Урок литературного чтения А. Кушнер Что я узнал!

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска

«Средняя общеобразовательная школа № 7»


УМК «Перспективная начальная школа»


Литературное чтение во 2 классе


«Точка зрения»


А. Кушнер «Что я узнал!»

Урок литературного чтения А. Кушнер Что я узнал!Урок литературного чтения А. Кушнер Что я узнал!

Урок литературного чтения А. Кушнер Что я узнал!

Учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Чернышева Елена Николаевна








г. Мценск - 2015 г.




2 класс

Тема урока: Точка зрения. А. Кушнер «Что я узнал!»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: познакомить детей с такими жанрами живописи, как пейзаж,

натюрморт и портрет;

научить их практически определять эти жанры;

обратить внимание на то, что жанр в живописи - это всего

лишь точка зрения на окружающий мир, которая одно в нём

предпочитает другому;

формировать представление о том, что такое точка зрения;

учить пользоваться этим представлением: различать разные

точки зрения в произведении искусства и в высказываниях

своих одноклассников;

учить осознавать особенности своей собственной позиции;

вести работу по развитию речи учащихся в ходе обсуждения

живописного произведения, близкого детскому восприятию по

манере исполнения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, лупы,

рамки, Толковый словарь (учебник русский язык 2 класс,

2 часть), толковый словарь Ожегова, учебник.

Ход урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

Слайд 1-2

Учитель:

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладою зима совсем не дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит!

- Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь им!

Эмоционально настраиваются на урок.

Активизируетпознаватель-ную деятельность уч-ся.

2. Изучение нового материала.

Слайд 3

-Откройте содержание учебника и прочитайте название новой темы (Точка зрения)

- Как вы понимаете, выражение «точка зрения»?

Слайд 4

- А вот, как об этом рассуждают ребята из 1 класса (видео).

- Как видим мнения совершенно разные. Вот сегодня мы с вами попытаемся решить эту проблему.

Работа в парах. Слайд 5

- Используя материал, который лежит у вас на партах вы в парах должны восстановить текст произведения, определить к какому литературному жанру он относится и кто его автор.

Слайд 6

- Прочитайте стихотворение наизусть цепочкой.

- Случайно ли мы вспомнили произведение этого поэта? Кто догадался? Посмотрите в содержание учебника.(1-ое произведение в этой главе).

Слайд 7

- Мы с вами очень много читали произведений А.Кушнера, посмотрите на обложки книг и вспомните их.

Умение отбирать из своего опыта ту информацию, которая помогает решить

проблему.

Стих-е А.Кушнера «Кто разбил большую вазу»

Постановка цели, планирование работы.



3. Работа над поэтическим текстом.

1) Чтение стихотворения учащимися

А. Кушнера «Что я узнал», с. 8-9Слайд 8

- Вернемся к стихотворению, откройте нужную страницу.

- По его названию догадайтесь, о чем его герой хотел нам сообщить. ( О том, что он что-то узнал, и это его поразило и удивило, так как в конце предложения стоит восклицательный знак.)

Слайд 9

- Рассмотрите иллюстрации на с.8-9. Что необычного вы заметили? (Фрагменты иллюстрации выделены рамкой.)

- Как вы думаете, зачем?

- Давайте прочитаем стихотворение и узнаем, возможно, в нем есть отгадка, на поставленную нами проблему, что такое точка зрения.

Вслух.


(читают дети по 1 строфе или восьмистишью)

Активизиро-вать познаватель-ную деятельность уч-ся.


2) Первичное восприятие.

- Какое впечатление произвело на вас это произведение?

- Найдите слово со звёздочкой? (в хрустале)

- Где можно посмотреть значение этого слова? (в Толковом словаре)

Слайд 10

- Можем мы найти значение слова в той форме, в которой оно стоит в тексте? (Нет, надо поставить его в начальную форму).

- Какое это слово? (многозначное)

- О чем это стихотворение? ( Подсказка: портрет, пейзаж, натюрморт.) Кто сообразил?

- Каким понятием можно их объединить? (Жанры живописи)

- Прочитайте еще раз выразительно стихотворение и ответьте на вопрос: как своими словами вы можете объяснить значение этих слов?

Высказывают своё предположение (версию)

(слайды: портрет, пейзаж, натюрморт)

Портрет - это изображение человека.

Пейзаж -это изображение природы.

Натюрморт -это изображение неодушевленных предметов («мертвая природа»)

Направля-ющая.

3) Работа с Толковым словарём.

- А теперь найдите в Толковом словаре, что такое пейзаж?

Натюрморт? Портрет? (слово портрет - в словаре Ожегова)

- Совпали ли ваши точки зрения на объяснения значений жанров живописи с толкованием в словарях?

Умение пользоваться Толковым словарём для выяснения значения слов (Русский язык, 2 часть)

- находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами.

Учить пользоваться Толковым словарём и находить нужную информацию.


4) Работа с дидактической картинкой в учебнике с.8-9.

Слайд 11

- Продолжаем работать с иллюстрациями в учебнике.

-Назовите, какие жанры живописи выделены с помощью рамок. ( точка зрения, как взгляд)

- А с вашей точки зрения, какие фрагменты с помощью рамки можно еще выделить? Почем? Докажите.

- А теперь представьте, что мы убрали рамки. Что получилось? Это портрет? Натюрморт? Пейзаж?

-Это просто картина, но не портрет, не натюрморт, не пейзаж, все относятся к бытовому жанру.

- Как же так получилось? Ведь с помощью рамки мы все это видели.

Вывод: В зависимости от того, куда именно на этой картине мы посмотрим, куда направляли свой взгляд, т. е. в зависимости от нашей точки зрения, что вы захотите увидеть- мы и увидим либо пейзаж, либо натюрморт, либо портрет.

- И тогда вы уже сами высказываете, что вы увидели.

(точка зрения, как мнение)

Умение пользоваться рамочкой и определять жанр живописи.



Создание проблемной ситуации.



5) Работа над выразительностью стихотворения А. Кушнера «Что я узнал!»

- Какой вид живописи, с вашей точки зрения, был самый интересный, прочитайте выразительно.

Умение читать выразительно.



Направляющая и контролирующая

4. ФИЗМИНУТКА Слайд 12

«Игра» Овсей Дриз

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

- Можно ли увидеть с закрытыми глазами, все то, что нас окружает?

- А если мы откроем глаза? А как вы думаете с помощью чего еще можно наблюдать окружающий нас мир? (окно, лупа, рамка, бинокль, стекло, лужа и т.д.).

- Так давайте с вами и впредь будем учиться видеть окружающий нас мир с разных точек зрения и каждый со своей точки зрения будет об этом рассказывать.

Ребята выполняют движения и настраиваются на дальнейшую работу.


Эмоционально проводит физминутку, показывает движения


5. Поход в «Музейный Дом»(1 часть учебника) Слайд 13

- Ребята, давайте вспомним, когда вы были маленькие, что вам читали мамы? (сказки)

- Например….

- А помните наш самый первый поход в «Музейный Дом»?

- Какие иллюстрации мы рассматривали? Сказка «Репка»)

Слайд 14

-Посмотрите на экран.

- Какая иллюстрация к сказке привлекла ваше внимание больше всего? Почему?

- Почему представлены три иллюстрации к народной сказке? (Потому что разные художники видели по-разному: докучная сказка, сказка-цепочка, небылица)

Вывод: Верно, это определенная точка зрения на сюжет, у каждого она своя на одно и то же.

Слайд 15

- Мы продолжаем путешествовать по «Музейному Дому».

Слайд 16

Слайд 17

- Найдите в «Музейном Доме» два пейзажа и два натюрморта. Назовите их авторов?

- Есть ли в «Музейном Доме» портреты?

- Итак, вы нашли два портрета итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо.

Слайд 18

- Как они называются? («Лето» и «Осень»).

- Чем необычны эти портреты? (С одной стороны, это портрет, так как мы видим лица человека. С другой - это натюрморт, так как изображение лица составлено из плодов различных растений.)

- Почему одна картина называется «Лето»?

(Она составлена из ягод, фруктов и овощей, которые созревают летом: вишня, малина, груши, яблоки, сливы, персики, лук, чеснок, кабачки, горох, кукуруза, пшеница)

- Почему другой портрет называется «Осень»?

(Он состоит из того, что созревает осенью: виноград, яблоки, груши, тыква, грибы, орехи, редька)

Работа с наглядными пособиями; умение осуществлять поиск необходимой информации; систематизировать материал и проводить сопоставление.


Создание проблемной ситуации.










6. Работа с лупой.

- Возьмите лупу и внимательно рассмотрите картину.

- Найдите дату написания картины «Лето». Оно состоит из четырёх цифр.

- Где вы нашли эту дату? (Дата вышита на плече - 1573 г.)

- Какой сейчас год?

- Давайте сравним эти две даты, давно ли была написана эта картина?

- Она была написана 442 года назад.

- А теперь с помощью лупы найдите, где художник написал своё имя.

- Это итальянский художник, значит его имя будет написано итальянскими буквами.

- Кто нашёл? Где находится его имя?

(На воротничке кафтана вышиты имя и фамилия художника - Джузеппе Арчимбольдо)

Умение работать с лупой, находить и подмечать необычное.


Активизирует познаватель-ную деятельность.


7. Работа с рамочкой.

- Возьмите рамочку и наложить на ту часть картины, которая с вашей точки зрения вам более интересна. ( натюрморт)

- В картине «Лето», рамочку нужно расположить в верхней части репродукции слева, а в картине «Осень», рамочку нужно расположить в верхней части репродукции справа. Получилось?

- Вам нравятся эти картины? Что в них необычного?

(Художник нарисовал портреты, используя фрукты и овощи; портреты можно быстро превратить в натюрморт)

- Как вы думаете, от чего это зависит? (от точки зрения на окружающий мир) (точка зрения как взгляд)

Умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Сотрудничество учащихся, работа в парах;








Создание проблемной ситуации



8. Работа в парах и группах. Слайд 19

- Ребята, кто-нибудь из вас смотрел передачу «Что? Где? Когда?»

- Вот там конкурс, где за определенное время надо правильно ответить на вопрос.

Слайд 20

- Я вам предлагаю поработать в парах: найти самые интересные моменты на иллюстрациях и объяснить, что это - портрет, пейзаж или натюрморт и доказать.

- А затем объединиться в группы, постараться прийти к общему мнению и предоставить отчет группы. Дается 2 минуты. Начали.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23 (картины вывешиваются на доску и отвечающий работает с рамками)

9. Прослушивание музыкального произведения на слова А.Кушнера «Что я узнал!»

- А теперь я хочу вам представить точку зрения композитора Григория Гладкова на произведение А.Кушнера.

Умение способом говорения доказывать свою точку зрения.

Учатся применять знания.

Активизация знаний учащихся;

развитие творческих способностей уч-ся.


10. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что больше всего у вас вызвало интерес?

- Итак, вернемся к началу урока: чьи рассуждения были верными на выражение «точка зрения»?

( и те и другие были правы, потому что вначале мы видим, т.е. точка зрения как взгляд, а потом мы высказываем свою точку зрения как мнение)

- Верно, это только 2 этапа развития точки зрения, а вот на 3 этапе мы с вами будем учиться выслушивать другую точку зрения и приходить к общему мнению, но уже будет в 3 классе.

Слайд 24

12. Самооценка урока.

- На общем листе бумаги, фантазируя, каждый со своей точки зрения, оцените наш урок.

Умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Закрепление знаний учащихся.


13. Домашнее задание. (по выбору)

1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения А. Кушнера «Что я узнал!» и к своему отрывку нарисовать рисунок (портрет, пейзаж или натюрморт)

2.Выразительно прочитать и нарисовать свою иллюстрацию к отрывку стихотворения.

3.Выполнить в ТПО упр.3 с.3.

4. Дать оценку нашему уроку в виде сочинения, перечитав стихотворение.

Слайд 25 СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Проявляют желание учиться и интерес к предмету.

Развитие творческих способностей уч-ся.

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!

Вот я вижу: куст растет в саду,

Воробьи играют в чехарду,

Вижу крышу дома своего…

А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: легкий мотылек

Раскачал высокий стебелек,

Вижу я, как шмель влетел в окно…

И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,

Вижу, как порхает стрекоза…

…Кто бы знал, как это интересно:

Открывать и закрывать глаза!


© 2010-2022