Доклад на тему Использование технологии продуктивного чтения для формирования читательских умений

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шалыгина Марина Анатольевна

Учитель начальных классов

МАОУ Новолоктинская СОШ

Филиал Мизоновская ООШ

Использование технологии продуктивного чтения для формирования читательских умений


Стандарты второго поколения опре­деляют общие требования к результа­там начального образования. Описа­ние тематических результатов по от­дельным предметам ведётся по тем же основным дидактическим лини­ям, которые выделены в планиру­емых результатах. Для курса литера­турного чтения в качестве основной дидактической линии выделена чита­тельская компетенция, включающая в себя развитие читательских умений младшего школьника.

Выпускник начальной школы, с учётом пристрастий, соответству­ющих уровню его читательской ком­петенции, может самостоятельно, уверенно и бегло читать разнообраз­ную художественную литературу, извлекать из прочитанного нужную информацию, различать и распозна­вать литературные стили и жанры, обсуждать прочитанное, анализиро­вать детали сюжета, портретные чер­ты героев произведения.

Учебно-методический комплект «Школа России» по литературному чтению под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голова­новой предусматривает формирова­ние у выпускника первой ступени вы­работку следующих умений работы с текстом: выявление основного смыс­ла произведения, установление взаи­мосвязи смысловых частей текста, составление различных видов пере­сказа и простейших характеристик героев.

Но этого недостаточно для глубокого осмысления произведения и понимания авторской идеи.

Технология работы с текстом (технология продуктивного чтения), предлагаемая авторами Образовательной системы «Школа 2100», дает чёткие ответы на вопро­сы, которые так волнуют учителя: зачем учить, чему учить и как учить?

Именно эта технология отвечает тре­бованиям Федерального государствен­ного образовательного стандарта. Ведь в её основе лежит деятельностный подход в обучении, обеспечивающий формирование функционально грамот­ной личности и ориентированный на развитие у школьников ключевых компетенции.

Данная технология отличается от традиционной работы с текстом, и её реализация на уроках позволяет гово­рить о следующих результатах:

1. Возрастает интерес детей к чте­нию, их деятельность становится мо­тивированной.

2. Школьники приобретают навык работы с текстом, что очень важно, так как одним из условий успешной учебной деятельности внутри любой образовательной области является понимание и осмысление прочитан­ного материала.

1

3. У детей развивается внимание, мышление, воображение, речь,

ком­муникативные навыки.

4. Осмысленное чтение позволяет развивать у ребят навыки вырази­тельности устной речи.

Изучив и апробировав технологию работы с текстом, мы убеждаемся, что данную технологию можно ис­пользовать и работая по УМК «Шко­ла России»

Обучение пониманию прочитанного необходимо начинать с первого класса параллельно с усвоением грамоты и началом самостоятельного чтения.

Продемонстрируем работу над текс­том на примере фрагментов уроков.

Тема урока: «Звуки [б], [б. Буква Б, б (1 класс)».

- Мы с вами прочитаем рассказ, но он пока «закрыт на замок». Открыть секреты текста помогут слова-«ключики».

Но чтобы у вас по ходу чтения не возникло затруднений в понима­нии текста, давайте сначала мы их прочитаем: строители, бобры, брит­ва, стволы, болото, плотинам

- Рассмотрите внимательно иллю­страцию.

- Что делают бобры? Из чего они строят домик?

- Прочитайте заголовок. Что вы знаете о бобрах?

- Можете предположить, о ком пойдёт речь в рассказе? (Дети вы­сказывают свои предположения.)

- Прочитайте текст самостоятель­но. Если встретите в тексте непонят­ные слова, подайте сигнал красного цвета.

Комментированное чтение.

Бобры на болоте

- Что такое болото? (Опираясь на жизненный опыт, дети объясняют значение слова.) Это увлажнённый участок земли со стоячей водой, зыб­кой поверхностью, заросший влаго­любивыми растениями.

Они - строители.

- Какой вопрос мы можем задать автору? (Почему их называют стро­ителями?)

- Попробуйте ответить. (Высказы­вания детей). Давайте прочитаем, что об этом говорит автор.

У бобров зубы острые, как бритва. (Значит, они. помогают в строительстве)

У бобров на болоте плотины из ство­лов осины.

- Что такое плотина? (Пользуясь толковым словарем, мы можем выяс­нить, что плотина - это сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма уровня воды.)

- Интересно, зачем бобры строят плотины?

Затем дети читают дополнитель­ный текст о бобрах.

Бобры умеют строить плотины. Они повышают уровень воды в реке. Так боб­рам не грозит опасность, даже если во­ды в реке станет меньше.

- Я предлагаю вам выполнить твор­ческое задание.

2

Восстановите загадку.

Работящие ... (зверьки).

Строят дом среди ......... (реки).

Если в гости кто ... (придёт),

Знайте, что из речки ... (вход).

Такая кропотливая работа над ма­леньким текстом позволяет глубоко его осмыслить. На уроке, даже не замечая этого, первоклассники всту­пают в тесный контакт с автором про­изведения, получается живой разго­вор. Никто не боится высказать свою версию.

Тема урока: «П.П. Бажов. Сереб­ряное Копытце».

Составление характеристики главного героя (4 класс).

На уроке были использованы сле­дующие приёмы работы над пониманием прочитанного: «Диалог с автором текста», «Включи вообра­жение».

Составляя характеристику Даренки, ребята интересуются у автора, по­чему автор выбрал именно это имя для своего героя.

Рассуждают: Дарёнка. Полное имя Дарья Григорьевна.

Что обозначает имя Дарья?

Смотрим в словаре: Дарья (греч.) - сильная, побеждающая.

Дарья, Дарина (слав.)- Дарящая, дар.

Составляя характеристику девоч­ки, ребята приходят к выводу, что имя - отражение характера героя.

Дарёнка. Девочка - дар, подарок судьбы для старика Коковани. Она избавила старика от одиночества.

На этапе составления характерис­тики внешнего облика Дарёнки ребя­та снова вступают в диалог с автором. В тексте им удаётся найти информа­цию о том, что Дарёнке было шесть годков. На вид махонькая и носишко пуговкой. Но этой информации не­достаточно, чтобы полностью раск­рыть образ. Ребята задают вопрос, ка­кое у Дарёнки лицо, мимика.

Включи воображение, представь: личико круглое, улыбчивое. Доброта, теплота души, ласка согревает как солнышко. Улыбка - лучик солнца.

Как одета Дарёнка?

Включи воображение, дорисуй: са­рафанчик поношенный, кофточка, чулочки, лапоточки, на голове плато­чек. Девочка - сиротка, значит, одежда её простенькая.

В итоге получается следующая ха­рактеристика: Дарёнке было шесть годков. На вид махонькая и носишко пуговкой. Личико круглое, улыбчи­вое. Одета Дарёнка простенько: поно­шенный сарафанчик, кофточка, чу­лочки, лапоточки, на голове плато­чек.

Использование данной технологии на уроках помогло ребятам научиться вести разговор с автором произведе­ния.

Включение учащихся в актив­ную работу по анализу прочитанного, дополнение содержания урока лите­ратурного чтения новыми приёмами и упражнениями позволило повысить уровень читательской компетенции посредством совершенствования читательских умений и приобретения детьми опыта анализа художествен­ного произведения. Это также позво­лило сделать урок увлекательным, интересным и творческим для ма­ленького читателя.

Такой деятельностный подход в обучении и в дальней­шем поможет детям. Ведь думающий ребёнок со временем становится взрослым.

3



Мизоновская ООШ

Филиал МАОУ Новолоктинская СОШ












Использование

технологии

продуктивного чтения

для

формирования

читательских умений








Учитель начальных классов

Шалыгина Марина Анатольевна













Мизоново






© 2010-2022