Конспект урока по русскому языку на тему Непроизносимые согласные в корне слова (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №14»


3 класс

Русский язык

Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова»






Учитель: Чагина С.В.






















г. Нижнекамск

2014 г

Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Цель урока:

  1. Создать условия для формирования у учащихся понятия «непроизносимые согласные в корне слова»;
Совершенствовать навыки правописания;
  1. Способствовать развитию психологических процессов (внимание, мышление, память), самостоятельности школьников, познавательных интересов, умению применять полученные знания в новой ситуации; Создать ситуацию успеха для оптимизации деятельности учащихся;
  2. Содействовать воспитанию чувства коллективизма (умение работать в коллективе, в паре (работа по плечу)), дисциплины, интереса к предмету;

Задачи урока: 1. Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимым согласным т, на месте звукосочетания (сн). 2. Формировать умение проверять непроизносимую согласную, подбирать проверочные слова. 3. Развивать у детей память, речь, кругозор, внимание. 4. Воспитывать интерес к русскому языку. 5. Использовать возможные связи учебного материала с жизнью.

Тип урока: урок рефлексия.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, метод беседы, игровой, поисковый, активный метод (когда ученик в роли учителя).

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, беседа, взаимопроверка, самостоятельная работа.

Внешняя мотивация учащихся: похвала, поддержка, оценка, награда.

Внутренняя мотивация учащихся: интерес к изучаемому материалу, предмету.



Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; карточки для работы в парах; презентация.









Ход урока I. Мотивационный этап. 1). Организационный момент

-Здравствуйте ребята! Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения.

Оценивать свою работу мы будем с помощью таких сигналов: Зелёный цвет - «Великолепно. Всё понимаю». Желтый - «Хорошо. Интересно. Но иногда есть затруднения. Понимаю не всё». Красный - «Трудно. Не понимаю, о чём идёт речь».

Сегодня на уроке вы будете исследователями. А кто знает, кто такой исследователь? Где мы можем получить точную информацию об этом слове? (толковый словарь)

Исследователь - это человек, занимающийся научными исследованиями.

А девиз нашего урока: Грамоте учиться - всегда пригодится! 2). Каллиграфическая минутка.

а) Минутка красивого письма. Ребята, откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Выделите самую красивую букву.

б) Орфографическая минутка.

Вы прошли большой раздел во 2 классе «Орфограммы». - Найдите в записи все известные вам орфограммы.

ПЯТНАДЦАТОЕ ОКТЯБРЯ. КЛАССНАЯ РАБОТА.

II. Актуализация знаний учащихся.

1) Ситуация успеха. Мозговая атака. Итак, разминка. Вспоминаем всё. Что знаем.

а) Главная часть слова. (Корень)

б) Опасное место в слове. (Орфограмма)

в) Звуки, которые могут "свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь". (Согласные)

г) Третья буква русского алфавита. (Буква в)

д) Буква, обозначающая последний звук в слове "парад". (Буква д)

е) Буква, следующая за буквой "к". (Буква л)

ё) С этой буквы начинается третий слог слова "лопата". (Буква т)

2) Ну а теперь Блицтурнир

Внимание! Возьмите лист №1.

Задание: ответить на вопросы индивидуально.

1. Что в слове главное? (Его значение) 2. В какой части слова хранится общее значение однокоренных слов? (В корне) 3. Какие орфограммы корня вам известны? (Орфограммы гласных и согласных) 4. Назовите, какие способы проверки орфограмм гласных и согласных вы знаете? (Изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное)

- Проверяем себя. Если ответ верный, ставим +, если не верный, ставим -; - Оцените свои знания цветовых сигналов. - Ребята. А как вы думаете, у нас дружный коллектив? -А что такое «Дружба»?

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

3). Работа в парах.

Внимание! Возьмите лист №2. - Запишите слова, вставьте и подчеркните пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. (Комментирование в паре)

тр…па ...сенний к…силка з…ма тро…ка ду…ки ска…ка шу…ка - На какое правило ваши слова? Назовите их. - Оцените правильность и каллиграфию своей работы.
4) Целеполагание Запись на доске: местный честный грустный [м'эсный'] [ч'эсный'] [грусный'] - Прочитайте слова, записанные на доске, и их транскрипцию. - Сравните количество букв и звуков в этих словах? (приглашаю к доске) - Почему количество букв и звуков не совпадает? (В словах есть согласная буква, которая при произношении слова не обозначается звуком). - Подумайте, почему эти звуки не произносятся? (Три согласных звука стоят рядом и их очень трудно произнести, таким образом, мы упрощаем их произношение). - Попробуйте определить тему нашего урока. Тема нашего урока «Непроизносимые согласные» Хорошо.Ну, а теперь запишите слова: грустный, вкусный. Варианты записи: грустный, грусный, вкусный, вкустный. Возникает вопрос. - Что же получилось, задание было одно, а выполнили его по-разному? - Чего мы ещё не знаем? (Когда надо писать согласную букву в сочетании СН, а когда не надо).
5) Физминутка -В Трямляндии живут разные жители. Они любят разговаривать без слов. С помощью мимики, жестов, позы. Я вам прочитаю стихотворение про трямляндцев, а вы покажите, что и как делают забавные трямляндцы.

Трям! Все жители проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Побежали быстро в ванну
Зубы чистить неустанно.
Причесались аккуратно,
Приоделись все опрятно,
Пуговицы застегнули,
Уголки все отогнули.
Стол накрыли не спеша,
Съели кашу. Хороша!
Промокнули рот салфеткой,
Отмахнули муху веткой,
Перемыли всю посуду,
Чисто вытерли повсюду,
А потом пошли гулять,
Чтоб скорее всё узнать

6). Этап решения проблемы.

- Для того чтобы узнать когда нужно писать непроизносимый согласный, а когда нет мы выполним работу в парах. Возьмите лист под №3. Дети сидят в парах, получают листы с записанными на них следующими словами:


местный - место

чудесный - чудеса

честный - честь

интересный - интересы

грустный - грустит

вкусный - вкусить

- А что интересного вы рассказали бы трямляндцам про эти слова?

- В своих ответах опирайтесь на следующий план:

1. Наблюдаем.

2. Замечаем.

3. Делаем вывод. - После выполнения работы в группах расскажите о своих наблюдениях и выводах. * Слова записаны парами - подобраны однокоренные слова. * В словах первого столбика находятся три согласных звука СТН , звук Т, является непроизносимым. Вывод: чтобы узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук [Т] или нет, надо подобрать к этому слову однокоренное слово, у которого после этого согласного стоит гласный или мягкий знак. * Слова записаны парами - подобраны однокоренные слова. * В словах второго столбика выделено сочетание СН. Буквы Т нет. * Произносим слова. Звук [Т] не произносится и не пишется. Вывод: если при произношении звук [Т] не появляется в однокоренных словах, буквы в этом месте не должно быть.
- Молодцы! Давайте похлопаем своим открытиям.
7). Обобщение. Давайте сделаем вывод. - Над какой темой мы сегодня с вами работаем? Вспоминаем правила.
8). Этап воспроизведения новых знаний. - А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке, используя новое открытие. Найдите проверочное слово, соедините его стрелкой с проверяемым. Запишите, если нужно букву.

Учас…ник

ярость

Чес…ная

участие

Чудес…ная

прекрасен

Ярос…ный

чудеса

Прекрас…ное

уста

Ус…ный

честь Взаимопроверка в группах. Оцените свою работу.
III. Рефлексивно - оценочный этап. 1) Контроль Коллективная работа (На стенах и мебели в классе развешены карточки со словами.) - Дети, в нашем классе заблудились "слова" - найдите их и распределите все слова в три группы. (Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)


парный согласный безударный гласный непроизносимый согласный клетка дождь площадка кошка город
голодный сосновый небесный трепещет зимний

звёздный местный известный радостный праздничный

- Как проверить написание парного согласного в корне?

- Как проверить написание безударного гласного в корне?

- Как проверить написание непроизносимого согласного в корне?
2). Домашнее задание выполнить упражнение 85, стр. 77 3). Рефлексия

- Урок наш подходит к концу. Какую проблему мы сегодня решали?

- Какое совершили открытие? - А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Заполните лист самооценки. Выберите кружок, цвет которого соответствует вашим знаниям: зелёный, желтый, красный и прикрепите его лист самооценки. - Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать.



© 2010-2022