- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по музыке 1 класс
Рабочая программа по музыке 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сараева Я.В. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
Рассмотрено Согласовано Утверждено
методическим объединением заместитель директора директор МАОУ СОШ №59
учителей начальных классов _________________________ ________ С.В. Гаврилова
Протокол № ___________ зам.директора по УВР Приказ № _______________
от « _____» ______________г « _____» _______________г от «____» _________г
____________________________
Ф.И.О.руководителя ШМО
-
Рабочая программа
по учебному предмету
«Музыка»
1 класс
Разработчики:
Информационная карта рабочей программы
Система обучения «Школа России»
Тип педагогической программы
Учебная программа
Вид Программы Рабочая учебная программа
Уровень Программы Рабочая учебная программа уровня 1-го класса МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска
Наименование Программы
Рабочая программа предмета «Музыка»
Ведущие принципы построения Программы
- Принцип ориентации программы на обучающихся
- Принцип системности программы
- Принцип непрерывности курса обучения
Назначение Программы -Для обучающихся и родителей (законных представителей) 1-х классов МАОУ СОШ № 59 г.Челябинска данная Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по предмету «Музыка» и права на гарантию качества получаемых услуг. -Для педагогического коллектива МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска данная Программа определяет приоритеты в содержании образования по музыке в 1-м классе и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе. - Для муниципального органа управления образованием данная Программа является основанием для определения качества реализации утвержденного объёма гарантированных учебных услуг по музыке в 1-х классах МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска.
Сроки освоения Программы
Продолжительность реализации программы - 33 учебных недели. Объем учебного времени - 33 часа
Режим учебных занятий
- 1 час в неделю
Виды и формы контроля
Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
Разработчик Программы
МУЗЫКА
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса составлена на основе программы Сергеевой Г. П., Критской Е. Д., Шмагиной Т. С., «Музыка. Рабочие программы. (1-4 классы)». Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.» - М.: Просвещение, 2012 г. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка»
составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами и инструктивно - методическими материалами:
-
Сборник нормативных документов. Начальная школа. Министерство образования Российской Федерации./ Составитель: Днепров Э. Д.; Аркадьев А. Г. - М.: «Дрофа», 2004 г. - 63 с.
- Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С., «Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы» Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т. С. Шмагиной: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Г. П. Сергеева, Е. Д. критская, Т. С. Шмагина/ - 3-е издание - М.: Просвещение, 2012 г. - 64 стр.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29декабря 2010 г. № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе: Письмо МО и ПО РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
- Областной базисный учебный план Челябинской области: Приказ МОиН Челябинской области № 01-269 от 06.05.2009
-
Приказ Министерства Образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 - 2012 г.».
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году: Приложение 21 к письму МОиН Челябинской области № 24/5135 от10.07.12
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области №103/3404 от 31.07.2009 г. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 31 июля 2009 г., №103/3404
-
Годового календарного графика школы на 2012-2013 учебный год.
- Учебный план МАОУ СОШ №59 на 2012/2013 учебный год
- Приказ по МАОУ СОШ №59 «Об утверждении структуры рабочей программы» № 323-ш, от 13.09.2012 г.
-
Основные цели и задачи предмета
-
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
-
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
-
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
-
накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус. Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
- пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане МАОУ СОШ №59. Предмет «Музыка» изучается в I-IV классах в объеме 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа - во II-IV классах). Национально-региональный компонент реализуется в соответствии с ОБУП. На изучение НРК отводится 8 часов.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс, Москва, «Просвещение», 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 1 класс «Школа России» (33 часа).
Разделы программы:
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (16 часов)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Музыкальный материал
«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Гусляр Садко». В. Кикта.
«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты» (17 часов)
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.
Музыкальный материал
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
«Наигрыш». А. Шнитке.
«Утро». Э. Денисов.
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
«Менуэт». Л. Моцарт.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Баба Яга». Детская народная игра.
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
«Волынка». И. С. Бах.
«Колыбельная». М. Кажлаев.
«Колыбельная». Г. Гладков.
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
Лютневая музыка. Франческо да Милано.
«Кукушка». К. Дакен.
«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
«Клоуны». Д. Кабалевский.
«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
НРК реализуется следующими темами:
№
№ урока
Тема урока
Тема НРК
1
3
Повсюду музыка слышна
«Детский музыкальный фольклор и сочинения уральских композиторов для детей»
2
14
Пришло Рождество, начинается торжество
«Рождество на Урале»
3
15
Родной обычай старины
«Кунашакские плясовые наигрыши».
4
17
Край, в котором ты живешь
«Песни о Челябинске»
5
21
Музыкальные портреты
ВИА «Ариэль» /«Баба Яга»/
6
24
Музы не молчали
Уральские солдатские песни
7
29
Музыка в цирке
«Музыка в Челябинском цирке»
8
30
Дом, который звучит
«Театр оперы и балета им. Глинки»
Календарно - тематическое планирование. по музыке 1 класс «Школа России» 2012-2013 гг.
-
№ п/п
Дата
Тема
Решаемые проблемы (цели)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
понятия
понятия
предметные результаты
универсальные учебные действия (УУД)
личностные
результаты
1
2
3
4
5
6
7
8
Музыка вокруг нас (16ч)
1
«И Муза вечная со мной!» (изучение и первичное закрепление новых знаний;)
Как воспринимать музыку? Что такое музыка? Цели: дать понятие о звуке, о музыке как виде искусства; развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; пробуждать эмоциональный отклик на музыку разных жанров
Композитор, исполнитель, слушатель, звуки шумовые и музыкальные
Научатся: слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель
2
Хоровод муз
(изучение
и закрепление
новых знаний;
урок-игра)
Что такое хоровод муз? Цель: раскрыть характерные особенности песен и танцев народов мира
Хор, хоровод; «Хора», «Сир-таки»
Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов
3
Повсюду музыка слышна (урок-экскурсия)
НРК «Детский музыкальный фольклор и сочинения уральских композиторов для детей»
Как различать многообразие детских песен-попевок? Цель: показать, что жизненные обстоятельства находят отклик в музыке
Песня-считалка, песня-марш, колыбельная песня, песня-за-кличка
Научатся: сочинять песенки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе
Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии
4
Душа музыки - мелодия (обобщение и систематизация знаний; урок-игра)
Как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш). Цель: дать понятие, что мелодия - главная мысль музыкального произведения
Мелодия, песня, танец, марш
Научатся: определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач
5
Музыка осени (изучение нового материала; экскурсия в парк)
Как определить характер осенней музыки? Цели: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами
Музыка, живопись, литература, характер настроения, динамика, напевность
Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь», Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия - главная мысль музыкального произведения
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание
6
Сочини мелодию (закрепление нового материала; урок-игра)
Как сочинить музыку? Цель: познакомить с алгоритмом сочинения, мелодии
Мелодия, аккомпанемент, ритм
Научатся: находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии,использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные признаки предмета и объединять их по общему признаку
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.
Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь
Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека
7
«Азбука, азбука каждому нужна...» (обобщение и систематизация знаний; урок-путешествие в мир песен)
Как песня помогает человеку?
Цели: учить слушать песни; установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой
Песня, ноты
Научатся: слушать песни, различать части песен; понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках
Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности
8
Музыкальная азбука (рефлексия и оценивание способа действия; урок-экскурсия)
Как ты понимаешь словосочетание «музыкальная азбука»?
Цели: учить различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; познакомить с элементами нотного письма
Мелодия, аккомпанемент, ритм, нотная запись, звук, нота (различие)
Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского, Г. Струве «Нотный бал»); импровизировать в пении, игре, пластике
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач
Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни
9
Музыкальные инструменты. Народные инструменты (изучение нового материала; урок-экскурсия) НРК Музыкаль ные инструмен ты народов Урала»
Какие бывают музыкальные инструменты? Как звучат народные инструменты?
Цели: учить различать разные виды инструментов; познакомить с тембрами русских народных инструментов
Свирель, дудочка, рожок, гусли
Научатся: различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения
Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности
10
«Садко». Из русского былинного сказа (изучение нового материала; урок-сказка)
Что такое опера? О чем поют гусли? Цели: учить определять звучание гуслей; познакомить с оперой-былиной «Садко»
Гусли, опера, былина. Жанры музыки: песни-пляски, песни-колыбельные
Научатся: определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки (на примере оперы-былины «Садко»)
Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию
Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности
11
Музыкальные инструмен ты (решение частных задач; урок-игра)
Какой инструмент изображает птичку? На каком инструменте играл гусляр Садко? Как звучит голос деревянного духового инструмента - флейты? Цель: сопоставить звучание народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов
Свирель, гусли, рожок, арфа, флейта, фортепиано, музыкант-исполнитель, оркестр
Научатся: определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов (на примере русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» Д. Локшина, оркестровой сюиты № 2 «Шутка» И. С. Баха)
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа
12
Звучащие картины (изучение нового материала; урок-экскурсия)
Можно ли услышать музыку в живописи? В каких картинах звучит народная музыка, а в каких - профессиональная, сочиненная композиторами? Цели: расширять художественные впечатления, развивать ассоциативно-образное мышление
Песня, опера, пьеса, флейта, арфа
Научатся: выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало - кульминация - концовка; составлять графическое изображение мелодии
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: читать простое схематическое изображение.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления
13
Разыграй песню (закрепление изученного материала; урок-игра)
В каких фразах песни одинаковая мелодия? С каким настроением нужно петь каждую из этих мелодий?
Цели: познакомить с приемами исполнительского развития в музыке; выявить этапы развития сюжета
Песня, куплет, мелодия
Научатся: выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Ко-валенковой)
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
14
Пришло Рождество, начинается торжество (решение частных задач; урок-путешествие)
НРК: «Рождество на Урале»
Что общего в рождественских песнях разных народов? Какие ты знаешь рождественские сказки, песни, стихи? Цель: познакомить с народными праздниками, рождественскими песнями, духовной жизнью людей
Народные праздники, рождественские песни
Научатся: выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (па. примере песен «Рождество Христово», «Ночь тиха над Палестиной», «Зимняя сказка» С. Крылова)
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника
Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа
15
Родной обычай старины (повторение и закрепление изученного; урок-игра)
НРК: «Кунашакс кие плясовые наигрыши».
Сочини музыкальные пожелания тем людям, к которым ты идешь в гости. Цель: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества
Праздник Рождества Христова; колядки
Научатся: выразительно исполнять рождественские колядки.
Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа
16
Добрый праздник среди зимы (обобщение и систематизация знаний; урок-путешествие в мир музыкального театра)
Какому из фрагментов созвучны слова свет, радость, добро, любовь? На каких инструментах можно сыграть сопровождение к маршу у новогодней елки? Изобрази движениями рук «Вальс снежных хлопьев». Цели: выявить степень понимания роли музыки в жизни человека; познакомить с балетом «Щелкунчик» П. И. Чайковского
Балет-сказка, марш, вальс, «Па-де-де»
Научатся: определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать (на примере «Марша», «Вальса снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач
Музыка и ты (17 ч)
17
Край, в котором ты живешь (изучение нового материала; урок-игра)
НРК «Песни о Челябинске»
С каким настроением нужно исполнять песни о родном крае? Какие чувства возникают у тебя, когда ты поешь об Отчизне? Цели: познакомить с песней, выявить этапы развития сюжета; показать красоту родной земли в музыке, поэзии, живописи
Двухчастная форма, мажорный лад, мажор, повторяющиеся интонации
Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки
Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг
18
Поэт, художник, композитор (обобщение и систематизациязнаний;
Какое время суток изобразил художник на своей картине? Какие краски он использовал для этого? Какое настроение передал поэт словами? Какими
Картина -художник, стихи -поэт, музыка - композитор
Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительно-
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и ха-
знаний; урок-экскурсия)
звуками нарисовали композиторы пробуждение нового дня? Какое из произведений искусства -картина или стихотворение - созвучны этой музыке?
Цель:закрепить и обобщить знания по теме
сти (на примере «Пастораль» А. Шнитке, «Пастораль» Г. Свиридова, «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева)
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
рактера музыкального произведения
19
Музыка утра (изучение нового материала; урок-игра)
Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах?
Цели: выявить особенности характера, настроения в каждой из предложенных пьес; дать понятие термина контраст
Картина утра, музыкальные краски, настроение в музыке и живописи, интонация
Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения - чувства, характер, настроение (на примере музыки П. И. Чайковского «Утренняя молитва», Э. Грига «Утро», Д. Б. Кабалевского «Доброе утро»)
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи
20
Музыка вечера (закрепление изученного материала; урок-концерт)
Какие слова наиболее точно выражают настроение вечернего пейзажа? Передай красками настроение вечера. О чем рассказала тебе музыка? Цель: познакомить с понятием контраст, расширять художественные представления о жанре вечернего пейзажа в искусстве
Картина вечера, музыкальные краски, настроение в музыке, поэзии, живописи
Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (на примере музыки В. Гаврилина «Вечерняя», С. Прокофьева «Вечер», В. Салманова «Вечер», А. Хачатуряна «Вечерняя сказка»); понимать, как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека
21
Музыкальные портреты (изучение и закрепление новых знаний; урок-загадка)
НРК: ВИА «Ариэль» /«Баба Яга»/
Как музыка помогла тебе определить характер героя, его настроение? Какие слова помогут разгадать тайну незнакомца? Цель: учить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений
Мелодия, разговор-диалог, персонажи, портрет, музыкальный портрет
Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности
22
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка (закрепление изученного материала; урок-ролевая игра)
Звучанием каких музыкальных инструментов можно украсить сказку и игру?
Цели: познакомить с образами русского народного фольклора и народной игрой «Баба Яга»; находить характерные интонации героев
Игра-драматизация. Образы русского фольклора
Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования
23
У каждого свой музыкальный инструмент (повторение изученного материала; урок-игра)
Какие инструменты ты услышал?
Цель:учить исполнять песню по ролям, сопровождая пение игрой на импровизированных музыкальных инструментах
Волынка, дудка, рожок, фортепиано, солист, оркестр
Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение на воображаемых инструментах, далее на фортепиано с учителем; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцевально-стью
Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников
Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач
24
Музы не молчали (урок-историческое путешествие)
НРК: Уральские солдатские песни.
Как ты понимаешь слова подвиг, патриот, герой? Цель: вызвать чувство гордости и сопереживания за судьбу своей страны; сформировать понятия солист, хор, оркестр
Родина, герой войны, патриот, солдатская песня, богатырь
Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни (на примере музыки А. Бородина «Богатырская симфония», солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки...», С. Никитина «Песенка о маленьком трубаче», А. Новикова «Учил Суворов»)
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки
Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека
25
Музыкаль ные инструмен ты (изучение и закрепление новых знаний; урок-концерт)
Сколько голосов ты слышишь в пьесе? Что изменилось в музыке? Какой инструмент исполняет пьесу?
Цель: научить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы
Рояль, волынка, скрипка, контрабас, звукоряд, форте, пиано, графический рисунок
Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы (на примере пьесы «Сладкая греза» П. И. Чайковского, «Менуэта» Л. Моцарта, «Волынка» И.-С. Баха)
Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности
26
Мамин праздник (обобщение и систематизация знаний; урок-концерт)
Прочитай выразительно стихотворение. Как ты думаешь, какой инструмент мог бы украсить звучание колыбельной? Как должна звучать музыка? Какими движениями рук можно исполнить пульс колыбельной?
Песенная, танцевальная, маршевая музыка. Бубен, барабан, треугольник, ложки
Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» И. Арсеева, «Вот какая бабушка» Т. Попатен-ко, «Праздник бабушек и мам» М. Славкина
Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям
27
Музыкаль
ные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент (изучение и закрепление знаний; урок-игра)
Сравни голоса инструментов (лютни и клавесина) с голосами уже знакомых тебе инструментов. Тембр какого современного инструмента напоминает тебе звуки лютни? Что изобразил композитор в музыке? Цель: познакомить с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов
Лютня, гитара, клавесин, фортепиано
Научатся: определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано (на примере пьесы «Кукушка» К. Дакена, песни «Тонкая рябина», вариаций А. Иванова-Крамского)
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования
28
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины (обобщение и систематизация знаний; урок-путешествие)
Какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать твою страну? Назови инструменты, изображенные на картинах. Цель: продолжить знакомство с музыкальными инструментами
Алжирская сказка, музыкальные инструменты: фортепиано, клавесин, гитара, лютня
Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты (фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их
Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности
29
Музыка в цирке (обобщение изученного материала; урок-представление)
НРК «Музыка в Челябинском цирке»
Как стучат копыта? Изобрази цокот ударами кулачков. Подбери слова, которые передают характер звучания пьес. Цели: помочь почувствовать атмосферу циркового представления; осознать роль и значение музыки в цирке
Цирковые артисты: клоуны, акробаты, дрессировщики, дрессированные звери; цирковая арена, галоп
Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен (на примере «Выходного марша», «Галопа» и «Колыбельной» И. Дунаевского, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Мы катаемся на пони»)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера
30
Дом, который звучит; (урок-путешествие в музыкальный театр)
НРК «Театр оперы и балета им. Глинки»
В каком музыкальном спектакле (в опере или балете) могла бы звучать эта музыка?
Цель: учить определять понятия опера, балет; различать в музыке пе-сенность, танцевальность, маршевость
Песенность, танцевальность, маршевость; опера, балет, солисты, музыкальный театр
Научатся: определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость (на примере музыки П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», Р. Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок», оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», М. Красева «Муха-Цокотуха»)
Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию
Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач
31
Опера-сказка.
(закрепление
изученного
материала;
урок-игра)
Что такое опера-сказка? Какое настроение передает музыка? Характер какого героя ты слышишь в этой музыке? Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную или маршевую музыку? Цель: учить определять виды музыки
Опера-сказка, балет, солисты, музыкальный театр
Научатся: определять понятие опера, выразительно исполнять фрагменты из детских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева)
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека
32
«Ничего на свете лучше нету...» (обобщение и систематизация знаний; урок-концерт)
Исполни понравившиеся тебе песни из этой музыкальной фантазии. Создай свой собственный рисованный мультфильм. Цель: познакомить с музыкой, написанной специально для мультфильма «Бременские музыканты», снятого по одноименной сказке братьев Гримм
Музыкальная фантазия, труба-дур.
Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников
Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни
33
Афиша.
Программа
(обобщение
изученного;
урок-концерт)
Назовите своих любимых композиторов и музыку, которая запомнилась лучше всего.
Цели: проследить за тем, какие произведения полюбились детям, остались в их памяти; определять уровень музыкальной культуры
Афиша, программа, музыкальный спектакль
Научатся: понимать триединство композитор - исполнитель - слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе
Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям;
-
пробуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
-
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
-
формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
-
развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
-
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
-
формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
-
освоение элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «МУЗЫКА 1 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»
Программа
Учебники
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
НРК
Сборник нормативных документов. Начальная школа. Министерство образования Российской Федерации./ Составитель: Днепров Э. Д.; Аркадьев А. Г. - М.: «Дрофа», 2004 г. - 63 с.
Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С., «Музыка: Рабочие программы: 1-4 классы. » Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т. С. Шмагиной: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Г. П. Сергеева, Е. Д. критская, Т. С. Шмагина/ - 3-е издание - М.: Просвещение, 2012 г. - 64 с.: ил. - Обл.
Критская Е. Д. «Музыка: 1 класс» .Учебник для общеобразовательных учреждений./ Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. - 2-е изд. - М.:
«Просвещение», 2012 г. - 80 с.: ил. - Обл.
Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка: Рабочая тетрадь: 1 класс» - М. : «Просвещение», 2011 г. -32 с.: ил. - Обл.
Критская Е. Д. « Уроки музыки 1 - 4 классы» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., - М. : Просвещение, 2012 г.
Критская Е. Д. «Музыка: Хрестоматия музыкального материала: 1 класс.» Пособие для учителя, - М.: Просвещение, 2010 г. -128 с.: ил - Обл.
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия музыкального материала.» «Издательство «Просвещение», 2012 (1 СД, МР3.)
Мультимедийное приложение к «Урокам музыки 1 - 8 классы» / авт.-сост. Л. Золина. - М.: Издательство «Глобус», 2009.
Мультимедийное пособие для учителя музыки общеобразовательных школ по программе Е. Д. Критской «Уроки музыки в школе без проблем» диск 1, диск 2
«Ночь гуляет по дорожкам» /Ноты/: колыбельные песни на стихи Анны Алфёровой: для голоса и фортепьяно. - Челябинск, 2009. - 64 с. ил. -ноты.
«Традиционный материнский и детский песенный фольклор русского населения среднего Урала» / Составление, нотация, вступительная статья и комментарии Т. И. Калужниковой. - Екатеринбург: Свердловский областной Дом фольклора, Банк культурной информации, 2002г. - 197 с. ил. -ноты.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
-
Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения
Количество
Примечания
-
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Д
Примерная программа начального общего образования по музыке
Д
Программы по музыке
Д Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С., «Музыка: Рабочие программы: 1-4 классы. » Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т. С. Шмагиной: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Г. П. Сергеева, Е. Д. критская, Т. С. Шмагина/ - 3-е издание - М.: Просвещение, 2012 г. - 64 с.: ил. - Обл.
Хрестоматии с нотным материалом
Д
Критская Е. Д. «Музыка: Хрестоматия музыкального материала: 1 класс.» Пособие для учителя, - М.: Просвещение, 2010 г. -128 с.: ил - Обл.
Сборники песен и хоров
Д
Методические пособия
Д
Критская Е. Д. « Уроки музыки 1 - 4 классы» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., - М. : Просвещение, 2012 г.
Методические журналы по искусству
Д
Учебно - методические комплекты к программе по музыке. Учебники по музыке
К
Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка: Учебник: 1 класс» - М.:
«Просвещение», 2012 г. - 80 с.: ил. - Обл.
Рабочие блокноты (творческие тетради)
К
Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка: Рабочая тетрадь: 1 класс», - М. : «Просвещение»,2011 г. -32 с.: ил. - Обл.
Учебные пособия по электронному музицированию
Ф
Книги о музыке и музыкантах. Научно - популярная литература по искусству.
Д
Справочные пособия, энциклопедии
Д
-
Печатные пособия
Таблицы, схемы
Д
Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России
Д
Портреты композиторов
Д
Учебное издание «Комплект портретов для кабинета музыки» (15 портретов) Наглядное пособие; Степанова С. В. «Дрофа», 2005 г.
Портреты исполнителей
Д
Атласы музыкальных инструментов
Д
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы
Д
Дидактический раздаточный материал
К
Карточки с признаками характера звучания
К
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкательных средств
К
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности
К
Театральный реквизит (костюмы, декорации)
К
-
Цифровые образовательные ресурсы
Цифровые компоненты учебно - методических комплектов по музыке
Д
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке
Д
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП) window.edu.ru
Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы
Д
текстовый редактор,
редактор создания презентаций
Цифровые инструменты учебной деятельности для общего пользования
Д
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности:
редактор нотной грамоты,
система обработки звука
Д
-
Экранно - звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Д
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия музыкального материала.» «Издательство «Просвещение», 2012 (1 СД, МР3.)
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
Д
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей
Д
Мультимедийное приложение к «Урокам музыки 1 - 8 классы» / авт.-сост. Л. Золина. - М.: Издательство «Глобус», 2009.
Мультимедийное пособие для учителя музыки общеобразовательных школ по программе Е. Д. Критской «Уроки музыки в школе без проблем» диск 1, диск 2
Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов
Д
Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов
Д
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов
Д
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов
Д
Слайды, диапозитивы
Д
-
Учебно - практическое оборудование
Музыкальные инструменты
-
Пианино
-
Баян
-
Клавишный синтезатор
Д
Детские клавишные синтезаторы
К
Комплект детских музыкальных инструментов
Д
Комплект знаков нотного письма на магнитной основе
Д
Расходные материалы:
нотная бумага;
цветные фломастеры;
цветные мелки
К
Д
Д
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)
К
Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля
К
Персональный компьютер
Д
Медиапроектор
Д
-
Д - демонстрационный экземпляр,
К - полный комплект,
Ф - комплект для фронтальной работы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Критская Е. Д. « Уроки музыки 1 - 4 классы» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., - М. : Просвещение, 2012 г.
-
Критская Е. Д. Методика работы с учебниками « Музыка: 1 - 4 классы» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., - М. : Просвещение, 2002 г.
-
Музыка. 1 класс. Поурочные планы по программе Е. Д. Критской. / Сост. Улашенко Н. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с. 2008 г.
-
«Музыка. Начальные классы.» Программы общеобразовательных учреждений. Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Москва: Просвещение, 2007г.
-
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс.» Пособие для учителя. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., М. : Просвещение,2010 г.
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. /сост. Е. С. Савинов , Москва: Просвещение, 2010г.
-
Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. «Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П Сергеевой, Е. Д. Критской. 1 - 4 классы. - 64 с. - М.: «Просвещение», 2012.
-
Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 - 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Л. Золина. - М.: Издательство «Глобус», 2009. - 176 с.
-
«Ночь гуляет по дорожкам» /Ноты/: колыбельные песни на стихи Анны Алфёровой: для голоса и фортепьяно. - Челябинск, 2009. - 64 с. ил. -ноты.
-
«Традиционный материнский и детский песенный фольклор русского населения среднего Урала» / Составление, нотация, вступительная статья и комментарии Т. И. Калужниковой. - Екатеринбург: Свердловский областной Дом фольклора, Банк культурной информации, 2002г. - 197 с. ил. -ноты.