Урок русского языка в 3 классе по теме Корень слова. Однокоренные слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «А»

Дата: 14.10. 2015 г.

Тема: Корень слова. Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов. Родственные слова.

Цели:

-научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова;

-развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обогащать словарный запас учеников, совершенствовать навыки каллиграфии;

-воспитывать усидчивость, интерес к предмету, культуру поведения на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, проблемный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная,

Оборудование: учебник, тетрадь, таблица « Состав слова», карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Психологический настрой.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать,

Чтобы грамотно писать.

2. Минутка чистописания.

-письмо буквы Уу

-у тебя на парте карточки со словами. Собери предложение.

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитай, что получилось. Что это? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы?

( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запиши эту пословицу на доске, соблюдая правила каллиграфии. ( 1 ученик, а остальные в тетради)

- Пусть эта пословица сегодня послужит девизом нашего урока.

3. Постановка учебных задач.

-Окунёмся в тайны русского языка. Ты сегодня на уроке будешь исследователем.

-Давай исследуем пословицу, которую мы выбрали девизом нашего урока.

4. Актуализация опорных знаний.

А) Прочитай ещё раз и скажи: -Какие слова имеют одинаковую часть? Какая общая или одинаковая часть в этих словах? (Корень)

- Что такое корень? (Определение)

-Как называются такие слова? (однокоренные или родственные) Выдели эту часть в словах.

-Назовите тему нашего урока? (Корень)

-А какие учебные цели, задачи нам необходимо решить на уроке? ( Учиться подбирать однокоренные слова, выделять корень в словах. Находить родственные слова).

-Давайте подумаем над понятием «родственные слова». Кого мы считаем родственниками? (Ответы детей)

-Итак, мы называем родственниками тех людей, которые произошли от одного и того же рода, из одной семьи, из поколения в поколение. Эти люди часто бывают похожи как внешне, так и внутренне.

-Но оказывается родственники бывают не только у людей, но и у слов. Вот такой загадочный наш великий русский язык!

Б) Давай исследуем, какое же значение еще имеет слово «Корень»?

- Какое лексическое значение имеет слово «корень»? (Ответы детей). Учитель читает информацию из толкового словаря:

Корень:

  1. подземная часть растения;

  2. часть волоса, зуба, ногтя;

  3. начало, источник чего-либо;

  4. часть слова.

  5. В математике корень вычисления

-Так же как и у кустов, корень есть у слов

в) Понятие об однокоренных словах .

- Как называют слова, которые имеют одинаковые корни? (Однокоренные)

Давай подытожим, с какими новыми понятия мы исследовали:

-родственные слова, (на доске!)

-корень слова,

-однокоренные слова

5. Работа над правилами. Стр. 33-34, 36

- Прочитаем правило.

Проверка:

- Что такое корень?

- Как определить корень слова? (алгоритм)

- Какие слова называются однокоренными или родственными?

- Какие слова могут являться не однокоренными?( если различаются по смыслу).

Физминутка « Пальчики»

6. Работа по учебнику:

Первичное закрепление:

Работа по рядам:

Стр. 35 упр. 98- выполняем по рядам: выпиши однокоренные слова.

Работа в парах:

Стр. 35 упр. 100- исправить ошибки. Записать предложения. Выделить корень и безударные гласные в однокоренных словах.

Физминутка

7. Вторичное закрепление.

Проверочное задание-тест.

- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

Послушай внимательно задание. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего сегодняшнего урока.

Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

И проверь-ка ты все сам:

Все ли слова родные - однокоренные?

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Горный, горка, городок,

Пес, песочный, песок,

Моряки, морской, моржи,

Корень, корневой, коржи.

Все проверили слова? Отвечайте тогда!

-Давайте проверим , какие же слова оказались лишними. Самопроверка!

- Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.

8. Самостоятельная работа на уроке:

Выполните упр. 101, 103 на стр. 37. Разбор по составу ( Проверка учителем)

9. Итог урока:

-Вернемся к нашей теме и целям урока, которые мы исследовали на уроке.

Какие слова мы называем родственными?

Что такое корень слова?

Какие слова называют однокоренными?

-Добились целей?

10.Оценивание . Рефлексия.

Оцени свои знания, свою работу на уроке.

Если все поняла-желтый смайлик

Если считаешь, что надо еще над чем-то поработать-синий

Ничего не усвоила-красный

Спасибо за урок!

11. Инструктаж домашнего задания: стр. 33, 34, 36 выучить правило, упр. 104.












© 2010-2022