Урок обучения грамоте в 1 «в классе (Система учебников «Начальная школа XXI века»)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте в 1 «в классе

(Система учебников «Начальная школа XXI века»)



Тема: «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».



Цель урока: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [г] и [к] по звонкости-глухости.
Предметные УУД: ознакомление с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости; отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком); чтение слов и предложений; сравнение первых звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости в именах детей: Кира, Коля, Гена, Галя; составление окончания истории; чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Остера «Секретный язык». Регулятивные УУД: дифференцирование букв , обозначающих близкие по акустико -артикуляционным признакам согласные звуки, имеющих оптическое и кинетическое сходство (г-к), чтение предложений и небольших текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, пересказ содержания текста с опорой на вопросы учителя, классифицирование слов по количеству слогов и месту ударения.

Коммуникативные УУД : формирование приёмов мыслительной деятельности. Личностные УУД : формирование добрых взаимоотношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитание уважения к одноклассникам.

Методические приёмы : метод динамических поз, методика зрительно - координационных упражнений; методика сенсорно - координационных упражнений « четыре угла», работа с сенсорным крестом, экологическое панно.

Материально- техническое оснащение урока:

Общеклассная работа: классная доска, модели слов, наглядные пособия по теме урока..

Каждому обучающемуся: 1. Журова Л. Е., Евдокимова М. И. Букварь. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 1 ч. - М.: Вентана-Граф, 2011. 2.Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь. Я учусь писать и читать.1 класс. Рабочая тетрадь для образовательных учреждений, 3-у изд., испр.и доп.- М.: Вентана-Граф, 2011., карточки, буквы, лучи для рефлексии.

Парная работа : карточки.

.

Ход урока

1.Организационный момент. - Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Садитесь.

По тропинке к вам школьной спешила.

Любовалась, как жизнь хороша.

Солнце ласково в небе уж так не сияло, как летом,

Но моя улыбалась душа.

- Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. Улыбнитесь друг другу. С таким добрым, хорошим настроением мы начинаем наш урок. И я знаю, что у вас всё получится. II. Вступительное слово учителя. 1. По дороге в школу я встретила гномика. Он передал письмо, в котором говорится о том, что его друзья попали в беду. Чтобы их освободить, надо собрать все светильники и отнести их злому колдуну. За это он освободит друзей гномика. И так в путь. 2. Первое задание :чтение чистоговорок (условное обозначение - книга). Прочитайте быстро: га/гу га/ага ка/ку/ка кага гу/га гу/угу га/гу/га гака кага-гага акакпа кугу первый ручеёк- дети встают за конторки III. Изучение нового материала.

3. Работа с учебником. Постановка цели. (Рассматривание изображения Г ? К в учебнике и определение такого рисунка на доске.)

- Дети, сравните, пожалуйста , эти изображения. Что вы увидели? ( Они одинаковые)

- Подумайте, а почему я обратила внимание именно на этот рисунок в учебнике?

-Произнесите эти звуки и найдите картинки на сенсорном кресте, в названии, которых встречаются эти звуки.

- О каких звуках пойдет речь на уроке? Что вы о них знаете? (Парные согласные)



Второе задание : работа со зрительными метками(условное обозначение - сова- сообрази). Буквы, записанные на доске (Это парные согласные.) (Сопоставление звуков [к] и [г] по звонкости - глухости, отражение этой характеристики в модели слова.) Детям предлагается провести звуковой анализ, обозначить цветными фишками гласный, твёрдый и мягкий согласные звуки(горка-корка). - Объясните, почему над буквой Г, г стоит колокольчик? Закройте уши и тихо произнесите звуки [к] и [г]. (Ручеёк потёк - дети садятся за парты). Вывод: когда произносим звук [г], в ушах звенит колокольчик (звук звонкий), а когда произносим звук [к] - звучания нет (звук глухой).

Физминутка для глаз . (10-12 упражнений по каждой траектории), изменяя темп выполнения.


(Второй ручеёк). Третье задание : провести звуковой анализ, поставь все известные тебе буквы.


а
- Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются? (Отличаются вторым звуком.) Четвертое задание: работа со зрительными метками. Работа в парах.

1 ряд- Прочитайте слово ко второй схеме. (слово «колос») - Какой звук заменим? Над звуком [к] нет колокольчика, а в первой схеме он есть. Каким звуком заменим [к]? Назовите новое слово. («голос»)

2 ряд - Прочитайте слово ко второй схеме. (слово «икра») - Какой звук заменим? Над звуком [к] нет колокольчика, а в первой схеме он есть. Каким звуком заменим [к]? Назовите новое слово. («игра».) (Ручеёк потёк).

3 ряд - аналогичная работа со словами «кол», «гол».

Пятое задание: 1) работа со зрительными метками(условный знак -деление слов на группы ). Коллективная словарная работа: лексическое значение слов «маг», « гам» - для нечитающих детей.

Маг- человек, который владеет тайнами магии.

Гул- сливающийся шум. - Прочитайте слова, назовите звуки, стоящие в начале слова. Определите задание. (Разделить слова на группы: слова со звонким согласным [г], слова с глухим [к] ) Для читающих детей - чтение рассказа Г. Остера «Секретный язык.»

Физминутка «Дружба».

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.

- Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку.

(Третий ручеёк).

Шестое задание.

Для нечитающих детей. Карточка. Деление слов на слоги. Работа со схемами (звуко- буквенный анализ слов.) Для читающих детей - беседа по тексту рассказа Г.Остера «Секретный язык». - Что вы поняли из прочитанного? (Настоящие друзья понимают друг друга без слов.)

Седьмое задание :работа в тетради (стрелочками соединить рисунок в названии которого имеется звук [г ]или [к].)

Для читающих детей- придумай окончание предложения.

Восьмое задание: Сопоставление первых звуков [к] и [г] в словах по твёрдости и мягкости, звонкости - глухости.

- Рассмотреть рисунки, на которых изображены дети: девочек зовут Кира и Галя, а мальчиков - Коля и Гена.

- Что надо сделать, когда смотрим на рисунки? (сравнить первые звуки в словах Кира, Коля)

(Ручеёк потёк). Вывод: В слове Кира первый звук мягкий согласный звонкий. А в слове Коля первый звук твёрдый согласный звонкий. Звуки [к] или [к']-это парные по твёрдости и мягкости. Аналогично выполняем работу со славами -Гена, Галя. Вывод: В слове Гена первый звук мягкий согласный звонкий, А в слове Галя первый звук твёрдый согласный звонкий. Звуки [г] или [г']-это парные по твёрдости и мягкости. Сравнение первых звуков по звонкости- глухости. Сравнивают звуки в словах Коля, Галя Х первые звуки в этих словах твердые, а в слове Кира, Гена - первые звуки - мягкие. Вывод: Первые звуки [г] или [к]- или [г']-[к'] - это парные по звонкости - глухости звуки. IV. Итог урока. - С какими звуками и буквами работали на уроке? Что стали знать еще лучше? Что вам понравилось на уроке. С каким рассказом мы познакомились? Какой вывод для себя сделали? Вы, молодцы! Ведь сегодня вы не бросили друга в беде, а помогли ему освободить его друзей.

1 ученик

Другу всегда помогу я в беде
С другом я буду всегда и везде.
Друга не брошу и не придам
Даже игрушку свою ему дам.

2 ученик

Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда - не беда,
Если рядом друзья настоящие.
v.Рефлексия. (Под музыку о дружбе.)

Учащиеся представляют себя лучиками солнца. Размешают лучики на солнце согласно своему настроению на доске. (Прекрасное настроение - жёлтый, плохое-красный).



© 2010-2022