- Преподавателю
- Начальные классы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нестеренко Т.А. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это - самый массовый вид науки».
Изучая родной край, младшие школьники открывают для себя величие своего края, учатся его любить и гордиться им.
Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы нашей школы по изучению родного края является воспитание у детей устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Мы формируем и развиваем эти качества у младших школьников начиная с первого класса, воспитывая у учащихся духовно - нравственные ценности и идеалы, ведь это наиболее эффективный путь воспитания достойных граждан России.
Мы решаем такие основные задачи, как:
-
активизация познавательной деятельности учащихся;
-
развитие творческих способностей;
-
воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников;
-
формируем представления об историческом прошлом и настоящем нашего края, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона.
-
Для реализации этих задач мы используем разнообразные формы урока, экскурсии, факультативные занятия, внеклассные мероприятия.
Когда мы говорим о культурном наследии, то вспоминаем достопримечательности родного края. А при изучении темы «Путешествие по городам и странам», мы попутно изучаем географическое положение, рельеф, климат, водоёмы, экологию нашего края. Анализируя учебные программы других предметов, легко заметить, что все они обеспечивают возможности эффективного процесса интеграции, потому что этот процесс посредством синтеза объединяет в систему разобщенные элементы, которые обладают важнейшим свойством - целостностью.
На уроках литературного чтения младшие школьники знакомятся с различными жанрами фольклора: сказками, загадками, былинами, легендами, скороговорками, потешками, песнями, пословицами, поговорками, небылицами, играми и др.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Изучая произведения устного народного творчества, младшие школьники приобретают определённый опыт, знакомятся с традициями русского народа, укладом жизни семьи.
Уроки технологии и изобразительного искусства дают возможность создавать композиции, аппликации, объемные поделки, пейзажи индивидуальные и групповые на тематику «Мой край», «Мое село», «Моя улица», «Мой дом» и др. Продуктивность у таких уроков значительно выше, чем у традиционных. Не нужно забывать про внеурочную деятельность. Здесь большой спектр различных мероприятий отведен на формирование патриотического воспитания школьников.
Ко Дню Защитников Отечества в классах традиционно проводится Неделя Мужества. Учителя на уроках и внеклассных мероприятиях знакомят учащихся с защитниками Отечества: былинными героями, с героями - земляками, жившие в разные исторические периоды. На кануне 9 мая, когда мои дети были в первом классе я провела классный час « Вахта памяти» дети узнали, что в селе проживают ветераны войны, которые получили награды за свои подвиги. Для некоторых ребят это было неожиданностью, ведь они знают этих людей, встречаются с ними, здороваются, некоторые близко живут. Сейчас, когда дети узнали о героическом прошлом этих людей, они стали по-другому смотреть на них: с уважением и гордостью, что живут рядом с героями. Для учащихся младших классов это была только история. Этот урок максимально приблизил историю и она стала настоящим для мальчишек и девчонок. А когда после этого они побывали на митинге посвященному дню «9 Мая», возле памятника погибшим в войне, впечатлений у них было еще больше. Ведь все меньше остается участников Великой Отечественной войны, прямых и непосредственных созидателей Победы, вынесших на своих плечах невероятно тяжкое бремя того сурового времени. И чем меньше их остается, тем острее чувствуется необходимость сохранить для будущих поколений все, что связано с их героическим прошлым.
Одна из активных форм изучения исторического краеведения - экскурсии и походы по родному краю: с первого класса мы путешествуем посещая:
-
Куйтунский краеведческий музей;
-
Карымскую сельскую библиотеку;
-
Церковь и музей в село Кимильтей;
И конечно же каждый сезон совершаем экскурсии на природу своего села. Наблюдаем за изменениями, произошедшими в природе.
Важным условием приобщения учащихся к краеведению и истории является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи активизирует мысль учащихся, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Я привела лишь некоторые примеры изучения краеведческого материала на уроках и внеурочной деятельности в нашей школе.
Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско - патриотических и духовно - нравственных качеств у молодых граждан России.
Описанная мной работа по формированию патриотического отношения к малой Родине у младших школьников является частью работы школы по данной проблеме и отличается заметными результатами. У учащихся меняется:
- отношение к себе,
- отношение к окружающим людям - семье, школьным товарищам, учителю, другим людям,
- отношение к природе,
- отношение к традициям,
- отношение к поступкам людей,
- отношение к нравственным понятиям - любовь к Родине, гордость за свою Родину, способность к поступкам, направленным на улучшение окружающего мира, готовность восхищаться своей Родиной.
История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков - важная область знаний, которую доносят через разнообразие форм и методов в изучении краеведения учителя начальных классов до своих воспитанников, формируя в их сознании Человека, Гражданина, Патриота.