- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по теме Добро и зло
Конспект урока по теме Добро и зло
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кондратенко Е.В. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: обобщающий урок к главе «Добро и зло»( ОРКСЭ)
Цели для учителя:
-
формировать представление младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное.
-
развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
-
учить логично и последовательно излагать свои мысли, уважительно относиться к мнению одноклассников.
Цели для учащихся:
-
уметь различать понятия «добро», «зло» и уметь объяснять пословицы на тему «добро и зло»;
-
уметь излагать свои мысли по теме;
-
понимать позицию другого человека;
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Введение в тему (создание проблемной ситуации).
- Сегодня у нас с вами обобщающий урок по 1 главе «Как отличить добро и зло?»
- Давайте вспомним, какие темы мы с вами разбирали?
(Долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни, справедливость и милосердие)
Чему учились?
1)Сравнительный анализ двух деревьев. - Наша русская природа трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться бережно, не навредить ей. Символом русской природы издавна считается березка.
- Ребята, давайте посмотрим на эти две березки и попробуем ответить на вопрос:
- О чем они хотят нам рассказать?
(Первая березка нам может рассказать о красоте, здоровье, удачи, счастье, успехе, а вторая - о горе, несчастье, печали, болезни)
- Что олицетворяет одно дерево и другое?
(Первое дерево олицетворяет здорового человека, счастливого человека, удачу, радость. Второе дерево олицетворяет - больного человека, печаль , боль)
2)Творческая работа.
- Какие слова могут расти на деревьях?
(Красота, доброта, труд, мир, здоровье, печаль, болезнь, неудача)
- Я приготовила ряд слов, давайте эти слова разместим на два дерева.
Возможные слова: тепло, зло, добро, война, смерть, веселье, мама, слёзы, семья, ласка, разруха, удача, горе. Слова прикрепляются на деревья.
- Я согласна, что эти слова вы прикрепили на первую березу, а можем ли мы слова
«мама», «семья» поместить на второе дерево?
- Когда это происходит?
(Это происходит тогда в семье, когда случается беда, горе. Тогда говорят, что мать почернела от горя.)
- Обращаясь к толковому словарю раскроем смысл слова почернеть (слайд)
ПОЧЕРНЕТЬ, - ею, -еешь: несов.
1. Становиться чернее, темнее.
Серебро чернеет.//
сов. почернеть, -ею, -еешь.
Переносное значение: почернеть от горя, болезни.
- Ребята, давайте посмотрим на два этих дерева и выделим два главных противоположных слова
(добро и зло) Ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л - "Люди", З - "Земля", а буква Д обозначалась словом "Добро". Даже сама азбука как бы призывала (слайд)
Мир и Любовь! (слова на слайде появляются постепенно)
Добро и Чистоту!
Покой и Свет!
Улыбку и Участье
Хочу я видеть
В каждом существе
И знаю: в этом мое счастье.
Когда тепло сердец,
Их нежность ощущаю,
С надеждой я
К Всевышнему взываю
И, как молитву,
Я твержу одно:
"Творите, люди,
На Земле добро!"
III. Постановка темы урока, целей
-Два этих главных слова «добро и зло» будут в теме нашего урока.(слайд)
-Какова же цель нашего урока?
(Сегодня каждый из нас будет учиться различать добро и зло)
IY. Работа с пословицами.
- С древних времён наш народ ценил добро и в народе всегда относились к добру по-особому. Все свои мудрые мысли народ вложил в пословицы. Ну а вот какой смысл в пословицах, мы узнаем вместе. Сначала поработаем в парах.
Как аукнется,
а при матери - добро.
при солнышке - тепло,
нет доброго имени.
Без добрых дел
так и откликнется.
- Какие пословицы у вас получились? Назовите их и объясните смысл этих пословиц.
«Как аукнется, так и откликнется»
(Как вы будете относиться к человеку, так и человек отнесется к вам.)
- При солнышке - тепло, а при матери - добро
- Какие в этой пословице ключевые слова?
(В этой пословице главные слова солнышко и мать)
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Солнышко светит и нам тепло, и когда мама нас приласкает нам тоже хорошо)
- Без добрых дел нет доброго имени
(Если человек сделает доброе дело, то о нем будут помнить, вспоминать добрым словом.)
- Конечно, ребята, никто из людей не хочет, чтобы о нём думали плохо, относились неуважительно.
-Как же сделать, чтобы о тебе думали и говорили с теплотой, вспоминали хорошими словами?
(Нужно делать добрые дела, поступать, как велит совесть, следовать заповедям.)
-Ребята, но ведь бывало так, что вы обидели кого-то, сделали кому-то больно, запятнали свое доброе имя.
-Как можно восстановить свое доброе имя, как исправить положение, чтобы этот человек не обижался на вас?
(Надо попросить прощения)
- Издавна на Руси существовал такой мудрый и добрый обычай, который существует и по сей день: в последний день масленичной недели, в «прощёное воскресенье», прощать всем свои обиды и просить прощение у тех, кого вольно или невольно обидел. Считалось, что этими действиями человек как бы сбрасывает с себя тяжёлый груз обид, наполнял свою душу добротой и любовью.
Y. «Игра узнай литературного героя»
- Из поколения в поколение человек пополнял свой жизненный опыт. Переносил все самое лучшее на бумагу, так до наших дней дошли замечательные произведения - это сказки. А одной из главных тем сказок была тема добра и зла.
- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим:
(Буратино, Чиполлино, Красная шапочка)
- А теперь по описанию определите сказочного героя.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
-Сначала мы видим, что Женя совершает глупые поступки.
-А какая она?
(обидчивая, злая, вспыльчивая)
-А когда Женя совершает разумные поступки?
-Какая она?
(добрая, любящая)
Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть, вместе с тем она добрая, любящая, она пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток. Она поняла, что надо делать добрые дела для других людей
- А теперь давайте подумаем какими качествами обладали герои
Доброта
Самопожертвование
Милосердие
Слова постепенно появляются на слайде
В сказках мы знаем, что герои четко делятся на добрых и злых героев, а вот в жизни намного сложнее. YI. Работа с притчей. -Многие из вас уже сталкивались со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку - хамство, грубость, эгоизм. К сожалению, нам кажется в наше современное время зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Много зла и добра в совершаемых нами поступках. -Давайте, послушаем об этом в знакомой уже нам притче.
Когда-то, давным-давно, старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло - завить, ревность, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает то волк, которого ты кормишь.
Каждому ребенку раздаю лист, на котором изображены два волка
-Ребята, каждый из вас получил листок с изображением двух волков, черного и белого. Подумайте, какие поступки вы сегодня совершили? -Поставьте карандашом плюсики за хорошие поступки под белым волком, за плохие под черным.
- Улыбнулись ли вы утром маме?
- Сказали ей «спасибо» за завтрак?
- Помыли за собой посуду?
- Поцеловали маму, уходя сегодня в школу?
- Хлопнули дверью в подъезде?
- Поссорились ли вы с другом?
- Помогли ли вы младшим?
- Улыбнулись ли тем, с кем общаетесь?
- Придя в школу, вы поздоровались?
- Сказали обидное слово своему однокласснику?
- Забыли поздороваться с учителем?