Конспект урока по математике Величина (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 30

Дата: 21.10

Предмет: математика

Тема: Величина

Цель: познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр);

совместно установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков; развивать речь, словесно - логическое и наглядно - образное мышление, умение сравнивать предметы на глаз, а также методом наложения; развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно делать выводы; обучать приёмам самооценивания и самоконтроля; воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека

Оборудование:

Ход урока

1.Организационный момент. Релаксационная игра «Дерево».

Цель игры: данная игра проводится для снятия волнения, напряжения, она придаёт чувство уверенности в себе и своих силах

Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Глаза закройте. Представьте себя могучим. Сильным дубом, стройной берёзкой или ивой склонившийся над рекой. Ноги - корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол - тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви - руки свободно «колышутся» вдоль тела. Листья - пальцы легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона - голова чиста и свежа. Вы прекрасное дерево. Вы уверены в себе и спокойны. И у Вас всё получиться!!! Откройте глаза и садитесь.

Девиз урока: Математика нужна!

Математика важна!

В жизни пригодиться!

Изучая математику ,

Не следует лениться!

2.Актуализация опорных знаний.

Устный счет. Игра «Молчанка»

Игра «Не ошибись»- работа в парах

3. Определение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжим с вами восхождение по лестнице знаний. А начнем урок со сравнения. Ведь ещё великий Аристотель говорил : « Сравнение -это акт мышления.»

- На протяжении многих уроков мы с вами учились сравнивать предметы, числа, выражения.

- Перед вами полоска достижений. Оцените себя: определите на какой точке по этим умениям вы находитесь. Может проверим?

7 * 9 5 * 2

6 * 4 7 * 7

- Действительно, эти знания нам пригодятся для изучения новой темы.

4. Физминутка «Зарядка от Вини Пуха»

5. Создание проблемной ситуации.

- Скажите, а какой цвет больше: красный или синий?

- Почему вы не можете ответить на этот вопрос? В чём затруднение? Может недостаточно знаний, чтобы ответить на него?

6. Изучение нового материала.

- Вспомните первые уроки математики. Скажите: по каким признакам мы делили предметы на группы? ( По форме, по размеру, по цвету…)

- Сегодня мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнивать с помощью знаков. Такие свойства называются величинами.

- Итак, первое слово из названия темы нашего урока - ВЕЛИЧИНА.

ВЫВОД: Величина - это то, что можно измерить, и результат измерения выразить числом.

- Вы сказали, что нельзя сказать, какой цвет больше. Является ли цвет величиной? (Нет.) Следовательно, цвет нас не будет интересовать на уроке.

- А можем ли мы сравнить: какая форма - треугольная или овальная - больше? Является ли форма величиной? (Нет.) Следовательно, форма нас тоже не будет интересовать на уроке.

- Чей запах меньше: ели или сосны? Является ли запах величиной? (Нет.) Следовательно запах нас тоже не будет интересовать на уроке.

- А чей размер ноги меньше: мой или Дианы? Как догадались? Как доказать? Будет ли размер являться величиной? (Да.)

- Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются. На ваш взгляд величинами. (Размер, рост, температура, длина.)

- Давайте выясним, является ли величиной длина предметов. Перед вами три полоски разных цветов. Попробуйте сравнить полоски по длине. Какая из них самая длинная? (Зелёная.) Мне почему - то кажется, что красная длиннее. Как это доказать?

(Уч - ся накладывают полоски друг на друга.)

- Кто покажет, как правильно это сделать? Какие результаты вы получили?

- Какой вывод мы можем сделать? Является ли длина величиной?

ВЫВОД: Длина является величиной.

К названию урока добавляем ещё одно слово: ДЛИНА.

- На доске нарисованы отрезки АВ и СО. Как узнать, какой из них длиннее? Как это доказать? На глаз верить нельзя, наложить не получиться. Что ещё можно придумать?

-Таким образом, с помощью измерения сравнения длин отрезков свелось к сравнению чисел. Так как же измерить длину предметов?

ВЫВОД: Чтобы измерить величину, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине.

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть замечательный мультфильм «38 попугаев».

- Какие животные мерили длину удава? (Попугай, мартышка, слоненок.)

- Эти мерки были: одинаковые или разные?

- Изменялась ли длина удав?

- Какой длины был удав, когда его мерил слонёнок? (2)

- А мартышка? (5)

- А в попугаях длина удава? (38)

- Кто из животных был самым крупным? (Слон). А в слонах удав - 2раза.

- Кто был самым маленьким? (Попугай). А в попугаях удав - 38 раз.

- Что вы заметили?

- Чем больше единичный отрезок, тем меньше раз он укладывается.

ВЫВОД: Если изменяется мерка, то изменяется и значение величины.

- Ребята, сегодня специально к нашему уроку, наши друзья из страны математики прислали нам звуковое письмо. Давайте его послушаем.

ПИСЬМО.

- Здравствуйте. Дорогие знатоки математики. Я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины. Как и при счете. Люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть т.е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.) Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. А также высоту дерева. Срубленного на постройку дома. У древних египтян было установлено соотношение локтя и других единиц измерения. Например, 1 локоть был равен 6 ладоням. На одном из древнейших египетских памятников - осколке каменной плиты - высечено: «Нил поднялся на 3 локтя и 10 пальцев». Кроме локтя применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины. Которую в одних местах называли «лапоть», а в других «фут», что в переводе с английского означает «нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и по сей день, например шагами.

6. Работа в группах:

1- Измеряют длину подоконника ладонями

2- локтями.

3- Измеряют ширину класса шагами

7. Отчёт групп о результатах работы.

- Зависит ли результат от мерки?

ВЫВОД: Разные мерки - разные результаты.

ПИСЬМО (продолжение)

- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Сейчас используются более точные. Общие для всех стран единицы измерения. Одной из них является…

- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня познакомимся, вы узнаете из учебника (Сантиметр). Слово сантиметр после числа пишут кратко: см.

Инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков, называется линейкой. Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки. Чтобы получить нужный результат, надо уметь правильно ей пользоваться. Начало отрезка надо совместить с началом отсчёта линейки с меткой, обозначенной цифрой 0.

8. Работа по книге стр. 20

9. Рефлексия «Пантомима»

10. Итог урока

- Что нового мы узнали на уроке? (О старинных измерениях длины.)

- С какой величиной мы сегодня познакомились? (Длина.)

- Какой инструмент нам помогает измерить длину? (Линейка.)

- С какой мерой измерения длины мы познакомились? (Сантиметр.)


© 2010-2022