Новое знание открывается ученику самостоятельно, в процессе наблюдений за речью. Наблюдение формирует обще-учебное умение анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию мышления

Упражнения представляют собой познавательные вопросы, преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. На кружке изменяется характер взаимодействия учителя и ученика. Роль учителя заключается в управлении познавательной речевой деятельности ребенка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач. Ребенок - субъект разнообразных видов речевой деятельности.

Основные педагогические идеи.

I. От практики к теории и опять к практике.

II. Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей.

Программа кружка рассчитана на детей от 7 - 8 лет (второклассники)

Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 60 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

№ п/п

Содержание

раздела

Количество часов на раздел

Вид

контроля 1 Речь. Ее значение в жизни.

4 Практическая работа 2 Слово - часть нашей речи

37 Практическая работа 3 Текст

8 Практическая работа 4

Изложение текста

10 Практическая работа 5

Подводим итоги

1 Практическая работа (праздник)


К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие: 1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся; 2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений; 3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика; 4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком; 5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала. Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Содержание программы. Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе согласно требованиям образовательного стандарта. Наряду с этим, на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом, содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал. Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются. Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач. Содержание курса представлено нестандартными (по форме и содержанию) заданиями и упражнениями; тематика занятий разнообразна. В разделе «Речь и ее значение в жизни» учащиеся знакомятся с особенностями устной и письменной речи, умением регулировать свою речь, выразительно произносить и читать скороговорки Первое внеклассное занятие является вводным. В форме рассказа-беседы учитель показывает детям значение русского языка как межнационального языка нашей страны, говорит о стремлении народов во всем мире овладеть русским языком. На этом же занятии речь идёт о самых дорогих для нас словах: Родина, Россия, мир, труд, гражданин. В разделе «Слово - часть нашей речи» учащиеся наблюдают над значением слова «слово», узнают о происхождении слов, для чего служат слова, учатся пользоваться словами приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. Мысль о богатстве, красоте русского языка, о необходимости бережного отношения к нему проводится и на устном журнале «Добрые слова», и на занятии викторине «Сколько слов вы знаете?». В разделе «Текст» учащиеся вначале знакомятся со структурой текста, а затем составляют тексты (повествование, описание, рассуждение). В разделе «Изложение текста» учащиеся учатся работать с изложениями разного вида. Итоговое занятие проходит в виде праздника «Грамоте учиться - всегда пригодиться.», где учащиеся подводят итоги, говорят о том, чему научились, представляют свои творческие работы, участвуют в конкурсах праздника.

Основные виды деятельности учащихся:


- овладение навыками культуры речи и речевого общения - написание текстов разных видов; - знакомство с научно - популярной и художественной литературой, связанной с русским языком; - участие в конкурсах предметной недели начальных классов; - самостоятельная работа; - работа в парах, в группах; - творческие работы.

Планируемые результаты учащихся.


- Учащиеся должны обогатить свой словарный запас, совершенствовать свою устную и письменную речь

- Применять полученных знаний и умений в практической деятельности.

- Участвовать в конкурсах и олимпиадах районного, городского, регионального и всероссийского значения.

Список литературы:


1. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985

2. Белицкая А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 - 4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005.

3. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.

4. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1 - 4 классы. - М.: 5 за знания, 2005.

5. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1971.

6 Васильев В.А. Слова, играющие в прядки В: «Издатель», 2005.

7. Лайло В.В. Повышение грамотности и развития мышления.

М: Издательский дом «Дрофа», 1999.

8. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках, М: Просвещение, 1991

.

9. Каландара Н.Н. Уроки речевого творчества, М: Вако,2008.

10 Волина В.В. Откуда пришли слова? Этимологический словарь.

М: АСТ пресс,1998

11.Леонович Е.Н. Говори и пиши правильно. Толковый словарь.

М: АСТ пресс,1998

12. Нефёдова Е.А. Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку

2 класс Аквариум, 2007.

13 Закожурникова М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. - М., 1993

14.Синицына Е.И. Умные слова. М: Лист, 1997.

15. Тарабарина Т.И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык.

Я: Академия развития, 2000.



© 2010-2022