Внеурочная деятельность по ФГОС. Рабочая программа кружка Художественный труд для 1-3 классов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Внеурочная деятельность по ФГОС. Рабочая программа кружка Художественный труд для 1-3 классов.

Внеурочная деятельность по ФГОС. Рабочая программа кружка "Художественный труд" для 1-3 классов.



Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

Законы РФ и РТ «Об образовании»

Федерального Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования.,

-Образовательной программы начального общего образования МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.

Примерной программы по внеурочной деятельности, с учётом возрастных особенностей младших школьников. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

  1. Цель и задачи программы

Цель: раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребёнке.

Задачи:

Развивающая:

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Учебная:

Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательная:

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Занятия по программе 1час в неделю

33часа -в 1классе

34часа -во 2,3 классах

Программа состоит из 2- х разделов:

-изобразительная деятельность;

-работа с разными материалами.


Прогнозируемые результаты

-приобретение социальных знаний;

-получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

-получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия Основным критерием результативности освоения программы кружка выступает критерий сформированности у детей эстетического восприятия, эстетического вкуса и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, показателями которого являются: -наличие устойчивого интереса к изобразительному искусству; -активная познавательная позиция младшего школьника; - широкая информированность; -овладение опытом самостоятельной творческой деятельности.

  1. Особенности программы
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка. Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе). Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно-пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Режим проведения занятий: 1-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц. 2-й год обучения 1 час в неделю, 4 часа в месяц. 3-й год обучения 1час в неделю, 4часа в месяц.
  1. Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе - 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут (в 1 классе), по 35 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
  1. Ожидаемые результаты
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:



1год обучения 1.Теоретическая подготовка. Должны знать: -правила техники безопасности; -название видов деятельности, которыми они занимаются; -специальную терминологию по теме; -название используемых материалов и инструментов. 2. Практическая подготовка Должны уметь: -пользоваться инструментами для рисования; -владеть приемами работы красками, гуашью 3. Общеучебные умения и навыки Должны уметь: -организовывать рабочее место; -соблюдать правила ТБ; 2 год обучения 1.Теоретическая подготовка. Должны знать: -правила ТБ при работе с красками; -названия вновь изученных видов деятельности; -значение специальной терминологии. 2. Практическая подготовка Должны уметь : -использовать простейшие народные мотивы. 3. Общеучебные умения и навыки -пользоваться специальной литературой; -самостоятельно работать по образцам. 3год обучения 1.Теоретическая подготовка. Должны знать: -специальную терминологию и широко использовать ее в работе; -приемы работы со специальной литературой; -теоретическую базу разных видов декоративно - изобразительного искусства. 2. Практическая подготовка Должны уметь -качественно владеть кистью; -использовать навыки творческой деятельности; -самостоятельно выполнять творческие композиции 3. Общеучебные умения и навыки Должны уметь: - организовывать и выполнять работу в группе; -осуществлять проектную деятельность.

  1. Учебно -тематический план по годам обучения

Вид деятельности

Кол -во часов, класс

1кл.

2кл.

3кл.

1

Введение

1

1

1

2

Изобразительная деятельность

16

16

16

4

Работа с разными материалами

15

16

16

5

Подведение итогов

1

1

1

6

Общее количество часов

33ч

34ч

34ч

Содержание программы


Вводное занятие.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

Работа с бумагой и картоном.

  • Знакомство с оригами.

  • Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

  • Изготовление аппликаций по образцу.

  • Изготовление настольных игрушек (по образцу).

  • Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

Работа с природным материалом

  • Игрушки из природного материала. Олень, ослик.

  • Изготовление игрушек по замыслу детей.

Работа с пластилином.

  • Лепка людей, животных, овощей (по образцу).

  • Пластилиновая папликация на картоне «Полёт на Луну», Ваза с цветами» (по образцу).

  • Лепка по замыслу детей.

Итоговые занятие.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля.


  1. Тематическое планирование

1 год обучения - 33 часа)


Раздел программы

Тема

Материалы, инструменты

Колич.

часов

1

Изобразительная деятельность

Вводное занятие. Мои любимые цвета - раскрашивание цветка

Шаблоны цветов, краски, кисти

1

2

Работа с разными материалами

Лепка по образцу предметов шаровидной формы («Гусеница»).

Пластилин, доска

1

3

Изобразительная деятельность

Рисование точек («Идет дождь»).

Альбом, краска, кисточка.

1

4

Работа с разными материалами

Открытка для бабушек и дедушек ко дню пожилых людей

Альбомный лист, цветная бумага, карандаши, ножницы, клей

1

5

Изобразительная деятельность

Рисуем портреты своих учителей

Альбом, цветные карандаши, краски, кисточки

1

6

Работа с разными материалами

Лепка из пластилина «Овощи в корзинке»

Пластилин, доска

1

7

Изобразительная деятельность

Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (лесенка, шахматная доска, окошки.)

Альбом, краски, кисточки.

1

8

Работа с разными материалами

Аппликация из природного материала «Бабочка»

Сухие листья, альбом, ножницы, клей.

1

9

Изобразительная деятельность

Шахматная доска. Занятие развития и коррекции умений и навыков.

Альбом, краска, кисточки.

1

10

Изобразительная деятельность

Рисование прямых наклонных линий разной толщины («Трава»).

Альбом, цветные карандаши, краски, кисточки

1

11

Работа с разными материалами

Лепка предметов, состоявших из нескольких частей («Неваляшка»).

Пластилин, доска.

1

12

Изобразительная деятельность

Овощи с натуры.

Альбом, краски, кисточка.

1

13

Работа с разными материалами

Лепка предметов, состоявших из нескольких частей («Неваляшка»).

Пластилин, доска

1

14

Изобразительная деятельность

Рисование по представлению знакомых детям предметов.

Альбом, цветные карандаши

1

15

Работа с разными материалами

Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги.

Цветная бумага, ножницы, клей.

1

16

Изобразительная деятельность

Новогодняя ёлка, игрушки.

Альбом, краски, кисточка.

1

17

Работа с разными материалами

Вырезаем из бумаги снежинки.

Белая бумага, ножницы.

1

18

Изобразительная деятельность

Овощи с натуры.

Муляж овощей, альбом, кисточка.

1

19

Работа с разными материалами

Аппликация из готовых геометрических фигур («Башенки»).

Цветная бумага, альбом, клей, ножницы.

1

20

Изобразительная деятельность

Рисуем «Валентинки»

Цветная бумага альбом.

1

21

Работа с разными материалами

Открытка Для пап ко дню 23 февраля.

Цветная бумага, альбомный лист, ножницы, клей.

1

22

Изобразительная деятельность

Рисуем военную технику

Краски, альбом, карандаши.

1

23

Работа с разными материалами

Поздравительная открытка для мам

Альбомный лист, гофрированная бумага, ножницы, клей.

1

24

Работа с разными материалами

Лепка мультипликационных героев.

Доска пластилин

1

25

Изобразительная деятельность

Рисование прямых линий различной толщины (Заборчик).

Альбом, краски, кисточки.

1

26

Работа с разными предметами

Лепим из пластилина героев сказки «Колобок».

Пластилин, доска.

1

27

Работа с разными предметами

Аппликация из геометрических фигур «Ракета» на день космонавтики

Цветная бумага, альбом, клей, ножницы

1

28

Изобразительная деятельность

Иллюстрация, к сказкам Г.Тукая.

Альбом, краски, кисточки

1

29

Работа с разными материалами

Складываем бумагу по технике оригами.Птицы.

Цветная бумага, ножницы.

1

30

Изобразительная деятельность

Подарок ветеранам. Рисуем букет цветов.

Краски, альбом, кисточки

1

31

Работа с разными материалами

Мозаика из цветной бумаги. Животные.

Шаблоны животных, клей, цветная бумага.

1

32

Изобразительная деятельность

Рисование «Здравствуй лето».

Альбом, краски

1

33

Подведение итога

Выставка самых хороших работ.


1


2 год обучения (34 часа)


Раздел программы

Тема

Материалы, инструменты

Колич.

часов

1

Изобразительная деятельность

Вводное занятие. Краски лета.

Альбом, краски Кисточки.

1

2

Работа с разными материалами

Складываем бумагу в технике оригами. Животные

Цветная бумага, ножницы.

1

3

Изобразительная деятельность

Рисование замкнутых круговых линий (клубок ниток, цепочка).

Альбом краски, кисточки.

1

4

Работа с разными материалами

Аппликация из гофрированной бумаги.

Гофрированная бумага, альбом, клей, ножницы.

1

5

Изобразительная деятельность

Рисуем портреты бабушек и дедушек.

Альбом, кисточки, краски.

1

6

Работа сразными материалами

Лепка из пластилина. Составление композиции «Домашние животные», (коллективная работа)

Доска, пластилин.

1

7

Изобразительная деятельность

Узор в полосе (веточка ели).

Альбом, краски, кисточки.

1

8

Работа с разными материалами

Мозаика «Весёлые узоры» ( с использованием семян, круп).

Альбом, клей, крупы, семена)

1

9

Изобразительная деятельность

Герои мультфильмов.

Кисти, краски, фломастеры.

1

10

Работа с разными материалами

Составление композиции из пластилина «Животные нашего леса» (коллективная работа)

Пластилин, доска.

1

11

Изобразительная деятельность

Рисуем мамин платок. Узоры.

Альбом, краски, кисточка, фломастеры

1

12

Работа с разными материалами

Поздравительная открытка. Мамочка любимая моя.

Альбомный лист, фломастеры, цветная бумага.

1

13

Изобразительная деятельность

Рисование снежинок.

Альбом, краски, кисточки.

1

14

Работа с разными материалами

Оригами кошка, собака.

Цветная бумага, ножницы.

1

15

Изобразительная деятельность

Рисуем деда мороза и снегурочку.

Альбом, краска, кисточки.

1

16

Работа с разными материалами

Изготовление новогодних игрушек.

Цветная бумага, ножницы, клей.

1

17

Изобразительная деятельность

Рисуем зимние игры.

Альбом, краски, фломастеры, цветные карандаши.

1

18

Работа с разными материалами

Лепка из пластилина героев сказки «Репка».

Доска, пластилин. Иллюстрации сказки «Репка».

1

19

Изобразительная деятельность

Рисование с натуры связки воздушных шаров.

Альбом, краска, кисточки.

1

20

Работа с разными материалами

Делаем закладки для книг своими руками.

Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы.

1

21

Изобразительная деятельность

Изготовление Валентинок из цветной бумаги.

Цветная бумага, клей, ножницы.

1

22

Работа с разными материалами

Поздравительные открытки для пап.

Альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы.

1

23

Изобразительная деятельность

Рисование военных самолётов.

Альбом, краска. кисточки.

1

24

Работа с разными материалами

Поздравительные открытки для наших любимых мам.

Альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы.

1

25

Изобразительная деятельность

Узор в полосе (веточка ели).

Альбом, краска, кисточки.

1

26

Работа с разными материалами

Лепка из пластилина «Учебные принадлежности».

Доска, пластилин.

1

27

Изобразительная деятельность

Рисуем скворечника.

Альбом, краска, кисточка.

1

28

Работа с разными материалами

Складываем бумагу в технике оригами. Подводный мир.

Цветная бумага, ножницы.

1

29

Изобразительная деятельность

Рисуем. «Ракета летит в космос».

Альбом, краска, кисточка.

1

30

Работа с разными материалами

Лепим из пластилина героев сказок Г Тукая.(коллективная работа).

Доска, пластилины.

1

31

Изобразительная деятельность

Открытка для ветеранов. «день Победы».

Альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы.

1

32

Работа с разными материалами

Аппликация «Цветочная поляна».

Альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны.

1

33

Изобразительная деятельность

Рисование «Здравствуй лето!».

Альбом, краска, кисточка.

1

34

Итога года.

Выставка рисунков.


1



3 год обучения - (34 часа)

Раздел программы

Тема

Материалы, инструменты

Колич. часов

1

Изобразительная деятельность

Вводное занятие

Краски осеннего пейзажа

Тушь, гуашь, краски, кисти

1

2

Работа с разными материалами


Узор из осенних листьев

Сухие листья, клей, ножницы.

1

3

Изобразительная деятельность

Натюрморт «Дары осени»

Альбом, краски, кисти.

1

4

Работа с разными материалами

Букет цветов для наших бабушек и дедушек. Способ оригами.

Цветная бумага, клей, ножницы.

1

5

Изобразительная деятельность

Рисуем любимых учителей.

Альбом, краска, кисточка, Цветные карандаши.

1

6

Работа с разными материалами

Мозаика «Домашние животные»(с использованием семян, круп).

Шаблоны домашних животных, семена и крупы, клей картон.

1

7

Изобразительная деятельность

Осенний пейзаж.

Альбом, краски, кисточки.

1

8

Работа с разными материалами

Складываем бумагу по технике оригами. Подводный мир.

Цветная бумага, ножницы клей, альбомный лист.

1

9

Изобразительная деятельность

Техника параллельного низания. «Бабочка».

Цветная бумага, клей, ножницы, альбомный лист.

1

10

Работа с разными материалами

Лепка из пластилина героев мультфильма «Теремок»

Доска, пластилин.

1

11

Изобразительная деятельность

Дорожные знаки.


Альбом, краска, кисточки.

1

12

Работа с разными материалами

Поздравительная открытка с днём матери.

Альбом, цветная бумага, клей, ножницы.

1

13

Изобразительная деятельность

Иллюстрации к сказке «Репка».

Альбом, краска, кисточка.

1

14

Работа с разными материалами

Вырезаем разноцветные снежинки из салфетки.

Салфетки, ножницы.

1

15

Изобразительная деятельность

Рисуем «Зимние забавы».

Альбом, краска, кисточка.

1

16

Работа с разными материалами

Ёлочные игрушки своими руками.

Цветные бумаги, клей, ножницы.

1

17

Изобразительная деятельность

Узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

Альбом, краска, кисточка.

1

18

Работа с разными материалами

Лепим человека из пластилина.

Доска, пластилин.

1

19

Изобразительная деятельность

Рисование по памяти на тему: «Моя любимая игрушка»

Альбом, краски, кисточки,

1

20

Работа с разными материалами

Аппликация к сказке «Золотая рыбка»

Альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы.

1

21

Изобразительная деятельность

Делаем Валентинки для друзей.

Цветная бумага, фломастеры, ножницы.

1

22

Работа с разными материалами

Поздравительная открытка на 23 февраля.

Альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы.

1

23

Изобразительная деятельность

Рисуем военную технику.

Альбом, краска, кисточка.

1

24

Работа с разными материалами

Букет цветов на 8 марта из гофрированной бумаги.

Гофрированная бумага, шпажка, нить, ножницы.

1

25

Изобразительная деятельность

Рисуем портреты наших любимых мам.

Альбом, краска, кисточка.

1

26

Работа с разными материалами

Композиция разноцветные бабочки. Оригами.

Цветная бумага, ножницы.

1

27

Изобразительная деятельность

Рисуем « Весна наступает».

Альбом краски, кисточки.

1

28

Работа с разными материалами

Оригами «Грачи прилетели».

Цветная бумага, ножницы.

1

29

Изобразительная деятельность

Иллюстрация, к сказкам Г.Тукая.

Альбом, краска, кисточка.

1

30

Работа с разными материалами

Лепим из пластилина героев сказок Г. Тукая «Су анасы» и «Шурале».

Доска, пластилин.

1

31

Изобразительная деятельность

Рисуем «День Победы» или «Голубь мира».

Альбом, краска, кисточка.

1

32

Работа с разными материалами

Подарок ветеранам наши открытки.

Альбомный лист, цветная бумага.

1

33

Изобразительная деятельность

Рисование «Ура каникулы!».

Альбом, краска, кисточки

1

34

Подведение итога.

Выставка рисунков и поделок .

Работы обучающихся.

1


  1. Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Умелые руки» необходимы следующие принадлежности:
  • Цветная бумага, картон, учебные принадлежности;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  1. Литература

1.Программы ля внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. 2.Е. В. Шорохов «Методика преподавания композиции на уроках ИЗО». - Москва 1997 3. Е. Рожкова « ИЗО в начальной школе» -М. Просвещение 1998 4. Е.Маликова «Авторские разработки уроков» 5. С.Жегалова «Русская народная живопись» - М. Просвещение,1975 6. Т. Маврина «Городецкая роспись» -Л.Аврора, 1969 И. Ермакова «Гжель» -М. Планета,1993 7 В.Волина - Занимательное азбуковедение 8. Н.П.Костерин Учебное рисование

9.Варченко В.И. Радуга в компьютере. // Начальная школа. - 1997. -№10. - С92.

10.Волков И. П. Учим творчеству. -М., 1988.

11.Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии. -1982. -№5.

12.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 л. -М.,1996.

13.Земнина Е.А. Играем, познаем, рисуем. -М., 1996.

14Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1994. -КОС.

15. Т.Н.Проснякова, Н.А.Цирулик. Умные руки- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

16. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. Ярославль: Академия развития, 2006.
















© 2010-2022