Музыкальные портреты 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Музыкальные портреты.

Цель: формирование представления о выразительных возможностях музыки в создании образа человека.

Задачи:научить устанавливать связи художественных образов ( поэтических, живописных, музыкальных ) с жизненными впечатлениями детей; научить видеть интонационные связи музыки с движением, пластикой; научить находить сходства и различия музыкальной и разговорной речи;развивать логические умения сравнения, анализа, умения построения рассуждений;воспитание готовности эмоционально откликаться, распознавать и анализировать выразительные и изобразительные интонации.

УУД:Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Ресурсы урока: презентация к уроку;

Ход урока

1.Организационный момент

-Ребята, у нас урок музыки, урок интересный. Я желаю вам удачной работы на уроке.

2. Актуализация знаний

-Представьте, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует музыка. Сможете ли вы узнать, кто они - обычные люди, наши современники, или персонажи сказок?

( звучит пьеса «Баба-яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского)

-Как звучала музыка?

-О ком она рассказала?

-Какой характер у этого незнакомца?

( записываю на доске наиболее удачные названия, придуманные детьми, близкие к образу зла)

- Ребята, данное произведение написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. ( обращаю внимание на портрет композитора)

( вторичное прослушивание )

-Попробуйте дать название этой пьесе ( ответы детей)

-Ребята, это произведение называется «Баба Яга» из сборника «Детский альбом»

3.Определение темы урока и постановка учебной задачи.

( показываю портрет Бабы-яги и портреты людей)

Что общего между этими иллюстрациями? ( дети рассматривают портреты, находят общее)

Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

Попробуйте сформулировать тему урока.

( корректирую предложенную обучающимися тему урока)

4.Двигательная физкультминутка.

Учащиеся под музыкальное сопровождение выполняют танцевальные движения

5.Формирование новых знаний.

Ребята, прослушайте музыкальное произведение ( слушание произведения)

Старинная эта музыка или современная?

Подсказала ли вам музыка, сколько людей исполняет этот танец?

Послушайте произведение ещё раз, прослушайте две мелодии - две самостоятельные мелодии - верхний голос и нижний голос.

( вторичное прослушивание)

Какая из этих мелодий характеризует танцующую женщину, а какая - мужчину? Почему?

Какие черты характера присущи танцующим?

Переговариваются ли они во время танца или молчат?

Какие музыкальные интонации подтверждают это?

О чём их беседа?

Чем заканчивается танец - согласием или конфликтом, ссорой?

6.Физкультминутка.

Предлагаю детям выразительными пластичными движениями исполнить среднюю часть пьесы.

( дети слушают музыку и выполняют движения)

7.Формирование новых знаний

( продолжение ).

Ребята, прослушанное произведение называется «Менуэт», композитор произведения - Леопольд Моцарт, отец великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Менуэт - старинный французский танец. Произошёл от народного хорового танца. В 17 веке при короле Людовике XVII стал придворным танцем. В России менуэт появился в начале 18 века, его танцевали при дворе Петра I.

( показ слайдов)


А сейчас, ребята, прослушайте стихотворение Агнии Барто «Болтунья»:

( читаю стихотворение)

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.

Поднимусь на стратостате...
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.

Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.

Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".

А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Почему стихотворение так называется?

Ребята, скажите, есть ли сходство и различие музыки и разговорной речи?

Композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи.

Послушайте миниатюру Сергея Прокофьева «Болтунья». ( слушание произведения)

Музыка нарисовала нам портрет девочки Лиды.

Что она вам рассказала? (она очень любила болтать, но при этом успевала хорошо учиться, посещала все кружки в школе и еще была в классе старостой и только Вовка называл ее болтуньей ).

Как музыка изобразила характер девочки? (музыка быстрая, пение скороговоркой, но не всегда. Иногда пение становилось спокойнее и размереннее)

Сравните интонации стихотворения и музыки.

Как вы думаете, каково отношение авторов этих произведений - поэта и композитора - к их главной героине?

Итак, мы определили музыкальные портреты всех незнакомцев. Давайте назовем их: Баба-Яга, пара, танцующая менуэт и девочка-болтунья Лида. Как музыка может показать характер героев?

Да, именно интонационные особенности музыки нам показывают характер героини.

8.Рефлексия.

( организую рефлексию по типу «три волшебных вопроса»:

Я узнал…

Мне понравилось…

Ярче всего запомнилось….

9. Подведение итога.

Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок! ( дети выходят из класса под музыку)



© 2010-2022