Программа курса «Дом, в котором я живу»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Дом, в котором я живу» разработана для учащихся 3 класса в рамках реализации программы «Школа Нового Поколения» в МБОУ СОШ № 4 на 2012-2013 учебный год. Главная цель реализации программы ШНП в МБОУ СОШ № 4 заключается в создании условий для развития творческой личности учащихся. Одним из способов превращения ученика в субъект творческой деятельности является его познание окружающего мира, понимания происходящего в семье, в городе, крае. Современная реальность открывает перед ребёнком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствование взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живёт ребёнок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие представлений ребёнка о своих возможностях и способностях, этических нормах поведения, возможных способах толерантного взаимодействия, углубление знаний о родном городе, о роли семьи в жизни каждого и общества в целом.


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Расширить образовательное поле учащихся;

  • развивать умения решать реальные жизненные задачи;

  • формировать нравственную культуру, гражданское самосознание и гражданскую ответственность;

  • овладеть опытом поиска эффективных способов деятельности в стандартных и незнакомых ситуациях;

  • организовать совместную деятельность детей и взрослых по изучению исторического прошлого своего города, сохранению памятников архитектуры, осмыслению своей роли и роли своей семьи в истории города и страны.

  • создать единое образовательное пространство, интеграцию общего и дополнительного образований

Программа «Дом, в котором я живу» поможет младшим школьникам создать условия для достижения успеха каждым учеником и овладения базовыми навыками, помогающими адаптироваться в современном обществе. Она ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любого человека, как в учении, так и в жизни. Реализует новые цели и ценности образования, определенные Законом РФ «Об образовании» (2004), современными госстандартами образования (2004; проект 2008) и другими нормативными документами.
Особенности программы (организационно-педагогические условия реализации): Школа нового поколения предполагает занятия с детьми во второй половине дня. Поэтому обращается внимание на дополнительное развитие ребёнка, его способностей и умений. Но есть сквозные темы, которые повторяются ежегодно и в первой половине дня, дополняются занятиями второй половины дня (темы, связанные с личностью ребёнка и его семьёй). Многие вопросы находят отражение в учебных предметах таких как «окружающий мир», «кубановедение», «русский язык», «математика», «изобразительное искусство», «музыка», дополняя и углубляя. Таким образом, прослеживается интеграция в обучении. Занятия проходят в игровой форме, имеют место ролевые и психологические игры. Задания носят рефлексивный, творческий характер, способствуют переносу психологических приобретений ребёнка, происходящих на занятиях, в реальную практику жизненных ситуаций. Широко применяются исследовательско - поисковые методы. Программа реализуется целиком во второй половине дня, и частично на уроках в первой половине дня при совпадении названия тем. Широко будут использоваться технологии обучения, основанные на сотрудничестве учителя и учащихся, учащихся и родителей. Предполагается, продолжить работу по данной программе в 4 классе, так же в рамках ШНП.

Необходимым условием реализации программы является формирование у детей опыта проектной и исследовательской деятельности, что достигается переходом от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта.

Реализация программы требует не только традиционного кабинетного пространства, но и пространства внеучебной деятельности. Поэтому к участию в программе привлекаются педагоги дополнительного образования, педагог - психолог, семья ученика. Большая роль отводится социальному партнёрству с районной библиотекой, районным историко - краеведческим музеем, архивом. Большое внимание отводится формированию ключевых компетентностей учащихся: организационной, исследовательской, коммуникативной, социальной.

Содержание программы:

Тема 3 класса «Дом, в котором я живу» Цель: - изучение истории своего края, роли и значимости себя для общества (класса, школы, города, страны), - понимания ценности своей малой Родины; - развитие любознательности и познавательного интереса; - воспитание нравственных качеств, умения объективно оценивать свой труд и труд людей;

- изучение семей учащихся, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;

- воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к

- воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителямродителям . Рассматриваются темы по истории г. Краснодара Краснодарского края, о великих людях Кубани. Тематика отдельных занятий переплетается с темами уроков кубановедения, но здесь рассматриваются более полно. Осваивая материал 3 года обучения, учащиеся научатся самостоятельно добывать информацию из различных источников, познакомятся с методами исследовательской деятельности, расширят свои знания о Краснодарском крае.

Предполагаемые результаты реализации программы:

А) Создание серии презентаций «О себе», «Мои одноклассники», «Моя семья», «Мой родной город» с целью расширения знаний о себе, своих одноклассниках, своей семье, о родном городе. Б) Участие в общешкольных акциях против вредных привычек с целью укрепления своего психического и нравственного здоровья.

В) Разработка и проведение семейного праздника «Мама, папа, я - счастливая семья» с целью укрепления семейных уз. Г) Изучение родословных семей учащихся, создание презентаций, выставка работ детей о традициях семьи. Д) Научатся добывать и анализировать информацию; выявлять проблему, формулировать её, планировать собственную деятельность и определять возможные пути решения проблемы; оценивать свои действия и действия других. Результат - создание проектов о городе и его жителях. Через сочинения и фотовыставку ученики рассказывают и всех членах семьи, обычаях и традициях. Проводя исследовательско - поисковую работу, ребята узнают о своих корнях, составляют генеалогическое древо семьи. Фантастический проект «Моя семья через 100, 200 лет» поможет определить и понять желания детей, увидеть проблемы и наметить пути их искоренения. Формы организации занятий:

-Интегрированные уроки;

- занятия, проводимые в традиционной форме;

- занятия, проводимые в нетрадиционной форме: праздники, коллективные творческие дела, конкурсы, концерты, акции, викторины, устные журналы, беседы, дискуссии, встречи, выставки, соревнования, тренинги, презентации, театрализованные представления, фестивали , экскурсии и т.д.

Учебно-методическое обеспечение: Педагогические технологии, используемые в воспитательной деятельности

  • Личностно - ориентированные технологии
  • Игровые технологии
  • Технология творческой деятельности
  • Технология исследовательской деятельности
  • Технология методов проекта
  • Технология коллективных творческих дел.


Литература:

Книги, очерки, произведения поэтов и писателей о родном городе, Кубани, стране, родине, разработки к урокам кубановедения.



































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема занятия

Дата

План-факт

Предполагаемые результаты

1

Земля отцов - моя земля. Вводное занятие.

4.09.2012

Узнают о родной земле, о связи между поколениями

2

Усть - Лабинск - мой родной город, моя малая родина.

11. 09.2012

Узнают, что значат слова «Отечество», задумаются о своих корнях - предках

3

История города. Мой город на карте.

18. 09.2012

Узнают об истории Усть-Лабинска; научатся оценивать место города в общекраевом масштабе

4

Праздники и юбилеи.

25. 09.2012

Узнают какие праздники были у казаков; смогут рассказать о современных праздниках

5

Традиции.

2.10.2012

Узнают какие традиции были у кубанцах, смогут оценить традиции своих семей

6

Город Усть - Лабинск и Краснодарский край .

9. 10.2012

Научатся сравнивать города края, находить общее и особенное

7

Кубань - жемчужина России.

16. 10.2012

Научатся называть главные достопримечательности края

8

Экскурсия в историко - краеведческий музей г. Усть - Лабинска. Страницы истории земли кубанской.

23. 10.2012

Научатся оценивать исторические источники, делать вывод в виде письменного отчета

9

Великий дар Екатерины.

30. 10.2012

Узнают про историю Екатеринодара

10

Имя Екатерины Великой в истории Краснодара.

13. 11.2012

Научатся сравнивать старинные и современные фотографии, оценивать роль личности в истории города

11

Краснодар сегодня.

20. 11.2012

Научатся работать с разными источниками, находить нужную информацию

12

Памятники архитектуры.

27. 11.2012

Научатся оценивать памятники архитектуры

13

Кубань и Краснодар в годы Великой Отечественной войны.

4.12.2012

Узнают о вкладе кубанцев в дело разгрома фашистов во время ВОв

14

Герои - победители

11. 12.2012

Научатся рассказывать о героях войны, оценивать их подвиг

15


Знакомство с произведениями о годах ВОВ на Кубани.

18. 12.2012

Узнают, какие произведения литературы описывают Вов на кубани

16


Семейный фотоальбом.


25. 12.2012

Научатся работать с фотодокументами, находить информацию в фотографиях


17

Семейные традиции и праздники.


15. 01.2013

Узнают, какие существуют семейные традиции и праздники

18

Генеалогическое древо семьи.

22. 01.2013

Научатся составлять простейшее генеалогическое древо семьи

19,

Мои обязанности в семье.


29. 01.2013

Научатся оценивать свои обязанности в семье

20

Мой дом - моя крепость.


5. 02.2013

Узнают об особенностях устройства кубанского дома

21

Уютно ли мне дома?


12. 02.2013

Научатся рассказывать о своём доме, анализировать своё место в семье

22

Дом моей мечты.

19. 02.2013

Научатся высказывать свои мечты и фантазии

23

Праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»

26. 02.2013

Научатся работать вместе с другими членами семьи

24,

Моя семья через 100, 200 лет.

5. 03.2013

Научатся демонстрировать свои фантазии

25

Города и станицы Краснодарского края (Новороссийск, Анапа, Ейск, Темрюк, ..). Их достопримечательности.

12. 03.2013

Узнают о достопримечательностях кубани

26

Кубань - край курортов и туризма.

19. 03.2013

Научатся оценивать Кубань, ее возможности для укрепеления здлоровья

27


Сочи навстречу Олимпиаде.


2.04.2013

Узнают о подготовке к сочинской олимпиаде 2014 года

28

Атамань.

9. 04.2013

Узнают о достопримечательностях Атамани

29

Экскурсия в г. Краснодар «Достопримечательности города».

16. 04.2013

Узнают о достопримечательносмтях Краснодара, научатся рассказывать о них


30


Поэты, писатели и художники о Кубани.

23. 04.2013

Научатся читать стихи кубанских поэтов

31

Конкурс стихотворений о Кубани.

30. 04.2013

Научатся художественно декламировать стихи кубанских поэтов

32

Великое будущее моего края.


7. 05.2013

Научатся выражать свои мечты и идеи в проекте

33

Проект «Город моей мечты»

14. 05.2013

Научатся демонстрировать свои фантазии и мечты

34

Итоговое занятие. Обобщение по теме «Почему я люблю свой край».

21. 05.2013

Раучатся рассуждать и высказывать свое мнение



© 2010-2022