Конспект урока по окружающему миру «В царстве грибов»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Предмет: окружающий мир (комбинированный урок). Тема: «В царстве грибов». Продолжительность: 40 минут. Класс: 3в класс. Цель: дать представление о грибах как отдельном царстве природы. Задачи:
  1. Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
  2. Развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез)
  3. Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе, бережное отношение к своему здоровью.


Оборудование. Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2007, мультимедийный проектор, экран, иллюстрация леса с корзинкой для грибов, рисунки и муляжи грибов Для учащихся: схема для заполнения у каждого, план исследования по одному на группу, учебник «Мир вокруг нас» под ред. А.А.Плешакова, зеленые и красные кружки для самооценки.

Предварительная подготовка: в качестве домашнего задания на предыдущем уроке дети должны повторить дома признаки растений и животных, их отличия.









Ход урока.
  1. Организационный момент
- Друг к дружке повернулись Друг дружке улыбнулись, Затем все подтянулись, Обратно улыбнулись, Теперь тихонько сели И принялись за дело.
  1. Проверка домашнего задания:
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А в какое, вы узнаете чуть-чуть попозже. Чтобы его совершить, надо вспомнить о царствах природы. - Дома вы должны были вспомнить признаки растений и животных. Перед вами на парте лежит таблица. Работать будем в парах. У некоторых «Растения», а у других «Животные». Сейчас пары поработают и заполнят каждая свою таблицу, в соответствии с планом исследования. Группа, которая закончит первая, выступит, а другие группы с такой же таблицей будут дополнять. Если возникнут трудности, можете полистать учебник и рабочую тетрадь.
План исследования:
  1. Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.
  2. Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
  3. Могут ли передвигаться самостоятельно?
  4. Какие условия нужны для роста и развития?


- Что мы уже узнали о растениях? (слайд 1) - А что мы знаем о животных? (слайд 2) - На уроке эти таблички нам понадобятся.
Постановка проблемы.
- Приведите примеры растений и животных с указанием групп. - А в какое царство вы отнесете следующих жителей нашей планеты? И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (Грибы) (слайд 3)
- растения или животные. Обоснуйте свой ответ. (слайд 4) - по щелчку появляется вопрос. - Вы высказали разные мнения, но не смогли их доказать. Может, вы хотите что-то спросить у меня? (К какому царству относятся грибы?) (слайд 5).
- Вот на этот вопрос мы и найдем ответ сегодня на уроке.
  1. Знакомство с новым материалом

- Итак, мы отправляемся в путешествие, в гости к грибам. Закройте глазки, опустите руки, сделайте вдох, выдох. Откройте глаза и мы очутились в царстве грибов, в лесу. Это место где растут грибы. (слайд 6, 7) Чтобы зайти в лес надо вспомнить, как надо вести себя в нём. (Ответы детей) - Молодцы, ребята! Я, надеюсь, вы их будете помнить не на словах, а на деле. А вот и первый гриб, который нас встречает. Он снял шляпку, кланяется нам. Давайте его рассмотрим. - Что есть у гриба? (слайд 8 - шляпка, ножка, грибница) - А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей? (грибница) - Вот грибница - это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.
- У вас на партах лежат детали гриба. Соберите из них гриб и подпишите, как называется каждая часть. (практическая работа)
- А пока вы подписывали, гриб, который нас встретил, рассказал мне интересные сведения о своих сородичах. - Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ - они похожи на зонтик (слайд 9). Давайте познакомимся поближе: белый гриб (слайд 10-11), подосиновик (слайд 12-13), лисички (слайд 14-15), подберезовик (слайд 16-17), шампиньон (слайд 18-19), опята (слайд 20-21), сыроежки (слайд 22-23), груздь (слайд 24-25). - А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы - трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик, зубной гриб (слайд 26). Существуют удивительные грибы (слайд 27): звездообразный гриб, который прозвали Сигарой дьявола, является одним из самых редких грибов в мире. Он также известен под именем звезда Техаса и был найден только в центральной части Техаса, в двух отдаленных местах Японии, и последний раз в горах Нары. Сигара дьявола представляет собой темно-коричневую сигарообразную капсулу, которая принимает форму звезды, когда раскрывается, чтобы выпустить споры. Интересный факт - это единственный гриб, который производит свистящий звук, выпуская споры. Бородатый гриб - этот гриб, который похож на лапшу или помпон, известен под многими именами: Гриб Гривы Льва, Бородатый Гриб-Зуб, Гриб Ежа и т.д. Он является съедобным. В дикой местности эти грибы произрастают в конце лета и осени на мертвых древесинах, особенно американском Буке. Но есть еще и ядовитые грибы, которые опасно употреблять в пищу. При отравлении звоните 03!(слайд 28-29) Давайте посмотрим, какие грибы являются ядовитыми. Бледная поганка (слайд 30), мухомор (слайд31), ложные опята (слайд 32), желчный гриб и сатанинский (слайд 33). - Давайте посмотрим, какие еще существуют грибы. Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко. (слайд 34-35)
- Найдите среди них шляпочные и назовите их. - Подумайте, на растения или животных похоже внешнее строение гриба? - А давайте теперь попробуем найти ответ на вопрос, заданный вами в начале урока. - Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя». Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю) - Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная среда) - А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития? (растения) - А давайте вспомним (слайд36), что еще нужно растениям для хорошего развития? (свет) - Для чего растениям нужен свет? (Под действием света растения вырабатывают питательные вещества) - А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то что их отличает от растений? (Они не вырабатывают питательные вещества сами) - И какой вопрос тогда возникает? (Чем же тогда питаются грибы?) -Вспомните, где любят расти грибы? (на старых гнилых пнях, плесень растет на старых пищевых продуктах). - Давайте прочитаем учебник на странице 118. Как же питаются грибы? (они всасывают соли из почвы, но сами не производят питательные вещества) - Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они не растения, но может тогда они животные? - Посмотрите, что мы вспомнили о животных в начале урока, загляните в таблички. - Можно ли сказать, что грибы - это животные? (Грибы питаются солями из почвы, как растения, и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться). - Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство. - Итак, сделаем вывод, почему грибы относятся к третьему царству природы? - слайд 36 (по щелчку появляются признаки грибов, а затем схожие признаки растений и животных с грибами по щелчкам парно меняют цвет) 4. Физминутка Ой, подул ветерок, чувствуете? Давайте встанем и подышим лесным воздухом «Ветер»… А теперь пособираем грибы «Грибы» Мы по лесу шли, шли (дети маршируют) Белый гриб нашли (разводят руками) Раз - грибок, два - грибок (наклоны) Вот и полный кузовок (показывают руками) - Тихонько садимся, а грибы продолжаем собирать:

5. Игра "Съедобный, несъедобный"

- Сейчас я проверю хорошие ли вы грибники. Я загадываю загадки о грибах, вы отгадываете, снимаете гриб и кладете в корзинку.

(На доске висят две картины. На одной картине изображение леса с грибами, на другой - корзина.)

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора - ...

(Боровик.)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

Я в крепкой шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту,

Зовусь я...

(Подосиновик.)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

Не спорю - не белый,

Я братцы, попроще

Расту я обычно в березовой роще.

(Подберезовик.)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

Сорвал я красный гриб в лесу,

Любуюсь на его красу:

На белой он ножке,

На шляпке горошки.

(Мухомор.)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке,

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом,

Очень дружные сестрички,

Золотистые …(лисички)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его не украсит.

А называют бледной... (Поганкой.) У него невзрачный вид, Воланчик на ножке его не украсит. Ты не трогай этот гриб, Учти - он очень ядовит, Не бери его с полянки, Не нужны тебе… (поганки).

- Те грибы, которые лежат в корзине называются (Съедобными). А те, что оставили в лесу называют (несъедобными)

6. Сообщения о грибах-паразитах

- Грибы - паразиты наносят большой вред лесному хозяйству, садам, разрушая древесину деревьев.

В коре дерева появилась рана при поломке веток споры грибов - паразитов попадают в раны и прорастают в грибницу. Грибница распространяется по древесине, разрушает ее, делает трухлявой. Спустя несколько лет после заражения дерева грибницей гриба - паразита на коре появляется плодовые тела, с нижней стороны которых, в мелких трубочках создаются споры.

К ним относится гриб - трутовик. Самый большой гриб обнаружен в США, его вес 136 кг.

В Англии продолжает расти трутовик размером более 4 м в окружности.

- Еще к грибам - паразитам относится гриб - спорынья.

Он поражает злаковые культуры, превращая здоровые зерна в черные, ядовитые рожки. Зерна пшеницы вызывают отравления организма человека и животных. Средневековые рукописи рассказывают нам о вспышках страшной болезни уносившей порой не меньше людей, чем чума и холера. У заболевших людей начиналась гангрена, конвульсии. Сейчас отравления хлебом встречаются редко благодаря хорошей очистке зерна.

7. Сообщения о плесневых грибах и дрожжах


- А вот это - грибы-карлики (слайд 37). Они очень-очень маленькие, но очень нужные человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенницилин - это очень нужное лекарство.

- Плесневые грибы очень малы, их можно рассмотреть только под микроскоп. Таков гриб - мукор. Образующий плесень. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, на конском навозе в виде пушистого белого налета, который через некоторое время становится черным.

Размножается мукор спорами. Споры разносятся ветром. При благоприятных условиях они прорастают в грибницу.

Есть еще один плесневый гриб, это гриб - пеницилл. Его открыл доктор Алексей Герасимович Полотебнов в 70 годы прошлого столетия.

Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство пенициллин. Пенициллин широко применяют при воспалении легких, ангине и других заболеваниях.

- К плесневым грибам относят дрожжи. Дрожжи - это микроскопические грибы, с давних пор применяемые человекам. Живут они в жидкости богатой сахаром. Дрожжи добавляют в тесто, они делают его легким и пористым. Еще есть дрожжи, которые добавляют в молочные продукты, например сыр.

8. Рубрика "Лесная аптека" [2] (слайд 38)

- Из этих сообщений вы узнаете какую пользу приносят грибы человеку.

1-й ученик. Березовый гриб (чага) растет на стволах берез и достигает крупных размеров. Это твердые наросты черного цвета. Внутренняя часть коричневая. Гриб проникает внутрь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. В народной медицине применяют настои из плодов тел как внутреннее средство при тяжелых желудочно - кишечных заболеваниях.

2-й ученик. Мухомор красный растет по всей территории России. Ножка белая, шляпка ярко-красная, иногда оранжевая. Белыми пятнами. Чаще всего мухомор используют для истребления мух и клопов. Но настойку гриба применяют при радикулите. Из-за сильной ядовитости при обращении с мухомором следует соблюдать осторожность.

3-й ученик. Чайный гриб. Считают, что чайный гриб был завезен в Россию из Японии, Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки. Гриб имеет вид толстой слизистой пленки грязно - белого цвета, напоминает медузу. Чайный гриб применяют при заболеваниях печени, желчного пузыря, при склерозе у пожилых людей, при простудных заболеваниях и ангине.

9. Экологическая служба

- А сейчас перед вами выступит будущий эколог. Он нам расскажет, какие нужно проводить мероприятия по охране грибного царства.

Количество грибов с каждым годом уменьшается. Чтобы это предотвратить, надо грибникам не разрушать грибницы, не нарушать мох, который образуется в течении многих лет. Грибы надо срезать ножом или выкручивать. Ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомые грибы, ядовитые. Если вы сорвали гнилой гриб, его нужно раскрашивать и выкинуть, споры вылетят и прорастут и появятся новые грибы. Ядовитые грибы не сбивай - ими лечатся животные.

10. Итог урока

Солнце стало ниже сосен,

Мы едва корзину носим,

В ней уже давным - давно,

Преполным-полным полно!

Начала спадать жара,

Нам домой идти пора. - Закройте глазки, опустите руки, сделайте вдох, выдох.

Откройте глаза и мы очутились в классе.

- Путешествие по царству грибов подошло к концу.

Помните правила будущего эколога и выполняйте их.

С какой темой познакомились на уроке?

Что нового узнали - Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный. И пожелание всем любителям грибов: будьте внимательны при сборе!























© 2010-2022