- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему Использование технологии продуктивного чтения для формирования читательских умений
Доклад на тему Использование технологии продуктивного чтения для формирования читательских умений
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шалыгина М.А. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Шалыгина Марина Анатольевна
Учитель начальных классов
МАОУ Новолоктинская СОШ
Филиал Мизоновская ООШ
Использование технологии продуктивного чтения для формирования читательских умений
Стандарты второго поколения определяют общие требования к результатам начального образования. Описание тематических результатов по отдельным предметам ведётся по тем же основным дидактическим линиям, которые выделены в планируемых результатах. Для курса литературного чтения в качестве основной дидактической линии выделена читательская компетенция, включающая в себя развитие читательских умений младшего школьника.
Выпускник начальной школы, с учётом пристрастий, соответствующих уровню его читательской компетенции, может самостоятельно, уверенно и бегло читать разнообразную художественную литературу, извлекать из прочитанного нужную информацию, различать и распознавать литературные стили и жанры, обсуждать прочитанное, анализировать детали сюжета, портретные черты героев произведения.
Учебно-методический комплект «Школа России» по литературному чтению под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой предусматривает формирование у выпускника первой ступени выработку следующих умений работы с текстом: выявление основного смысла произведения, установление взаимосвязи смысловых частей текста, составление различных видов пересказа и простейших характеристик героев.
Но этого недостаточно для глубокого осмысления произведения и понимания авторской идеи.
Технология работы с текстом (технология продуктивного чтения), предлагаемая авторами Образовательной системы «Школа 2100», дает чёткие ответы на вопросы, которые так волнуют учителя: зачем учить, чему учить и как учить?
Именно эта технология отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Ведь в её основе лежит деятельностный подход в обучении, обеспечивающий формирование функционально грамотной личности и ориентированный на развитие у школьников ключевых компетенции.
Данная технология отличается от традиционной работы с текстом, и её реализация на уроках позволяет говорить о следующих результатах:
1. Возрастает интерес детей к чтению, их деятельность становится мотивированной.
2. Школьники приобретают навык работы с текстом, что очень важно, так как одним из условий успешной учебной деятельности внутри любой образовательной области является понимание и осмысление прочитанного материала.
1
3. У детей развивается внимание, мышление, воображение, речь,
коммуникативные навыки.
4. Осмысленное чтение позволяет развивать у ребят навыки выразительности устной речи.
Изучив и апробировав технологию работы с текстом, мы убеждаемся, что данную технологию можно использовать и работая по УМК «Школа России»
Обучение пониманию прочитанного необходимо начинать с первого класса параллельно с усвоением грамоты и началом самостоятельного чтения.
Продемонстрируем работу над текстом на примере фрагментов уроков.
Тема урока: «Звуки [б], [б. Буква Б, б (1 класс)».
- Мы с вами прочитаем рассказ, но он пока «закрыт на замок». Открыть секреты текста помогут слова-«ключики».
Но чтобы у вас по ходу чтения не возникло затруднений в понимании текста, давайте сначала мы их прочитаем: строители, бобры, бритва, стволы, болото, плотинам
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию.
- Что делают бобры? Из чего они строят домик?
- Прочитайте заголовок. Что вы знаете о бобрах?
- Можете предположить, о ком пойдёт речь в рассказе? (Дети высказывают свои предположения.)
- Прочитайте текст самостоятельно. Если встретите в тексте непонятные слова, подайте сигнал красного цвета.
Комментированное чтение.
Бобры на болоте
- Что такое болото? (Опираясь на жизненный опыт, дети объясняют значение слова.) Это увлажнённый участок земли со стоячей водой, зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями.
Они - строители.
- Какой вопрос мы можем задать автору? (Почему их называют строителями?)
- Попробуйте ответить. (Высказывания детей). Давайте прочитаем, что об этом говорит автор.
У бобров зубы острые, как бритва. (Значит, они. помогают в строительстве)
У бобров на болоте плотины из стволов осины.
- Что такое плотина? (Пользуясь толковым словарем, мы можем выяснить, что плотина - это сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма уровня воды.)
- Интересно, зачем бобры строят плотины?
Затем дети читают дополнительный текст о бобрах.
Бобры умеют строить плотины. Они повышают уровень воды в реке. Так бобрам не грозит опасность, даже если воды в реке станет меньше.
- Я предлагаю вам выполнить творческое задание.
2
Восстановите загадку.
Работящие ... (зверьки).
Строят дом среди ......... (реки).
Если в гости кто ... (придёт),
Знайте, что из речки ... (вход).
Такая кропотливая работа над маленьким текстом позволяет глубоко его осмыслить. На уроке, даже не замечая этого, первоклассники вступают в тесный контакт с автором произведения, получается живой разговор. Никто не боится высказать свою версию.
Тема урока: «П.П. Бажов. Серебряное Копытце».
Составление характеристики главного героя (4 класс).
На уроке были использованы следующие приёмы работы над пониманием прочитанного: «Диалог с автором текста», «Включи воображение».
Составляя характеристику Даренки, ребята интересуются у автора, почему автор выбрал именно это имя для своего героя.
Рассуждают: Дарёнка. Полное имя Дарья Григорьевна.
Что обозначает имя Дарья?
Смотрим в словаре: Дарья (греч.) - сильная, побеждающая.
Дарья, Дарина (слав.)- Дарящая, дар.
Составляя характеристику девочки, ребята приходят к выводу, что имя - отражение характера героя.
Дарёнка. Девочка - дар, подарок судьбы для старика Коковани. Она избавила старика от одиночества.
На этапе составления характеристики внешнего облика Дарёнки ребята снова вступают в диалог с автором. В тексте им удаётся найти информацию о том, что Дарёнке было шесть годков. На вид махонькая и носишко пуговкой. Но этой информации недостаточно, чтобы полностью раскрыть образ. Ребята задают вопрос, какое у Дарёнки лицо, мимика.
Включи воображение, представь: личико круглое, улыбчивое. Доброта, теплота души, ласка согревает как солнышко. Улыбка - лучик солнца.
Как одета Дарёнка?
Включи воображение, дорисуй: сарафанчик поношенный, кофточка, чулочки, лапоточки, на голове платочек. Девочка - сиротка, значит, одежда её простенькая.
В итоге получается следующая характеристика: Дарёнке было шесть годков. На вид махонькая и носишко пуговкой. Личико круглое, улыбчивое. Одета Дарёнка простенько: поношенный сарафанчик, кофточка, чулочки, лапоточки, на голове платочек.
Использование данной технологии на уроках помогло ребятам научиться вести разговор с автором произведения.
Включение учащихся в активную работу по анализу прочитанного, дополнение содержания урока литературного чтения новыми приёмами и упражнениями позволило повысить уровень читательской компетенции посредством совершенствования читательских умений и приобретения детьми опыта анализа художественного произведения. Это также позволило сделать урок увлекательным, интересным и творческим для маленького читателя.
Такой деятельностный подход в обучении и в дальнейшем поможет детям. Ведь думающий ребёнок со временем становится взрослым.
3
Мизоновская ООШ
Филиал МАОУ Новолоктинская СОШ
Использование
технологии
продуктивного чтения
для
формирования
читательских умений
Учитель начальных классов
Шалыгина Марина Анатольевна
Мизоново