- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)
Урок по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Трофимова Е.Н. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Русский язык
Тема: Правописание частицы не с глаголами.
Класс: 3 класс
Автор УМК: Р.Н.Бунеев
Цель: Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.
Задачи:
-
образовательные: познакомить с частицей НЕ; научиться писать частицу не с глаголами и графически обозначать орфограмму; работать над развитием речи;
-
воспитательные: вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; совершенствовать навыки общения.
-
развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой.
Универсальные учебные действия:
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем формулировать учебную проблему.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; уметь перерабатывать информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Планируемые результаты: научиться безошибочно писать частицу не с глаголами.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: презентация, компьютер, проекционный экран, карточки для работы в парах, кроссворд на листе А4 (для портфолио).
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формирование УУД
I.Организационный момент. (Планирование своей деятельности) Приветствие Приглашаю всех совершить небольшое путешествие, а вот куда отправимся, вы сами отгадаете. -Посмотрите внимательно на картинки, вам все предметы знакомы? А теперь возьмите первую букву от каждого слова и прочитайте, что у вас получилось?
(СЛАЙД) - Что мы делаем если задумали отправиться в поход? - Составим план урока.
- Цель - Что из предметов нам может понадобиться в походе? - Записываем число, классная работа, подчёркиваем орфограммы. - Какие орфограммы подчеркнули? (безуд. гласн, удвоенная согл,..) - Какой этап урока? (планирование)
- Оцените свою деятельность на этом этапе. (в баллах 1- принимал активное участие, ставил цели; 0,5 - был больше слушателем). - Какие умения развивали на этом этапе? (СЛАЙД) До леса будем добираться на автобусе.
( ПОХОД В ЛЕС) (собираемся, составляем план действий). (1.планирование
2. повторяем то, что знаем 3. изучаем новое
4. закрепляем 5. подводим итог)
(узнать новое, запомнить, красиво писать…) (палатка, хлеб, дождевик, верёвка, ложка, спички)-1 ученик у доски оставляет то, что пригодится, остальное убирает.
- - 1б.планир. свою деятельность)
Регулятивные УУД
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Познавательные УУД
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Повторение
1. Словарная работа. - Чем занимаются люди во время путешествия? (СЛАЙД) Чтобы нам не было скучно мы будем разгадывать кроссворд. (на листах) Загадки:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина) (СЛАЙД)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха) (СЛАЙД)
Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат...
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят. (Осина) Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) (СЛАЙД) На лесной опушке Стоят подружки. Платьица белёны, Шапочки зелёны. (Березы) (СЛАЙД) Что за кустарник ароматный? Ягод вкус его приятный - Висят, как черный виноград, И каждый пробовать их рад! Давно у вас в саду растет, Свой дом не бросит, не уйдет, Теперь его там родина. Как куст зовут? (Смородина) (СЛАЙД)→ →взаимопроверка
- Оцените веером
- Сверьте написание с тем, что на слайде.
2. Игра «ДА/НЕТ»
Если согласны с утверждением, то +, если не согласны, то -.
- Глагол это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.
- Часть речи, которая обозначает действие предмета - это глагол.
- Глаголы, в настоящем времени, обозначают действия, которые происходят сейчас.
- Глаголы будущего времени отвечают на вопрос что сделаю?
- в настоящем времени глаголы изменяются по родам.
- суффикс л есть у глаголов настоящего времени
- у глаголов, так же как и у имён существительных может быть единственное и множественное число
- в предложении глаголы подчёркиваем волнистой линией.
Самопроверка (СЛАЙД)
Какой этап урока? Оценивание.
- Оцените свою деятельность на этом этапе.
- Какие умения развивали на этом этапе? (играют, разг. кроссв.) (1 человек у доски)
При проверке ребята показывают зелёный сигнал светофора - если слово написано без ошибок, красный - если есть ошибка
-
самооценка (по шкале)
-
оценивание соседа словесно.
Называют: деревья и кустарники.
(-,+,+,+,-,-,+,-)
(2.- 1б. )
Познавательные УУД
Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД
Оформлять свои мысли в устной форме.
Предметные умения
III. Актуализация знаний
(Изучение нового) Мини физминутка Мы приехали, поднимаемся и выходим из автобуса.
- Где мы очутились? (СЛАЙД) - В каком? Как догадались? Какие хвойные растения можете назвать? - Правила поведения.
- Посмотрите на слайд, какие правила вы не назвали? (СЛАЙД) - Какие правила по технике безопасности мы должны соблюдать?
- А главное мы должны помогать друг другу. (СЛАЙД) 1. стих Представьте, что мы все около костра, пекутся печёнки. - Что такое печёнки? Иногда в фольге, готовится на углях. А среди отдыхающих заводится душевный разговор. Рассказываются разные истории, сказки. - А вы знаете? После вариантов ответов детей учитель предлагает авторский вариант - стихотворение называется «Не». - С какими словами оно употребляется? 2. тема - Предположите, какая будет тема урока. (прикрепить на доску) 3. беседа - Какие задачи перед собой поставим? Всё ли здесь вам понятно?
(вопросы прикрепить на доску) - Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? (СЛАЙД) - значит это самостоятельная или служебная часть речи? - Прочитайте пары слов. В чём разница между ними? (СЛАЙД) Запись на доске: Читал - не читал Любит - не любит Какое будет значение в записанных парах слов? - Что же придаёт отрицательный смысл?
За такой смысл это слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная частица». А что такое частица? Давайте найдём значение в словаре.
Открываем учебник, стр. 112 Прочитайте название темы. Посмотрите на Афанасия. - Что делает Афанасий? (Показывает, что частицу не надо писать раздельно.) Вывод: … - Как вы напишете эту фразу? Почему? Запишите её в тетради. (Не забудь!) Как напишем? (раздельно) - это орфограмма? Как будем подчёркивать? (будем подчёркивать расстояние между частицей и словом)
- Прочитайте пары слов. В чём разница между ними? (СЛАЙД) Запись на доске: Читал - не читал Любит - не любит Какое будет значение в записанных парах слов? (Противоположное.) - Что же придаёт отрицательный смысл? (Слово не.)
За такой смысл это слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная частица».
Давайте сравним свои выводы с авторскими. Чтение правила в рамке учебника на с. 112. - Какой этап? (изучение нового) - Оцените свою деятельность: (На этом этапе я высказывал предположения, делал выводы, мне всё понятно, могу рассказать другим- 1 б. Мне понятно, но рассказать пока не могу - 0,5б. Мне ничего не понятно - 0б.) -есть такие кому ничего не понятно?
(в лесу)
(хвойном, ели, сосна, кедр и т.д.)
Называют правила поведения в лесу.
(Не с глаголами.)
(узнать что такое не? к какой части речи относится? Как пишется не с глаголами?) (служебная)
(противоположное)
(слово не.)
Работа со словарём.
Работа с учебником.
(НЕ с глаголами пишется раздельно).
(чтение правила)
Запись в тетрадь, подчёркивание орфограммы.
(3.- 1б. )
Познавательные УУД
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Ориентироваться на развороте учебника.
Личностные результаты
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Предметные умения
IV. Развитие умений. (Закрепление изученного). 1. Игра «Горящая картошка» (засиделись у костра, у костра не только истории рассказывают, но и играют, да и картошка поспела) 2. Работа в парах на карточках. Развивается умение находить в пословицах глаголы с частицей не, определять их роль. а) Дети объясняют смысл пословиц, где это необходимо. - Найдите глаголы. Как написана частица не с глаголом? - Какое значение вносит частица не? б) Запись пословицы. - Какой этап? (Закрепление изученного) - Оцените свою деятельность.
На ком при счёте остановится картошка, тот выполняет задание.
Работают в парах.
(4.- 1б. )
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Умение работать в паре.
Познавательные УУД
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Предметные умения
V. Рефлексия.
(Итог урока).
Пора возвращаться… Тема? Цели? Добились? Что нового узнали? Правило. - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Какую отметку вы поставите себе за урок? Кто не поставит отметку, почему? Спросить несколько ребят. - Какой этап? (Итог урока) - Оцените свою деятельность
Называют тему урока, какие цели перед собой ставили, что получилось на уроке.
Правило.
Оценивают свою деятельность на уроке, отметки.
( 5. - 1б.)
Личностные результаты
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
VI. Домашнее задание.
Вернулись уставшие, но с большим багажом знаний. Какое д/з нас ожидает? Программный уровень: Стр.112 - правило, упр. 114 (комментирование); Мах: придумать сказку про частицу НЕ; Творческое задание: рисунок.
Говорят о том, что надо выучить правило и закрепить знания выполнив упражнение.
(Карточка для работы в парах на этапе закрепление).
Критерии
Задания
Само-
оценка до проверки
Само-
оценка после проверки
1. Умение выбирать правильный ответ из предложенных.
• Подчеркни правильный ответ::
-
Частица НЕ - это служебная часть речи.
Частица НЕ - это самостоятельная часть речи.
-
Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется слитно.
Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
-
Написание частицы НЕ с глаголами - это орфограмма.
Написание частицы НЕ с глаголами - орфограммой не является.
2.Умение находить в пословицах глаголы с частицей не, определять их роль в речи; умение правильно записывать.
• Соедини стрелкой начало предложения с его окончанием.
Пар костей
(Не)имей
Кашу маслом
(не)ломит
сто рублей, а имей сто друзей.
(не)испортишь
• Запишите одну пословицу, обозначьте орфограмму.
___________________________________________________
Оценочная шкала для ученика: «зелёный» - отлично, «жёлтый» - было трудно, но я справился, «красный» - мне нужна помощь