• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья по теме Средства и особенности методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста

Статья по теме Средства и особенности методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Статья


Средства и особенности методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста


С о д е р ж а н и е
Введение…………………………………………………………………...........3 Глава 1. Виды координационных способностей и их характеристика……..6 1.1. Сущность и значение координационных способностей в управлении движениями……………………………………………………...6 1.2. Классификация координационных способностей…………...........7 1.3. Средства развития координационных способностей………........11 Глава 2. Влияние возрастных особенностей на развитие координационных способностей в младшем школьном возрасте……………………………….14 2.1. Возрастные особенности школьника 7-9 лет…………………….14 2.2. Методика развития координационных способностей…………...16 2.3. Закономерности формирования координационных способностей…………………………………………………………....21 Выводы………………………………………………………………………...24 Список литературы…………………………………………………………....26






ВВЕДЕНИЕ Исходным пунктом при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация». Он означает согла-сование, приведение в порядок, в соответствие. В том случае, когда речь идет о согласовании движений звеньев тела в пространстве и во времени при решении конкретной двигательной задачи, принято говорить о коор- динационных способностях человека. Под координационными способностями следует понимать, во-пер- вых, способность целесообразно строить двигательные акты; во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или пере- ключаться от одних действий к другим в соответствии с требованиями изменяющихся условий. Следовательно, координационные способности характеризуют воз- можности человека к организации и управлению движениями. Трудность управления двигательным аппаратом зависит прежде всего от того, что человеческое тело представляет собой многозвенную систему, с огромным количеством степеней свободы. Наиболее полное объяснение основных трудностей при выполнении координированного движения впервые ещё было дано Н.А.Бернштейном (1947). По его меткому выражению, коорди- нация движений и есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, т.е. превращение его в управляемую систему. Возможность качественно координировать движения, способность преобразовывать новые, всё усложняющиеся формы движений, в наиболь-шей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гим-настика, фигурное катание и так да­лее). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий. Комплексным проявлением координационных способностей является ловкость. Ловкость включает способность быстро осваивать новые упражнения, координировано выполнять сложные движения и эффективно действовать в необычных условиях, создавая новые двигательные акты. Координационное совершенствование актуально в современной жиз-ни, оно направлено на подготовку молодежи к сложным условиям совре-менного производства и высокому темпу жизни. В младшем школьном возрасте происходит "закладка фундамента" для развития координационных способностей, а также приобретение зна-ний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей. Объектом курсовой работы является физическое воспитание детей младшего школьного возраста (1-4 класс общеобразовательной школы). Предметом рассмотрения: средства и методы развития координационных способностей младших школьников. Цель данной работы выявить средства и особенность методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Для достижения этой цели необходимо ре­шить следующие задачи: 1.) Определить значение координационных способностей, выявить их классификацию. 2.) Рассмотреть возрастные особенности младших школьников (де-тей 6-10 лет). 3.) Установить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей для младших школьников. Критерием координационных способностей является степень соот-ветствия между двигательным процессом и намеченной целью. Выделяют единичные и комплексные критерии (измерители) коорди- национных способностей, которые имеют качественные и количественные характеристики. К основным единичным качественным характеристикам относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность ре-шения двигательной задачи. Количественными критериями являются точ-ность, скорость, экономичность и стабильность действий. Но, как правило, более распространены комплексные критерии. В этом случае координируют деятельность одновременно по двум или не-скольким признакам: по скорости и экономичности; по точности, своевре-менности и скорости и т.д. Ведущую роль в развитии координационных способностей отводят развитию функций центральной нервной сис­темы. Уровень координационной способности определяется следующими способностями индивида: - быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущий­ся объект; - точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный про­межуток времени; - дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения; - приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постанов­ке задачи; - прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени; - ориентироваться во времени двигательной задачи.



ГЛАВА 1. ВИДЫ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА


1.1. Сущность и значение координационных способностей в управлении движениями Одной из важнейших задач физического воспитания является разви-тие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф.Лестгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важ-ность "умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодоле-вать их с возможно большей ловкостью". Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей. Значимость воспитания координационных способностей объясняет­ся четырьмя основными причинами: 1. Хорошо развитые координационные способности являются необ-ходимы­ми предпосылками для успешного обучения физическим упражне-нииям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разно-образное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вари-ативности процессов управления движения­ми, к увеличению двигатель-ного опыта. 2. Сформированные координационные способности - необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способ-ствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно рас-
тущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возмож-ности человека в управлении своими движениями. 3. Координационные способности обеспечивают экономное рас-ходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их исполь-зова­ния, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходо­ванию сил. 4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не ме­нее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков. Тем более, что этот возраст, особенно младший школьный является наиболее благоприятным в этом отношении.

1.2. Классификация координационных способностей Под координационными способностями понимаются способности чело­века к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность. Для эффективного формирования координационных способностей не-обходимо на базе общего подхода к Физическому воспитанию вырабо­тать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека. Отсюда и вытекает необ­ходимость классификации координационных способностей. К числу основных координационных способностей относятся: - способность к реагированию; - способность к равновесию; - способность к ориентированию в пространстве (ориентационная способность); - дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; - способность к выполнению заданий в заданном ритме; - способность к перестраиванию движений; - способность к соединению (комбинированию) движений; - способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к не-обычной постановке задач; - способность к управлению временем двигательных реакций; - способность предвосхищать (предугадывать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом; - способность к управлению мышечными напряжениями; - способность к произвольному расслаблению мышц. Способность к реагированию это способность быстро и точно на­чать движения соответственно определенному сигналу. Различают зритель-но-моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки слу-жит время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку, отмашки флажка или сигнал, поданный голо­сом. Способность к равновесию - это сохранение устойчивого положе­ния тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают стати­ческое и динамическое равновесие. Первый путь - применение так называемых упражнений на "равновесие", то есть движений и поз, в условиях, затруд-няющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различ-ные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее. Второй путь основан на избирательном совершенствовании динамических упраж-нений, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствова­ния вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолиней­ными и угловыми ускорениями. Например, кувырок вперед, перекат в сторону (колесо). Ориентационная способность - это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с уче-том изменяющейся ситуации или движущегося объекта. Например, вы­ход после прыжка в три оборота, акробатические прыжки, вольные упражнения в спортивной гимнастике и так далее. Способность к дифференцированию - это способность к достиже­нию высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движе­ния, а также движения в целом. Например, бросок в кольцо с различ­ных точек, ритмическая способность при броске. Ритмическая способность - это способность определять и реализо-вывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Ритмический характер работы организма позволяет выпол­нять наибо-лее эффективно каждое двигательное действие с относитель­но маленькими наполнениями. Например, выполнение вольных упражне­ний под музыку. Однако значимость координационных способностей в каждом виде деятельности будет различной. К примеру, для гимнастики ведущими яв-ляются: способность к ориентированию, соединению, равновесию, диффе-ренцированию и ритму. Способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов: - функциональным состоянием сенсорных систем организма (анали-заторов); - степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга); - возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью). В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа её решения. В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в раз-витии отдельных видов координационных способностей. (Табл. 1)

Таблица 1

Сенситивные периоды в развитии координационных способностей у детей (по Д. Хиртцу)

Координационная



В

о

з

р

а

с

т

способность

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

к управлению продолжи-

тельностью мышечных на-

пряжений

М

Д

М

Д

М

Д

-

-

-

-

-

-

-

к дифференцированию

пространственных и вре-

менных характеристик

движений

М
Д

М

Д

-

Д

М

Д

М

-

-

-

-

к управлению временем

реакции на слуховые и зрительные сигналы

-

-

М

Д

М

Д

М

Д

М

-

-

-

-

к ритму

-

Д

М

Д

М

Д

М

-

-

-

-

-

к ориентации в

пространстве

-

-

-


М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

-

к равновесию

-

-

-

Д

М

Д

М

-

-

-

-



Используя таблицу, можно сделать вывод, что сначала у детей младшего школьного возраста развиваются способности к управлению продолжительностью мышечных сокращений, к дифференцированию пространственных и временных характеристик, к ритму. Позже начинают развиваться способности к управлению временем реакции на слуховые и зрительные сигналы. А к окончанию начальной школы происходит бурный рост координационных способностей. Существенное же улучшение проис-ходит к 15 - 16 годам. В этом возрасте уровень развития координационных способностей приближается к показателям взрослого человека.

1.3. Средства развития координационных способностей Практика физического воспитания и спорта располагает большим арсеналом средств для развития координационных способностей. Основными средствами для воспитания координационных способнос­тей являются: 1) Физические упражнения повышенной координационной слож­ности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет из-менения пространственных, временных и динамических параметров, а так же за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее; комбинируя двигательные навы-ки; сочетая ходьбу с прыж­ками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направлен-ный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навы-ка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной инфор-мации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий. 2) Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общие подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с пред­метами (мячами, гимнасти-ческими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточ-но сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положе-ниях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувыр-ки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии. 3) Для развития способности быстро и целесообразно перестраи­вать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спор­тивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности. 4) Специальные упражнения для совершенствования координационных движений с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта. На стартовой тренировке применяют две группы таких средств: А) Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта. Б) Развивающие, направленные на непосредственно воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных ус­ловиях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнасти-ческую скамейку). Упражнения, направленные на развитие координационных способнос­тей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автомати­чески. Затем, они теряют свою ценность, так как любое, осво-енное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательного действия упражнение, не стимулирует дальнейшее развитие координацион­ных способностей.







ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Возрастные особенности школьника 7-9 лет
Особенности детского организма в том, что в ходе роста и раз­вития строение и функции всех органов и систем непрерывно совершен­ствуются. Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять движения по большей амплитуде. Однако движения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища, особенно статической (статическая сила - нет движений), имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте не устой­чива. Укрепление мышц ног, удерживающих в правильном положении продольный и поперечный своды стопы, очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактика плоскостопия. Части стопы окостеневают только лишь к 15 - 16 годам. Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник. Межпозвоночные диски (эпифизы) позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, а кости таза срастаются только к 14 - 16 го­дам. Следовательно, детям младшего школьного возраста нельзя выпол­нять прыжки на жесткий грунт с высоты более 80 см., а также длите­льное время выполнять упражнения сидя. Все реакции приспособления требуют активной работы мозга, особенно высших отделов - коры больших полушарий. Моторная зона коры в основном сформирована к 4 годам, а ассоциативная зона созревает к 7-8 годам лишь на 80%, особенно отставая в развитии у мальчиков. Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процес­сов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все физические качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, рост и развитие всех систем и органов. Детям 7 - 9 лет рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики: ходьба, бег, лазанье по наклонной поставленной ска­мейке, гимнастической стенке, лестнице, перелазание через препят­ствие высотой до 1 м, бросание и ловля мячей, метание в цель, переноска набивных мячей, упражнения в равновесии, прыжки (в длину, в высоту до 80 см); акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойка на лопатках (для 3 класса). В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы. С 6 лет начинают доминировать речевые сигналы, поэтому при обучении детей этого воз­раста нужно пользоваться методами показа и рассказа. Объяснить дос­тупные упражнения лаконично, просто, понятно. Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий, указыванию на то, как их вы­полнять, показ следует сопровождать образным рассказом, акценти­руя внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изу­чаемого упражнения. Дети 7-9 лет склонны к подражанию, поэтому, обучая их целесообразно пользоваться методом имитации. Учителю ре­комендуется говорить: "Делай, как я". 6 - 10 лет - это время качественной перестройки зрительной, слуховой, тактильной сенсорных систем, но в этом возрасте они ещё не достигают уровня развития взрослого человека. Исходя из этого, изучаемые детьми упражнения должны быть понятными и простыми. Упражнения не должны быть продолжительными, необходимы короткие паузы для отдыха, так как дети склонны быстро уставать. У детей 7 - 9 лет двигательные навыки формируются медленнее, чем у 10 - 13-летних и часто удачное выполнение чередуется с неудачным. Чем слож­нее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкооб­разного становления двигательных навыков. Для быстрейшего станов­ления двигательных навыков, необходимо изучаемое упражнение повто­рять 6-8 раз в каждом занятии в относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения, в одном темпе 2-3 раза в одном подходе. Дети младшего школьного возраста любят играть, склонны к фантазированию, позволяющему им легче представлять себе различные двигательные действия. Поэтому рекомендуется значительное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игры.

2.2. Методика развития координационных способностей При развитии координационных способностей решаются как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе компонентов, характеризующих качество управления различными видами двигательных действий. Какова же методика развития координационных способностей? Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Наиболее эффективным в младшем школьном возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро да­ет заметный положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метод позволяют создать высокий эмоциональный фон и побуж­дает детей делать задания быстрее и точнее. Для воспитания способности к реагированию следует применять: а) свободный бег с дополнительными заданиями, бег с внезапными остановками, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов); б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное); в) интенсивность движения, ее изменение: ходьба обычная - бег быстрый, бег медленный - бег ускоренный; г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать). При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно усложняются условия, в которых выполняется задание. Оно выражается в увеличении скорости реагирования, в требовании реагировать на неожиданные различные громкости неожиданных сигналов, в увеличении сложности выполнения движений и повышения требований к точности. Способность к равновесию, как упоминалось ранее, может быть статической и динамической. Для развития способности к динамическому равновесию полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся кувырки, перевороты, повороты или комбинации этих упражнений. Упражнения, направленные на развитие статокинетической устойчивости, называют «упражнениями на равновесие». Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся: положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры; высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость; скорость движения тела, его равномерность и другие. Используются упражнения:

  • с балансированием в позах, отличающихся невыгодным для их устойчивости взаиморасположением звеньев тела;
  • с сохранением позы тела в статических положениях и в сочетании с перемещением человека на повышенной, на уменьшенной подвижной наклонной опоре, затрудняющей сохранение равновесия;
  • с сохранением статической или динамической устойчивости в условиях дополнительных помех.
В настоящее время применяются активный, пассивный и комбинированный (смешанный) методы тренировки статокинетической устойчивости. При активном методе занимающийся многократно выполняет специальные упражнения, направленные на адекватное раздражение вестибулярного аппарата, пассивный метод предполагает использование специальных приспособлений. В работе с младшими школьниками важно, чтобы в процессе занятий не возникало перераздражение вестибулярного аппарата, особенно у детей, обладающих повышенной возбудимостью, потому что это может вызвать у них отрицательные эмоции и нежелание заниматься. Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий. Основой совершенствования способности к динамическому равнове­сию является адаптация к различным внешним условиям. К важным сред­ствам воспитания динамического равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения. Например: «Совушка», «Бой петухов». Необходимо отметить, что упражнения на равновесие следует включать во все части урока, их целесообразно чередовать с другими упражнениями.

Способность дифференцировать отдельные признаки движений (направление, амплитуду, время, темп, скорость, интенсивность мышечных усилий и других характеристик) во многом зависит от степени развития у человека зрительных, слуховых, тактильных и мышечно-двигательных ощущений или, способности к кинетическому различению. Кинестезию называют также «мышечным чувством». В процессе совершенствования этой способности формируются такие восприятия и представления как «чувство пространства», «чувство времени», «чувство развиваемых усилий». При воспитании точности движений используется метод "контраст­ных" заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних. Указанные приемы намного эффективнее, чем многократное повторение. В процессе развития у детей пространственной точности мета­тельных движений, при изменении веса снаряда важно использовать вариативную методику, а не стабильную. Сущность вариативного метода заключается в постоянном чередо­вании снарядов разного веса при метании на одно и тоже расстояние. Разница во времени вариативной и стабильной методик проявляется уже на первом занятии. Развитию у детей способности точно реагировать на величину си­ловых усилий, содействуют упражнения, имеющие предметно обозначен­ную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полукруг с разметкой) и так далее. Использование этого метода позволяет повысить активность и интерес детей, достичь более полного осмысления, обстановки примене­ния изучаемых действий, добиваться более быстрого образования координационных связей во взаимных движениях. При воспитании дифференцировки временных интервалов использу­ют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации. Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигна­лами, учитель обучает детей выполнять упражнения в определен­ном темпе. Для ознакомления детей с основными временными понятиями в обу­чении выполнять движения в медленном, среднем и быстром темпе, фор­мирование длительности темпа выполнения упражнений рекомендуется применять следующие задания: 1. Коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту. 2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром тем­пе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное). 3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе). 4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков - быстро, 8 -медленно) и другие. При развитии способности дифференцировать различные парамет­ры, следует использовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора, задание на точность, "сближаемые" и "контрастные" задания. У детей в возрасте от 4 до 10 лет (т.е. и в младшем школьном возрасте) наиболее заметно развивается точность активного воспроизведения угловых смещений в локтевом суставе, что позволяет развивать «чувство дистанции», «чувство планки». Также в 8-10 лет интенсивно возрастает способность оценивать вес предметов. Упражнения на развитее этих качеств должны включаться в уроки с младшими школьниками. Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемых в различных временных и пространствен­ных соотношениях, танцы, танцевальные шаги, импровизированные упражнения. Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям. Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности). Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музы­кой. В содержании занятий необходимо включать ритмическую ходьбу, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, народные мелодии и другие движения.


2.3. Закономерности формирования координационных способностей Выделяют пять закономерностей воспитания коррекционных способностей. 1. Основным методом являются упражнения (многократное повторение), а средством - физические упражнения. Координационные способности будут возрастать, если их целенаправленно развивать совместно с силовыми и скоростными способностями. Поэтому упражнения на развитие координационных способностей можно разделить на две группы: а) упражнения, совершенствующие координационные способности скоростно и скоростно-силовых движений. Ими можно развивать двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию, прыжки и метания); б) упражнения для развития координационных способностей в движении на выносливость, в которых предъявляются повышенные требования к дифференцированной, ориентационной и ритмической способности при значи­тельном утомлении (лыжи, бег на длинные дистанции, спортивные игры и так далее). Тренировочные средства бывают общие, то есть направленные на совершенствование общего уровня способностей, выполняемых в грубой форме и специальные - направленные на совершенствование определенных координационных способностей и выполняемые с высокой точностью. 2. Используемые тренировочные средства (двигательные навыки) должны технически правильно разучиваться и правильно выполняться под контролем сознания, возможно: - наблюдение тренера или спортсмена; - объективно дополнительная информация (приемы самоконтроля); - использование зеркала или запись на видеопленку. 3. Использование дополнительных тренировочных средств, которые улучшают функцию анализаторов. 4. Выбор тренировочных средств должен быть таким, чтобы воздействовать на определенные двигательные способности в соответствии с выбранной задачей. Например, для волейболиста дифференцированная способность, для бегуна-спринтера - реагирующая способность. 5. Результат обучения будет в том случае, если с помощью методических приёмов будет повышаться сложность тренирующих средств. Существуют следующие методические приёмы для воспитания конкретных способностей: 1. Варьирование способа выполнения движения (старт из разных исходных положений: из положения лежа, сидя; изменение направления движения, темпа, ритма, объёма). 2. Изменение внешних условий при сохранении способа выполнения упражнения (другое помещение, температура, ветер, снег и т.д.). 3. Комбинирование двигательных навыков (дополнительное задание во время применения). 4. Выполнение упражнения при недостатке времени (приседание за 30 секунд). 5. Варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом, отмашка, хлопок по плечу, выстрел. 6. Выполнение упражнения после предварительной подготовки - для совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной способностей и способностей к переключению двигательных дейст­вий (предварительная нагрузка, предварительные упражнения с использованием вестибулярного аппарата).













ВЫВОДЫ 1.) Изучение научно-методической литературы позволяет сделать вывод, что координационные способности - один из ведущих факторов эффективной двигательной деятельности. Они во многом определяют успехи в спортивных дисциплинах. К числу основных координационных способностей относятся: способность к дифференцированию различных параметров движения; способность к управлению мышечными напряжениями; способность к ориентированию в пространстве; способность к равновесию; способность к перестраиванию и комбинированию движений; способность к выполнению заданий в заданном ритме; способность к управлению временем двигательных реакций; способность предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом; способность к произвольному расслаблению мышц.
2.) Способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов:

  1. функциональным состоянием сенсорных систем организма (анализаторов);
  2. степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга);
  3. возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).
Показатели координации и точности движений у младших школьников в 1,5 - 2 раза хуже, чем у 14 - 15 летних. Они резко ухудшаются при малейшей недостаточности зрительной информации. На 30 - 50% они менее стабильны, чем у 11 - 12-летних детей. С учётом возрастных особенностей в возрасте 6 - 10 лет происходит формирование и развитие таких координационных способностей как:
  • к управлению продолжительностью мышечных напряжений;

  • к дифференцированию пространственных и временных характеристик движений;
  • к управлению временем реакций на слуховые и зрительные сигналы;
  • к ритму;

  • к равновесию;

  • оценивать вес предметов;

  • «чувство планки», «чувство локтя».

Но существенное улучшение координационных способностей происходит к 15 - 16 годам.
3.) Основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения, а методом - упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Они должны: - иметь необходимую координационную трудность для занимающихся; - содержать элементы новизны, необычности; - отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решений двигательных задач; - включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений, путём активизации работы отдельных анализаторов, либо с «выключением» их деятельности. - у младших школьников вызывать положительные эмоции и не вызывать чрезмерного раздражения вестибулярного аппарата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ Автор составитель О.А.Аксёнова//Под общей редакцией С.П.Евсеева. - СПб.: ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2003.
  2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии./Н.А.Бернштейн. - М.: Медицина, 1991. - 75с.
  3. Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста/ А.Б.Гандельсман, Д.М.Смирнов. -М.: Просвещение, 1986.
  4. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф.Курамшина, В.И.Попова; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб, 1999. - с. 141-153.
  5. Луценко, С.А. Теория и методика физической культуры: Методические рекомендации по изучению дисциплины / С.А.Луценко. - СПб.: ИСПиП, 2006. - 60с.
  6. Лях, В.И. Координационные способности школьников./В.И.Лях. - Минск.: Полымя, 1989. - 147с.
  7. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - с. 370-405.
  8. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры / Л.П.Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991.- 211с.
  9. Терминология спорта: Толковый слов. спорт. терминов: Ок.9500 терминов /Сост. П.Ф.Суслов, Д.А.Тышлер. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 479с.
  10. Шапкова, Л.В. Методика написания контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ по адаптивной физической культуре: Учебное пособие/ Л.В.Шапкова. - СПб.: ИСПиП, 2006. - 52с.




© 2010-2022