- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа курса «Дом, в котором я живу»
Программа курса «Дом, в котором я живу»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Салимьянова М.В. |
Дата | 26.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Дом, в котором я живу» разработана для учащихся 3 класса в рамках реализации программы «Школа Нового Поколения» в МБОУ СОШ № 4 на 2012-2013 учебный год. Главная цель реализации программы ШНП в МБОУ СОШ № 4 заключается в создании условий для развития творческой личности учащихся. Одним из способов превращения ученика в субъект творческой деятельности является его познание окружающего мира, понимания происходящего в семье, в городе, крае. Современная реальность открывает перед ребёнком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствование взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живёт ребёнок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие представлений ребёнка о своих возможностях и способностях, этических нормах поведения, возможных способах толерантного взаимодействия, углубление знаний о родном городе, о роли семьи в жизни каждого и общества в целом.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
-
Расширить образовательное поле учащихся;
-
развивать умения решать реальные жизненные задачи;
-
формировать нравственную культуру, гражданское самосознание и гражданскую ответственность;
-
овладеть опытом поиска эффективных способов деятельности в стандартных и незнакомых ситуациях;
-
организовать совместную деятельность детей и взрослых по изучению исторического прошлого своего города, сохранению памятников архитектуры, осмыслению своей роли и роли своей семьи в истории города и страны.
- создать единое образовательное пространство, интеграцию общего и дополнительного образований
Программа «Дом, в котором я живу» поможет младшим школьникам создать условия для достижения успеха каждым учеником и овладения базовыми навыками, помогающими адаптироваться в современном обществе. Она ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любого человека, как в учении, так и в жизни. Реализует новые цели и ценности образования, определенные Законом РФ «Об образовании» (2004), современными госстандартами образования (2004; проект 2008) и другими нормативными документами.
Особенности программы (организационно-педагогические условия реализации): Школа нового поколения предполагает занятия с детьми во второй половине дня. Поэтому обращается внимание на дополнительное развитие ребёнка, его способностей и умений. Но есть сквозные темы, которые повторяются ежегодно и в первой половине дня, дополняются занятиями второй половины дня (темы, связанные с личностью ребёнка и его семьёй). Многие вопросы находят отражение в учебных предметах таких как «окружающий мир», «кубановедение», «русский язык», «математика», «изобразительное искусство», «музыка», дополняя и углубляя. Таким образом, прослеживается интеграция в обучении. Занятия проходят в игровой форме, имеют место ролевые и психологические игры. Задания носят рефлексивный, творческий характер, способствуют переносу психологических приобретений ребёнка, происходящих на занятиях, в реальную практику жизненных ситуаций. Широко применяются исследовательско - поисковые методы. Программа реализуется целиком во второй половине дня, и частично на уроках в первой половине дня при совпадении названия тем. Широко будут использоваться технологии обучения, основанные на сотрудничестве учителя и учащихся, учащихся и родителей. Предполагается, продолжить работу по данной программе в 4 классе, так же в рамках ШНП.
Необходимым условием реализации программы является формирование у детей опыта проектной и исследовательской деятельности, что достигается переходом от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта.
Реализация программы требует не только традиционного кабинетного пространства, но и пространства внеучебной деятельности. Поэтому к участию в программе привлекаются педагоги дополнительного образования, педагог - психолог, семья ученика. Большая роль отводится социальному партнёрству с районной библиотекой, районным историко - краеведческим музеем, архивом. Большое внимание отводится формированию ключевых компетентностей учащихся: организационной, исследовательской, коммуникативной, социальной.
Содержание программы:
Тема 3 класса «Дом, в котором я живу» Цель: - изучение истории своего края, роли и значимости себя для общества (класса, школы, города, страны), - понимания ценности своей малой Родины; - развитие любознательности и познавательного интереса; - воспитание нравственных качеств, умения объективно оценивать свой труд и труд людей;
- изучение семей учащихся, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
- воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к
- воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителямродителям . Рассматриваются темы по истории г. Краснодара Краснодарского края, о великих людях Кубани. Тематика отдельных занятий переплетается с темами уроков кубановедения, но здесь рассматриваются более полно. Осваивая материал 3 года обучения, учащиеся научатся самостоятельно добывать информацию из различных источников, познакомятся с методами исследовательской деятельности, расширят свои знания о Краснодарском крае.
Предполагаемые результаты реализации программы:
А) Создание серии презентаций «О себе», «Мои одноклассники», «Моя семья», «Мой родной город» с целью расширения знаний о себе, своих одноклассниках, своей семье, о родном городе. Б) Участие в общешкольных акциях против вредных привычек с целью укрепления своего психического и нравственного здоровья.
В) Разработка и проведение семейного праздника «Мама, папа, я - счастливая семья» с целью укрепления семейных уз. Г) Изучение родословных семей учащихся, создание презентаций, выставка работ детей о традициях семьи. Д) Научатся добывать и анализировать информацию; выявлять проблему, формулировать её, планировать собственную деятельность и определять возможные пути решения проблемы; оценивать свои действия и действия других. Результат - создание проектов о городе и его жителях. Через сочинения и фотовыставку ученики рассказывают и всех членах семьи, обычаях и традициях. Проводя исследовательско - поисковую работу, ребята узнают о своих корнях, составляют генеалогическое древо семьи. Фантастический проект «Моя семья через 100, 200 лет» поможет определить и понять желания детей, увидеть проблемы и наметить пути их искоренения. Формы организации занятий:
-Интегрированные уроки;
- занятия, проводимые в традиционной форме;
- занятия, проводимые в нетрадиционной форме: праздники, коллективные творческие дела, конкурсы, концерты, акции, викторины, устные журналы, беседы, дискуссии, встречи, выставки, соревнования, тренинги, презентации, театрализованные представления, фестивали , экскурсии и т.д.
Учебно-методическое обеспечение: Педагогические технологии, используемые в воспитательной деятельности
- Личностно - ориентированные технологии
- Игровые технологии
- Технология творческой деятельности
- Технология исследовательской деятельности
- Технология методов проекта
- Технология коллективных творческих дел.
Литература:
Книги, очерки, произведения поэтов и писателей о родном городе, Кубани, стране, родине, разработки к урокам кубановедения.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема занятия
Дата
План-факт
Предполагаемые результаты
1
Земля отцов - моя земля. Вводное занятие.
4.09.2012
Узнают о родной земле, о связи между поколениями
2
Усть - Лабинск - мой родной город, моя малая родина.
11. 09.2012
Узнают, что значат слова «Отечество», задумаются о своих корнях - предках
3
История города. Мой город на карте.
18. 09.2012
Узнают об истории Усть-Лабинска; научатся оценивать место города в общекраевом масштабе
4
Праздники и юбилеи.
25. 09.2012
Узнают какие праздники были у казаков; смогут рассказать о современных праздниках
5
Традиции.
2.10.2012
Узнают какие традиции были у кубанцах, смогут оценить традиции своих семей
6
Город Усть - Лабинск и Краснодарский край .
9. 10.2012
Научатся сравнивать города края, находить общее и особенное
7
Кубань - жемчужина России.
16. 10.2012
Научатся называть главные достопримечательности края
8
Экскурсия в историко - краеведческий музей г. Усть - Лабинска. Страницы истории земли кубанской.
23. 10.2012
Научатся оценивать исторические источники, делать вывод в виде письменного отчета
9
Великий дар Екатерины.
30. 10.2012
Узнают про историю Екатеринодара
10
Имя Екатерины Великой в истории Краснодара.
13. 11.2012
Научатся сравнивать старинные и современные фотографии, оценивать роль личности в истории города
11
Краснодар сегодня.
20. 11.2012
Научатся работать с разными источниками, находить нужную информацию
12
Памятники архитектуры.
27. 11.2012
Научатся оценивать памятники архитектуры
13
Кубань и Краснодар в годы Великой Отечественной войны.
4.12.2012
Узнают о вкладе кубанцев в дело разгрома фашистов во время ВОв
14
Герои - победители
11. 12.2012
Научатся рассказывать о героях войны, оценивать их подвиг
15
Знакомство с произведениями о годах ВОВ на Кубани.
18. 12.2012
Узнают, какие произведения литературы описывают Вов на кубани
16
Семейный фотоальбом.
25. 12.2012
Научатся работать с фотодокументами, находить информацию в фотографиях
17
Семейные традиции и праздники.
15. 01.2013
Узнают, какие существуют семейные традиции и праздники
18
Генеалогическое древо семьи.
22. 01.2013
Научатся составлять простейшее генеалогическое древо семьи
19,
Мои обязанности в семье.
29. 01.2013
Научатся оценивать свои обязанности в семье
20
Мой дом - моя крепость.
5. 02.2013
Узнают об особенностях устройства кубанского дома
21
Уютно ли мне дома?
12. 02.2013
Научатся рассказывать о своём доме, анализировать своё место в семье
22
Дом моей мечты.
19. 02.2013
Научатся высказывать свои мечты и фантазии
23
Праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»
26. 02.2013
Научатся работать вместе с другими членами семьи
24,
Моя семья через 100, 200 лет.
5. 03.2013
Научатся демонстрировать свои фантазии
25
Города и станицы Краснодарского края (Новороссийск, Анапа, Ейск, Темрюк, ..). Их достопримечательности.
12. 03.2013
Узнают о достопримечательностях кубани
26
Кубань - край курортов и туризма.
19. 03.2013
Научатся оценивать Кубань, ее возможности для укрепеления здлоровья
27
Сочи навстречу Олимпиаде.
2.04.2013
Узнают о подготовке к сочинской олимпиаде 2014 года
28
Атамань.
9. 04.2013
Узнают о достопримечательностях Атамани
29
Экскурсия в г. Краснодар «Достопримечательности города».
16. 04.2013
Узнают о достопримечательносмтях Краснодара, научатся рассказывать о них
30
Поэты, писатели и художники о Кубани.
23. 04.2013
Научатся читать стихи кубанских поэтов
31
Конкурс стихотворений о Кубани.
30. 04.2013
Научатся художественно декламировать стихи кубанских поэтов
32
Великое будущее моего края.
7. 05.2013
Научатся выражать свои мечты и идеи в проекте
33
Проект «Город моей мечты»
14. 05.2013
Научатся демонстрировать свои фантазии и мечты
34
Итоговое занятие. Обобщение по теме «Почему я люблю свой край».
21. 05.2013
Раучатся рассуждать и высказывать свое мнение