- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по обучению грамоте Звук [ц], буквы Ц, ц (1 класс)
Урок по обучению грамоте Звук [ц], буквы Ц, ц (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова Е.Г. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет: литературное чтение (период обучение грамоте)
Образовательная система: «система Занкова»
Тема: «Звук [ц], буквы Ц ц».
Цели урока: познакомить с новым звуком и буквами Ц, ц и выявить его отличительные особенности.
Образовательная: расширить и усвоить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, формировать умения правильного чтения и написания слов с буквой ц.
Развивающая: развивать фонетический слух, внимание, память, связное высказывание, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывающая: воспитывать умение работать в коллективе, паре, доброжелательное отношение к обучению
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: образцы букв, схемы слов, предметные картинки, сюжетные рисунки,
Ход урока:
-
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно и чётко говорить
Язык и губы нужно укрепить.
-
Что для этого нужно сделать? (выполнить гимнастику).
1. «Лягушка».
- Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта ≪пять≫ (до счёта десять≫), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
2. «Слон». Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и набирать≫ водичку, слегка причмокивая при этом.
4. «Бегемот». Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта ≪пять≫, потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
4. «Лошадка». Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и ≪прыгал≫ только язык.
5. «Нюхаем цветочки» 1). Медленный глубокий вдох, задерживаем дыхание (запомните аромат). - Долгий полный выдох. 2). Короткие быстрые вдохи и долгий выдох. II. Постановка цели.
- Цветёт у птичницы цветок -
2. Определите звук в слове ЦЫПЛЕНОК, с которым мы ещё не знакомились., и сформулируйте тему урока. «Звук [Ц] и буква, которая его обозначает».
3. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока:
- Познакомиться со звуком [Ц] и буквой, которая его обозначает.
- Учиться отличать звук [Ц] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.
- Учиться читать слоги, слова с новой буквой.
III. Образование звука.
- Произнесите слово ЦЫПЛЕНОК, выделяя в нем голосом 1-ый звук.
- Назовите выделенный звук.
- Произнесите звук [Ц] несколько раз в паре. Расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении:
- Охарактеризуйте коротко звук [Ц]:
- Выберите модель звука.
- Какой мы можем сделать вывод?
- Дайте полную характеристику звуку [Ц]:
IV. Давайте поиграем в игру «Прятки». Я назову слог, а вы новый звук спрячьте в звуковые квадратики: ЦА, ЦО, ЦЕ, ЦУ, ЦЫ (один у доски)
- Проверка в парах.
Оценка.
V. Знакомство с новой буквой.
- Давайте оденем наш звук [Ц].
- Как называется эта буква?
- На какие предметы похожа буква Ц?
Вот какая буква Ц -
С коготками на конце.
Коготок-царапка -
Как кошачья лапка
- В какой квадратик мы поместим букву Ц на ленте букв? (в синий, т.к. он согласный)
- Назовите соседей буквы Ц?
- А какая бывает буква Ц? (большая и маленькая)
- Для чего нужна большая буква? А маленькая?
VI. Физкультминутка. Если услышите звук [Ц]: - в начале слова - хлопните - в середине - топните - в конце - приседайте ЦАПЛЯ, ЗАЯЦ, ЦЕНА, ОЦЕНКА, ЦИРК, ЯЙЦО, ПЕСЕЦ, ЛИЦО, СКВОРЕЦ, ЦЕПЬ.
VII. Вывела курица цыплят. Каждому дала имя. Первого цыпленка назвала «ЦЫП», второго - «ЦЫП-ЦЫП». Самое длинное дала 6 цыпленку. Разбежались цыплята от мамы.
- Позови 2-го (с ударением на 2 слоге). ЦЫП - ЦЫП.
- Позови 3-го (с ударением на 1 слоге). ЦЫП - ЦЫП - ЦЫП.
- Позови 4-го (с ударением на 3 слоге). ЦЫП - ЦЫП - ЦЫП - ЦЫП.
- Курица опечалилась и зовет всех цыплят.
- Курица очень обрадовалась и зовет всех цыплят.
- С какой буквы будете писать слово ЦЫПЛЯТА, а ЦЫП-ЦЫП? Почему?
VIII. Составьте звуковую схему слова ЦЫПЛЯТА. (по цепочке). Сколько в слове букв? Сколько звуков?
IX. Работа с предложением. Мы помогли курице найти цыплят. Но у нас и слова рассыпались. Давайте их соберем. (РАБОТА В ПАРАХ). КУРИЦА С ЦЫПЛЯТАМИ ПРИШЛИ ДОМОЙ.
- Что мы собрали?
- Сколько предложений?
- Сколько слов в этом предложении?
- Нарисуйте схему этого предложения.
- Составьте свое предложение, чтобы в слове был звук Ц.
X. Работа с рассказом.
Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и ждал, когда остальные цыплята вылупятся.
- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду прогуляюсь.
-
Посмотрите, кого он встретил по дороге.
ЦАПЛЯ
Смотрит - цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.
- Чтобы учить, - сказала цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..
-
Кто главный герой сказки?
-
Кому он давал советы?
-
Что ответила ему цапля? Чтобы учить, надо самому что-нибудь знать!
-
Как ты думаешь, почему?
-
Чему учит нас эта сказка?
-
Надеюсь, никто из вас так себя не ведет!
XI. Подведение итогов.
-
Какие вы сегодня вы молодцы!
-
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-
Что вам понравилось?
-
Кому скажем спасибо?