Урок по обучению грамоте Звук [ц], буквы Ц, ц (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Класс: 1
Предмет: литературное чтение (период обучение грамоте)

Образовательная система: «система Занкова»

Тема: «Звук [ц], буквы Ц ц».


Цели урока: познакомить с новым звуком и буквами Ц, ц и выявить его отличительные особенности.
Образовательная: расширить и усвоить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, формировать умения правильного чтения и написания слов с буквой ц.
Развивающая: развивать фонетический слух, внимание, память, связное высказывание, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывающая: воспитывать умение работать в коллективе, паре, доброжелательное отношение к обучению
Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: образцы букв, схемы слов, предметные картинки, сюжетные рисунки,



Ход урока:

  1. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и чётко говорить

Язык и губы нужно укрепить.

  • Что для этого нужно сделать? (выполнить гимнастику).Урок по обучению грамоте Звук [ц] , буквы Ц, ц (1 класс).

1. «Лягушка».

  • Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта ≪пять≫ (до счёта десять≫), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Урок по обучению грамоте Звук [ц] , буквы Ц, ц (1 класс).
2. «Слон». Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и набирать≫ водичку, слегка причмокивая при этом.

4. «Бегемот».Урок по обучению грамоте Звук [ц] , буквы Ц, ц (1 класс). Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта ≪пять≫, потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Урок по обучению грамоте Звук [ц] , буквы Ц, ц (1 класс).

4. «Лошадка». Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и ≪прыгал≫ только язык.
5. «Нюхаем цветочки»Урок по обучению грамоте Звук [ц] , буквы Ц, ц (1 класс). 1). Медленный глубокий вдох, задерживаем дыхание (запомните аромат). - Долгий полный выдох. 2). Короткие быстрые вдохи и долгий выдох. II. Постановка цели.

  1. Цветёт у птичницы цветок -
Цветёт на паре тонких ног. Цветок пушист и звонок … - Цветок, ты кто? ЦЫПЛЕНОК.
2. Определите звук в слове ЦЫПЛЕНОК, с которым мы ещё не знакомились., и сформулируйте тему урока. «Звук [Ц] и буква, которая его обозначает».
3. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока:
  • Познакомиться со звуком [Ц] и буквой, которая его обозначает.
  • Учиться отличать звук [Ц] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.
  • Учиться читать слоги, слова с новой буквой.

III. Образование звука.
  • Произнесите слово ЦЫПЛЕНОК, выделяя в нем голосом 1-ый звук.
  • Назовите выделенный звук.
  • Произнесите звук [Ц] несколько раз в паре. Расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении:
- губы - не растягиваются - между зубами образуется очень маленькая щель - язычок упирается в нижние зубы - воздух встречает препятствие. Значит, он СОГЛАСНЫЙ. - при произнесении звука [Ц] слышится только шум. Значит, он ГЛУХОЙ. - после звука [Ц] следует согласный звук. Звук произносится твердо. Значит, он ТВЕРДЫЙ.
  • Охарактеризуйте коротко звук [Ц]:
- ЗВУК [Ц] СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ТВЕРДЫЙ.
  • Выберите модель звука.

  • Какой мы можем сделать вывод?
ЗВУК [Ц] ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ.
  • Дайте полную характеристику звуку [Ц]:
- ЗВУК [Ц] СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ
IV. Давайте поиграем в игру «Прятки». Я назову слог, а вы новый звук спрячьте в звуковые квадратики: ЦА, ЦО, ЦЕ, ЦУ, ЦЫ (один у доски)
  • Проверка в парах.

Оценка.

V. Знакомство с новой буквой.

  • Давайте оденем наш звук [Ц].
  • Как называется эта буква?
  • На какие предметы похожа буква Ц?
Урок по обучению грамоте Звук [ц] , буквы Ц, ц (1 класс).Урок по обучению грамоте Звук [ц] , буквы Ц, ц (1 класс).Урок по обучению грамоте Звук [ц] , буквы Ц, ц (1 класс).

Вот какая буква Ц -
С коготками на конце.
Коготок-царапка -
Как кошачья лапка

  • В какой квадратик мы поместим букву Ц на ленте букв? (в синий, т.к. он согласный)
  • Назовите соседей буквы Ц?
  • А какая бывает буква Ц? (большая и маленькая)
  • Для чего нужна большая буква? А маленькая?

VI. Физкультминутка. Если услышите звук [Ц]: - в начале слова - хлопните - в середине - топните - в конце - приседайте ЦАПЛЯ, ЗАЯЦ, ЦЕНА, ОЦЕНКА, ЦИРК, ЯЙЦО, ПЕСЕЦ, ЛИЦО, СКВОРЕЦ, ЦЕПЬ.
VII. Вывела курица цыплят. Каждому дала имя. Первого цыпленка назвала «ЦЫП», второго - «ЦЫП-ЦЫП». Самое длинное дала 6 цыпленку. Разбежались цыплята от мамы.
  • Позови 2-го (с ударением на 2 слоге). ЦЫП - ЦЫП.
  • Позови 3-го (с ударением на 1 слоге). ЦЫП - ЦЫП - ЦЫП.
  • Позови 4-го (с ударением на 3 слоге). ЦЫП - ЦЫП - ЦЫП - ЦЫП.
  • Курица опечалилась и зовет всех цыплят.
  • Курица очень обрадовалась и зовет всех цыплят.
  • С какой буквы будете писать слово ЦЫПЛЯТА, а ЦЫП-ЦЫП? Почему?

VIII. Составьте звуковую схему слова ЦЫПЛЯТА. (по цепочке). Сколько в слове букв? Сколько звуков?
IX. Работа с предложением. Мы помогли курице найти цыплят. Но у нас и слова рассыпались. Давайте их соберем. (РАБОТА В ПАРАХ). КУРИЦА С ЦЫПЛЯТАМИ ПРИШЛИ ДОМОЙ.
  • Что мы собрали?
  • Сколько предложений?
  • Сколько слов в этом предложении?
  • Нарисуйте схему этого предложения.
  • Составьте свое предложение, чтобы в слове был звук Ц.

X. Работа с рассказом.

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и ждал, когда остальные цыплята вылупятся.
- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду прогуляюсь.

  • Посмотрите, кого он встретил по дороге.

Урок по обучению грамоте Звук [ц] , буквы Ц, ц (1 класс).ЦАПЛЯ

Смотрит - цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.
- Чтобы учить, - сказала цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

  • Кто главный герой сказки?

  • Кому он давал советы?

  • Что ответила ему цапля? Чтобы учить, надо самому что-нибудь знать!

  • Как ты думаешь, почему?

  • Чему учит нас эта сказка?

  • Надеюсь, никто из вас так себя не ведет!

XI. Подведение итогов.

  • Какие вы сегодня вы молодцы!

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Что вам понравилось?

  • Кому скажем спасибо?



© 2010-2022