Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)

Русский язык

Тема: Правописание частицы не с глаголами.

Класс: 3 класс

Автор УМК: Р.Н.Бунеев

Цель: Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с частицей НЕ; научиться писать частицу не с глаголами и графически обозначать орфограмму; работать над развитием речи;

  • воспитательные: вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; совершенствовать навыки общения.

  • развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой.

Универсальные учебные действия:

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем формулировать учебную проблему.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; уметь перерабатывать информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Планируемые результаты: научиться безошибочно писать частицу не с глаголами.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация, компьютер, проекционный экран, карточки для работы в парах, кроссворд на листе А4 (для портфолио).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

I.Организационный момент. (Планирование своей деятельности) Приветствие Приглашаю всех совершить небольшое путешествие, а вот куда отправимся, вы сами отгадаете. -Посмотрите внимательно на картинки, вам все предметы знакомы? А теперь возьмите первую букву от каждого слова и прочитайте, что у вас получилось? Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс) Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс) Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс) Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс) Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс) Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)
Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс) Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс) Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс) (СЛАЙД) - Что мы делаем если задумали отправиться в поход? - Составим план урока.

- Цель - Что из предметов нам может понадобиться в походе? - Записываем число, классная работа, подчёркиваем орфограммы. - Какие орфограммы подчеркнули? (безуд. гласн, удвоенная согл,..) - Какой этап урока? (планирование)

- Оцените свою деятельность на этом этапе. (в баллах 1- принимал активное участие, ставил цели; 0,5 - был больше слушателем). - Какие умения развивали на этом этапе? (СЛАЙД) До леса будем добираться на автобусе.

( ПОХОД В ЛЕС) (собираемся, составляем план действий). (1.планирование

2. повторяем то, что знаем 3. изучаем новое

4. закрепляем 5. подводим итог)

(узнать новое, запомнить, красиво писать…) (палатка, хлеб, дождевик, верёвка, ложка, спички)-1 ученик у доски оставляет то, что пригодится, остальное убирает.

  1. - 1б.Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)планир. свою деятельность)

Регулятивные УУД

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Познавательные УУД

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.



II. Повторение

1. Словарная работа. - Чем занимаются люди во время путешествия? (СЛАЙД) Чтобы нам не было скучно мы будем разгадывать кроссворд. (на листах) Загадки:

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина) (СЛАЙД)

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха) (СЛАЙД)

Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат...
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят. (Осина) Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) (СЛАЙД) На лесной опушке Стоят подружки. Платьица белёны, Шапочки зелёны. (Березы) (СЛАЙД) Что за кустарник ароматный? Ягод вкус его приятный - Висят, как черный виноград, И каждый пробовать их рад! Давно у вас в саду растет, Свой дом не бросит, не уйдет, Теперь его там родина. Как куст зовут? (Смородина) (СЛАЙД)→ →взаимопроверка

  1. Оцените веером
  2. Сверьте написание с тем, что на слайде.
- Что это за группа слов? - На какие 2 группы можно разделить? - Назовите деревья.

2. Игра «ДА/НЕТ»

Если согласны с утверждением, то +, если не согласны, то -.

- Глагол это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.

- Часть речи, которая обозначает действие предмета - это глагол.

- Глаголы, в настоящем времени, обозначают действия, которые происходят сейчас.

- Глаголы будущего времени отвечают на вопрос что сделаю?

- в настоящем времени глаголы изменяются по родам.

- суффикс л есть у глаголов настоящего времени

- у глаголов, так же как и у имён существительных может быть единственное и множественное число

- в предложении глаголы подчёркиваем волнистой линией.

Самопроверка (СЛАЙД)

Какой этап урока? Оценивание.

- Оцените свою деятельность на этом этапе.

- Какие умения развивали на этом этапе? (играют, разг. кроссв.) (1 человек у доски)

















При проверке ребята показывают зелёный сигнал светофора - если слово написано без ошибок, красный - если есть ошибка

  1. самооценка (по шкале)

  2. оценивание соседа словесно.

Называют: деревья и кустарники.

(-,+,+,+,-,-,+,-)



(2.- 1б. Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс) Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс))

Познавательные УУД

Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные умения

III. Актуализация знаний

(Изучение нового) Мини физминутка Мы приехали, поднимаемся и выходим из автобуса.

- Где мы очутились? (СЛАЙД) - В каком? Как догадались? Какие хвойные растения можете назвать? - Правила поведения.

- Посмотрите на слайд, какие правила вы не назвали? (СЛАЙД) - Какие правила по технике безопасности мы должны соблюдать?

- А главное мы должны помогать друг другу. (СЛАЙД) 1. стих Представьте, что мы все около костра, пекутся печёнки. - Что такое печёнки? Иногда в фольге, готовится на углях. А среди отдыхающих заводится душевный разговор. Рассказываются разные истории, сказки. - А вы знаете? После вариантов ответов детей учитель предлагает авторский вариант - стихотворение называется «Не». - С какими словами оно употребляется? 2. тема - Предположите, какая будет тема урока. (прикрепить на доску) 3. беседа - Какие задачи перед собой поставим? Всё ли здесь вам понятно?

(вопросы прикрепить на доску) - Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? (СЛАЙД) - значит это самостоятельная или служебная часть речи? - Прочитайте пары слов. В чём разница между ними? (СЛАЙД) Запись на доске: Читал - не читал Любит - не любит Какое будет значение в записанных парах слов? - Что же придаёт отрицательный смысл?

За такой смысл это слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная частица». А что такое частица? Давайте найдём значение в словаре.

Открываем учебник, стр. 112 Прочитайте название темы. Посмотрите на Афанасия. - Что делает Афанасий? (Показывает, что частицу не надо писать раздельно.) Вывод: … - Как вы напишете эту фразу? Почему? Запишите её в тетради. (Не забудь!) Как напишем? (раздельно) - это орфограмма? Как будем подчёркивать? (будем подчёркивать расстояние между частицей и словом)

- Прочитайте пары слов. В чём разница между ними? (СЛАЙД) Запись на доске: Читал - не читал Любит - не любит Какое будет значение в записанных парах слов? (Противоположное.) - Что же придаёт отрицательный смысл? (Слово не.)

За такой смысл это слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная частица».

Давайте сравним свои выводы с авторскими. Чтение правила в рамке учебника на с. 112. - Какой этап? (изучение нового) - Оцените свою деятельность: (На этом этапе я высказывал предположения, делал выводы, мне всё понятно, могу рассказать другим- 1 б. Мне понятно, но рассказать пока не могу - 0,5б. Мне ничего не понятно - 0б.) -есть такие кому ничего не понятно?

(в лесу)

(хвойном, ели, сосна, кедр и т.д.)

Называют правила поведения в лесу.

(Не с глаголами.)



(узнать что такое не? к какой части речи относится? Как пишется не с глаголами?) (служебная)



(противоположное)

(слово не.)

Работа со словарём.

Работа с учебником.



(НЕ с глаголами пишется раздельно).

(чтение правила)

Запись в тетрадь, подчёркивание орфограммы.





(3.- 1б. Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс) Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс))

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Ориентироваться на развороте учебника.

Личностные результаты

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные умения

IV. Развитие умений. (Закрепление изученного). 1. Игра «Горящая картошка» (засиделись у костра, у костра не только истории рассказывают, но и играют, да и картошка поспела) 2. Работа в парах на карточках. Развивается умение находить в пословицах глаголы с частицей не, определять их роль. а) Дети объясняют смысл пословиц, где это необходимо. - Найдите глаголы. Как написана частица не с глаголом? - Какое значение вносит частица не? б) Запись пословицы. - Какой этап? (Закрепление изученного) - Оцените свою деятельность.

На ком при счёте остановится картошка, тот выполняет задание.

Работают в парах.

(4.- 1б. Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс) Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс))

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Умение работать в паре.

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Предметные умения

V. Рефлексия.

(Итог урока).



Пора возвращаться… Тема? Цели? Добились? Что нового узнали? Правило. - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Какую отметку вы поставите себе за урок? Кто не поставит отметку, почему? Спросить несколько ребят. - Какой этап? (Итог урока) - Оцените свою деятельность

Называют тему урока, какие цели перед собой ставили, что получилось на уроке.

Правило.

Оценивают свою деятельность на уроке, отметки.

( 5. - 1б.Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс))

Личностные результаты

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VI. Домашнее задание.



Вернулись уставшие, но с большим багажом знаний. Какое д/з нас ожидает? Программный уровень: Стр.112 - правило, упр. 114 (комментирование); Мах: придумать сказку про частицу НЕ; Творческое задание: рисунок.

Говорят о том, что надо выучить правило и закрепить знания выполнив упражнение.

(Карточка для работы в парах на этапе закрепление).

Критерии

Задания

Само-

оценка до проверки

Само-

оценка после проверки

1. Умение выбирать правильный ответ из предложенных.

• Подчеркни правильный ответ::

  1. Частица НЕ - это служебная часть речи.

Частица НЕ - это самостоятельная часть речи.

  1. Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется слитно.

Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

  1. Написание частицы НЕ с глаголами - это орфограмма.

Написание частицы НЕ с глаголами - орфограммой не является.

2.Умение находить в пословицах глаголы с частицей не, определять их роль в речи; умение правильно записывать.

• Соедини стрелкой начало предложения с его окончанием.

Пар костей

(Не)имей

Кашу маслом

(не)ломит

сто рублей, а имей сто друзей.

(не)испортишь

• Запишите одну пословицу, обозначьте орфограмму.

___________________________________________________

Оценочная шкала для ученика: «зелёный» - отлично, «жёлтый» - было трудно, но я справился, «красный» - мне нужна помощь



© 2010-2022