- Преподавателю
- Начальные классы
- Социальный проект «Мы за здоровый образ жизни» для учащихся начальных классов
Социальный проект «Мы за здоровый образ жизни» для учащихся начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Важнецова В.А. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с. Мошенское» в д. Кабожа
Мошенского района Новгородской области
Социальный проект «Мы за здоровый образ жизни».
(для учащихся начальных классов)
Автор: Важнецова Валентина Андреевна,
учитель начальных классов, высшая категория.
2012
Пояснительная записка. Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому именно с начальной школы надо пропагандировать здоровый образ жизни и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Наша школа отводит особое место вопросам формирования у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Ведь именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика даже больше, чем врач. Педагог может дать знания, которые будут способствовать формированию у учащихся здорового образа жизни и сознательной заботы о своём здоровье. Проблема сохранения здоровья сегодня является очень актуальной. Дмитрий Медведев сказал: «Нам сегодня нужно подумать о том, как на современном уровне, без занудства и пошлости, пропагандировать здоровый образ жизни». Одним из направлений своей работы я выбрала отработку и внедрение в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих форм, методов, приёмов и технологий, которые направлены на обеспечение возможности сохранения здоровья школьника за период обучения в начальной школе, формирование у него необходимых ЗУН по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни. Эта работа даёт возможность охватить всех учащихся начальной школы, создать такую обучающую, воспитывающую, развивающую среду, которая способствует максимальной реализации выбранных мною задач. Осознание учащимися того, что в данном направлении движется весь коллектив школы, позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности ребят, формировать самостоятельность, активность, свободно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, учит со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, формирует культуру здоровья. Возраст учащихся: 7-11лет ( 1 - 4 класс).
Цели проекта:
Пропаганда и формирование у учащихся необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и сознательной заботы о своём здоровье.
Задачи проекта:
-
формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
-
формирование чувства ответственности за свое здоровье;
-
снижение уровня заболеваемости учащихся;
-
повышение качества образования и воспитания школьников;
-
сохранение работоспособности на уроках;
-
личностный рост учащихся;
-
развитие творческих способностей и познавательного и интереса учащихся;
-
создание сплоченного коллектива класса.
Принципы проекта:
-
непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
-
принцип активного обучения - учащиеся являются непосредственными участниками здоровьесберегающих мероприятий;
-
последовательность и систематичность - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков;
-
доступность - определяется прежде всего ролью учителя как консультанта, а не «легкостью» материала, учитель - организатор процесса;
-
прочность - знания подкрепляются практикой, в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
-
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Направления, по которым ведётся работа:
-
Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.
-
Физическое развитие.
-
Динамические перемены.
-
Внеклассная работа.
-
Тесное сотрудничество школы и ФАПа, Мошенской ЦРБ.
Ожидаемые результаты:
-
Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, и, как следствие, принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.
-
Снижение заболеваемости среди детей.
-
Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
-
Личностный рост учащихся.
-
Повышение качества знаний.
-
Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в библиотеке.
-
Приобретение коммуникативных навыков.
-
Создание сплоченного коллектива класса.
-
Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, мини - сочинений, отзывов, рисунков, фотографий, презентаций и др.
-
Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
-
Повышение профессиональной компетентности учителя.
Этапы реализации проекта
Подготовительный (август - сентябрь 2010 года)
-
Сплочение учащихся и родителей для работы над проектом.
-
Выявление и анализ отношения к проекту всех участников.
-
Разработка плана по подготовке и реализации проекта.
-
Изучение учебно-методической документации и литературы, освещающей вопросы формирования здорового образа жизни учащихся.
-
Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
-
Проведение групповой и индивидуальной работы с родителями с целью ознакомления с индивидуальными особенностями учащихся.
-
Изучение медицинских карт школьников.
-
Разработка содержания проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.
Практический (2010- 2014 учебные годы)
-
Реализация целей и задач проекта через отработку и внедрение в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих форм, методов, приёмов и технологий.
-
Внесение необходимых корректив в содержание проекта.
Обобщение и осмысление опыта по пропаганде и формированию здорового образа жизни учащихся (2011 /2014 учебный год)
-
Осуществление анализ эффективности проекта.
-
Определение теоретической и практической значимости проекта.
-
Отчёт о результатах проекта. Выступление на МО учителей начальных классов. Выступление на педагогическом совете школы с целью обмена опытом.
Реализация проекта
Соблюдение гигиенических норм:
-
световой режим;
-
ростовая мебель;
-
проветривание кабинета;
-
озеленение кабинета;
-
организация горячего питания в школе.
Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий:
-
рациональная организация урока: разнообразные виды деятельности, частота их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 80%;
-
использование активных методов и активных форм обучения: работа в группах, парах, ролевая игра, дискуссия, выступление с сообщениями, создание учащимися презентаций, решение проблемных ситуаций, составление проектов;
-
использование различных видов уроков: уроки-игры, уроки-праздники, уроки-практикумы, уроки на свежем воздухе и т.д.;
-
благоприятный эмоционально-психологический климат;
-
смена позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки, динамическая пауза;
-
активное использование инновационных методов обучения - мультимедиа, портфолио, проектная деятельность.
Система психолого-педагогического сопровождения:
-
диагностика психо-физиологического развития учащихся совместно с Центром ППМ;
-
работа по программе Н.Гусевой «Волшебная страна чувств», которая включает социально-психологические игры и занятия, направленные на гармонизацию межличностных отношений в классе, формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия;
-
ведение портфолио учащихся.
Физическое развитие:
-
утренняя зарядка;
-
физкультминутки на уроках и динамическая пауза;
-
физические упражнения на переменах: малоподвижные игры, игры-считалки, скакалка, «резиночка», хула-хуп, кегли;
-
«Весёлые старты»: ежегодное участие в школьных и районных спортивных соревнованиях;
-
«Мама, папа, я - спортивная семья» - школьная ежегодная спортивная игра с участием семейных команд;
-
поощрение посещения школьных и внешкольных спортивных секций, через оформление портфолио учащихся, через обсуждение спортивных достижений и побед учащихся на классных часах.
Организация внеклассной работы:
1). Классные часы:
«Как вести себя с незнакомцем»;
«Как вести за столом»;
«Режим дня школьника»;
«Правила рационального питания»;
«Волшебные телефоны: 01, 02, 03»;
«Огонь - друг или враг»;
«Пожар - стихийное бедствие»;
«Я хочу быть здоровым»;
«Профилактика вредных привычек»;
«Дорожная азбука»;
«Безопасный подход к школе»;
«Осторожно дорога! Правила поведения на дороге в зимний период»;
«Умей сказать нет»;
«Нарушения осанки и их профилактика»;
«Закаливание и профилактика простудных заболеваний»;
«Укрепление здоровья школьников в каникулы»;
«Гигиена зрения»;
«Личная гигиена и уход за зубами»;
«Осторожно грипп!»;
«Профилактика простудных заболеваний»;
«Витамины на твоём столе»;
«Почему мы болеем?»;
«Чистота - залог здоровья»;
«Моё здоровье в моих руках»;
«Что такое здоровый образ жизни?»;
«Хочешь быть здоровым, умным, красивым? Закаляйся!»;
«Легковоспламеняющиеся предметы»;
«Снегопад, сугробы»;
«Осторожно - гололёд!»;
2). Спортивный кружок «Богатырь».
3). Всемирный день здоровья: беседы:
-
Беседы по ПДД и ОБЖ по учебному плану в течение года на уроках окружающего мира и физкультуры (ежегодно);
-
Беседы фельдшера Андреевой В.Н. «Профилактика заболеваний» (1 раз в месяц);
-
Выступление старшеклассников (ежегодно;)
4). Ежегодный профилактический осмотр и беседа стоматолога из районной поликлиники.
5). Предметные недели:
экологическая игра «Природа и мы»;
викторина «Не шути с огнём»;
школьная акция « Я выбираю спорт»;
школьная акция « За безопасность дорожного движения»;
творческое дело «Снежная сказка». Создание скульптур, крепостей, сказочных предметов из снега;
игра « Зарничка»;
6). Конкурсы:
конкурс рисунков на асфальте по ПДД (ежегодно);
конкур рисунков, беседа по профилактике противопожарной безопасности (ежегодно);
конкур рисунков «Спорт в моей семье»;
районный конкурс рисунков по ПДД «Дорога и мы»;
участие в районном конкурсе по ПДД «Внимание, дети!»
7). Творческие дела и проекты: творческая мастерская «Безопасный перекрёсток»; творческая мастерская «Мой режим дня»; творческая мастерская «Правила поведения за столом»; проект «Охрана здоровья»; проект «Физкульминутки»; конкурс детских презентаций «Дорога и мы»; конкурс детских презентаций «Ядовитые и лекарственные растения»; конкурс детских презентаций «Не шути с огнём», «Один дома»; конкурс детских презентаций «Домашний питомец»; конкурс рисунков «Здоровый образ жизни»; конкурс плакатов «Правильное питание и витамины»; сочинение «Я и здоровый образ жизни», «Моё здоровье в моих руках».
8). Формирование сплоченного коллектива класса: - участие в школьных и районных праздниках, смотрах, конкурсах, фестивалях; организация учителем и учащимися бесед, конкурсов, праздников в классе; - организация детского летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием детей.
9). Работа с родителями: - анкетирование и опрос родителей с целью ознакомления с индивидуальными особенностями учащихся; - родительские собрания на темы «Режим дня школьника», «Учебные нагрузки и здоровье ребёнка», «Питание школьника в семье и школе»; « Как уберечь ребёнка от насилия»; «Профилактика вредных привычек; - индивидуальная работа с родителями.
-
Собственная разработка
-
vio.uchim.info/Vio_69/cd_site/articles/art_3_8.htm
-
msmsu.ru/zob/school_2_1.htm
zpzr.ru/healthcare_education/4169.html