Конспект урока по русскому языку Правописание парных согласных

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА.


Цель урока: выявить способ обозначения парного согласного звука в конце слова. Проблема: Как определить, какой буквой обозначить парный согласный звук в конце слова? УД, которые позволят ученикам построить новое знание на базе известного:

  • знают, что такое звук и буква;
  • разграничивают звук от буквы;
  • определяют парные согласные;
  • имеют представление о сонорных согласных: л, м, н, р, й;
  • имеют представление о сильной и слабой позиции для согласного;
  • имеют представление об однокоренных словах;
  • умеют выделять корень в однокоренных словах;
  • умеют отличать форму слова от однокоренного слова.

Место урока в учебном плане: данный урок является первым при изучении раздела «Парные согласные звуки в конце слова» на втором году обучения русскому языку. Возраст учащихся: 2 класс. Тип урока: урок изучения нового материала. Программное обеспечение урока: программа создания презентаций Microsoft Power Point, ЦОРы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов сети Internet. Методическое обеспечение урока:
  • компьютерная презентация «Правописание парных согласных в конце слова» (подготовлена в Power Point.) (30 слайдов);
  • цифровой образовательный ресурс «Вставь пропущенную парную согласную букву на конце слова»»;
  • цифровой образовательный ресурс «Найди ошибки в написании парной согласной»;
  • цифровой образовательный ресурс «Подчеркни парные согласные, которые нужно проверять»;
  • карточки с заданиями для парной работы.

.



Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Мотивация к узнаванию нового.

Но сегодня на уроке у нас не только гости - педагоги, пожаловала к нам ещё одна гостья. Кто же она?

Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
И люблю мороз сама,
Потому что я … (зима) (Слайд 2)
Наш урок посвящен Зиме. Её воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А всё потому, что природа зимой особенная (Слайды 3-8) : торжественная, сияющая чистотой и свежестью, удивительная и величавая. К тому же Зима - прекрасная художница. Вспомните, какие узоры расписывает Зима на окнах. И у нас в тетрадях сегодня появится зимний узор.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Для начала подготовим наши пальчики к работе. (Слайды 9-10) Итак, наши пальчики готовы.

  1. Минута чистописания.

зс зс
Какие буквы спрятались в этом узоре? (Слайды 11-12) Поменялись тетрадками с соседом и подчеркнули самую красивую и правильную букву з и с.

II. Актуализация знаний.

  1. Актуализация знаний о парных согласных.

    Вопросы учителя

    Предполагаемые ответы учеников

    Какие звуки обозначают эти буквы?

    Что ещё вы можете сказать об этих звуках?

    Какие ещё мы знаем парные согласные по звонкости и глухости?

    Буква зэ обозначает звуки з и з. Буква эс обозначает звуки с и с. Они парные по звонкости и глухости.

    Б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш. (Слайд 13)

  2. Словарная работа.

Мы знаем немало словарных слов. Но вы напишите в тетрадях только те слова, которые можно отнести к зимней теме, т.е. зимние слова.
Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте: Мороз, иней, ветер, пальто, каток, коньки. (Слайд14). Если нет ошибок, ставьте на полях + (1 балл) А теперь 1 ряд найдите и подчеркните слово, в котором все согласные парные глухие, 2 ряд - слово, в котором все согласные сонорные, 3 ряд - слово, в котором парный звонкий согласный находится в слабой позиции.

Проверяем.

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

1 ряд, какое слово вы подчеркнули?

Дайте характеристику звукам.

2 ряд, какое слово подчеркнули вы?

Ещё какие сонорные согласные вы знаете?

Сколько в русском языке сонорных согласных?

Назовите их.

Какие звуки называются сонорными?

3 ряд, какое слово подчеркнули вы?

Докажите, что парный согласный в слабой позиции.

Ещё когда согласный может стоять в слабой позиции?

А когда находится в сильной позиции?

Если слово подчеркнули правильно, ставим на полях очередной +.

Мы подчеркнули слово каток. (Слайд 15)

(Дети дают полную характеристику звукам.)

Мы подчеркнули слово иней.

Л, м, н.

В русском языке 5 сонорных согласных.

Л, м, н, р, й.

У которых при произношении голос преобладает над шумом.

Мы подчеркнули слово мороз.

Он стоит в конце слова. А для согласного конец слова - слабая позиция.

Перед несонорными и незвонкими согласными.

Перед гласным и перед сонорным.

III. Гимнастика для глаз.

IV.Создание проблемной ситуации. Кто у нас, ребята, ещё в гости пожаловал! (Снеговик!) А гостей принято потчевать, угощать. Давайте запишем, что у нас сегодня на обед. Записываем парами в столбик с маленькой буквы:

суп хлеб

рис арбуз Давайте проверим. Покажите сигнальной карточкой, какой буквой обозначили конечный звук в слове суп, хлеб, рис, арбуз. (Дети показывают карточки).

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

Почему в одинаковых словах один и тот же звук обозначили разными буквами? (Слайд 16)

С какой проблемой вы столкнулись?

Значит, какая у нас сегодня тема урока?

А какова цель сегодняшнего урока?

Мы не знаем, какой буквой обозначить этот звук. Мы ещё не умеем писать такие слова.


Как определить, какой буквой обозначить парный согласный звук в конце слова? (Слайд 17)

Правописание парных согласных в корне слова. (Слайд 18)

Выявить способ обозначения парного согласного звука в конце слова. (Выяснить, что нужно делать, чтобы правильно написать парный согласный на конце слова.)

V. Открытие нового знания.

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

Так какая у нас была проблема?

Поработайте в группах и попробуйте выявить способ, помогающий правильно обозначить буквой парный согласный звук в конце слова.

Итак, какие у вас есть версии? 1 группа, что у вас получилось?

Кто рассуждал точно так же?

А как рассуждала 2 группа?

Кто согласен со 2 группой?

А что думает 3 группа?

Почему?

Значит, всегда ли можно проверить парный согласный сонорным?

А кто догадался, что мы сделали с парным согласным?

Так как определить, какой буквой обозначить парный согласный на конце слова?

Как это сделать?

Как определить, какой буквой обозначить парный согласный звук в конце слова?

(Дети работают в группах).

Мы думаем, что нужно изменить слово, чтобы после парного согласного стоял гласный. Например: суп-супы, хлеб-хлеба, салат-салаты, арбуз-арбузы. (Слайд 21)

(Дети отвечают).

Мы согласны с первой группой, но думаем, что ещё можно подобрать однокоренные слова так, чтобы после парного согласного стоял гласный. Например: суп-суповый, хлеб-хлебушек, рис-рисовый, арбуз-арбузик. (Слайд 22)

(Дети отвечают).

А мы подобрали такие однокоренные слова, чтобы после согласного стоял сонорный: суп-супница, хлеб-хлебный, арбуз-арбузный. А к слову рис мы не смогли подобрать. (Слайд 23)

Потому что рисный не говорят.

Нет, не всегда.

Поставили в сильную позицию: перед гласным или перед сонорным согласным.

Нужно поставить парный согласный в сильную позицию.

Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный согласный. (Слайд 24)

V. Физкультминутка. (Видеоролик Вивальди «Зима»).

VI. Моделирование условия задачи и преобразование модели. А теперь вам снова предстоит работа в группах. Смоделируйте графическую модель, как правильно обозначить парный согласный на конце слова. (Дети работают в группах, а затем вывешивают свою модель на доску.) (Слайд 25) Графическую модель вы сконструировали, а теперь сформулируйте правило, как определить, какой буквой обозначить парный согласный звук в конце слова. (Чтобы правильно обозначить парный согласный звук в конце слова, нужно поставить его в сильную позицию. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный.) VI I. Практическая часть урока (начало формирования умений).

  1. Преобразование модели.
А теперь проверим, работает ли данная графическая модель на других словах. Попробуйте проверить в данных словах парный согласный в конце слова всеми способами: и изменив форму, и подобрав однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный и сонорный. (Слайд 26) Работаем парами по рядам на карточках: 1 ряд - зуб, 2 ряд - дуб, 3 ряд - снег. Проверка. (Слайд 26). Ну как, ребята, работает модель? (Да, работает.) А теперь сверим наши предположения с выводами автора учебника Антонины Владимировны Поляковой. (Дети открывают учебник на странице 17 и читают правило). Ну как, совпали наши предположения? (Да) Значит, мы на верном пути.
  1. Работа с ЦОР .
Три группы учащихся работают за компьютерами с ЦОР «Вставь пропущенную парную согласную букву на конце слова», а остальные самостоятельно выполняют упражнение 270 (стр.17) в тетради. После - меняются местами. Если в ходе работы с ЦОР не были допущены ошибки, то в тетради ставим очередной балл. Потом проверяем задание в тетради по слайду. (Слайд 27)

VII. Подведение итогов урока.

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

Ребята, а какая у нас сегодня была тема урока? А какая была цель урока?

А с какой проблемой мы сегодня столкнулись? Так как же определить, какой буквой обозначить парный согласный звук в конце слова?

Правописание парных согласных в корне слова. Выявить способ обозначения парного согласного звука в конце слова. Как определить, какой буквой обозначить парный согласный звук в конце слова? Чтобы правильно обозначить парный согласный звук в конце слова, нужно поставить его в сильную позицию. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный. VIII. Задание на дом. Стр. 18-19, упр. 271, 274.

© 2010-2022