Программа по внеурочной деятельности Театр Лицедеи

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ»

г. Протвино Московской области

«РАССМОТРЕНО»

Заведующий научно-методической кафедрой начального обучения

______О.А. Купряшина

«____» _________ 20__г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по

научно-методической

работе

________ Е.В. Лебедева

«____» ________ 20___г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Лицей»

_________Т.М. Кащеева

«____» ________ 20__г.











Рабочая программа

внеурочной деятельности

по художественно-эстетическому

направлению

театр «Лицедей»

ступень начального общего образования

1 «Б» класс

33 часа



учитель начальных классов

Фирагина Ю.В.





2013-2014 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности

театр «Лицедей»

1 класс

1 час в неделю (всего 33 часа)



Пояснительная записка



Рабочая программа к курсу театр «Лицедей» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования.

Актуальность программы, педагогическая целесообразность отбора содержания.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт Пушкин А.С. Выдающийся критик Белинский В.Г. высказывал мысль о том, что человек не может не любить театр. И эти чувства выдающихся людей разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с удивительным миром театрального искусства. Посещение театра - всегда праздник. С театром связана радость. веселье, уход от обыденности. В театре люди видят отраженье своей жизни, как ни в одном другом виде искусства. Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка. 6-7 летний ребенок испытывает большие затруднения в общении со взрослыми, если этот диалог носит черты официального общения необходимо погрузить ребенка в атмосферу, в которой дети общаются друг с другом и хотят делиться мыслями, умениями, знаниями. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем раньше он проявляется в различных видах творческой деятельности, поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театральной деятельности. Выдающийся русский психолог Выготский Л.С. писал: "Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности". Решению этих задач должна способствовать предлагаемая программа театр «Лицедей». В программе представлены следующие разделы:

  • Общение.
  • Речевой этикет
  • Речевая деятельность
  • Техника речи
  • Основы театральной культуры
  • Игры - драматизация


Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое должно носить характер практической реализации полученных в течении года сведений и сформированных умений. Это возможно в условиях проведения отчетного ( в конце учебного года) спектакля, подготовленного с детьми. Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации младших школьников. Цель программы: Творческое развитие личности ребенка через театральную деятельность, формирование базиса его личностной культуры.

Задачи программы:
  1. Пробудить интерес к театрально-игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
  2. Познакомить детей с приемами кукловождения настольные кукол.
  3. Закрепить представления об окружающих предметах, умение называть предметы театрального игрового оборудования.
  4. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
  5. Развивать речь детей: обогащение словаря, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  6. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
  7. Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
  8. Воспитывать умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
  9. Поощрять желания участвовать в театральных импровизация.
  10. Поддерживать стремление играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.
  11. Развивать инициативы и самостоятельность детей.
  12. Развивать желание выступать перед родителями.


Форма организации образовательного процесса. Программа предусматривает использование в работе индивидуальные и групповые занятия: Индивидуальные формы работы: беседа, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.), упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной), упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Групповые формы работы: участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним. Программой предусмотрены нестандартные занятия: занятие-путешествие, занятие-игра. Для достижения поставленной в данной программе цели и получение ожидаемого результата используется комплекс методов: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, метод практических заданий, что способствует развитию творческих и коммуникабельных способностей, а значит, обучающиеся будут подготовлены к дальнейшему обучению в школе.

Ожидаемые результаты и способы их проверки. 1). Теоретическая подготовка Обучающиеся должны знать :

  • основы создания выразительности сценических образов;
  • разные виды театров: театр картинок, театр теней, театр кукол.
Иметь представление: - о способах и методах создания выразительных сценических образов. 2). Практическая подготовка Обучающиеся должны уметь: - выражать язык мимики, жестов, движений; - правильное произношение всех звуков родного языка; - поэтические обороты, сравнения, прибаутки, скороговорки, чистоговорки. 3).Творческая активность Обучающийся может: - согласовывать свои действия с действиями партнера, выполнять движения; - преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении; - сотрудничать со сверстниками; - сочинять небольшие сказки; -создавать иллюстрации к прослушанным произведениям; - пересказывать небольшие литературные тексты, составлять короткие рассказы, небольшие стихотворения. 4). Сформированность общеучебных умений и навыков, общеучебных способов деятельности - уметь слушать и слышать педагога; - уметь работать в паре, в группе. 5). Личностные результаты Обучающийся должен: - воспитать личностные качества (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) - воспитать самоорганизацию - поднимать самооценку - быть заинтересованным в занятии



Критерии оценки развития артистических способностей детей: Для определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся и проведения диагностики используется трехуровневая система: Высокий уровень: - сфера знаний и умений: владение понятиями: обучающийся способен к интерпретации, переосмыслению заданного литературным текстом сюжета, или сочинение вариативного либо собственного сюжета; способен к исполнению собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева); соблюдает правила ТБ на занятии и перемене. - сфера творческой активности: обучающийся проявляет выраженный интерес к занятию, педагогу; активно принимает участие в игровых программах объединения; - сфера личностных результатов: понимание учебной задачи, умение выполнять ее самостоятельно, умение адекватно воспринимать оценку педагога выполненной им работы (задания), слушать и понимать речь других, выразительно пересказывать четверостишия и стихи, загадки, пословицы и поговорки. Средний уровень: - сфера знаний и умений: знает понятия, выполняет задания четко, аккуратно, соблюдает правила ТБ на занятиях и переменах, но допускает неточности при выполнении задания ( упражнения, задачи). - сфера творческой активности: обучающийся не проявляет интереса к выполнению работы, хотя включается в работу с желанием, но быстро устает. - сфера личностных результатов: планирует свою работу по наводящим вопросам педагога и частично самостоятельно, но с небольшими погрешностями; выполнение задания дается с трудом, но желание добиться успеха присутствует. Низкий уровень: - сфера знаний и умений: не имеет представления о понятиях (средств невербальной, интонационной и языковой выразительности), словарный запас невелик. - сфера творческой активности: ребенок приступает к выполнению работы только после дополнительных побуждений, во время работы часто отвлекается, выполняет задания, задачи, упражнения небрежно. - сфера личностных результатов: нерационально использует время, не умеет планировать свою работу. Включенные в программу виды заданий направлены на освоение коллективных действий ("Это мы"), изучение объектов и их анализ ("Внимательные глазки (ушки, пальчики)"), переключаемость внимания ("Калейдоскоп"), импровизации на стихи и музыку ("Театр мимики (пластики, слова, музыкального звука)"), пересказ сказок и сочинение историй в лицах по картинкам ("Речетворчество"), развитие певческого дыхания ("Дышите правильно"), и артикуляционного аппарата ("От звука к слову"), развитие музыкальной интонации ("За звуком звук"), освоение музыкально-ритмических движений ("Азбука движений"), решение творческих задач ("Сценограф", "Гример") и др. Каждый вид задания имеет свою структуру, состоящую из конкретного состава действий, используемых средств, перечня вариантов игр с указанием на последовательность их введения и художественный материал к заданиям. Для формирования положительной мотивации у детей занятия по данной программе могут быть вариативными в зависимости от структуры и содержания (доминантные, тематические, комплексные) и включать отдельные или все виды музыкально-театральной деятельности. Распределение программного материала соответствует возрастным, психологическим особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению: подбор материала, вариативность сложности заданий, продолжительность занятий. Обучающие задачи занятий: - учить ребенка создавать выразительные сценические образы; - побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.д.) - побуждать согласовывать свои действия с действиями партнеров, выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия, произносить небольшие предложения и фразы от лица какого- нибудь персонажа; - учить правильному произношению всех звуков родного языка, способствовать совершенствованию дикции, развитию артикуляционного аппарата, речевого слуха. Развивающие задачи занятий: - развивать память, внимание, умение сотрудничать со сверстниками; - развивать воображение и фантазию; - развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене; - развивать связную речь, совершенствовать выразительность, интонационное богатство устной речи. Воспитательные задачи занятий: - вызвать интерес к театральной деятельности и желание выступить в коллективе сверстников. Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям к ней для детей дошкольного возраста.

Учебно-тематический план программы.

1 класс

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов
Общение Вместе "оживим" сказку - это наше общее дело. Помоги товарищу. Не кричи, спокойно объясни. Мимика и жесты, о чем они говорят. Подумай, с кем ты говоришь. Ты говоришь - я слушаю. Давай побеседуем.



1

1

1

1

1

1
Речевой этикет Скажи при встрече: "Здравствуйте!", уходя - "До свидания!" Волшебное слово "спасибо", "пожалуйста". Зачем быть вежливым? Как обратиться к человеку? Как говорить по телефону





1

1

1

1
Речевая деятельность Игры на развитие логики, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти. Описание животных, растений, предметов быта и т.д. с опорой на изображение. Расскажу сказку от имени героя, или "Моя сказка".





1



1

1
Техника речи Правильное произношение звуков позднего онтогенеза. Развитие речевого дыхания. Чистоговорки, считалки, стихи, скороговорки. Игры на развитие мелкой моторики. Комплекс упражнений "Речь и движение"





1

1

1

1

1
Основы театральной культуры Знакомство детей с видами театрального искусства. Развитие интереса к сценическому искусству.



1

1
Игры-драматизации Кукольный театр на столе. Игры-драматизации по сказкам. Творческий отчет по театральной деятельности. Заключительное занятие.



1

1

1

1
Основы театральной культуры Особенности театрального искусства. Театр снаружи и изнутри. Культура поведения в театре



1

1

1
Игры драматизации. Кукольный театр из-за ширмы. Игры - драматизации по сказкам. Творческий отчет по театральной деятельности. Заключительное занятие.



1

1

1

1

Итого

33

Список литературы 1. Опарина Н. Школьный театр. М. "Народное образование" - 2011 г. 2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. М. "Родничок" - 2012 г. 3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования. М. "Аркти" - 2012 г. 4. Шапиро З.С. Беседы режиссера. М. "Просвещение". - 2011 г. 5. Чурилова Э.Г. "Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников" - М.: Владос, 2012 г.

© 2010-2022