Технологическая карта урока истоков

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.



Предмет истоки Класс 5 Базовый учебник Истоки 5 класс А.В.Камкин Тема урока Щит военный, щит духовный Цель урока Показать Московский Кремль как крепость военную и крепость духовную. Задачи урока: понимать значимость истории Кремля в истории России; Понять неразрывность щита военного и щита духовного; Расширить социокультурный ряд. Тип урока комбинированный с использованием ИКТ

Необходимое оборудование компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Кремль».
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Организационное начало урока.

Добрый день! Рада вновь видеть вас! Пусть в ваших глазах засверкают искорки знаний!

Присоединение:

Бессмертное величие Кремля
Невыразимо смертными словами!
В твоей судьбе, - о, русская земля! -
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было все: смиренье и гордыня -
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московская твердыня!

И я молюсь - о, русская земля! -
Не на твои забытые иконы,
Молюсь на лик священного Кремля
И на его таинственные звоны...

(Н. Рубцов) Что вы увидели, услышали, почувствовали? Предположите, о каком чуде России сегодня пойдет речь на уроке?


Слушают.












Высказывают свое мнение в соответствии с модальностью. К: умение слушать. Р: самоконтроль. П: смысловое выделение главного. Л:формирование поведенческой компетенции. Сообщение темы урока. Постановка цели. Мотивация. Сегодня на уроке мы начинаем знакомство еще с одним чудом России - это Московский Кремль. Посмотрите на тему урока «Щит военный, щит духовный». Какую цель мы поставим перед собой?
Запишите в таблице: Что вы знаете о Кремле. Чтобы вы хотели узнать. Формулировка цели урока. (Почему Московский Кремль назвали щитом военным и щитом духовным)


Формулируют личные цели. Р: целеполагание, проектирование К: вести диалог.
Погружение в тему. Что же обозначает слово «кремль», откуда оно появилось? Делегирует ответ учащимся. Слайд презентации.










































































В каких городах Кремли сохранились до наших дней? Вы что-нибудь знаете о Вологодском Кремле? Сейчас там расположен музей. Слайд презентации. Слушают выступление ученика. Кремль (первоначальное название до XIV века - детинец; другие синонимы - кром; город, городок или град; крепость) - принятое в настоящее время название городских укреплений в древней Руси; город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями. Во многих городах были находящиеся за кремлевской стеной посады, для обороны которых нередко возводились дополнительные внешние укрепления; в таком случае кремлем называлась окруженная стенами центральная часть города. В Древней Руси городами назывались только те населённые пункты, в которых были построены подобные крепости. Слово «кремль» впервые появляется в летописи под 1317 годом как «кремник». Есть несколько версий его происхождения. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Даль дал целый ряд своеобразных тематических параллелей из диалектной лексики: «кремлевник» - «хвойный лес по моховому болоту», «кремь» - «лучшая часть заповедника, крепкий и крупный строевой лес», «кремлевое дерево» - «дерево на краю леса, выросшее одиноко и на просторе, крепкое строевое дерево». Кремль являлся обязательной принадлежностью старинного русского города. Это его центральное укрепление, расположенное на возвышенном месте. Высокий вал и возведенные на нем каменные (в старину чаще деревянные) стены, сторожевые и подъездные башни придавали кремлям грозный вид. Стенам кремля наши предки придавали и священное значение. Так, надвратные башни извне и изнутри имели иконы, перед которыми часто горели лампады. Нередко имелись надвратные или башенные церкви. Стена города воспринималась не только как важная военная крепость, но и как крепость Божия, молитвами святых невидимо охраняющая город. В случае опасности за стенами кремля укрывалось все население города и близлежащих сел и деревень. С XVIII века оборонное значение кремля сошло на нет. Во многих городах старые кремлевские стены были снесены. Ответы. Р: самоконтроль. К: развитие речевой деятельности. П: умение обобщать, работать с информацией. Л: приобретение поведенческой компетентности. Основной этап урока.
Вступительное слово учителя. Велика и необъятна наша Россия. Разнообразны и разнолики ее просторы. Живет в ней много народов, и звучат разные наречия. Но есть а России места, где эти различия вдруг исчезают. И мы начинаем ощущать себя детьми общей Матери-Родины. Одним из таких мест является Московский Кремль. Если мы спросим любого россиянина, что есть сердце Москвы, наверняка, он ответит - «Московский кремль». Московский Кремль нельзя не видеть. Боровицкий холм - место рождения Москвы, Кремль - город-крепость (самая большая сохранившаяся средневековая крепость Европы), духовный центр Москвы и России, твердыня власти, сокровищница искусства. Кремль - общерусская национальная святыня и одно из чудес света. Там, наконец, просто - очень красиво и интересно. Слайд презентации. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16-18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер. В 1238 году во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен. С 1264 года являлся резиденцией князей Москвы. В 1339 году построены стены и башни из дуба. В 1367 году, при Великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма). С этого периода в летописях часто встречается название - «Москва белокаменная». В 1485-95 годах, при Иване III, фортификационные сооружения Кремля перестраиваются: новые стены и башни выше и толще прежних, облицовываются красным кирпичом. В 1508-16 годах на месте современной Красной площади был вырыт ров, вода в который поступала из реки Неглинной. Кремль становится неприступной крепостью, окружённой водой со всех сторон. В 1990 году Кремль был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Чем удивляет Московский Кремль? Познакомимся с текстом в учебнике. Сообщение из словаря понятий «патриарший», «намоленные иконы» Слушают. Смотрят слайды презентации.




























































Читают текст учебника «Щит военный», «Щит духовный» блоками с комментариями. Высказываю свое мнение. Р: планирование деятельности, самоконтроль. К: умение слушать, принимать мнение других. П:развитие смыслового чтения, выбирать главное. Л:самообразование. Закрепление материала. Учащимся предлагается прочитать три текста о Московском Кремле. Найти в каком из отрывков идет речь о Кремле как о щите военном, а в каком - как о щите духовном. Пометить текст как указано в задании. Сначала самостоятельно, затем в группе прийти к единому мнению. Вывод: Кремль - общерусская национальная святыня и одно из чудес света. Сред остальных знаменитых кремлей нашего Отечества он занимает особое место. Но, также как и другие кремли, Московский Кремль для нашей столицы являлся и щитом военным, военной крепостью и щитом духовным, крепостью Божией, молитвами святых невидимо охраняющей город.
Самостоятельная работа с заданием «Щит духовный, щит военный». Работа в группе. Представление решения сменными лидерами.














Р: контроль, коррекция, оценивание К: принимать мнение других. П:выбирать главное, систематизировать. Л: навыки взаимо и самооценки. Рефлексия. Ресурсный круг.

Что больше всего запомнилось на уроке? Какие образы Московского Кремля вы узнали? Достигли ли вы поставленной цели? Я надеюсь, что сегодняшний урок вы прикоснулись к истокам образа Московского Кремля как щита военного и щита духовного. А каждый из вас еще раз испытал гордость за святыню нашего государства.
Работа в ресурсном круге. Высказывают мнения об уроке, теме урока, достигнутых целях.

Л: приобретение практического опыта, навыки рефлексии Контроль за учебными навыками Оценивание за сообщения, активную деятельность.
Р: оценивание









Анализ урока истоков «Щит военный.Щит духовный»». Цель урока: Показать Московский Кремль как крепость военную и крепость духовную Задачи: (в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов второго поколения)

  1. Образовательная:
Содержательный аспект - освоение важнейших социокультурных ценностей: неразрывная связь Отечества с духовными идеалами;
  1. Развивающаяся (развитие компетенций):
Коммуникативный аспект - умение присоединяться к партнерам по общению - видеть, слышать, чувствовать каждого, терпимость и принятие иного мнения (беседа, Р.К.); Управленческий аспект - умение управлять собственной деятельностью и деятельностью группы (при выполнении активного занятия): структурировать время, выделенное для обсуждения, справляться во время с заданием, умение вести обсуждение); Психологический аспект - формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов; Социокультурный аспект - в ходе Активного занятия учащиеся приобретают реальный социокультурный опыт, позволяющий им в дальнейшем самоутверждаться в различных видах деятельности; приобщение к ценностям о которых шел разговор на уроке: гордость за сокровища Кремля;

  1. Воспитательная:
Бережного отношения к прошлому, святыням, памятникам культуры. Воспитание нравственных качеств - социокультурная стержневая основа развития ребенка.
  1. Знаниевая (информационная): знания по основным понятиям, ценностям (щит духовный, щит военный) и истории Кремля (патриарший, намоленные иконы, Архангельский собор);
  2. Воспитательная (ценностная): воспитание ценностных категорий (трепетное отношение к чести и достоинству России, уникальности архитектуры Кремля);
  3. Социальзации: формирование навыков работы в четверке, совершенствование навыков работы в Р.К., коммуникативные, управленческие навыки, развитие компетенций;
  4. Интеграционная: формирование позиции созидателя, социализация личности (выход на обществознание);
  5. Ценностная: развитие личности ребенка;
Социокультурная технология на уроке: - выход на три вида модальности восприятия: А, В, К (вижу, слышу, чувствую); - активное участие всех в практической части - АФО (А.З., Р.к.); - аналоговое общение между учителем и учащимися на уровне В - В; - развитие единого контекста на уровне восприятия, мышления, чувствования, мотивации к самосовершенствованию; - дальнейшее социокультурное развитие учащихся: 1) прочувствование содержания; 2) развитие коммуникативных навыков; 3)приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы; 4) устанавливающиеся межпредметные связи на основе важнейших социокультурных категорий и ценностей; 5) мотивация к сотрудничеству и взаимодействию. Основными задачами учителя в 5 классе является развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки. Развитие единого контекста в группе обеспечивается проведением Р.к., позволяющего выйти на аналоговое восприятие, осмысление, прочувствование основных социокультурных категорий Истоков. Понятийный аппарат: патриарший, намоленные иконы, Архангельский собор. В ходе урока выдержаны все этапы: Присоединения (в трех модальностях, актуализация через беседу, с опорой на знания, опыт учащихся); Основной части в разнообразной и активной форме (беседа, делегирование, А.З., Р.К.); Заключительный (беседа, выход на социальный опыт, интеграцию с историей, осмысление и прочувствование).


© 2010-2022