Урок чтения в 1 классе на тему: Знакомство с творчеством В. В. Бианки. Сказка Лис и Мышонок

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения в 1 классе

Тема: Знакомство с творчеством В.В. Бианки. Сказка «Лис и Мышонок»

(УМК «Начальная школа 21 века»)

/Урок посвящён 120-летию со дня рождения писателя В.В. Бианки/

Цели: 1. Учебные: - Развитие навыка правильного, выразительного, сознательного чтения. - Учить определять основную мысль прочитанного, выделять действующих лиц. - Учить описывать содержание иллюстраций к тексту. - Учить чтению текста по ролям, различать рассказ и сказку, обогащать словарный запас учащихся. - Формировать умение слаженно работать в группе, развивать любознательность и познавательную активность.

2. Воспитательные: - Учить определять эмоциональный тон и настроение произведения. - Оценивать персонажей, осмысливать прочитанное. - Расширять кругозор детей путём знакомства с творчеством русских писателей и художников, а также интересными фактами из жизни животных.

- Прививать интерес к чтению.

Наглядный материал, оборудование: 1. Портреты писателя В.В. Бианки и художника Ю.А. Васнецова на доске. 2. Книга «Лис и мышонок» с рисунками Ю. Васнецова. 3. В пластиковом конверте письмо с изображёнными следами зверей. 4. На крыле доски плакатики с речевым материалом (на зелёных листах слова: орнитолог, писатель-натуралист, отнорочек). 5. Листы-карточки с загадками. 6. Компьютерная презентация. 7. Рисунки детей по произведениям В. Бианки (оформлена выставка на стенде для детских работ).8.Выставка книг В.В. Бианки на отдельном столе перед доской. 9.Толковый словарь Д. Ожегова.10. На 1/2листа ватмана заготовка кроссворда. 11. Памятные эмблемы для всех учениц класса «Природа и дети».

Предварительная работа: за 3 недели до урока детям предлагается прочесть произведения В. В. Бианки: «Где раки зимуют», «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз», «Хитрый Лис и умная Уточка», «Первая охота», «Приключения Муравьишки», «Кто чем поёт?», «Лесные разведчики», «Поганки», «Рыбий дом», «Синичкин календарь»; за два-три дня до урока 3 ученицы разучивают стихи о писателе В.В. Бианки, трём ученицам учитель даёт задание подготовить рассказ о мышах для выступления перед классом (текст рассказа для учениц готовит учитель), две девочки из разных групп за день до урока работают со словарём Ожегова - находят объяснение значения слов орнитолог и писатель-натуралист .

ХОД УРОКА:

1. Приветствие, эмоциональный настрой на урок

1 слайд презентации, звучит спокойная музыка, на фоне её говорит учитель.

Учитель: Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться:
- Доброе утро! (Дети - в ответ здороваются и с гостями)
- Доброе утро! - солнцу и птицам.
- Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Доброе утро длится до вечера.

- Эти прекрасные добрые строки написаны питерским поэтом Владимиром Кривошеевым, и я рада присоединиться к ним и пожелать всем вам доброго утра и доброго дня.

Добрый день и добрый час, урок чтения у нас.
Тихо мы места займём, тишине откроем двери,
На уроке пусть сидит,
Будет шумно - улетит.

2. Подведение учениц к теме урока путем активизации мыслительной деятельности. - Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на уроках чтения? (Ответы детей) -Правильно, вот и сегодня мы продолжим с вами учиться читать выразительно, плавно, и поможет нам новый автор и произведение.

К нам в класс сегодня пришло письмо,

Какое-то странное оно…

Нет обратного адресата,

А вот и послание, от кого же, девчата?

/Учитель открывает конверт, там письмо, читает его, затем дети разгадывают кроссворд/


Дорогие ПЕРВОКЛАССНИЦЫ!

Мы не хотели вас пугать,

Сумейте нас вы разгадать.

Мы с природою дружны,

Знать вы нас уже должны!

Кроссворд скорее отгадайте,

И ДРУГА нашего узнайте!


Учитель: Как вы думаете, от кого письмо? (Дети: от животных, догадались по оставленным следам). Сегодня на уроке у нас будут работать 6 дружных четвёрок. Каждая 4-ка девочек получит своё задание и сейчас вам - по загадке. (Девочкам из каждой четвёрки даётся для прочтения вслух загадка на отдельном листе, другая девочка из четвёрки записывает отгадку на 1/2листа ватмана (на доске). Текст загадки есть и на экране презентации, отгадав загадку, появляется картинка-отгадка (слайды 2-7)

Учитель: В кроссворде- загадки о животных.

(Все слова пишутся по горизонтали, зашифровано по вертикали слово Бианки.)

Б



и

а

н

к

и

Читают дети:

  1. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

2.Эти птицы так красивы:

Белоснежны, горделивы.
К нам на море прилетают,

Люди их не забывают (лебеди)

3.Примета такая вам пригодится:
Счастье тому, у кого он селится.
Гнёзда он вьёт на дому иль столбе,
В клюве он носит детишек семье (аист)


4.Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он (кабан)

5.Без расчёски причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады (кот)

6. Под водой живёт народ, ходит задом наперёд (раки)

- Вам знакома эта фамилия? Кто это? (Ответы детей) Слайд №8

1 Ученица: Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях -
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.

2 Ученица: Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймёшь.

3 Ученица: Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.

- Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока чтения. (Ответы детей)

Верно, сегодня мы познакомимся с новым произведением Виталия Валентиновича Бианки и побеседуем о знакомых вам его произведениях.

3.Рассказ учителя о творчестве В.В. Бианки, словарная работа.

В этом году Виталию Валентиновичу Бианки исполнилось бы 120 лет, он родился в семье учёного-орнитолога, хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Как вы думаете, кто такой орнитолог?

(Если дети не назовут, то отвечает ученица в 1 группе - в словаре Ожегова говорится, что это знаток птиц, учёный, занимающийся изучением птиц)

Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию. Жила семья Бианки на территории музея, поэтому у Виталия была прекрасная возможность изучать экспонаты музея, а значит, и природу. Бианки учился в Санкт-Петербургском университете, после побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Виталия Валентиновича называют писателем-натуралистом. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Девочки из 2 группы подготовили объяснение этого слова. (Словарь Ожегова) Натуралист- человек, который занимается изучением природы, естество-испытатель.

Природа и стала главным героем его произведений, которых он написал около 300.Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.

- А какие произведения Бианки знаете вы? (Ответы из разных групп:Где раки зимуют, Заяц, косач,медведь и Дед Мороз; Хитрый Лис и умная Уточка, Первая охота, Приключения Муравьишки, Кто чем поёт?, Лесные разведчики, Поганки, Рыбий дом, Синичкин календарь и др.) (Учитель обращает внимание детей на выставку книг В.В. Бианки в классе)

4. ФИЗМИНУТКА для глаз с использованием офтальмотренажёров

Учитель: Хлопаем в ладоши, двигаясь корпусом, вслед за мигающими огоньками тренажёра. (Учитель меняет 2-3 раза положения тренажёра)

Поменяемся местами,

И урок продолжим с вами.

5. Работа с текстом.

А) Познавательная предварительная работа.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением Бианки, а его главный герой - зашифрован в загадке. Прочитайте. (Слайд № 9)

Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышка)

- Что вы знаете о мышах? ( приём «До и После») Как к ним относитесь? Какие чувства вы испытываете, когда видите мышонка или думаете о нём? (Ответы детей)

А знаете ли вы, что…..Интересные факты о мышах. (Слайд № 10-11)

(Рассказывают заранее подготовленные ученицы)

1 ученица: Слово "мышь"пришло из древнего индоевропейского языка, санскрита, и означает "вор". Скелеты мышей были найдены в пещерах первобытных людей. В древности провинившихся кидали в карцер с мышами. Длина мышиного хвоста равна длине их тела.

2 ученица: Некоторые мыши могут притворяться мертвыми. Они очень любопытны и изучают свою территорию ежедневно. Мыши ведут ночной образ жизни, они вырабатывают свой собственный витамин С. Мыши не видят красный цвет.

3 ученица: В Египте приготовленных мышей используют для лечения различных недугов в том числе и желудочных. В Индии люди поклонялись мышам в храмах, а японцы разводят белых мышей около 300 лет, они считают, что мыши - спутницы бога счастья. В Китае отсутствие крыс в доме и во дворе считалось тревожным знаком.

(Слайды № 11,12)

Б) Первичное восприятие

А вот как нам рассказал о мыши Виталий Бианки.

Поможет мне прочитать новое произведение ваша одноклассница.

Откройте учебники на стр. 10. Послушайте и определите жанр произведения.

Учитель читает роль Лиса, а хорошо читающая ученица - роль Мышонка.

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. (Ответы детей)

- Докажите, что это сказка. (Ученицы в группах совещаются, учитель слушает ответы разных групп)

- Какая эта сказка? (Авторская, о животных, поучительная) (Ответы разных групп)

В) Чтение сказки учениками вслух. Словарная работа.

-О ком говорится в сказке? (Ответы детей)

- Возьмите простой карандаш, будем читать сказку цепочкой по предложению, отмечать слова Лиса и Мышонка, а также объяснять незнакомые или трудные слова.

Чтение сказки учениками вслух.

Чтение учениками труднопроизносимых слов. (Слайд №13)

- Читайте правильно!

Пря-тать-ся (а говорим - пря-та-ца)

От - но - ро - чек, отно - рочек, отнорочек,

Кла - до - воч - ка, кладо - вочка, кладовочка,

Под - сте - ре - гу, подсте - регу, подстерегу.

- Каким ты представляешь Мышонка?

- От кого прятался мышонок? Куда он спрятался? Объясните, что такое отнорочек.

- Каким изобразил писатель Мышонка? (Смышлёным, сообразительным, находчивым и т.д. - на экране) (Слайд №14)

Дети подбирают подходящие к характерам героев слова-признаки.

- А Лиса? Расскажите. (Слайд №14)

Г) Работа с иллюстрацией к сказке. Знакомство с художником-иллюстратором Ю.А. Васнецовым

- Рассмотрите рисунок. Виталий Бианки - это писатель. А кто нарисовал картины - иллюстрации к сказке? (Дети: Художник) (Слайд №15)

- Художник Юрий Васнецов. Художник рисует картины, ил - лю - стра - ции

Юрий Алексеевич ВАСНЕЦОВ - советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946), народный художник РСФСР (1966), обладатель многих наград. Его иллюстрации к детским книгам, возможно, и вам известны.

(Слайд №16,17)

- Как вы думаете, какое настроение хотел создать художник?

Каким изобразил художник Лиса, Мышонка? (Ответы детей)

- Как называется жилище мышонка? - Нора, норка.

- Что есть в норке у мышонка? (Ответы детей)

ФИЗМИНУТКА (Дети встают из-за конторок, произносят стихи и выполняют движения)

Вверх рука и вниз рука. Потянулись мы слегка.
Ножками потопали. Ручками похлопали.

Учитель: Поменялись бесшумно местами,

И продолжим общение с вами.

Д) Чтение сказки по ролям

Предлагаю попробовать прочитать сказку по ролям.

- Кто хочет говорить за Лиса? За Мышонка?

Слушаем чтение

- Изменились ваши знания о мышах?
- Изменились ли ваши чувства? Почему?

6. Работа с пословицами.

Прочитайте предложения, что это? (Пословицы) Слайд № 18

Что гласит народная мудрость? (Иногда хитрость и сообразительность помогают в трудных ситуациях)

7. Подведение итога работы групп четвёрок.

Учитель: Как вы считаете, как сегодня работали на уроке наши группы?

(Дети сами или с помощью учителя, родителей анализируют и оценивают работу групп)

- За хорошую работу на уроке в группах все девочки получают памятные эмблемы «Природа и дети» (эмблемы ученицы получат на перемене)

8. Итог урока, рефлексия.(Слайд № 19)

- Выбери предложение и продолжи.

Мне было интересно…

Я узнала…

Для меня было открытие, что…

(Ученицы выбирают любое предложение и отвечают)

Учитель: На самоподготовке разбейтесь по парам по желанию и поучитесь читать выразительно по ролям.

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело. Спасибо за активную работу на уроке! (Слайд№20)

Если останется время в конце урока (как было у меня на уроке), можно провести викторину, которую я составила для детей по прочитанным произведениям.

* ВИКТОРИНА. Отгадайте, как называется произведение.

1.Сказка о том, как звери лесные стали привередичать, а он им сказал: Кому чего, - на всех не угодишь. Я лучше восвояси уберусь.
И ушел.
Ну, сказать, - лесное зверье не больно долго о нем плакало: взамен ему
Синица живо её привела. А кого, её-то? (Весну) (Сказка «Заяц, косач,медведь и Дед Мороз»)

2.«Зря, зря!» - дразнила она Лиса, перехитрила его, выжила и остался Лис ни с чем. (Хитрый Лис и умная Уточка)

3."Мы все за себя постоять умеем, каждый по-своему!" - думают они про себя. А он уже убежал к озеру и их не слышал. («Первая охота»)

4.У них настоящий режим, строго: « Только солнышко на закат - все домой бегут. Сядет солнце, - они все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.» Про кого это? («Приключения Муравьишки») 5.Откуда этот отрывок (?)«Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков - длинные задние лапки колонками назад. На крыльях - зазубринка, а на ножках зацепочки.Трет себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает - стрекочет. Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.» («Кто чем поёт?»)



9


© 2010-2022