Мастер-класс Работа с одарёнными и мотивированными детьми в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Один мудрец искал способного и талантливого ученика. Он решил собрать всех учеников. Собралось множество его последователей. Мудрец сказал им: - У меня возникла проблема. Видите - в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть ее без посторонней помощи? Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Только один ученик подошел к двери и подверг ее тщательному исследованию. Он проверил ее, используя свои глаза и руки. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась. Мудрец нашел себе преемника. Тема моего выступления «Работа с одаренными и мотивированными детьми в начальной школе». Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.
Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одарённого и мотивированного ребёнка - одна из приоритетных задач современной школы. Ведущая роль в развитии таких обучающихся принадлежит учителю. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Учитель является координатором усилий для оптимального развития одарённых и способных детей. Цель: Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых и мотивированных детей в начальной школе.
К основным общим принципам обучения одарённых и мотивированных обучающихся, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся следующие:
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
  • Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
  • Принцип учёта возрастных возможностей.
Теоретическую основу опыта составляют труды известных отечественных и зарубежных учёных, таких, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Ю.Д. Бабаева, Дж. Гилфорд и др. Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. Категории одарённых детей Вы видите на экране. Сущность опыта. Основная задача - так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми. В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению у меня строится в двух направлениях: 1. через учебный процесс и внеурочную деятельность ; 2. по интересам самих учащихся. Работа с мотивированными детьми в учебном процессе осуществляется мною через обучение по программе «Школа 2100», которая соответствует требованиям ФГОС. В стремлении реализовать идеи авторов этой программы, я пришла к выводу, что личностно- ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей. Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой - надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Урок - это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Очень любят дети работать в парах и группах. Результат такой работы вся наша внеклассная работа: праздники, интеллектуальные игры, турниры. Некоторые ученики любят читать сказки и стихотворения. Активно участвуют в конкурсе чтецов не только на школьном уровне, но и на городском. Для привития интереса к математике использую задачи повышенной сложности, готовлю и провожу олимпиады, знакомлю с историей математики, решаю с детьми старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.
Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете. Предлагаю и Вам побывать в роли детей и поиграть в игру, которая называется "Пальцы". Нам потребуется 7 человек. Прошу выйти желающих. Правила игры таковы:
  1. Игроки становятся в линию. Первый и второй игроки друг к другу лицом
    и прячут одну руку за спиной.
  2. Мастер-класс Работа с одарёнными и мотивированными детьми в начальной школеВедущий говорит: «На старт, внимание, пальцы!» На слове «Пальцы!»
    игроки выбрасывают спрятанные руки вперед, показывая один, два, три, четыре, пять или ни одного пальца.

3. Оба игрока перемножают количество пальцев на обеих руках. Тот, кто первым выкрик­нет правильный ответ, получает букву «п», первую букву в слове «пальцы».

4. После этого, оставшийся игрок поворачивается к третьему игроку и снова продолжают игру. Оба игрока перемножают количество пальцев на обеих руках. Тот, кто первым выкрикнет правильный ответ, получает следующую букву в слове «пальцы».

  1. Игра продолжается, пока не соберут все буквы слова «пальцы». Один игрок остаётся без буквы.
Уважаемые коллеги, спасибо за игру! Прошу занять свои места в зале. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Авторы курса русского языка по этой программе также предусмотрели множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников.
На уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Например: 1группа: находят в предложении только главные члены; 2 группа: задание 1группы и находят второстепенные члены; 3 группа: задание 1 и 2 групп и определяют части речи.
Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы - умению учиться. На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия я предоставляю возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.
По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, проводят мини- исследования, рисуют рисунки. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.
Одна из форм работы с одарёнными детьми - научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявлять не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представлять свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. -Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить Вам самим поучаствовать в проектной работе. Но сначала давайте познакомимся. А поможет нам в этом вот этот мешочек с конфетами. -Берите конфетку и называйте свое имя и качество характера, которое начинается на первую букву вашего имени. Начнём с меня -Олеся -отзывчивая.( Я прохожу и всем подаю мешочек). -Спасибо! А сейчас проведём маленькое исследование с вашими именами. Для этого нам нужно разделиться на 2 группы. В первой группе будут работать коллеги, которые взяли жёлтую конфету. Во вторую группу проходят коллеги с коричневой конфетой. Давайте выясним « Влияет ли имя на характер человека?" Первая группа будет проводить своё исследование с женским именем, которое встречается чаще всего, используя печатные материалы и свой жизненный опыт.. Вторая группа проведёт своё исследование с женским именем, которое, по их мнению, встречается реже всего, используя печатные материалы. План вашей работы:
  • поставить цель и наметить задачи по решению проблемы;
  • выдвинуть гипотезу и, используя предложенные материалы, подтвердить или опровергнуть свои гипотезы;
  • сделать вывод по представленной проблеме..
-Так как мы не можем провести полного исследования с использованием всех необходимых методов, сделайте вывод, исходя из полученной информации из своего жизненного опыта. Прошу приступить к работе. Пока наши коллеги работают, мне бы хотелось рассказать о результативности своей работы. Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию - быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Как правило, мотивированные ребята имеют неплохие результаты и в олимпиадах разного уровня, таких как «Эдукон», «Лучший ученик», «Совёнок», «Инфоурок». И что замечательно, учащиеся сами интересуются о дате проводимого конкурса, вовлекают и других детей. Не это ли познавательная активность? Мне очень помогают в работе с мотивированными детьми интересы и склонности учащихся, которые реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования. Музыкальная школа, художественная школа, занятия танцами, спортивные секции. Но для этого иногда приходится поработать с родителями. Предлагаю родителям определить малыша либо в школу дополнительного образования, либо в кружок, секцию и т. д. Здесь важно сотрудничество с родителями, оказание им помощи в развитии ребенка. Кроме того, я решаю и другую задачу: вовлекаю родителей к сотрудничеству. Результативность опыта. Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, является высокая мотивация учебной деятельности, наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей. У учащихся наблюдается стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развитие творческих способностей, навыков проектно-исследовательской деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Кроме того, повысилась познавательная активность детей, их участие в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. О результатах проведённой работы свидетельствуют следующие данные: Имеются позитивные результаты участия детей в предметных олимпиадах и конкурсах, в научно-практических конференциях, в конкурсах творческой направленности. -Уважаемые коллеги, продолжаем работать. Итак, пожалуйста, первая группа представьте результат своей работы. Презентация работы второй группы. Итог занятия. Вывод: Наше исследование - это лишь маленькая частичка большого проекта… Чтобы оно было полным, нам необходимо наблюдать, опрашивать людей и носителей данного имени, изучить литературу о знаменитых людях и сравнивать черты, характерные для конкретного имени. Но даже такие маленькие исследования позволяют заинтересовать детей и формируют потребность в новых открытиях. Обобщая всё вышесказанное, могу сделать вывод, что работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе - важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми, а также буду отслеживать их успехи и в дальнейшем. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. Как говорил Лев Николаевич Толстой: "Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!"




© 2010-2022