- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности Театр Лицедеи
Программа по внеурочной деятельности Театр Лицедеи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фирагина Ю.В. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ»
г. Протвино Московской области
«РАССМОТРЕНО»
Заведующий научно-методической кафедрой начального обучения
______О.А. Купряшина
«____» _________ 20__г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по
научно-методической
работе
________ Е.В. Лебедева
«____» ________ 20___г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Лицей»
_________Т.М. Кащеева
«____» ________ 20__г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по художественно-эстетическому
направлению
театр «Лицедей»
ступень начального общего образования
1 «Б» класс
33 часа
учитель начальных классов
Фирагина Ю.В.
2013-2014 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности
театр «Лицедей»
1 класс
1 час в неделю (всего 33 часа)
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу театр «Лицедей» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования.
Актуальность программы, педагогическая целесообразность отбора содержания.
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт Пушкин А.С. Выдающийся критик Белинский В.Г. высказывал мысль о том, что человек не может не любить театр. И эти чувства выдающихся людей разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с удивительным миром театрального искусства. Посещение театра - всегда праздник. С театром связана радость. веселье, уход от обыденности. В театре люди видят отраженье своей жизни, как ни в одном другом виде искусства. Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка. 6-7 летний ребенок испытывает большие затруднения в общении со взрослыми, если этот диалог носит черты официального общения необходимо погрузить ребенка в атмосферу, в которой дети общаются друг с другом и хотят делиться мыслями, умениями, знаниями. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем раньше он проявляется в различных видах творческой деятельности, поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театральной деятельности. Выдающийся русский психолог Выготский Л.С. писал: "Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности". Решению этих задач должна способствовать предлагаемая программа театр «Лицедей». В программе представлены следующие разделы:
- Общение.
- Речевой этикет
- Речевая деятельность
- Техника речи
- Основы театральной культуры
- Игры - драматизация
Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое должно носить характер практической реализации полученных в течении года сведений и сформированных умений. Это возможно в условиях проведения отчетного ( в конце учебного года) спектакля, подготовленного с детьми. Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации младших школьников. Цель программы: Творческое развитие личности ребенка через театральную деятельность, формирование базиса его личностной культуры.
Задачи программы:
- Пробудить интерес к театрально-игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
- Познакомить детей с приемами кукловождения настольные кукол.
- Закрепить представления об окружающих предметах, умение называть предметы театрального игрового оборудования.
- Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
- Развивать речь детей: обогащение словаря, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
- Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
- Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
- Воспитывать умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
- Поощрять желания участвовать в театральных импровизация.
- Поддерживать стремление играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.
- Развивать инициативы и самостоятельность детей.
- Развивать желание выступать перед родителями.
Форма организации образовательного процесса. Программа предусматривает использование в работе индивидуальные и групповые занятия: Индивидуальные формы работы: беседа, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.), упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной), упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Групповые формы работы: участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним. Программой предусмотрены нестандартные занятия: занятие-путешествие, занятие-игра. Для достижения поставленной в данной программе цели и получение ожидаемого результата используется комплекс методов: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, метод практических заданий, что способствует развитию творческих и коммуникабельных способностей, а значит, обучающиеся будут подготовлены к дальнейшему обучению в школе.
Ожидаемые результаты и способы их проверки. 1). Теоретическая подготовка Обучающиеся должны знать :
- основы создания выразительности сценических образов;
- разные виды театров: театр картинок, театр теней, театр кукол.
Критерии оценки развития артистических способностей детей: Для определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся и проведения диагностики используется трехуровневая система: Высокий уровень: - сфера знаний и умений: владение понятиями: обучающийся способен к интерпретации, переосмыслению заданного литературным текстом сюжета, или сочинение вариативного либо собственного сюжета; способен к исполнению собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева); соблюдает правила ТБ на занятии и перемене. - сфера творческой активности: обучающийся проявляет выраженный интерес к занятию, педагогу; активно принимает участие в игровых программах объединения; - сфера личностных результатов: понимание учебной задачи, умение выполнять ее самостоятельно, умение адекватно воспринимать оценку педагога выполненной им работы (задания), слушать и понимать речь других, выразительно пересказывать четверостишия и стихи, загадки, пословицы и поговорки. Средний уровень: - сфера знаний и умений: знает понятия, выполняет задания четко, аккуратно, соблюдает правила ТБ на занятиях и переменах, но допускает неточности при выполнении задания ( упражнения, задачи). - сфера творческой активности: обучающийся не проявляет интереса к выполнению работы, хотя включается в работу с желанием, но быстро устает. - сфера личностных результатов: планирует свою работу по наводящим вопросам педагога и частично самостоятельно, но с небольшими погрешностями; выполнение задания дается с трудом, но желание добиться успеха присутствует. Низкий уровень: - сфера знаний и умений: не имеет представления о понятиях (средств невербальной, интонационной и языковой выразительности), словарный запас невелик. - сфера творческой активности: ребенок приступает к выполнению работы только после дополнительных побуждений, во время работы часто отвлекается, выполняет задания, задачи, упражнения небрежно. - сфера личностных результатов: нерационально использует время, не умеет планировать свою работу. Включенные в программу виды заданий направлены на освоение коллективных действий ("Это мы"), изучение объектов и их анализ ("Внимательные глазки (ушки, пальчики)"), переключаемость внимания ("Калейдоскоп"), импровизации на стихи и музыку ("Театр мимики (пластики, слова, музыкального звука)"), пересказ сказок и сочинение историй в лицах по картинкам ("Речетворчество"), развитие певческого дыхания ("Дышите правильно"), и артикуляционного аппарата ("От звука к слову"), развитие музыкальной интонации ("За звуком звук"), освоение музыкально-ритмических движений ("Азбука движений"), решение творческих задач ("Сценограф", "Гример") и др. Каждый вид задания имеет свою структуру, состоящую из конкретного состава действий, используемых средств, перечня вариантов игр с указанием на последовательность их введения и художественный материал к заданиям. Для формирования положительной мотивации у детей занятия по данной программе могут быть вариативными в зависимости от структуры и содержания (доминантные, тематические, комплексные) и включать отдельные или все виды музыкально-театральной деятельности. Распределение программного материала соответствует возрастным, психологическим особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению: подбор материала, вариативность сложности заданий, продолжительность занятий. Обучающие задачи занятий: - учить ребенка создавать выразительные сценические образы; - побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.д.) - побуждать согласовывать свои действия с действиями партнеров, выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия, произносить небольшие предложения и фразы от лица какого- нибудь персонажа; - учить правильному произношению всех звуков родного языка, способствовать совершенствованию дикции, развитию артикуляционного аппарата, речевого слуха. Развивающие задачи занятий: - развивать память, внимание, умение сотрудничать со сверстниками; - развивать воображение и фантазию; - развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене; - развивать связную речь, совершенствовать выразительность, интонационное богатство устной речи. Воспитательные задачи занятий: - вызвать интерес к театральной деятельности и желание выступить в коллективе сверстников. Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям к ней для детей дошкольного возраста.
Учебно-тематический план программы.
1 класс
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
Общение Вместе "оживим" сказку - это наше общее дело. Помоги товарищу. Не кричи, спокойно объясни. Мимика и жесты, о чем они говорят. Подумай, с кем ты говоришь. Ты говоришь - я слушаю. Давай побеседуем.
1
1
1
1
1
1
Речевой этикет Скажи при встрече: "Здравствуйте!", уходя - "До свидания!" Волшебное слово "спасибо", "пожалуйста". Зачем быть вежливым? Как обратиться к человеку? Как говорить по телефону
1
1
1
1
Речевая деятельность Игры на развитие логики, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти. Описание животных, растений, предметов быта и т.д. с опорой на изображение. Расскажу сказку от имени героя, или "Моя сказка".
1
1
1
Техника речи Правильное произношение звуков позднего онтогенеза. Развитие речевого дыхания. Чистоговорки, считалки, стихи, скороговорки. Игры на развитие мелкой моторики. Комплекс упражнений "Речь и движение"
1
1
1
1
1
Основы театральной культуры Знакомство детей с видами театрального искусства. Развитие интереса к сценическому искусству.
1
1
Игры-драматизации Кукольный театр на столе. Игры-драматизации по сказкам. Творческий отчет по театральной деятельности. Заключительное занятие.
1
1
1
1
Основы театральной культуры Особенности театрального искусства. Театр снаружи и изнутри. Культура поведения в театре
1
1
1
Игры драматизации. Кукольный театр из-за ширмы. Игры - драматизации по сказкам. Творческий отчет по театральной деятельности. Заключительное занятие.
1
1
1
1
Итого
33
Список литературы 1. Опарина Н. Школьный театр. М. "Народное образование" - 2011 г. 2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. М. "Родничок" - 2012 г. 3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования. М. "Аркти" - 2012 г. 4. Шапиро З.С. Беседы режиссера. М. "Просвещение". - 2011 г. 5. Чурилова Э.Г. "Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников" - М.: Владос, 2012 г.