- Преподавателю
- Начальные классы
- Музыкальные портреты 1 класс
Музыкальные портреты 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Набиева З.Т. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Музыкальные портреты.
Цель: формирование представления о выразительных возможностях музыки в создании образа человека.
Задачи:научить устанавливать связи художественных образов ( поэтических, живописных, музыкальных ) с жизненными впечатлениями детей; научить видеть интонационные связи музыки с движением, пластикой; научить находить сходства и различия музыкальной и разговорной речи;развивать логические умения сравнения, анализа, умения построения рассуждений;воспитание готовности эмоционально откликаться, распознавать и анализировать выразительные и изобразительные интонации.
УУД:Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения.
Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.
Ресурсы урока: презентация к уроку;
Ход урока
1.Организационный момент
-Ребята, у нас урок музыки, урок интересный. Я желаю вам удачной работы на уроке.
2. Актуализация знаний
-Представьте, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует музыка. Сможете ли вы узнать, кто они - обычные люди, наши современники, или персонажи сказок?
( звучит пьеса «Баба-яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского)
-Как звучала музыка?
-О ком она рассказала?
-Какой характер у этого незнакомца?
( записываю на доске наиболее удачные названия, придуманные детьми, близкие к образу зла)
- Ребята, данное произведение написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. ( обращаю внимание на портрет композитора)
( вторичное прослушивание )
-Попробуйте дать название этой пьесе ( ответы детей)
-Ребята, это произведение называется «Баба Яга» из сборника «Детский альбом»
3.Определение темы урока и постановка учебной задачи.
( показываю портрет Бабы-яги и портреты людей)
Что общего между этими иллюстрациями? ( дети рассматривают портреты, находят общее)
Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
Попробуйте сформулировать тему урока.
( корректирую предложенную обучающимися тему урока)
4.Двигательная физкультминутка.
Учащиеся под музыкальное сопровождение выполняют танцевальные движения
5.Формирование новых знаний.
Ребята, прослушайте музыкальное произведение ( слушание произведения)
Старинная эта музыка или современная?
Подсказала ли вам музыка, сколько людей исполняет этот танец?
Послушайте произведение ещё раз, прослушайте две мелодии - две самостоятельные мелодии - верхний голос и нижний голос.
( вторичное прослушивание)
Какая из этих мелодий характеризует танцующую женщину, а какая - мужчину? Почему?
Какие черты характера присущи танцующим?
Переговариваются ли они во время танца или молчат?
Какие музыкальные интонации подтверждают это?
О чём их беседа?
Чем заканчивается танец - согласием или конфликтом, ссорой?
6.Физкультминутка.
Предлагаю детям выразительными пластичными движениями исполнить среднюю часть пьесы.
( дети слушают музыку и выполняют движения)
7.Формирование новых знаний
( продолжение ).
Ребята, прослушанное произведение называется «Менуэт», композитор произведения - Леопольд Моцарт, отец великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Менуэт - старинный французский танец. Произошёл от народного хорового танца. В 17 веке при короле Людовике XVII стал придворным танцем. В России менуэт появился в начале 18 века, его танцевали при дворе Петра I.
( показ слайдов)
А сейчас, ребята, прослушайте стихотворение Агнии Барто «Болтунья»:
( читаю стихотворение)
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате...
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".
А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Почему стихотворение так называется?
Ребята, скажите, есть ли сходство и различие музыки и разговорной речи?
Композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи.
Послушайте миниатюру Сергея Прокофьева «Болтунья». ( слушание произведения)
Музыка нарисовала нам портрет девочки Лиды.
Что она вам рассказала? (она очень любила болтать, но при этом успевала хорошо учиться, посещала все кружки в школе и еще была в классе старостой и только Вовка называл ее болтуньей ).
Как музыка изобразила характер девочки? (музыка быстрая, пение скороговоркой, но не всегда. Иногда пение становилось спокойнее и размереннее)
Сравните интонации стихотворения и музыки.
Как вы думаете, каково отношение авторов этих произведений - поэта и композитора - к их главной героине?
Итак, мы определили музыкальные портреты всех незнакомцев. Давайте назовем их: Баба-Яга, пара, танцующая менуэт и девочка-болтунья Лида. Как музыка может показать характер героев?
Да, именно интонационные особенности музыки нам показывают характер героини.
8.Рефлексия.
( организую рефлексию по типу «три волшебных вопроса»:
Я узнал…
Мне понравилось…
Ярче всего запомнилось….
9. Подведение итога.
Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок! ( дети выходят из класса под музыку)