- Преподавателю
- Начальные классы
- Оценка достижения планируемых (метапредметных) результатов ООП НОО
Оценка достижения планируемых (метапредметных) результатов ООП НОО
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щербакова А.С. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Оценка достижения планируемых (метапредметных) результатов
ООП НОО Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание начального образования и его образовательный результат. В связи с этим меняются содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка. Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью, этнической самоидентификации, все это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки. Знания ребенка по тому или иному учебному курсу по - прежнему можно проверить с помощью вопросов, заданий, в ходе устного или письменного опроса, посредством текущего и тематического контроля. А как измерить метапредметный результат? Для изучения процесса развития (оценки) универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: во - первых, он должен быть межпредметным; во - вторых, позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения «способом обращения» с этим знанием (УУД); в - третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие. Отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обучения в начальной школе. У нас в школе мы проводим комплекс работ, направленных на оценку достижений метапредметных результатов: Первое, с чего всё начинается - это «Школьный старт» - педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе подготовлена специалистами института « Точка ПСИ» совместно с Федеральным научно - методическим центром Занкова , под руководством Битянова М.Р. «Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Он позволяет: - получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; -создать основу для развития универсальных учебных действий;
- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми. В дальнейшем данная информация может быть использована учителем для того, чтобы:
- Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы
- Создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты
- Осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений
- Спланировать индивидуальную педагогическую работу с детьми
- В случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов)
Т.В. Беглова, М.Р. Битянова. Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на всех этапах обучения и определить педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Комплект для 1 класса включает тетрадь для учащихся с диагностическими заданиями «Учимся учиться и действовать» и методическое пособие для учителя. Что дает учителю работа с тетрадью «Учимся учиться и действовать» В первом классе учитель получает возможность изучить уровень сформированности 8 важнейших универсальных учебных действий. Их оценка производится на базовом уровне, так как дети пока только в самом начале школьного пути. При разработке диагностических заданий учитывались особенности и навыков чтения первоклассников, скорость переработки ими учебной информации, способность работать с инструкцией самостоятельно, которые пока еще только формируются. Во втором классе к этим 8 универсальным учебным действиям добавятся еще восемь. А в третьем и четвертом их будет уже более 30-ти! Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены и в форме диагностических заданий: это история-сказка, участвуя в которой дети помогают учащимся лесной школы, зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу. Все задания (2 варианта) дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради «Учимся учиться и действовать».
Каждый вариант представляет собой 16 диагностических модулей, которые имеют одинаковую структуру:
- введение,
- образец,
- три диагностических задания (А, Б, В)
- и дополнительное задание, отмеченное значком Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает не только требованиям системы Л.В. Занкова, но и ФГОС НОО. Ещё одной формой мониторинга учащихся в нашей школе - это комплексная работа, позволяющая оценить уровень достижения метапредметных результатов у младших школьников по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий». Нами используются комплексные работы «Центра Развития Молодёжи» , авторами которых являются Н.Н.Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В.Пинженина. Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает текст и несколько заданий на межпредметной основе. Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в задачных формулировках указаны разные виды деятельности первоклассников: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и другие. Выполнение двенадцати заданий к тексту предполагает возможность проанализировать способность первоклассников действовать в разных предлагаемых ситуациях. Практически все задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа:
- задания с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);
- задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);
- задания с развернутым ответом (где требуется записать решение или обоснование выбора одного из вариантов решения).