Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебная шкатулка для 4 класса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная шкатулка» является программой художественно-эстетической направленности, разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации; с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество».


АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами? Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты
  • развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
  • знакомит с основными геометрическими понятиями;
  • улучшает способность следовать устным инструкциям;
  • расширяет коммуникативные способности;
  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового. Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
  • конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) - поделки оригами;
  • объект исследования - например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
  • наглядное сопровождение темы урока - например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы - на занятиях театральной студии;
  • средство организации урока - например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
  • элемент мероприятий - например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа «Волшебная шкатулка» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.

Цель программы:

  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы:
Обучающие

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • обучение различным приемам работы с бумагой.
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к искусству оригами.
  • расширение коммуникативных способностей детей.
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Волшебная шкатулка» адресована учащимся начальной школы и рассчитана 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.


Программа «Волшебная шкатулка» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год - 4 класс.

Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Волшебная шкатулка». Позволит развивать духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу «Волшебная шкатулка» способствует развитию умения экспериментировать с разными художественными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит интерес учащихся начальной школы к художественному творчеству.

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;


Обучающийся получит возможность научиться:
  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут:
  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

К концу обучения обучающиеся должны


знать уметь что такое оригами подбирать бумагу нужного цвета историю возникновения оригами выполнять разметку листа бумаги основные приемы работы, способ складывания базового треугольника пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов пользоваться чертежными инструментами, ножницами название, приемы складывания модулей собирать игрушки - «оригамушки» необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы составлять композицию из готовых поделок уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку анализировать образец, анализировать свою работу

Оценка результатов образовательной деятельности Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).



Тематическое планирование








п/п Наименование тем Количество часов теория практика всего 1. Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся 1 1 2 2. Простые базовые формы оригами
2 2 3. Осенние композиции
2 2 4. Базовая форма «Треугольник»
3 3 5. Базовая форма «Воздушный змей»
2 2 6. Базовая форма «Двойной треугольник»
2 2 7. Базовая форма «Двойной квадрат»
3 3 8. Базовая форма «Конверт»
3 3 9. Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба» 1 3 4 10. Базовая форма «Дверь» 1 3 4 11. Поздравительная открытка к празднику 8 марта
3 3 12. Итоговое занятие. Оформление выставочных работ 1 3 4
ИТОГО: 4 30 34




К


алендарно-тематическое планирование

4 класс (34 часа)

п/п

Тема

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Сроки проведения

п


о плану

фактически 1-2 Вводные занятия 2 ч. Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - волевая саморегуляция;

3-4 Простые базовые формы оригами 2 ч. Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Познавательные - знаково-символические - моделирование; - анализ; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция

5-6 Осенние композиции 2 ч. Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.
Познавательные - поиск и выделение информации; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; - контроль и коррекция; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;

7-9 Базовая форма:
«Треугольник»
3 ч. Домик с крыльцом, домик с трубой. Домик с верандами. Деревья и травы. Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; -


контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; -


контроль, оценка - волевая саморегуляция;

10-11 Базовая форма:
«Воздушный змей» 2 ч. Лебеди (2 способа). Утка с утёнком.

12-13 Базовая форма:
«Двойной треугольник» 2 ч. Тропическая рыбка. Отделка модели.



14-16 Базовая форма: «Двойной квадрат» 3 ч. Золотая рыбка. Краб. Композиция «Аквариум».

17-19 Базовая форма: «Конверт» 3 ч. Рыбка-бабочка. Водоросли и камешки. Оформление аквариума.

20-23 Базовая форма: «Рыба» 4 ч. Царевна-Лебедь. Пингвин (2 способа). Композиция «Пингвины на льду».

24-27 Базовая форма: «Дверь» 4 ч. Мышь и поросёнок. Бурёнка. Композиция «В деревне».

28-30 Поздравительная открытка к празднику 8 Марта


3 ч. Оформление поздравительной открытки.
Конкурс «Я люблю свою маму». Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - формулирование познавательной цели; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно - этическое оценивание

31-34 Итоговые занятия. Оформление выставочных работ 4ч.
Изготовление мобиля «Бабочки и цветы». Подведение итогов работы за год. Выставка моделей, изготовленных в течение года. Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; -


оценка; Личностные


- самоопределение


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество» stranamasterov.ru
  2. Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
  3. Художественная творческая деятельность. Оригами. Авторы-составители И.А.Рыбакова, О.А.Дюрлюкова Волгоград, 2012
  4. Цветы и вазы оригами. С.Афонькин, Е. Афонькина, 2002
Интернет ресурсы. stranamasterov.ru encyclopedia.ru/ nachalka.ru/

10


© 2010-2022