Конспект урока по литературному чтению Чарушин Е. И. Страшный рассказ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.И. Чарушин. «Страшный рассказ» Цели урока: ознакомить с творчеством Е.И. Чарушина; развивать навыки выразительного, беглого чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать; способствовать воспитанию любви к природе, к животным.

Оборудование: иллюстрация с изображением ежа.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выполнение теста М. Пришвина «Ребята и утята».

III. Изучение нового материала. Постановка цели урока.

Будем мы старательны,

Будем мы внимательны.

Хорошо уметь читать

Нужно обязательно! - Ребята, что значит хорошо читать? - Для того, чтобы мы с вами сегодня на уроке читали правильно, выразительно, мы сделаем небольшую разминку.

РАЗМИНКИ СЛАЙД 1,2

Ы, А, О, У, Э, И - 2 РАЗА - Молодцы! - Задание следующее. Добавляем эмоции и выразительность в наше чтение.

ИСПУГАЛИ ТОВАРИЩА «Ы»

САМИ ИСПУГАЛИСЬ «А»

УДИВИЛИСЬ «О»

РАЗОЧАРОВАЛИСЬ «У»

ЗАДУМАЛИСЬ «Э»

УЛЫБНУЛИСЬ «И» - Молодцы! У вас отлично получается. - Прочитать

Жи-жи-жи, жи-жи-жи яблоки несут ежи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа я нашёл ежа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу молока я дал ежу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа не обижу я ежа.

  1. Рассказ учителя.

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Чарушина «Страшный рассказ». С этим писателем мы знакомимся впервые, посмотрите не него, пожалуйста.

СЛАЙД 2 Детство Евгения Ивановича Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги писателя В.В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка. В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т. е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

  • Было ли вам когда-нибудь страшно?

  • Попробуйте предположить, о чем будет рассказ.

  • Верны ли ваши предположения вы узнаете, когда прочтем рассказ.


  1. Первичное чтение. Чтение с остановками и вопросами. Перед чтением учитель объясняет, что такое «сени», «чулан». СЛАЙД 3

Се́ни - входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение.СЛАЙД 4

Чула́н - подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.(помещение в доме, служащее кладовой)

  1. Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.

- Как вы думаете, прочитанное вами произведение сказка или рассказ?

  • Понравился рассказ?

  • Кого испугались мальчики?

  • Может кто-то расскажет нам о ёжике?

  • СЛАЙД 5

  • Посмотрите на картинку. Еж - это маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок.

4. Слово учителя. Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днем прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши. В случае опасности ежик свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей еж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свертывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Зимой ежи впадают в глубокую спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой. Еж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как жуки, которые питаются листьями, гусеницы, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.

5. Беседа по содержанию.

  • Почему же мальчики испугались ежа?

  • Как звали мальчиков?

  • Где они жили?

  • Почему они остались дома одни?

  • Что они делали, когда остались одни?

  • Какие звуки они услышали?

  • Как они отреагировали на эти звуки?

  • Рассказали они родителям, что случилось?

  • Кого нашли родители?

  • Чем они угостили ежика?

  • Боялись ли его мальчики потом? Почему?

IV. Физкультминутка

Раз- подняться, потянуться
Два- согнуться, разогнуться
Три- в ладошки три хлопка, головою три кивка
На четыре- руки шире
На пять- руками помахать
На шесть- за парты тихо сесть

V. Закрепление нового материала

1. Выразительное чтение.

- С какой интонацией будем читать разговор мальчиков?
Почему?

РАБОТА В РАБ. ТЕТРАДИ стр 45 задания 1,2

Составление плана.

  • На сколько частей можно разделить рассказ?

  • Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.


  1. Мальчики остались одни.

  2. Странные звуки.

  3. Испуганные дети.

  4. Родители вернулись.

  5. Неожиданная находка.

  6. Ежик остался на даче.

VI. Итог урока

  • Как называется рассказ, который мы читали на уроке?

  • Кто его автор?

  • Почему автор назвал рассказ именно так?

  • Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?

  • Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето?

  • Чему учит рассказ? Почему нужно беречь животных?

СЛАЙД 6

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение + рисунок

Рефлексия СЛАЙД 7


© 2010-2022