Россия - наша Родина

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Тема: Россия - наша Родина. Цели:

  1. Создать условия для формирования понятий «духовный мир», «материальный
мир», «патриот своего Отечества», для систематизации знаний школьников о государственной символике РФ, о национальных чертах россиянина;
  1. Организовать фронтальную и коллективную поисковую деятельность, направленную на развитие коммуникативных навыков учащихся при изучении и обобщении информации; на формирование умения анализировать и представлять результаты собственной деятельности и деятельности группы; создавать и регулировать деловые отношения в коллективе, интегрировать усилия всех членов группы для решения поставленных задач.

  1. Организовать деятельность обучающихся, направленную на формирование гражданской идентичности, чувства патриотизма, на усвоение нравственного опыта и мотивационно-смысловых компонентов человеческой деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты: В области ценностей: Уважение к Родине и ее традициям; уважение к многочисленным народам нашей Родины. В области опыта: Ученики получат опыт сотрудничества, умения представить свою точку зрения. В области знаний: Ученики будут знать, что такое Родина и Отечество, патриотизм, духовные ценности и материальные ценности. В области умений и навыков: Работать с текстом и понятиями, общаться в группе и вырабатывать одно мнение, высказывать свое мнение перед аудиторией.
Межпредметные связи: окружающий мир, история, география.
Ресурсы: учебник, словари, электронная презентация, аудиозаписи Гимна Российской Федерации, песни В. Баснера - М. Матусовского "С чего начинается Родина?" , карточки для составления пословицы, карточки с портретами знаменитых людей России, электронная карта «Федеративное устройство РФ».
Организация пространства: фронтальная, групповая, коллективная.





Ход урока.

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока. Самоопределение к деятельности. - Мы начинаем изучать новый предмет, который называется «Основы религиозных культур и светской этики». Мы вместе будем учиться различать добро и зло, поговорим о справедливости и моральном долге человека, вы узнаете много нового и важного для вашей дальнейшей жизни. (слайд 1) - Сегодня у нас первый урок по новому предмету. - Каким бы вы хотели видеть наш урок? Что для этого надо?


(ответы детей)

2.Актуализация опорных знаний.





  1. (Звучит песня В. Баснера - М. Матусовского "С чего начинается Родина?" (слайд 2)
- Как вы думаете, почему наш урок начался с такой песни, какая будет тема сегодняшнего урока? - Подберите к этому слову синонимы - Что же такое Родина, Отчизна, Отечество? - Сегодня на уроке мы начнём вести словарик новых понятий и слов, давайте запишем в него эти слова. - Откуда произошло слово "родина"? Слово "родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого - либо старинного древнего рода. (слайд 3) - Какие однокоренные слова слову "родина", вы можете привести? (слайд 4)




- Люди гордятся своей родословной, изучают её.

2. Слайдшоу «Родина» на стихи

З. Александровой. (слайды 5-19)
Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! 3. На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах. - Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл.





В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. - Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны. - Как называется наше государство?
- А откуда, по-вашему, появилось такое название - «Россия»? (слайд 20)

- В стародавние времена страну называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло - это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь - светлое место. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, Россией.

- Вы уже знаете, что Россия - многонациональное государство. -Россия- семья многих народов. Какие народы населяют нашу страну?

Воспользуйтесь картой «Федеративное устройство РФ» (слайд 21)
















-У каждого народа свои традиции, культура, религия. Мы все очень разные, но важнейшие ценности у нас одни: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода. Мы вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

(слайды 22-23)

Скажите хором, что же нас объединяет?

Мы будем говорить о нашей Родине.

(Отчизна, Отечество) (дети объясняют смысл данных слов)

Выполняют запись


Родители - отец и мать, у которых рождаются дети. Родич - родственник, член рода. Родня - родственники. Родословная - перечень поколений одного рода.















Двое обучающихся работают у доски. На доске появляется пословица: Где родился, там и пригодился.

(дети объясняют смысл пословицы)



Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

(ответы детей)







(ответы детей) Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим - степной простор.

У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит,
Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.
Одним - милее осень,
Другим - милей весна.
А Родина Россия

У нас у всех - одна.


Любовь к Родине!

3. Открытие новых знаний 1.Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее: В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кощей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет! -Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова. - Наш мир, ребята, делится на внешний - материальный и внутренний - духовный. (слайд 24) -Что же такое духовный мир? Обратимся к учебнику.
Запишите словосочетание в словарик.

  1. На экране записаны слова:
(слайд 25) Высокое- Светлое- Красивое- Доброе- Любовь- Честь- Правда- -Подберите к этим словам антонимы.

- Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему? -Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями. - Кто может дать объяснение этому словосочетанию.
- Давайте запишем это словосочетание в наш словарик. Вечные ценности - то, что ценится во все времена. Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру? Какими духовными ценностями обладают россияне?




2.Беседа о символах России - Вы, конечно, знаете, что Россия, как каждое государство, имеет свои символы. Назовите символы государства. - Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению Государственной Думы и Президента Российской Федерации. (слайд 26) Началась же история флага со времени, когда правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим. По его приказу в селе Дедикове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Военные корабли были необходимы для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак - флаг. Бело - сине - красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее к Российскому государству. Почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов? Возможно, он использовал древний герб Московских князей: белый цвет - Святой Георгий Победоносец, синий - развевающийся плащ всадника, красный - фон, цвет герба. (слайд 27) - Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел - символ верности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над головами орла, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточно-славянских народов - русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. (слайд 28) - Гимн в переводе с греческого языка -"торжественная песнь". Гимн исполняется при открытии торжественных заседаний, при встрече зарубежных гостей правительством нашей страны, на Олимпийских играх. Гимн Российской Федерации написан известными людьми: Автор текста С. Михалков, Музыка А. Александрова. - Гимн - главная песня государства. Его слушают и исполняют стоя. (звучит 1 куплет гимна) - Россия - необъятная страна. Ее площадь - 17 миллионов квадратных километров. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около четырех тысяч километров . - А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тысяч километров. (слайд 29) - Наверное, можно сказать, что есть еще один символ нашего государства - это его столица - главный город, в котором сосредоточена вся государственная власть. Как называется столица России? (слайд 30) - В одной старинной летописи написано: "Князь великий Юрий Долгорукий взошел на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москвы - реки и за Неглинкою, и возлюбил села оны, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя - Москва-град". - Впервые Москва упоминается в Ипатьевской летописи, где говорится, что в 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил в себе князя Святослава Олеговича: "Приходи ко мне, брате, в Москов". История отвела Москве роль объединительницы русских земель. Став столицей русского государства, Москва росла и украшалась лучшими мастерами.













3. Беседа о знаменитых соотечественниках - Главная ценность России - люди, их жизнь, труд и культура. Многие прославили свою Родину. - Как вы понимаете слово «патриот»? Уточним это понятие в толковом словаре. (слайд 31) - А какое чувство может испытывать патриот?
Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что? (слайд 32) - На этом слайде - советы тем, кто хочет стать настоящим патриотом. А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. Мы будем работать в группах.


(духовный, душевный)

Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира.

(запись)
Дети подбирают слова. Высокое - низкое Светлое - тёмное Красивое - уродливое Доброе - злое Любовь - ненависть Честь - бесчестие Правда - ложь

(ответы детей)

(выслушиваются предположения учащихся)

(запись)

(они относятся к духовному миру)

(мы трудолюбивы, гостеприимны, отзывчивы, всегда готовы помочь человеку, попавшему в трудную ситуацию)

(ответы детей)







Дети слушают
(исполняют)






Подготовленный ученик:

Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва!

Блеском дней вовеки славных

Будешь ты всегда жива!

Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах…

(ответы детей)

(работа с толковыми словарями)

Гордость за своё Отечество..

4. Самостоятель-ная творческая работа учащихся Работа в группах. Каждая группа получает набор портретов или картинок и карточек с фамилиями. Задача ребят - догадаться, кто эти люди, соотнести название с картиной и, может быть, немного рассказать об этих людях. Продолжите этот ряд. 1 группа - военачальники Жуков Георгий Константинович, Кутузов Михаил Илларионович, Суворов Александр Васильевич. (слайды33-34) 2 группа - композиторы и певцы - Чайковский Петр Ильич, Александра Николаевна, Дмитрий Александрович Хворостовский. (слайды35-36) 3 группа - писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев. (слайды37-38) 4 группа - репродукции картин художников Андрея Рублева - «Троица», Василия Ивановича Сурикова - «Взятие снежного городка», Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал». (слайды39-42) 5 группа - космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова. (слайды 43-44) 6 группа - спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Устюгов, Евгений Плющенко. (слайды45-46)



































Презентация работы групп.

5. Итог урока. Рефлексия. С какими понятиями вы познакомились? Что узнали нового? Закончите предложения: Я не ожидал, что… Оказывается… Самым неожиданным для меня было… Мне больше всего… - У вас на столах лежат полоски со словами, выберите те слова, которые можно отнести к сегодняшнему уроку. (слова написаны на полосках двух цветов: жёлтые: интересный, добрый, светлый, заставляющий думать, яркий; голубые: скучный, непонятный, сложный )

- Наш урок подходит к концу. Посмотрим, кто был более внимательным. Продолжите, пожалуйста, предложения:

Россия - …

Символы России - …

Нас объединяет …

Я хочу быть похожим … (слайд 47)













1-2 ученика читают выбранные слова, комментируя свой выбор.

(дети продолжают предложения)

6. Домашнее задание Россия - наша Родина (слайд 48)

7. Заключительное слово учителя. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках! Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем. Любые трудности мы осилим И только в единстве сила России!




© 2010-2022