Внеклассного мероприятие на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
В ГОСТЯХ У РУССКИХ МАСТЕРОВ

Провела Бражкина Т.В.
Цель: Формировать представления детей о традициях народных промыслов Владимирского края.
Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов Владимирского края.
  • Развивать познавательную и творческую активность учащихся.
  • Воспитывать любовь к родному народу и уважение к его традициям.
  • Воспитывать чувство гордости за место, где родился и живёшь.

Оборудование: проектор, презентация.
Ход мероприятия:

Россия.… Как из песни слово, берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки. Раздолье - русская душа!
Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.
За ум, за подвиги святые и голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют одним широким словом «Русь»!


Учитель: Город Мстёра тем живёт, что белой гладью бельё шьёт. В ней узоры расписные, розы, листья, цветы полевые.
История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьём по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи. Вышивание тонкой белой нитью по белому полотну стали называть «мстёрской белой гладью». Наиболее распространённый мотив мстёрской вышивки - цветок розы в окружении листьев и разнообразных цветов (анютиных глазок, герани, незабудок, клевера и т.д.). Иногда растительные узоры дополняются изображением птиц, порхающих стрекоз, бабочек.
Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое бельё, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстёрской белой глади владели большинство её жительниц от мала до велика. Одно из главных ремёсел - иконописание. Возникло оно в Богоявленском монастыре и широко распространилось среди мужского населения. Производством икон занимались семьями изо дня в день, из года в год, из поколения в поколение. Писание святых ликов было ремеслом, рассчитанным в первую очередь на широкий спрос и невзыскательные вкусы бедных слоёв населения. В иконописном ремесле существовала узкая специализация. Одни занимались только изготовлением досок для икон, другие наносили на них грунт, третьи подготавливали рисунок. Иконописцы делились на «доличников», которые писали пейзажи и одежды, и «личников», которые выписывали одни и те же лица и заученные жесты рук. Иконы мстёрских мастеров продавались далеко за пределами Владимирского края (на Урале, в Сибири). Широко известна и лаковая миниатюра Мстёры, которая возникла на основе иконописного искусства. Люди делали шкатулки, коробочки, ларцы, игольницы, бисерницы из папье-маше, а для красоты рисовали на своих изделиях миниатюры: сюжеты сказок. Былин, песен, создавали фантастические пейзажи, цветочные композиции.
Технология изготовления лаковых изделий длительна и трудоёмка. Вначале из древесного картона делают заготовки, проклеивая каждый слой мучным клейстером. Затем сушат, купают в ванне с маслом, опять 8 дней сушат, затем заготовки пилят на куски, приклеивают к заготовке донце, готовят крышки, прикрепляют шарниры. Далее обрабатывают шкуркой, промасливают олифой и просушивают, после чего шпаклюют, чтобы сравнять неровности, покрывают 2 - 3 раза чёрной эмалью, затем чёрным лаком, а внутри киноварью и светлым лаком. После каждого покрытия её просушивают. Далее мастера-живописцы тонкими беличьими кисточками (с концами тоньше игольного острия) наносят на их поверхность мельчайшие мазки. Цветовая гамма состоит из тёплых тонов с преобладанием золотисто-охристого, красного, розового, светло-коричневого цветов с перламутровыми оттенками. Мастера почти не пользуются чёрным цветом. Рисунок окаймляется золотой полоской ажурного орнамента.
Гусь-Хрустальный тем живёт, что стекло хрустально льёт, Стеклянную посуду для честного люда.
Здесь, среди сосновых боров и берёзовых рощ, сумрачных сводов лесов и болот, на быстроходной речке Гусь с песчаными берегами стоит столица русского хрусталя. Облюбовав мещерские леса, основал хрустальную фабрику купец Аким Мальцев. Привлекли его дармовое топливо, залежи песка, дешёвая рабочая сила, местная глухомань.
Выпускали ходовые изделия: бутыли, оконное и зеркальное стекло, бокалы, рюмки, чашки бесцветного стекла с гравировкой и позолотой. Талантливые мастера-алмазчики умели поймать солнечный луч и заставить сверкать его в хрустале. Появляется цветное многослойное стекло, имитирующее золото и серебро. Это изделия в восточном стиле для персидского рынка, для шаха Ирана. Изделия из хрусталя славились своей алмазной гранью, украшались гравировкой. Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях герб России. Красоту в каждый дом - вот какая идея вела Мальцевых. И подтверждением этому была медаль, которую получил Аким Мальцев из рук императрицы Екатерины - «Блаженство каждого и всех».
Вас встречает, как родной отец, славный город Гороховец. Славится он плотниками, барышнями, птицами, кониками.
Гороховецкие плотники делали игрушки на потеху и радость своих собственных ребятишек, почти не занимались продажей на ярмарках и базарах. Игрушки делали преимущественно мужчины, изготавливали «между делом» в свободное от основной работы время, в основном зимой.
Мастера чаще всего изготавливали фигурки коней, птиц, барынь. Коники считались у деревенских ребятишек самой любимой игрушкой. В гороховецкой игрушке кони чаще всего окрашены в горячий красный цвет. Голова гордо вздёрнута, а шея вытянута вверх. Красный цвет - чисто символический. Наши предки верили в то, что солнечный диск по небу движется с помощью огненных коней.
Всегда излюбленными мотивами в крестьянском искусстве были образы птиц. Они являлись оберегами дома, с ними связывались многие праздники. Это и петушки, и курочки, и голуби, конечно, окрашенные в яркие тона.
Барыни имели свою отличительную черту. Вместо традиционных крестьянских одежд на них городская кофта и широкая колоколообразная юбка. На голове не платки, а кокошники. Излюбленным орнаментом игрушки является крупная лепестковая розетка, выполненная краской. Ею украшена одежда барынь, спинки карет и повозок. Гороховецкую игрушку в народе называют щепной, т.к. делалась она из деревянных чурок и щепок - отходов плотницкого дела. Сначала обработка игрушки производилась топором, и лишь затем мастер прибегал к помощи ножа или долото.

Град Владимир тем живёт, что иконы создаёт, Поле рожью засевает, на рожках народ играет. Вышивальщиц здесь не счесть, и великая им честь!
Издавна славился Владимир иконописным промыслом. Изготовлением икон занимались целыми семьями, передавая мастерство из поколения в поколение. Одним из распространённых промыслов было пастушество. Пастухи делали себе из можжевельника или сосны музыкальные инструменты - рожки. В бруске дерева, распиленном на две части, просверливали сквозное отверстие, обвивали берестой обе обработанные половины, а затем делали шесть отверстий для пальцев. Каждый инструмент обработку получал в процессе игры. Поэтому рожок, бывший в употреблении, ценился дороже нового.

Муром - древнейший поставщик коробья. Коробьё - особый вид сундука, предназначенный для хранения белья, одежды, обуви и т.д. В год изготавливалось до 50 000 сундуков. Женщины в этом промысле не участво-вали, а мальчики начинали работать с 12-15 лет. При изготовлении существовало разделение труда: одни кустари вязали сундучные ящики, другие красили их, оковывали полосами тонкого чернового железа, а иногда фасонной жестью, снабжали замками, петлями, приделывали ручки, накладки, «державы», которые удерживали крышку раскрытого сундука от падения.
Александрова слобода - красавица, кузнецами она славится. Испокон веков кузнечное ремесло особо почиталось в народе. Кузнецы поставляли на рынок топоры, долота, ковши, ухваты, заступы, ножи, вилы. А также «петли» для дверей и ворот, решётки, замки и многое другое. Наиболее искусные мастера выполняли и более сложные работы: подсвечники, кресты для церквей, металлические двери с «золотой наводкой по меди», кованые железные двери, кованые ставни. Кузнечное ремесло - удел сильных и увлечённых людей. Металл - труднообрабатываемый материал. Только в руках мастера куски раскалённого бесформенного металла оживают под ударами молота, чтобы стать вещью. По берегам реки Серой стояло 43 кузницы. 32 семьи, 215 человек занималось кузнечным ремеслом. Размах кузнечного дела был настолько большим, что в гостином дворе был выделен специальный кузнечный ряд, а для города был утверждён даже герб с изображением наковальни и кузнечных клещей. Наиболее искусные мастера: Семён Модин, Семён Зверев, Василий Куделин, Василий Жижимонтов, кузнецы Нестеровы, Быковы, Кирилловы и др.
Викторина
Литература:
  1. «Художественные промыслы РСФСР» - справочник под ред. В.Г. Смолицкого, З.Я. Скавронской, - М. «Лёгкая индустрия», 1973 г.
  2. «Перо жар-птицы» Г.В. Латышев, - Верхне-Волжское книжное издательство, 1988 г
  3. «Гусь-Хрустальный», М. «Советская Россия», 1971 г.
  4. «Художественные промыслы владимирской области» Р. Бардина, 1975 г.
  5. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», Н.В. Гаевская, А.И. Иорданский, 2006 г.
  6. «По окраинным землям Владимирским» А.А.Тиц, М. «Искусство», 1969 г.


© 2010-2022